Файл: Печенюк И.Л. Из глубин Вселенной.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОД СОЛНЦЕМ ЭКВАТОРА

...Синева неба над головой — яркая, бездон­ ная — кажется ненастоящей. Забываешь о су­ ществовании облаков. А как непривычно это обжигающее солнце! Нелегко установить прибо­ ры, отрегулировать, настроить крошечную ра­ диостанцию «летающей лаборатории». Отсюда, с палубы советского танкера, идущего своим курсом из Одессы во Владивосток, в знойное экваториальное небо нужно запустить серию ша­ ров — «летающих лабораторий». Небольшой коллектив исследователей — С. Н. Верное, Н. Л. Григоров, А. В. Миронов — имеет перед собой задачу: измерить интенсивность косми­ ческих лучей, попадающих в земную атмосферу в районе экватора.

Ведь до этой экспедиции на экватор иссле­ дования интенсивности космического излучения производились на других широтах. «Летающие

21

лаборатории» запускались на большую высоту в районе Ленинграда, на широте 60°. Затем уче­ ные переехали со своими приборами южнее, в Ереван, который находится на широте 40 . И отсюда помчались в стратосферу гирлянды лег­ ких резиновых шаров, поднимавших на недоступ­ ную человеку высоту умные, говорящие с Землей приборы. Наземные аппараты старательно лови­ ли сигналы сверху — они отмечали и число ча­ стиц, проходящих через счетчики, и высоту, на которой частицы были пойманы. А когда ученые сравнили данные исследований, они получили важный результат: интенсивность космических лучей в стратосфере над Ереваном была значи­ тельно меньшей, чем вблизи Ленинграда.

Экваториальная экспедиция в Индийском океане явилась следующим этапом широтных исследований. Интенсивность первичных косми­ ческих лучей на экваторе, по расчетам ученых, должна быть еще меньше, чем в районе Ерева­ на. Но насколько? Запускаемые с борта танкера «летающие лаборатории» должны дать ответ на этот вопрос.

...Танкер шел своим курсом, он вез нефть го­ родам и заводам советского Дальнего Востока. Танкер не мог задерживаться в просторах океа­ на, хотя это, возможно, и отвечало интересам науки о космических лучах.

Ни на час не прекращает работу маленькая

22

группа исследователей. Пребывание в районе экватора необходимо использовать с наибольшей пользой.

Жестоко палит солнце. Уже с самого утра его жаркие лучи проникают всюду. Расширяют­ ся металлические части приборов, странно ведет себя резина. Как при такой жаре собирать чув­ ствительные приборы, как готовить к полету тонкие резиновые шары? Воздействие солнеч­ ных лучей на оболочки шаров прямо-таки ката­ строфично — резиновая оболочка не выдержи­ вает высокой температуры, шары выходят из строя один за другим. Подготовку «летающих лабораторий» приходится проводить ночью, на полутемной палубе, чтобы с появлением солнца сразу выпускать их в полет. Свет электрических лампочек едва пробивает густую черноту тро­ пической ночи. Сложнейшие приборы приходит­ ся подчас монтировать на ощупь.

Внезапно обнаружилось, что изоляторы в приборах пропускают электрический ток. Те са­ мые изоляторы, которые всегда так безотказно действовали, теперь выбывали из строя целыми комплектами. Необычайная жара, высокая влаж­ ность тропического воздуха резко изменили свойства таких чутких раньше приборов. Необ­ ходимо тут же, на месте, создать новый изоля­ ционной материал, который смог бы стойко со­ противляться размягчающей жаре, всюду прони-

23


кающей влаге. И ученые-физики занялись не­ обычными для них, не предусмотренными ника­ кой программой опытами. Много различных ве­ ществ пришлось перепробовать, прежде чем был найден новый изоляционный состав. Совершен­ но неожидано пригодился обычный свечной воск. Оказалось, что тальк, белый, всем знакомый порошок тальк, может быть использован и для научных целей. Пошла в дело и канифоль. Все расплавили, перемешали, и в этом прямо-таки чудодейственном растворе проваривали каждую деталь, нуждающуюся в изоляции. Правда, и этот тип изолятора был в условиях тропиков не совсем совершенным. Но главная цель достиг­ нута — состав выдерживал облучение солнцем в те короткие минуты, пока прибор уносился в верхние, более прохладные слои воздуха.

