Файл: Рылов В.Н. Техника безопасности гидромелиоративных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
передач во время скольжения. Снежный покров и тол щина наледи тщательно исследуются. В табл. 3 приво дятся допустимая толщина льда и снежного покрова.
б) экипажам многоковшовых экскаваторов
При встрече с препятствием в забое — пни, камни, погребенная древесина и др. машину необходимо оста новить и осторожно, вращением цепи на месте, удалить ковшами или, выглубив рабочий орган, — вручную.
При появлении горизонтальных трещин в стенках траншей и возникновении опасности обвалов грунта рабочие немедленно должны быть выведены из опасных мест. Укладка гончарных трубок на таких участках производится после крепления стенок траншеи.
Рытье дренажных траншей должно производиться от устья к истоку. Нельзя заезжать гусеницами за бровку открытого канала при установке экскаватора на устье закрытого коллектора.
В плывунах и грунтах, сильно насыщенных водой, монтаж дренажа ведется звеньями, они предварительно заготавливаются на поверхности. Рабочие по укладке гончарных труб должны находиться в 6 ж и более от экскаватора. Нижний рабочий при движении ЭТН-171 не должен выходить из ящика трубоукладчика до пол ной остановки экскаватора, а при выглублении или опу скании рабочего органа обязан подняться из него.
в) экипажам экскаваторов с крановым оборудованием
Кработе допускаются машинисты, сдавшие экзамен
винспекции Гостехнадзора. Экипаж экскаватора обязан знать знаковую сигнализацию. Не разрешается превы-
19
шать подъем груза, допустимого для данного вылета стрелы.
Перед началом подъема машинист о б я з а н : проверить палочные приспособления — состояние и
исправность их, предупредить возможность самопроиз вольного отцепления и обеспечить устойчивость груза во время подъема и перемещения;
проверить устойчивость крана путем подъема груза, близкого по весу к предельному, на пробную высоту
10—20 см;
дать звуковой сигнал. З а п р е щ а е т с я :
подтаскивать (волочить) грузы краном, косым натя жением каната или поворотом платформы;
поднимать примерзший или зажатый посторонними предметами груз;
оставлять груз в подвешенном состоянии во время перерывов в работе;
резко тормозить поворотную платформу с поднятым грузом при повороте;
перемещать грузы над людьми; поднимать переполненную материалом тару;
поднимать груз в виде пакетов без специальных при способлений;
вытаскивать краном защемленные стропы.
Нормы браковки стальных канатов на экскаваторах с крановым оборудобанием приведены в приложении.
БЕЗО ПАСНО СТЬ РАБОТЫ НА БУЛЬДО ЗЕРАХ
Запрещается во избежание сползания агрегата вы двигать отвалы бульдозера за бровку откоса при засып ке траншей, котлованов, канав. При разравнивании ка-
20
вальера и проезде по берме нельзя заезжать гусеницами за бровку канала. Машинист должен непрерывно наблю дать за отвалом бульдозера; в случае удара ножа о препятствие машину следует немедленно остановить.
При осмотре отвала бульдозера под него необходимо подложить надежные подставки установленного образца, подводя их с торцов навесного оборудования.
Нельзя находиться под отвалом бульдозера, удержи ваемым • только канатом или гидравлической системой. При остановках отвал должен быть опущен на землю, а трактор заторможен.
Работая на высоких насыпях и крутых косогорах, нельзя производить резкие повороты во избежание опрокидывания и скольжения бульдозера; это недопу стимо и при заглубленном отвале. Нельзя также пере мещать грунт на подъем с продольным уклоном более 25° или под уклон более 35° и работать на косогоре с по перечным уклоном свыше 30°.
Не разрешается перемещать глинистый грунт в дождливую погоду.
БЕЗОПАСНО СТЬ ПРО ИЗВО ДСТВА ГРЕЙДЕРНЫХ РАБОТ
Во время движения агрегата категорически воспре щается удалять корни и камни из-под ножа или откос ника. Подавая машину назад, следует поднять до отказа нож или плужную балку, взяв ее на жесткую прицепку. Буксирные тросы и цепи должны иметь прицепные серь ги и крюки. Не разрешается употреблять буксирные тросы и цепи с узлами.
В процессе работы грейдерист должен держаться за штурвалы и рукоятки механизмов управления. Не раз-
21
решается находиться на грейдере во время перехода че рез разрабатываемый канал.
