Файл: Потекушин Н.В. Механизация и автоматизация холодноштамповочных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
Н. В. ПОТЕКУШИН |
ЧМТ. ЗА |
|
ГПНТБ СС( |
МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ
ХОЛОДНОШТАМПОВОЧНЫХ
РАБОТ
ЧЕЛЯБИНСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
196 1
НАУ Н-ТЕХНИЧЕСКАЯ
___ БкБЛИОТЕКА СССР
bl
В брошюре описан опыт Челябинского тракторного завода по механизации и автоматизации процессов хо лодной листовой штамповки.
Все механизмы и устройства, действующие в усло виях ЧТЗ, могут найти применение на других родствен ных заводах, причем для различных профилей произ водства. Особенностью этих устройств, установок и механизмов является их простота, сравнительная деше визна и безотказность в эксплуатации.
Брошюра предназначена для конструкторов, техно логов и рабочих-штамповщиков. Ойа может быть полез на учащимся машиностроительных техникумов.
ЛЯ41И
Подготовлено совместно с секцией об работки металлов давлением Челябин ского областного отделения НТО Машпром
Научный редактор — кандидат технических наук,
доцент А. И. СОРОКИН
ВВЕДЕНИЕ
Холодная листовая штамповка, как один из прогрес сивных методов обработки металлов давлением, с каж дым годом получает все большее и большее распростра
нение во всех |
отраслях промышленного производства и, |
в частности, |
в машиностроении. |
Удельный вес холодноштампованных деталей в автотракторостроении, например, составляет 45—50 процен тов. На отечественных заводах только из листового ме талла изготовляют 60—70 процентов автомобильных и 35—40 процентов тракторных деталей.
Все более совершенствуется технология холодной штамповки, внедряется высокопроизводительная оснаст ка, увеличиваются мощности металлообрабатывающего оборудования. Так, например, мощности гидравлических
прессов для |
листовой штамповки возросли с 10 000— |
15 000 тонн |
до 70 000—100 000 тонн. |
Все шире применяются листоштампованные конструк ции машин и изделий.
Номенклатура штампуемых деталей расширяется за счет изготовления толстолистовых и крупногабаритных деталей.
Все это настоятельно требует дальнейшей механиза ции и автоматизации холодноштамповочных процессов.
Практика требует перехода от механизации и автома тизации отдельных агрегатов и установок к созданию ме ханизированных и автоматических штамповочных ли ний. Такие линии должны включать в себя комплекс ти повых совершенных высокопроизводительных механизмов и устройств. При этом механизмы и устройства должны удовлетворять требованиям передовой технологии, быть безотказными в работе, полностью или максимально за
1* |
3 |
менять ручной труд рабочего. Кроме того, они должны допускать быструю переналадку (компановку) на произ водство других видов изделий, быть по возможности про стыми по конструкции и недорогими в изготовлении.
В настоящей брошюре дается описание средств меха низации и автоматизации холодноштамповочных работ, осуществленных за 'последние годы на Челябинском трак торном заводе.
Работы проводились по следующим основным направ лениям:
1.Механизация заготовительных работ.
2.Механизация и автоматизация прессовых работ.
3.Создание прогрессивных штампов.
4.Механизация и автоматизация межоперационной транспортировки деталей.
5.Применение подъемных и поворотных устройств. Проведение всех этих работ, создание механизирован
ных и автоматических штамповочных линий отвечает тем установкам, которые были даны в решениях XXI съезда партии, июньского (1959) и июльского (1960) Пленумов ЦК КПСС, направленным на быстрейшее выполнение заданий семилетнего плана.
Глава 1
МЕХАНИЗАЦИЯ ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В качестве исходных материалов в заготовительном
отделении применяют листы, полосы, ленты, |
прутки, а |
|
также сортовой прокат простого |
и фасонного |
профиля. |
Резку листового и сортового |
материала производят |
|
с целью: |
|
|
а) получения полос и заготовок для последующей штамповки;
б) изготовления заготовок, идущих прямо на сборку или на последующую обработку резанием.
1. Механизация разрезки толстолистового металла
Для толстолистового проката на заводе приняты ли сты размером 1400X2800 мм и 1400X2400 мм, разрезку которых производят на гильотинных ножницах. Такие листы при толщине 104-16 мм весят 2704-500 кг, поэтому резка их при ручной подаче до упора ножниц очень тру доемка.
Применение ручного труда не исключается при ис пользовании для передачи листов мостовых кранов даже в том случае, если они снабжены магнитными или други ми специальными захватывающими устройствами. Это приводит к длительным простоям ножниц и непроизводи тельному использованию мостовых электрических кранов, так как каждые ножницы должны обслуживаться инди видуально отдельным краном. Бригада, обслуживающая одни ножницы, должна состоять из 3—4 рабочих.
Существующая на заводе механизация резки листово
5
го металла толщиной от 4 до 16 мм обеспечивает выпол нение следующих работ:
а) транспортировку и укладку пачек листов на стел лаж ножниц;
б) продвижение листа, отделенного от пачки, до упо ра ножниц;
в) стапелирование и уборку нарезанных заготовок и полос;
г) уборку отходов.
Схема механизированной линии для разрезки листо вого металла приведена на фиг. 1. В линии использо ваны стеллаж 1 для укладки листов в пачках, приводной
рольганг 2, механизм 3 для |
стаскивания листа, ножни |
цы 5, приводной напольный |
рольганг 6 для уборки за |
готовок и полос и устройство 4 для подъема и поворота листа.
