Файл: Краснобаев Л.А. Техника безопасности при продувке и испытании трубопроводов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
При этом передвижные насосные агрегаты, специальное оборудование и манометры уста навливают вне охранной зоны, а их приемные штуцера — на испытуемом трубопроводе.
С целью уменьшения давления для испыта ния применяют только установленные по ГОСТ 6533-53 сферические заглушки.
После заполнения трубопровода водой опрессовочными агрегатами повышают давление до
испытательного, |
которое составляет раса = |
1,Ю рраб- |
под испытательным давлением |
Трубопровод |
находится 6 час. Если в течение этого времени испытательное давление, измеряемое маноме трами, остается в пределах нормы и при осмотре трассы не обнаруживаются утечки, то считают, что трубопровод испытан. По результатам испы тания составляется акт.
Техника безопасности при ремонтных работах (устранение дефектов)
Для ликвидации выявленных при испытании магистрального трубопровода дефектов орга низуются ремонтно-восстановительные бригады, оснащенные всем необходимым инвентарем, ин струментом, оборудованием и транспортными средствами.
Основным инвентарем ремонтно-восстано вительной бригады, обеспечивающим безопас ность работ, являются шланговые и изолиру ющие противогазы, предохранительные пояса, взрывобезопасные лампы, укомплектованная аптечка, обмедненный инструмент, маска для сварщика, комплект спецодежды и др.
Ремонтные работы следует выполнять с со блюдением мер безопасности, которые исклю-
31
чали бы образование в трубопроводе взрыво опасных смесей воздуха в природным газом,
особенно в тех случаях, когда |
ремонт связан |
с огневыми работами (сваркой, |
резкой). |
Ремонтно-восстановительная бригада вы полняет ремонтные работы с разрешения ра ботника, выделенного председателем комиссии для наблюдения за данным участком трубо провода.
При ремонтно-восстановительных работах во время испытания трубопроводов газом приме няют медный или обмедненный инструмент, исключающий возможность образования искр при ударах.
Котлован, вскрываемый для исправления обнаруженных дефектов трубопровода, делается открытым и свободным для работы.
Рабочие, откапывающие трубопровод, для устранения утечки газа должны работать в изо лирующих противогазах, поочередно сменяя друг друга. Своевременную смену рабочих контролирует ответственный за это работник.
При ремонтных работах применяют следу ющие типы изолирующих противогазов: РКР-2, РКР-3, КИП-5, РКК-1, РКК-2, «Урал-1» (мо дель 1949 г.).
При работе в колодцах, траншеях, котлова нах и др. используют шланговый противогаз типа ПШ-2. Он состоит из обычной противо газовой маски, прикрепленного к ней шланга длиной 15—20 м, клапана для выпуска выды хаемого воздуха наружу и клапана, закрыва ющего отверстие подводящего шланга при вы дохе. Необходимо правильно пользоваться шланговым противогазом — ровно укладывать и хорошо закреплять на поверхности конец шланга; маска должно плотно прилегать к лицу.
32
Шланг не должен иметь резких перегибов и не должен быть защемленным другими пред метами. Изолирующие противогазы состоят из кислородного баллончика, дыхательного мешка, регенеративного патрона для регенерации выды хаемого воздуха, маски с гофрированным шлан гом и регулирующего механизма. Пользу ющийся этим противогазом дышит кислородом из баллончика, а выдыхаемый воздух освобо ждается в регенеративном патроне от угле кислоты и влаги, а потом обогащенный кисло родом вновь поступает для дыхания.
Предохранительные пояса применяются при работе в колодцах, глубоких траншеях и котло ванах, они при необходимости служат для быстрогоподъема работающих из загазованнойсреды.
Взрывобезопасные лампы типа ЛАУ-4, Т950-ФР, ЛАТ-2, 624-Р и др. применяются для освещения мест осмотра газопровода и питаются от аккумуляторных батарей.
Взрывобезопасные аккумуляторные лампы должны удовлетворять следующим требова ниям техники безопасности:
а) устройство лампы должно исключать воз можность выливания электролита из аккуму лятора при любом положении лампы;
б) при разрушении стеклянного колпака лам па должна автоматически выключаться, не вы зывая воспламенения взрывоопасной газовоз душной смеси.
При выполнении работ по устранению утечек в особо опасных условиях в звене должно быть не менее трех человек, из которых один рабо тает, а два других наблюдают за ним, нахо дясь вне загазованной зоны. На первом рабочем должен быть надет предохранительный (спа сательный) пояс с веревкой и наплечными рем-
3 Заказ 642. |
33 |
ними, конец веревки находится в руках наблю дающих за ним лиц (рис. 8). В случае опас ности отравления, пожара и т. п. рабочий из колодца немедленно эвакуируется при помо щи наблюдающих за ним с поверхности рабочих.
