Файл: Краснобаев Л.А. Техника безопасности при продувке и испытании трубопроводов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2. Проверка давления воздуха в трубопро­ воде при продувке.

12

Рис. 3. Момент продувки.

13

Т а б л и ц а 1

Вид работы

Зона оцеп­

ления, м

 

Продувка трубопровода газом или воз­

 

духом:

 

1) в направлении патрубка, через

 

который выходит струя газа или

500-700

ерш ................................................

2) в стороны по трассе трубопро­

100

вода ................................................

На границах зоны оцепления при движении людей или транспорта должны находиться про­ инструктированные рабочие, а если движения нет, то границы зон обозначают красными флажками.

В пределах зоны оцепления должны нахо­ диться только люди, занятые продувкой и испытанием трубопровода.

Жильцов домов, расположенных в зоне оце-• пления, перед продувкой удаляют из домов за пределы опасной зоны.

Перед продувкой рабочая комиссия прове­ ряет оцепление вокруг продувочного патрубка, связь и наличие обходчиков на трассе. Лишь после этого по указанию председателя комиссии дается по телефону или радио разрешение на открытие задвижки (начало продувки).

В целях безопасности обходчики во время продувки должны находиться от трубопровода на расстоянии не менее 10 м.

Снятие оцепления допускается только лицом, ответственным за оцепление.

На время продувки газом нельзя поль­ зоваться открытым огнем в пределах зоны оце­ пления, так как это может вызвать взрыв или пожар.

14

При продувке трубопровода запрещается вы­ пускать газ вблизи городов и населенных пунктов, лесов, железных и шоссейных дорог, строений и т. п.; места для выброса газа на­ мечаются заранее не ближе 300 м от дорог, населенных пунктов, лесов и строений.

При выпуске газа нужно следить за тем, чтобы струя его не была направлена в сторону населенных пунктов, лесов и строений.

Выпуск «ерша» и газа обычно производится через приподнятый над траншеей конец трубы продуваемого участка или без подъема про­ дувочного патрубка. В этом случае ерш напра­ вляется по траншее. Такое решение обычно принимается во избеяшние несчастных случаев из-за поражения людей ершом и повреждения сваренной, но неизолированной плети трубо­ провода, уложенной за бровкой траншеи в на­ правлении вылета ерша.

Ерш проходит продуваемый участок трубо­ провода и после выхода из патрубка ударяется о стенку траншеи и падает на ее дно.

Выпуск ерша без подъема продувочного па­ трубка применяется в целом ряде случаев, когда в траншее по направлению продувки нет уложенного трубопровода и установленной арматуры. При выпуске ерша таким способом необходимо принимать меры, исключающие рикошет в направлении, противоположном продувке.

Необходимо удалить и потушить все источ­ ники огня, которые могут послужить причи­ ной взрыва или воспламенения.

Для тушения воспламенившегося газа пре­ кращают дальнейший подъем давления и пе­ рекрывают задвижки на соседнем участке тру­ бопровода.

15


Выпускают газ в атмосферу через специ­ ально устанавливаемые высокие патрубкисвечи (высота свечи должна быть не менее

2,5 м).

В случае разрыва трубопровода во время продувки в месте пересечения с железной, шос­ сейной дорогой или возле населенного пункта движение транспорта необходимо прекратить, оцепить место разрыва и принять меры для немедленной ликвидации последствий разрыва трубопровода и восстановления движения в кратчайший срок. В этом случае устанавли­ вают предупредительные знаки на следующих расстояниях от места разрыва трубопровода: у железных дорог на расстоянии 800 м, у авто­ мобильных дорог на расстоянии не менее 500 и«, у проселочных дорог и троп 200 м, на судо­ ходных реках на расстоянии 800 м.

П р и м е ч а н и е . При ветре в сторону дорог ука­ занные расстояния увеличиваются на 40—50%. В слу­ чае утечек газа продувку необходимо прекратить.

При больших утечках газа вблизи населен­ ного пункта об этом немедленно оповещаются местные органы. Места значительной утечки газа обнаруживаются по звуку (слышится ши­ пение), запаху (характерный запах газа) и по изменению состояния растительного земляного или снежного покрова (растительность быстро увядает, а земляной или снежный покров ме­ няет цвет).

Место, где происходит утечка газа, немед­ ленно следует оградить и прекратить допуск посторонних лиц и работников, не занятых устранением утечки газа. В ночное время на ограждении вывешиваются сигнальные закры­ тые фонари с красным светом. Работа ремонтновосстаповительных бригад описана в раз-

16

деле «Техника безопасности при ремонтных работах».

При продувке трубопровода нельзя подходить к продувочному патрубку. Наблюдать за про­ дувочным патрубком во время продувки необхо­ димо из защищенного места. Не разрешается продувать трубопровод газом в ночное время.

При продувке трубопроводов газом остаю­ щиеся в трубах после монтажа окалина, куски металла, случайно попавшие камни, песок ипр., перемещаясь в трубе с большой скоростью, могут образовать искру и быть причиной взрыва. Поэтому в начале продувки газом до полного вытеснения из продуваемого участка трубопровода всего воздуха заполняют трубо­ провод газом через вспомогательный патрубок постепенно. Полное вытеснение воздуха из трубопровода контролируется анализом газа, выходящего из продувочного патрубка; для определения количества этого газа в трубопро­ воде пользуются газоанализатором ГПХ-3.

Для проверки химического состава газа, выходящего пз продувочного патрубка, пробы разрешается отбирать только на первом этапе, до начала продувки. Пробу газа отбирают под наблюдением члена рабочей комиссии через тРУбу, врезанную в трубопровод в непосред­ ственной близости от места выпуска газа.