Для уменьшения усилий на штурвалы механизма подъема отвала ножа необходимо тщательно отрегули ровать амортизатор. Напряжение пружин дышла необ ходимо отрегулировать так, чтобы оно не могло доста вать до грунта.
Работа грейдера с большими тяговыми |
усилиями |
(свыше 5 т) не допускается. Это может привести к раз- |
|
рыву сварных швов. |
^ |
Категорически запрещается работать с незаводской предохранительной шпилькой дышла; производить уста- ' « новку откосников, вынос отвала и его перестановку разрешается только вдвоем. Грейдерист должен иметь сигнал, чтобы в случае необходимости просигналить трактористу остановку агрегата.
БЕЗО ПАСНО СТЬ СКРЕПЕРНЫ Х РАБОТ
Грунты II—IV групп должны быть предварительно разрыхлены. Дорогу для движения скрепера на слабых грунтах следует покрывать хворостом. Не рекомендуется' применять скрепер в мокрых глинистых грунтах. Кате горически запрещается использовать скрепер на попереч ных уклонах свыше 10° — скрепер может опрокинуться.
На спусках останавливаться с агрегатом запрещено. Сцепляют скрепер с трактором только прицепной серь гой, не применяя для этого тросов или других приспо соблений. Машинист обязан знать, что шкворень сцепки не должен быть более прочным, чем это установлено
расчетом.
Перевозить скрепер на небольшие расстояния раз решается автомобилями со скоростью до 35 км в час, а
22
I
тягач перевозится на трейлере или передвигается своим ходом.
И при свободном ходе и при перемещении грунта необходимо максимально поднимать нож. Машинист должен периодически осматривать пневматику скрепера и удалять застрявшие предметы (камни, палки, комья), которые при движении могут вылететь и стать причиной несчастного случая. Давление в шинах должно соответ ствовать 5,5—6 кг\см2.
При работе с «толкачами» их необходимо оборудовать специальным буфером во избежание поломки обеих машин. Если в качестве толкача применяют бульдозер, скрепер оборудуется также буферным устройством для избежания повреждения пневматиков скрепера. Маши нисты обоих агрегатов должны соблюдать осторожность в начале зарезания, избегать ударов машин, согласовы вать свои действия. В колонне во время работы расстоя ние между скреперами должно быть не менее 20 м.
Во время работы скрепера |
с |
гидравлическим управ |
лением необходимо соблюдать |
с л е д у ю щ и е т р е б о |
в а н и я :
между дышлом скрепера и трактором обязательно должен быть предохранительный канат, имеющий длину, меньшую, чем длина гибких шлангов системы управле ния;
загруженный ковш нельзя поднимать до крайнего положения, чтобы поршень не коснулся крышки гидрав лического цилиндра и не привел в действие предохрани тельный клапан;
при перемещении грунта на 1,5—2 км ковш закреп ляется цепями, а насос выключается;
после окончания работы и очистки скрепера от грязи ковш устанавливается в транспортное положение и кре пится цепями.
23
На скрепере с канатным управлением должны соблю даться с л е д у ю щ и е т р е б о в а н и я :
при транспортировке скрепера ковш крепится цепями' и тросами;
не допускать чрезмерного заглубления ковша во избежание перегрузки двигателя;
не поднимать ковша до отказа, так как это вызывает перенапряжение канатов управления;
не передвигаться после загрузки ковша с поднятым до отказа днищем и заслонкой во избежание обрыва каната;
не делать резких поворотов и не распасовывать кана тов руками при поднятом ковше.
При перевозке скрепера по льду тщательно прове ряется толщина ледяного покрова. Скреперы типа Д-222А переправляются при толщине льда 35 см, типа Д-357Г — не менее 55 см.
Категорически воспрещается находиться в ковше скрепера при поднятой передней заслонке, закрепленной только канатом полиспастной системы: ковш, если это необходимо, надо привязывать цепью к арке или стреле.
Ремонтные работы следует производить при полной остановке машины с опущенным до упора ковшом.
БЕЗО ПАСНО СТЬ ГИДРОМЕХАНИЗАЦИИ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ
Работа в забое
Доступ посторонних лиц на территорию производства земляных работ гидравлическим способом и особенно в зону действия гидромонитора строго запрещается. Ве-
24
дение каких-либо работ в забое во время действия струи недопустимо. Зона обрушения грунта должна отмечать ся знаками, запрещающими пребывание людей внутри этой границы.
