Файл: Рылов В.Н. Техника безопасности гидромелиоративных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ных коммуникаций и сооружений допускается по
письменному разрешению организаций, |
ответственных |
за их эксплуатацию, и ведется только |
в присутствии |
технического руководителя, а вблизи кабельных линий и под наблюдением представителя организации, эксплуа тирующей линию. Земляные работы в непосредственной близости к коммуникациям производятся вручную с со блюдением специальных правил и только лопатами; применять ударные инструменты — ломы, клинья и пнев матический инструмент — запрещается; если грунт мерз лый, его необходимо отогреть, чтобы между кабелем и открытым огнем оставался слой грунта толщиной не менее 25 см. При обнаружении ранее неизвестных под земных сооружений и линий машинист должен приоста новить работу и сообщить об этом производителю работ.
При кратковременной остановке землеройной маши ны следует выключать муфту сцепления, перевести дви гатель на малые обороты, а рычаг переключения скоро стей — в нейтральное положение. Оставлять землерой ную машину без присмотра запрещается.
Буксировать и вытаскивать застрявшие машины и механизмы тягачами и бульдозерами надо при помощи жесткого буксира, осторожно, без рывков. Если вместо жесткого буксира применяется стальной канат, то зад нее окно трактора закрывается решеткой или проволоч ной сеткой.
На машинах с гидравлическим управлением з а п р е щ а е т с я р а б о т а т ь :
при неисправном и неотрегулированном предохрани тельном клапане (регулируется клапан во избежание чрезмерной затяжки и возможной аварии только при помощи манометра);
с неисправными и плохо присоединенными гибкими шлангами, так как обрыв гибкого шланга под давлением
10
может нанести травму обслуживающим |
агрегат лю |
дям. |
|
На землеройных машинах с канатным |
управлением |
з а п р е щ а е т с я р а б о т а т ь при: |
|
неисправных барабанах и фрикционных муфтах или тормозных лентах лебедки;
незащищенном барабане лебедки;
изношенном — более 10% оборванных проволок на 1 м — канате.
Экипаж землеройной машины должен постоянно на блюдать за работой двигателя и механизмов: следить за появлением стуков, посторонних шумов, не допускать пе регрева трущихся частей и несправности электрообо рудования.
БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЗЕМЛЕРОЙНЫХ МАШИН
Перемещаются землеройные машины своим ходом только при полной исправности всех механизмов. Пово роты, особенно на больших уклонах, делаются плавно, так как возможен захват гусеницами прицепа, поломка ■ машины и травмирование рабочего на прицепе. Под уклон и на подъем машина должна двигаться только на первой передаче. Выключать муфту сцепления и пере ключать передачи запрещается. Максимальный уклон пути не должен превышать 15°, а поперечный 17°. На крутых подъемах и спусках, особенно при передвиже нии экскаваторов, используются дополнительно тягачи и лебедки. При переезде через плотины, мосты и другие сооружения необходимо предварительно убедиться в возможности переезда и надежности сооружения. Пе реезжать нужно только на первой передаче.
И
Перемещение землеройных машин вблизи и под ли ниями электропередач производится под наблюдением технического персонала. Переезд допускается при усло вии, если расстояние по вертикали между нижним про водом и самой верхней частью машины составляет не менее 1,5 м при напряжении до 20 кет и не менее 2,5 м при более высоком напряжении.
Переезд через железную дорогу производится на первой передаче, без остановок и переключения переда чи. Категорически запрещается переезжать при откры том семафоре.
При движении по улицам и дорогам машинисты должны строго соблюдать правила уличного движения. Выбираются магистрали и районы с наименьшим движе нием автотранспорта. При остановке землеройной ма шины ее надо обозначить красными флажками днем и красными (габаритными) фонарями — ночью.
Если землеройная машина перевозится на трейлере или железнодорожном транспорте, погрузку вести необ ходимо при помощи лебедки или «собственным ходом» по наклонной клетке из шпал или брусьев с углом подъема не более 15°. Шпалы и брусья должны быть соединены между собой скобами. Использовать для выездной площадки круглые бревна запрещается. За тем машина крепится упорами и растяжками из 6-мил лиметровой проволоки.