Потом появился еще один враг — ветер. От его напора дрожали натянутые стальные тросы. Забираясь в щели и закоулки, ветер свистел уп­ рямо, вызывающе. Послушные обычно шары вы­

ходили из повиновения, «бунтовали».

Стоило

надуть шар, как

напор ветра рвал его

из

рук,

и шар лопался

с оглушительным треском.

Как

тут удержать рвущуюся ввысь гирлянду шаров? В открытом море не найти защиты от разгуляв­ шегося ветра. Неужели прекратить опыты?

И опять выход найден. Капитан танкера П. М. Мокроус предложил на время запуска ша-

24

Перед стартом в небо экватора.

ров изменять курс: судно разворачивалось и двигалось по направлению ветра. Напор умень­ шался, шары снова становились послушными, и «летающие лаборатории» могли беспрепятствен­ но отправляться в высотные полеты.

Исследования, проведенные с борта танкера в далеком Индийском океане, дали ученым бо­ гатый материал. Различная интенсивность лучей на разных широтах совершенно ясно показала, что первичные космические излучения подвер­ гаются сильному воздействию магнитного поля Земли. Значит, первичные космические лучи, путешествующие в мировом пространстве, пред­ ставляют собой потоки заряженных частиц.

По материалам опытов ученые смогли даже определить, какой энергией обладают эти час­ тицы.


БОГАТЫРЬ-НЕВИДИМІСД

В обыкновенной электрической лампочке на­ пряжение составляет 127—220 вольт. Энергия электронов в рентгеновской трубке — около 100 тысяч электроновольт. При взрыве атомной бом­ бы на один атом вещества приходится 200 мил­ лионов электроновольт энергии. Но разве мож­ но это сравнить с энергией в миллиарды мил­ лиардов электроновольт, какую имеют космичес­ кие частицы.

Где-то, в космических просторах частицы получают разгон, приобретают прямо-таки «не­ земную» энергию. Там, в вечно черном море кос­ моса, непрерывно работают сверхмощные уско­ рители — электромагнитные поля.

Однако до поверхности Земли, как показали исследования, частицы таких высоких энергий не доходят. Значительную часть своей чудовищ­ ной скорости, своей громадной энергии они рас­ ходуют, пробираясь через земную атмосферу.

2?

Ученые задумались над тем, куда же уходит энергия первичных частиц. На что они ее тра­ тят? Интересно было бы узнать, как протекает встреча, взаимодействие этих частиц с веществом атмосферы.

Была подмечена одна странная особенность космических лучей. Эта особенность выходила за рамки всех известных представлений. Попро­ буйте-ка поставить на пути солнечного луча пре­ граду — стеклянную или какую-либо другую пластинку. Вы сразу заметите, что пластинка будет поглощать луч, ослаблять его силу, а мо­ жет быть и вовре не пропустит света. Если же преградить путь космическим лучам, то получим явление совершенно обратное — интенсивность проходящих сквозь прегрдду лучей будет воз­ растать, и вместо одной частицы, «вошедшей» в пластинку, выйдет из нее целая группа частиц.

Оказывается, заряженная космическая час­ тица, пролетая через воздух, газ или другое ве­ щество, сталкиваясь с атомами, способна обра­ зовывать новые, более мелкие частицы.

Энергичная, летящая с огромной скоростью, она словно «выбивает», «выбрасывает» из ве­ щества целые «пучки» новых частиц — атом­ ных осколков. Каждый из этих осколков в свою очередь может рождать все новые и новые частицы, и поток их будет лавинообразно на­ растать до тех пор, пока не иссякнет запас той

28


энергии, какую несла в себе первоначальная космическая частица. Такой поток заряженных частиц получил название «ливня». Оказывает­ ся, эти ливни возникают всюду вокруг нас и даже в нашем собственном теле. Подумать толь­ ко, что ежеминутно в наше тело проникает около тысячи космических частиц! В течение одной минуты в тканях тела возникают сотни ливней, которых мы не ощущаем, о которых не имеем ни малейшего представления!

Производя свои опыты по изучению «раз­ множения» космических частиц, ученые убеди­ лись, что особенно многочисленные ливни возни­ кают в таком веществе, как свинец. Если на свинцовую пластинку в приборе попадет первич­ ная частица, она «выбьет» из пластинки целый поток вторичных частиц, гораздо более обиль­ ный, чем из воздуха, газа или другого вещества. А так как число частиц в ливне легко подсчи­ тать (для этого существуют специальные счет­ чики), то нетрудно определить, какова была энергия первичной частицы, которая «распыли­ лась» во множестве других частиц, с меньшей энергией.

