Файл: Краснобаев Л.А. Техника безопасности при продувке и испытании трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕХ Н И К А БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПРОДУВКЕ И И С П Ы Т А Н И И ТРУБ ОП РО ВОДОІ

Г О С Т О Л Т Е Х - Н З И Л - Г - f д в

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов

(ВНИИСТ)

Т Е Х Н И К А Б Е З О П А С Н О С Т И ПРИ ПРОДУВКЕ

И ИСПЫТАНИИ ТРУБОПРОВОДОВ

Государственное научно-техническое издательство нефтяной и горно-топливной литературы

М о с к в а 1963

ГОС. ПУГ " -

Іма у ч н -т е .

БИБЛИОТЕКА

с к а я і

CGC®

61 і Щ

7U АННОТАЦИЯ

е?

Мі

Брошюра составлена в соответствии с действующими правилами техники без­ опасности в строительстве магистральных стальных трубопроводов.

При составлении использованы данные из анализа травматизма па строительстве магистральных трубопроводов.

Брошюра разработана лабораторией тех­ ники безопасности ВНИИСТ (автор инж. Л. А. Краснобаева) с участием руководи­ теля сектора испытаний ЛТОС инж. Е. М. Климовского и предназначается для лиц, занимающихся продувкой и испыта­ нием магистральных трубопроводов.

ВВЕДЕНИЕ

Магистральные стальные трубопроводы после укладки их в траншею и засыпки подвер­ гаются продувке и испытанию на прочность и герметичность. Посредством продувки очи­ щают внутреннюю полость трубопроводов от случайно попавших предметов (инструментов, материалов), а также окалины, земли, воды и т. п.

Испытания на прочность проводят с целью проверки соответствия прочности всех частей трубопровода требованиям, предъявляемым при их эксплуатации.

Испытанием на герметичность подтвер­ ждается отсутствие дефектов трубопровода, ко­ торые могут служить причиной утечки транс­ портируемого при эксплуатации продукта.

Продувают трубопроводы воздухом или га­ зом. Трубопроводы диаметром 219 мм и более продувают с применением специальных очист­ ных поршней — «ершей».

Испытания на прочность и герметичность проводят при высоком давлении, достигающем для участков I категории 69 кГ/см2 и для уча­ стков II, III и IV категорий 61 кГІсм2, поэто­ му при этих испытаниях вопросы техники без­ опасности имеют чрезвычайно важное значение.

При продувке и испытании трубопроводов из-за несоблюдения или нарушения правил техники безопасности могут быть следующие

1* Заказ 642.

3


несчастные случаи (как с лицами, занятыми непосредственно испытанием, так и с другими лицами, которые могут оказаться в районе испытания — с работниками транспорта, жи­ телями соседних поселков, колхозниками и т.п.):

а) поражение людей волной сжатого воз­ духа, газа или струей воды, бьющей с большой силой при разрыве трубопровода или арматуры; б) поражение частями трубопровода и грун­ том, которые могут быть отброшены под дей­ ствием высокого давления на расстояние до

200 м;

в) отравление люден в местах выхода газа нз-за нарушения герметичности трубопровода; г) поражение предметами или «ершом», вы­ брасываемыми с большой скоростью при про­

дувке; д) поражение людей (ожоги) в результате

возникновения пожара; е) кроме того, из-за негерметичности трубо­

проводов происходит загрязнение и отравление почвы и водоемов, расположенных вдоль трассы трубопровода.

В отличие от нефтепродуктопроводов, в кото­ рых мелкие трещины, а также поры сварных швов могут быть обнаружены при продолжитель­ ном смачивании грунта, в газопроводах такие дефекты могут оставаться незамеченными и привести к утечкам газа на протяжении дли­ тельного периода времени. Негерметичность строящихся магистральных трубопроводов вы­ является и устраняется при предварительной и окончательной проверке на герметичность.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Применение природного газа в качестве ра­ бочей среды при продувке и испытании трубо­ проводов под высоким давлением представляет значительную опасность.