Места погрузки и разгрузки расчищаются и осво бождаются от посторонних предметов. Разгрузка ведет ся также по наклонной площадке, выложенной из брусь ев или шпал, скрепленных скобами. Затем машинист
о б я з а н :
поставить машину в заранее отведенное место, вне зоны обрушения грунта, и очистить ее от пыли и грязи;
устранить мелкие дефекты, отрегулировать механиз мы управления, фрикционные муфты и тормоз;
12
смазать механизм согласно инструкции, убрать го рючее и смазочные материалы, инструмент, слить воду из системы охлаждения и дать двигателю проработать без воды 2—3 минуты;
остановить двигатель и поставить рычаги в нейтраль ное положение, закрыть кабину и сдать сменщику или другому лицу, ответственному за эксплуатацию машины, сообщив ему о всех обнаруженных неисправностях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНО СТИ
а) экипажам одноковшовых экскаваторов
Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна быть спланирована. Расстояние от наружного края гусеницы до бровки канала или котлована и меж ду забоем и кабиной — не менее 1 л, а от оси экскава тора до бровки забоя — 4 м. Высота забоя не должна превышать максимальной высоты (глубины) резания (определяется она расстоянием от уровня стоянки экска ватора до режущих кромок зубьев ковша) и имеет сле дующие величины в метрах:
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
Емкость ковша |
Прямая лопата |
Обратная |
Драглайн |
||
экскаватора, |
m 'j |
лопата |
|||
|
|
0,15 |
2.7 |
2.2 |
_ |
|
7.6 |
||||
0 .2 5 -0 .3 5 |
6.2 |
4,0 |
||
0,5 - 0 ,7 5 |
7,9 |
5 5 |
10.0 |
Призмы обрушения (козырьки) должны убираться до начала работы. Снимаются они только сверху ломами
13
иклиньями. Иногда для этого используется взрывчатка.
Вэтом случае экскаватор отводится не менее чем на 50 м от места взрыва. Стенки забоя во избежание обва ла должны иметь наклон в сторону от экскаватора, соот ветствующий углу естественного откоса грунта (или заложению откоса).
Ниже дается значение угла естественного откоса в градусах и коэффициента заложения откоса.
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
|
Г рунты |
Угол |
откоса |
Коэффициент |
||
|
в градусах |
заложения |
||||
|
|
|
|
откоса |
||
|
|
|
|
|
|
|
Насыпная |
земля |
естественной влаж |
|
45 |
1,0 |
|
ности |
.................................................... |
|
влажности . . . |
|
||
Песок естественной |
|
40 |
1,25 |
|||
Песок, насыщенный |
водой.................... |
|
25 |
2,25 |
||
Глинистый ........................грунт, |
су х о й |
|
40 |
1.0 |
||
Глинистый ................ |
грунт , |
влажный |
|
35 |
1,5 |
|
Гравий влажный........................................ |
|
|
|
25 |
2,25 |
|
Т о р ф ............................................................. |
|
|
|
|
40 |
1,25 |
Суглинок . ................................................. |
|
40 |
1,25 |
Экскаватор обслуживают машинист и не менее одного помощника. Перед разработкой грунта проверяют зубья, днище и подвески ковша, а также закрепление ходовой части экскаватора; тормоз ходового механизма должен быть включен, а гусеницы застопорены.
Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникает опасность обрушения грунта, немедленно отвести экскаватор в безопасное место, сообщив об этом руководителю работ.
Во время работы экскаватора категорически з а п р е щ а е т с я :
14
менять вылет стрелы при наполненном ковше (за исключением безнапорных прямых лопат);
подтягивать при помощи стрелы груз, расположен ный вне радиуса ее действия;
регулировать тормоза при подъеме ковша. Помощник машиниста должен находиться вне ра
диуса действия стрелы (не ближе 20 м от экскаватора), наблюдать за работой двигателя и механизмов и обо всех неисправностях сообщать машинисту.
В перерывы, независимо от их продолжительности, стрела экскаватора отводится в сторону от забоя, а ковш опускается на грунт.
Осмотр головных блоков стрелы, чистка и проверка крепления ковша допускается только во время останов ки экскаватора.
В процессе рабочего перемещения агрегата стрела устанавливается вдоль оси движения экскаватора.
При разработке грунта прямой и обратной лопатой
нельзя допускать чрезмерного врезания ковша в грунт в целях избежания перегрузки оборудования или опро кидывания экскаватора. Поворот на выгрузку, а также передвижение экскаватора можно начинать только после выхода ковша из грунта. Торможение в конце поворота производится плавно, без толчков. На разработке тяже лых грунтов нельзя выдвигать рукоять до отказа. Нель зя допускать ударов блока ковша о блок стрелы во вре мя подъема, а при опускании стрелы или ковша — о раму, гусеницу или грунт.
Разработка сыпучих грунтов ведется на максималь ном вылете рукояти. При опускании ковша не разре шается включать напор — сообщать рукояти напорные движения. Необходимо, чтобы хвостовая часть экскава тора при повороте стрелы на разгрузку не задевала за боковую стенку забоя. Ковш должен быть поднят выше боковой стенки забоя.
15
При разработке грунта драглайном и грейфером нельзя допускать значительных отклонений ковша от оси стрелы. Встречающиеся в забое препятствия (камни и др.) нужно обходить, подняв ковш. Подъем и поворот стрелы на разгрузку производится плавно, без рывков. Недопустимо держать загруженный ковш на весу даже непродолжительное время, так как экскаватор может опрокинуться.