Чтобы точнее определить энергию первич­ ных частиц, С. Н. Вернону, Н. Л. Григорову и их сотрудникам пришлось сконструировать осо­ бые автоматические установки, в которых счет­ чики были окружены со всех сторон свинцом.

29

И снова помчались ввысь приборы с помо­ щью легких шаров. Счетчики точно подсчиты­ вали число расщеплений и тут же передавали на Землю сведения. Приборы достигали высоты 27—28 километров.

Но счетчики под свинцом могли «ловить» лишь очень небольшие космические «дожди», частицы весьма незначительных энергий. А ведь возможны и обширные ливни, охватывающие значительную площадь. Разве уловить их оди­ ночными летающими установками? А «захва­ тить» эти большие ливни просто необходимо.

Частицы высоких энергий в составе косми­ ческих лучей встречаются очень и очень редко, и поймать такую частицу в лабораторный при­ бор почти безнадежно. Много сотен, а то и тысяч лет может пройти, пока попадет в прибор одна такая частица. Но именно эти частицы могут обладать совершенно необычными, интересней­ шими свойствами. Благодаря своей колоссаль­ ной энергии они, например, могут рождать лив­ ни, состоящие из огромного числа новых частиц. До поверхности Земли дойдут лишь пра-правну- ки этих первичных космических вестников. Повидимому, ничего больше не остается, как изу­ чать эти производные частицы, унаследовавшие хотя бы некоторые свойства своих далеких «предков».

И тогда ученые попытались определять энер­

го


гию первичных космических частиц на поверх­ ности Земли, не поднимая приборы в воздух. Французский физик Пьер Оже пробовал «уло­ вить» ливни, располагая счетчики на некотором расстоянии друг от друга. Он поставил перед собой задачу: засечь лавину, возникающую в воздухе непосредственно над поверхностью Зем ­ ли, над головой исследователя. Таким способом можно было обнаружить ливни из обширных воздушных слоев. Ведь если в свинце электрон до момента его столкновения с атомом проходит путь длиной всего лишь в 6 миллиметров, то в воздухе протяженность пути электрона составит уже около 300 метров.

Сначала исследователи пробовали обойтись двумя-тремя счетчиками. Энергия пойманных ими частиц в сумме получалась не такой уж большой. Но воздушные ливни, при ближайшем' знакомстве с ними, оказывались настолько об­ ширными, что потребовали самого широкого изу­ чения. Счетчики стали располагать на террито­ рии в десятки и сотни гектаров — такую пло­ щадь покрывает космический дождь, рожденный всего только одной первичной частицей высокой энергии. Сотни тысяч и даже многие миллиону частиц насчитывает ливень из одной такой пер­ вичной частицы. Если на площади в 10 квад- Р'атных километров расставить счетчики для ре­ гистрации ливня, то частицы больших энергии

можно будет косвенно наблюдать изо дня в день.

Изучались первичные космические лучи и высоко в горах Памира и Кавказа. Там в 1944— 1945 годах работали экспедиции под руковод­ ством известных советских физиков В. И. Век­ слера, Н. А. Добротина и Г. Т. Зацепина. Ра­ бота велась на высоте 3000—4000 метров среди черных выжженных скал, нетающих ледников. Воздух там всегда чист и прозрачен, и «пой­ мать», исследовать космические лучи здесь на­ много легче.

Одна из крупнейших в мире установок по изучению космических лучей находится в Моск­ ве, на Ленинских горах, недалеко от здания МГУ. На территории установки одновременно действуют 5 тысяч счетчиков и 150 ионизацион­ ных камер. Ряд счетчиков расположен в подзем­ ных лабораториях на глубине до 30 метров — ведь часть лучей проникает и под землю. Как только появляется широкий воздушный ливень, специальный управляющий прибор подает команду всем счетчикам. Мгновенно включается система фотоаппаратов, которые фиксируют все показания приборов.

Ученые сопоставляли все полученные дан­ ные — и сведения из высокогорных станций и точные фотографии из наземных лабораторий. Подсчитывали количество частиц, входящих в

32