Газ в чистом виде является огнеопасным продуктом, а смесь его с воздухом, содержащая 5—15,2% газа, кроме того, взрывоопасна. В ис­ пытуемом участке трубопровода происходит накопление больших объемов газа под высоким давлением, что может в случае разрыва при­ вести к аварии с крупным материальным ущербом и даже человеческими жертвами.

При большой концентрации газа в воздухе он действует на организм удушающе.

Для руководства продувкой и испытанием трубопроводов газом Государственный коми­ тет по газовой промышленности СССР на­ значает специальную рабочую комиссию в со­ ставе представителей комитета, заказчика, суб­ подрядных организаций и государственной га­ зовой инспекции комитета; при продувке и ис­ пытании трубопроводов воздухом рабочая ко­ миссия назначается трестом.

На комиссию во главе с ее председателем возлагается ответственность за организацию, проведение и качество продувки или испыта­ ния, сохранность сооружений, встречающихся вдоль трассы трубопровода, включая железные и автомобильные дороги, и соблюдение правил техники безопасности.

5


Комиссия в зависимости от объема работ, особенностей местных условий и сложности объекта продувки или испытания ведет работу или только в составе лиц, назначенных прика­ зом Госгазпрома, или в помощь создает своим распоряжением дополнительно районные ра­ бочие комиссии.

До начала продувки и испытания рабочая комиссия уведомляет соответствующие органи­ зации, имеющие предприятия и хозяйства в рай­ оне испытываемого трубопровода (управление железной дороги, дорожный отдел, совхоз, колхоз и т. д.), о сроках проведения продувки и испытания трубопровода и согласовывает

сними мероприятия по технике безопасности. Инженерно-технические работники и рабочие,

занятые на продувке и испытании трубопро­ вода, независимо от ведомственной принадлеж­ ности в период продувки и испытания нахо­ дятся в полном техническом и административ­ ном подчинении рабочей комиссии. Рабочие должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности, а также снабжены необходимым инструментом и инвентарем.

До начала продувки или испытания должна быть составлена инструкция, предусматрива­ ющая мероприятия по технической и противо­ пожарной безопасности, и согласована с заказ­ чиком и с Госгазтехинспекцией, затем прово­ дят инструктаж по технике безопасности всего персонала, занятого на продувке или испыта­ нии трубопровода, под личную расписку ин­ структируемого .

Распоряжения, связанные с продувкой и ис­ пытанием трубопровода, отдаются только ру­ ководителем (председателем) рабочей комиссии, или по его поручению заместителем. Эти рас-

6

поражения являются обязательными для всех работников, участвующих в продувке и испы­ тании. В аварийных случаях распоряжения отдаются дежурными членами комиссии.

Представители контролирующих и вышесто­ ящих организаций не должны давать распоря­ жения и указания непосредственно работни­ кам, занятым продувкой и испытанием тру­ бопровода. Такие распоряжения дают только руководителю комиссии.

Для наблюдения за состоянием трубопровода во время продувки пли испытания в распоря­ жение рабочей комиссии выделяются обход­ чики, а также необходимое количество рабо­ чих для оцепления опасных участков. Обход­ чики проходят предварительный инструктаж, проводимый членами рабочей комиссии. Непо­ средственно перед началом продувки или испы­ тания рабочая комиссия проверяет знания об­ ходчиками свои-х обязанностей и правил тех­ ники безопасности. В задачи обходчиков и лиц, ответственных за оцепление входит:

а) наблюдение за закрепленным участком трубопровода во время продувки или испы­ тания;

б) предупреждение доступа людей, живот­ ных и транспорта в зону оцепления и на дороги, закрытые для движения;

в) немедленное оповещение рабочей комис­ сии обо всем, что препятствует выполнению продувки или испытания;

г) сообщение рабочей комиссии о дефектах, обнаруженных при продувке или испытании трубопровода.