Мерзлый грунт толщиной более 20 см перед разра боткой необходимо разрыхлять шаровыми или клино видными бабами. Наклон стрелы экскаватора, оборудо ванного шарили клин-бабой, устанавливается не менее 60°. Максимальный вес бабы — 2000 кг, высота подъ
ема 7—8 м.' Поднимать или опускать клинили шар-бабу следует
строго вертикально и не допускать раскачивания и скольжения по мерзлому грунту после падения. Одно временная работа двух экскаваторов на одном участке в радиусе менее 50 м запрещается. Ширина кусков мерзлого грунта должна быть меньше ширины ковша в
2—3 раза.
Категорически запрещается разбивать мерзлоту не посредственно ковшом.
Погрузка грунта должна вестись с соблюдением с л е д у ю щ и х п р а в и л :
транспорт подается под погрузку только после звуко вого сигнала;
водитель должен выходить из кабины и находиться вне радиуса действия стрелы;
загружать грунт только со стороны заднего или бо кового борта, опускается ковш как можно ниже, чтобы не повредить кузова, но не ближе чем 0,5 м от борта автомашины;
не допускать перегрузки и неравномерного распреде ления грунта по кузову.
іб
По окончании работы машинист экскаватора обязан повернуть поворотную платформу так, чтобы ковш был отведен от стенки забоя, стрелу установить вдоль оси экскаватора и опустить ковш на грунт.
При передвижении одноковшовых экскаваторов соблюдаются ранее указанные требования и, кроме то го, дополнительные меры предосторожности:
перед перемещением экскаватора в забое машинист должен спланировать площадку для его установки;
путь для продолжительного перемещения экскавато ра должен быть предварительно осмотрен и выровнен;
при перемещении на слабых грунтах под гусеницы или колеса укладываются щиты (елани). Для гусенич ных экскаваторов емкостью ковша до 0,35 мъ длина ела ней принимается 4,5 м, а диаметр 16—18 см, для экска ваторов емкостью ковша до 0,8 мъ длина еланей должна быть не менее 6,5 м, а диаметр — 18—20 см.
Перегонять своим ходом разрешается только исправ
ные экскаваторы, |
при этом н е о б х о д и м о : |
|
устанавливать |
стрелу строго |
по направлению хода, |
а ковш поднимать над землей на |
0,5-^-0,7 м; |
чтобы помощник или другое лицо, сопровождающее экскаватор, находился впереди экскаватора, в поле зре ния машиниста;
устанавливать на гусеницы шпоры для обеспечения безопасного движения на спусках, подъемах, особенно
вгололедицу.
Угусеничных экскаваторов обязательно проверяется состояние гусеничных лент и ходовых цепей. Неравно мерность натяжения их может быть причиной аварии — во время выезда по наклонной площадке гусеницы мо гут развернуться и экскаватор опрокинется.
Вслучае перевозки ось движения экскаватора долж на строго совпадать с продольной осью трейлера. Пово
ротная платформа устанавливается по оси движения
17
I ТОО. ПУБЛИЧНАЯ МАУЧИО-ТЕХНИЧЕСНАЯ
экскаватора стрелой вперед. При перевозке экскавато ров Э-653 ходовую часть следует поставить на узкие гусеницы. Ходовой механизм после погрузки стопорится и закрепляется за раму трейлера проволочными растяж ками. Стрела крепится растяжками к кузову тягача, а поворотная платформа растормаживается, чтобы во время движения стрела вместе с поворотной платформой могла поворачиваться при поворотах тягача.
Транспортирование экскаваторов на трейлерах по дорогам, имеющим крутые спуски и подъемы, следует двумя тягачами: один располагается впереди и букси рует трейлер, второй — сзади — удерживает трейлер при помощи стального каната на спусках и помогает первому тягачу на подъемах.
При разгрузке экскаватора с помощью наклонной площадки поворотная платформа устанавливается вдоль гусеничного хода и стопорится. Запрещается выключать
|
|
|
Таблица 3 |
|
Толщина |
Допустимая толщина |
|
Марка экскаватора |
льда, |
с м |
|
снежного |
|
|
|
|
покрова, с м |
прозрачного |
мутного |
Э-153......................................... |
40 |
30 |
60 |
Э-252, Э 257 ......................... |
40 |
35 |
70 |
Э-258, Э-301, Э-302, Э-353 |
35 |
50 |
100 |
Э-351, Э-352, ТЭ-2, ТЭ-3 . . |
45 |
25 |
50 |
ОМ-202, Э-505, Э-652, Э-653 |
50 |
55 |
п о |
Э-751, Э-752, Э-801 . . . . |
55 |
60 |
120 |
кулачковые муфты ходового механизма или рукоять управления передвижением на пульте.
Трогать машину с места, особенно по льду, нужно плавно. Необходимо избегать поворотов, переключения
18