Стеллаж состоит из рамы с наклонным столом 17 (фиг. 2). Для крепления роликов троса 10 стаскивающего механизма к стеллажу приварены два кронштейна 12. Каждый из тросов обкатывается по четырем роликам.
Приводной рольганг состоит из неподвижной метал локонструкции 5 и качающегося стола 4 с роликами, ле жащего на пружинном амортизаторе 5 (фиг. 3). Аморти затор смягчает удары о ролики при резке.
ААеханизм стаскивания листов состоит из двух замк нутых тросов 10 (фиг. 2) с захватами 11, двух барабанов 15, соединенных валом 14, электромотора 19 и редуктора 18. Тросы прикреплены к вращающимся барабанам и на матываются на них поочередно верхней или нижней ветвью.
Работа линии осуществляется следующим образом. Пачка листов 16 весом до 10 тонн электрическим мосто вым краном укладывается на стол 17. Перед укладкой листов тросы разъединяют и разводят. Затем оба захва та 11 заводят под верхний лист. После кнопочного вклю чения электромотора 19 барабаны 15 начинают вращать ся в направлении противоположном движению часовой стрелки. Тросы 10 наматываются на барабаны. В резуль тате этого лист стаскивается на рольганг и перемещает ся вдоль роликов до боковых упоров 6. При движении лист нажимает на двуплечный рычаг 9. Нижнее плечо рычага включает конечный выключатель (на фиг. 2 он не показан). После этого мотор переключается. Барабан
6
|
|
Фиг. 1. |
Схема механизации резки листового металла: |
механизм, -/ — устройство |
|
/ — стеллаж |
для |
укладки |
пачек |
листов, 2 — приводной рольганг. 3 — стаскивающий |
|
для подъема |
и |
поворота |
листа, |
5 — гильотинные ножницы, 6 — рольганг с приводом |
для уборки заготовок |
Фиг. 2. Механизированная линия разрезки листового металла:
/ — привод |
напольного |
рольганга. 2—рольганг, 3 — ножницы, 4 — передняя качающаяся часть приводного рольганга, |
|||
5 — приводной рольганг, 6— боковой |
упор , 7—8—привод рольганга, |
9 — рычаг конечного |
выключателя, 10—замкну |
||
тый трос, |
11 — захват, |
12— кронштейн |
для роликов, 13— звездочки, |
14—вал барабанов, |
15 — барабаны стягивающего |
механизма, 16—пачка листов, 17—наклонный стеллаж, 18, 19 — привод стягивающего механизма
начинает вращаться в противоположную сторону, и за хваты возвращаются в исходное положение.
Рабочий-резчик нажимает кнопку привода рольган га 5. Вращение на ролики рольганга передается от мо тора 7 через редуктор 8, цепь и звездочки 13. Лист пере мещается роликами до упора ножниц 3. Затем произво дится отрезка заготовки. Отрезанные заготовки падают на рольганг 2.
После накопления пачки заготовок включается при вод 1. Заготовки выносятся за ножницы и краном транс портируются на последующую операцию.
Подача листа роликами для очередного реза произ водится при ходе ползуна ножниц вверх. Остаток листа толкается до упора ножниц следующим листом через прокладки.
Резка различных по длине полос из листа, а также заготовок из полосы иногда требует поворота их на опре деленный угол. Это быстро и легко осуществляется ра бочим с помощью подъемно-поворотного устройства (фиг. 3). Работает оно следующим образом. При подаче сжатого воздуха в -нижнюю полость цилиндра пневмоподъемника 3 шток 2 поднимает горизонтальную плиту 4. Кронштейны 1 с роликами поднимаются вместе с пли-
Фиг. 3. Устройство для подъема и поворота листового металла при резке под углом:
/— кронштейн с роликами, 2 — шток, 3 — пневмоподъемннк, 4 — плита. S — аммортнзатрр
2 Потекушин |
9 |
той. Ролики в верхнем положении располагаются над рольгангом на 60—80 мм. Теперь рабочий может быстро и легко повернуть лист в нужном направлении, так как он лежит на четырех свободно вращающихся роликах. Пос ле поворота лист опускается, для этого достаточно пере ключить подачу воздуха в верхнюю полость цилиндра.
Описанная механизация для резки толстолистового материала обладает рядом преимуществ:
1.Мостовые краны в процессе резки листов не приме няются.
2.Резка по длине одного листа ведется автомати
чески.
3.Обслуживают линию два человека, условия рабо ты которых стали значительно более безопасными.
4.Применение такой механизации (по сравнению с резкой при ручной подаче листа) обеспечивает снижение
трудоемкости до 25—30% и повышает производитель ность труда в 2—3 раза.
Внедрение такой механизации на трех ножницах по зволило заводу получить значительную экономию.
2. Механизация резки сортового металла
Резку сортового проката, применяемого на заводе, производят специальными ножами соответствующего профиля на пресс-ножницах.
Исходные заготовки-штанги имеют длину более пяти метров. Каждая штанга разрезается на несколько штуч ных заготовок.
Технологический процесс резки таких заготовок сво дится к следующему:
1.Резка штучных заготовок определенной длины на ножницах.
2.Правка нарезанных заготовок.
3.Контроль заготовок после правки.
Кроме того, некоторые детали после правки комплек туют попарно для последующей сварки.
Выполнение всех этих работ вручную, без каких-либо средств механизации, требовало от рабочего значитель ной физической силы и выносливости. Рабочему приходи лось за смену перекладывать в общей сложности 40—50 тонн груза.
ю