Для выполнения своих обязанностей обход­ чики должны иметь следующее оснащение:


а) вешки, заостретнше с одной стороны, для обозначения мест, где обнаружена утечка (4—

5 шт.);

колышки с надписью

«опасно — газ»

(3 шт.)

для ограждения опасных зон;

б) молоток для забивки колышков;

в) красные флажки;

с аккумуля­

г) взрывобезопасный фонарь

торным питанием, с красными и зелеными стеклами (только для обходчиков, обслужи­ вающих участки с переходами через железно­ дорожные линии, автомобильные дороги и другие ответственные места);

д) переносный телефонный аппарат или дру­ гие переносные средства связи.

У линейных кранов, задвижек и возле важ­ ных переходов на время испытания и продувки должны быть установлены телефонные или радиопосты связи, у которых дежурят члены рабочей комиссии или обходчики.

Дежурные у телефонных постов должны постоянно находиться на линии, не отлучаться с постов без разрешения комиссии и не вести переговоры, не связанные с испытанием.

Надежность и бесперебойность телефонной связи проверяется до начала продувки и испы­ тания трубопроводов (рис. 1).

Перед началом продувки или испытания составляют схему расстановки ремонтно-восста­ новительных бригад и дежурных постов на особо ответственных местах, схему подписы­ вают все члены комиссии. Посты располагают друг от друга на расстоянии, которое опре­ делено в каждом отдельном случае в зависи­ мости от условий продувки и испытания (рас­ положения кранов, рельефа местности и т. д.).

Ремонтно-восстановительные бригады обес­ печивают автомобилем повышенной проходи-

8

Рис. 1. Установка связи перед испытанием магистрального трубопровода.

9


Мости с электросварочным агрегатом, газосва­ рочным аппаратом, средствами пожаротуше­ ния, ломами, лопатами, кирками и другими инструментами.

В местах пересечения железных и шоссей­ ных дорог и в местах приближения трубопро­ вода к населенным пунктам организуются охранные посты, оснащенные необходимыми предупредительными знаками, фонарями и сред­ ствами связи.

При продувке и испытании применяются специально установленные зрительные сиг­ налы:

а) «Прекратить продувку (испытание) — «ава­ рия», — сигнал подается размахиванием крест накрест обеими поднятыми вверх руками;

б) «Ко мне — нуждаюсь в помощи», — сиг­ нал подается круговыми движениями поднятой вверх правой руки с головным убором или красным флажком.

На пунктах, намеченных комиссией, орга­ низуется дежурство аварийных бригад.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОДУВКЕ ТРУБОПРОВОДОВ ВОЗДУХОМ ИЛИ ГАЗОМ

Продувают магистральные трубопроводы пе­ ред испытанием их на прочность и герметич­ ность воздухом или газом под давлением, на­ значаемым в зависимости от диаметра трубо­ провода и продуваемого участка. Так как применение газа связано с взрывоопасностью и пожароопасностью, лучше всего с точки зре­ ния техники безопасности проводить продувку воздухом.

Измерение давления воздуха или газа при продувке (рис. 2) выполняется по пружинным манометрам типа МКО класса точности 1,5 со шкалой на 25 кГІсм2, изготавливаемым по ГОСТ 2405-52. Продувку (рис. 3) выполняют отдельными участками, длину которых уста­

навливают в зависимости

от местных усло­

вий (расстояния линейной

арматуры, рельефа

и др.).

 

Подводные участки переходов продувают, как правило, без поршней.

Для удаления воды переходы продувают несколько раз при повышенных скоростях движения воздуха. При этом на обоих берегах для безопасности работ в местах выхода тру­ бопровода устанавливают зону оцепления.

В целях безопасности при продувке назна­ чается зона оцепления испытываемого трубо­ провода. Параметры зоны оцепления приво­ дятся в табл. 1.

И