Если давление в продуваемом участке трубо­ провода превышает допустимое, то согласно инструкции по продувке задвижку, через ко­ торую подают газ, немедленно закрывают и продувку прекращают до выяснения причин повышения давления (задержка ерша, обра­ зование пробки и пр.).

В последние годы довольно интенсивно начи­ нают внедрять метод продувки трубопроводов

2 Закй

ПУГ-Личч,, й

!

17

1/ѵАѴЧН-TF к„ - ,

АЯ I

 


сжатым воздухом с использованием передвиж­ ных компрессорных станций.

Воздух из компрессоров сначала закачивают в ресивер и лишь при достижении в нем опре­ деленного давления через задвижки перепу­ скают в продуваемый участок трубопровода.

Роль ресивера обычно выполняет участок, отделенный от трубопровода. Длину продувае­ мого участка, линейные задвижки или времен­ ные узлы трубопровода для продувки выби­ рают с таким расчетом, чтобы места установки

постоянной

запорной арматуры совпадали

с границами

продуваемых участков.

Продувка считается законченной, когда че­ рез определенное время после выхода ерша начнет выходить через продувочное отверстие чистый воздух или газ (не загрязненный меха­ ническими примесями). Результаты продувки трубопровода должны быть оформлены актом.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПЫТАНИИ ТРУБОПРОВОДОВ

НА ПРОЧНОСТЬ И ГЕРМЕТИЧНОСТЬ (ВОЗДУХОМ, ГАЗОМ И ВОДОЙ)

Магистральные газопроводы и нефтепродук­ топроводы после продувки до сдачи их в экс­ плуатацию испытывают на прочность и герме­ тичность согласно техническим условиям СН 83-60. Испытание на прочность и герметич­ ность по существу сводится к проверке ка­ чества сварных стыков, однако бывают случаи, когда при испытании в продольных швах вы­ являются малозаметные надрезы и трещины, появившиеся в процессе сборки, а также обна­ руживаются дефекты труб, не выявленные при заводском испытании и др.

18

Испытанию подвергают полностью засыпан­ ный трубопровод со всей установленной на нем арматурой, ответвлениями и монтажными узлами. Трубопровод перед испытанием пред­ варительно разбивают на участки, длина ко­ торых определяется местными условиями (рас­ стоянием между линейными задвижками и др.).

При испытаниях газопроводов давления из­ меряют манометрами, проверенными и опломби­ рованными организациями Комитета но делам мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. Образцовые пружинные ма­ нометры типа МО класса точности 0,2 или 0,35 со шкалой на 100 кПсмг должны быть изготовлены по ГОСТ 6521-60.

Манометры должны иметь непросроченные и ненарушенные государственные поверительные клейма и проверяться не реже одного раза

вгод.

Вцелях безопасности при испытании назна­ чается зона оцепления испытываемого трубо­ провода. Параметры зоны оцепления приве­ дены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Вид работы

Зона оцеп­

ления,

 

м

Испытания трубопровода (зона оцепле­

 

ния в стороны но трассе):

100-250

газом или воздухом ......................

В О Д О Й ...........................................................................................

25

П р и м е ч а н и е . В прямой зависимости

от диаметра

трубопровода и величины испытательного давления.

В зависимости от методов, при помощи ко­ торых достигается необходимое давление при испытании, различают два вида испытаний трубопроводов:

2*

19



г и д р а в л и ч е с к о е , при

котором тре­

буемое давление в трубопроводе

достигается

нагнетанием воды наполнительными и опрессовочными установками и агрегатами НА-1,

АЯПЗ-150,

НОА-1,

ЦА-150, ЦА-320 и

др.

(рис. 4);

 

 

котором

не­

п н е в м а т и ч е с к о е , при

обходимое

давление

достигается

нагнетанием

газа или воздуха компрессорами (рис. 5). Марки применяемых компрессоров указаны

в памятке «Техника безопасности при установке и эксплуатации компрессоров».

um зиглушни не менее 5м

Рис. 4. Расположение насосных агрегатон при гид] авлнческом испыташш.

1 — испытываемый участок трубопровода; 2 — оирессовочные агрегаты; 3 —наполнительные агрегаты.

IIреимуячества пневматического испытания:

1)пневматическое испытание значительно проще как в части организации его, так и в са­ мом испытании;

2)выполнение пневматического испытания при низких температурах не вызывает особых

затруднений, в то время как гидравлическое испытание в зимнее время невозможно;

20

3)при пневматическом испытании не тре­ буется вода, что очень важно в маловодных районах;

4)при обнаружении дефектов во время гид­ равлического испытания освободить трубопро­ вод от воды и опять заполнить его гораздо сложнее, чем при испытании воздухом.

П

Рис. 5. Схема присоединения

компрессора и маномет­

ров к

испытываемому

трубопроводу.

I — пружинный манометр; I I — жидкостный манометр;

1 — стеклянная трубка d = 8 -Н14 мм;

2 — соединительный ре­

зиновый шланг; 3 — штуцер і = 8 - г 1 4

мм; 4 — бачок жидкост­

ного манометра;

5 резиновый шланг

d = 7 - M 3 мм; в — вен­

тиль; 7 — трехходовой кран.

Ликвидировать места утечек при пневмати­ ческом испытании воздухом также проще.

Наряду с перечисленными преимуществами пневматическое испытание при высоком давле­ нии имеет существенный недостаток, а именно: при высоком давлении от упругости сжатого воздуха существует опасность разрывов от­ дельных частей трубопровода, возможны по­ жары, взрывы и выброс частей трубопровода на расстояния до 200 м.

21