Гидромонитор, арматуру и подводящий водовод необходимо перед сдачей в эксплуатацию испытывать на давление, превышающее рабочее в 1,3—1,5 раза. Ре зультаты испытаний оформляются соответствующим актом.
Устанавливается гидромонитор от бровки забоя на расстоянии не менее 0,8 высоты забоя, а при размыве плотных пород, способных к обрушению глыбами, — не менее 1,2 высоты забоя. Высота разрабатываемого усту па не должна превышать 20 м.
Запрещается оставлять без присмотра действующий гидромонитор. После окончания работы необходимо за крыть задвижку и опустить ствол гидромонитора вниз. Смена насадок разрешается только после прекращения подачи воды и всегда производится в присутствии ма
стера.
При разработке грунта в стесненных условиях — наличие электролинии в зоне струи или одновременная работа двух гидромониторов — устанавливаются огра ничители поворота ствола. Работать во время грозы не разрешается.
При возникновении течи в стыках водовода, проклад ках и сальниках гидромонитора работу следует приоста новить и устранить течь. Делается это при выключенном насосе.
Работать в ночное время разрешается только при достаточной освещенности забоя, верхней его бровки и зумпфа. В зимнее время площадки перед гидромонито ром, зумпфом и переходы через пультоотводные и водо сбросные канавы должны посыпаться песком.
25
Обслуживание землесосных и насосных станций
К управлению механизмами допускаются лица, про шедшие соответствующее обучение и сдавшие экзамен.
Перед запуском агрегата следует подать соответ ствующие сигналы в забой и на отвалы. Запускается и останавливается установка только по указанию старшего по смене. Испытывается агрегат на ходу и под нагруз кой. Трубопроводы и арматуру проверяют на давление,, превышающее рабочее на 30%. Результаты актируются. '
Проходы междуагрегатами не должны загромо ждаться и должны содержаться в чистоте.
Набивка и подтяжка сальников, фланцев и муфт тру бопроводов, очистка зумпфа и решеток допускаются только при закрытой задвижке и остановленном насосе.
Монтаж трубопроводов по эстакадам в непосред ственной близости от воздушных линий электропередач высокого напряжения запрещается. Трубопроводы в ме стах поворотов в горизонтальной или вертикальной плос кости должны быть закреплены анкерами.
Нахождение людей под эстакадами трубопроводов запрещается.
Работы на плавучих землесосных установках •
При обслуживании землесосного агрегата земсна ряда соблюдаются правила безопасности по обслужива нию насосных и землесосных станций. Посторонние лица на земснаряд и пульповод не допускаются.
Леерные ограждения корпуса земснаряда должны быть исправными, а проемы перекрыты съемными цепя ми. Вдоль бортов земснарядов следует закрепить верев-
26
I
ку, предохраняющую членов экипажа от падения за борт. Проходы по борту, по носу и корме земснаряда должны быть свободными, пролитое масло необходимо выти рать.
На плавучий пульповод обязательно кладется на стил для прохода с перильным ограждением высотой не менее 1 м и переходными мостиками между поплавками. На местах соединения пульповода с земснарядом и бере говым пульповодом кладутся передвижные трапы с ограждениями. Спасательный инвентарь — круги и пояса на земснаряде всегда должны быть готовыми к применению. Земснаряду придается лодка со следую щим инвентарем — веслами, уключинами, ведрами, яко рями, фонарями и спасательными кругами.
Для перекладки якорей земснаряда следует пользо ваться специальной лодкой, оборудованной ручной ле бедкой и снабженной спасательным инвентарем.
Во время ремонта и очистки грунтозаборных устройств запрещается подъезжать на лодке под раму всасывающего устройства или рыхлителя. Не разрешает ся переезжать затопленный трос во время папильонирования земснаряда. При наращивании или ремонте пла вучего пульповода следует применять съемные и под весные трапы для удобства затяжки стыков.
Исправность электротормозов лебедок и направляю щих роликов тросов должна систематически проверять ся. Направлять движущийся трос на ролик или барабан следует только с помощью специальных крюков. Запре щается ремонтировать лебедки во время работы агрега та. Возле каждой из них устанавливается кнопка ава рийной остановки.
Во время ремонта грунтозаборных и папильонажных устройств включать лебедку с центрального пульта без подачи команды не разрешается.
Руководители работ обязаны в каждом случае за-
27