Для постоянного наблюдения за величиной давления газа в газопроводе, в полутора — двух
Рис. 8. Предохранительный пояс.
метрах от места врезки обязательно устана вливают водяной манометр, по которому кон тролируют давление в трубопроводе.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УСТАНОВКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
КОМПРЕССОРОВ
Устройство и эксплуатация воздушных ком прессоров, применяемых при продувке и испы тании трубопроводов, должны соответствовать правилам устройства, содержания и обслужи вания воздушных компрессоров и воздухо проводов, утвержденных обязательным поста новлением ВЦСПС от 2 апреля 1935 г.
При эксплуатации компрессорных устано-
34
«ok возникают специфические опасности, за ключающиеся в том, что в системе трубопрово дов и в полости цилиндров компрессора скапли ваются отложения, способные к самовозгора нию и взрывам при образовании искр или повы шении температуры более определенных норм. Поэтому обслуживающим компрессорные уста-
Рис. 9. Общий вид комирессорной установки (три ком прессора 2СГ-25).
новки следует эти специфические осрбенности знать и учитывать при работе.
Особую опасность при эксплуатации компрес сорной установки представляют отложения пы ли, продуктов коррозии и металлических ча стиц в углублениях компрессоров, в камере сжатия и выкидной трубе.
Эти отложения, будучи пропитаны маслом, окисляются и образуют взрывоопасную смесь. Продукты разложения масла могут самовозго раться при температуре более 250° С, когда содержание паров масла составляет 30—42 г/л воздуха.
Отложения на стенках воздухопроводов в ви-
3* |
35 |
Де смеси частиц металла и масла являются ис точником накопления электростатических заря дов. От искр, образующихся при электроста тических разрядах, происходящих в этих отло жениях, возможно загорание смеси и взрывы.
В качестве источников сжатого воздуха при продувке трубопроводов используют передвиж ные компрессорные станции АКС-8, ЗИФ-55,
КС-9, ДК-9, УКП-80.
Кроме передвижных компрессоров на трассе применяются стационарные компрессоры 2СГ-25
и 2СГ-50 (рис. 9).
Передвижные компрессорные установки рас полагают на ровных площадках; во избежание смещения во время работы их устанавливают на плотное основание и укрепляют путем устройства деревянных рам или надежных упоров.
Временные помещения для установки компрес соров располагают в удалении от испытывае мого трубопровода за пределами опасной зоны.
Движущиеся части компрессорной установки ограждают. Для безопасности при обслужива нии расстояние между двумя смежными ком прессорами оставляют не менее 1,5 м.
К обслуживанию компрессоров допускаются лица после прохождения ими специального обучения, которые теоретически и практически освоили правила эксплуатации компрессоров и получили права машинистов или помощников машинистов.
Обслуживающий персонал должен знать схему воздухопроводов и расположение на них запорных устройств.
Для правильной и безопасной работы двига телей и компрессоров машинист компрессора должен следить:
36
а) за правильной и безотказной работой систем смазки, при этом для смазки цилиндров компрессоров применяют специальные вязкие компрессорные масла с высокой температурой вспышки паров, не дающие нагара и отложе ний.
Требованиям безопасности (для смазки ком прессоров) наиболее отвечает цилиндровое масло 2 с температурой вспышки не ниже
240° С;
б) за температурой подшипников; в) за температурой охлаждающей воды;
г) за своевременным спуском конденсата и масла из холодильников, маслосборников и ресиверов;
д) за чистотой всех частей агрегата; е) за правильным показанием манометров.
У работающих компрессоров нельзя нахо диться лицам, не связанным с их обслужива нием. Открывать или закрывать запорные уст ройства компрессорной установки может только машинист, ответственный за работу уста новки.
В воздухопроводах, в промежуточных холо дильниках скапливается конденсат и масло, которые необходимо регулярно удалять.
Все части компрессора необходимо периоди чески очищать от накипи и осадков. Для про мывки следует пользоваться мыльным рас твором.
При чистке внутренних стенок цилиндра и клапанов компрессора необходимо пользо ваться керосином, не допуская применения бензина или газолина. Очистка охлаждающей рубашки от накипи производится путем про мывки 3—4%-ным раствором соляной кислоты с последующей промывкой водой.
37
Собирать цилиндры можно не ранее чем через 3 часа после их протирки насухо.
Чтобы избежать накопления электростатиче ских зарядов, корпус компрессора и воздухо проводы заземляют.
Для уменьшения возможности отложений внутри системы компрессорной установки за бор воздуха следует производить из незагряз ненных пылью и влагой мест. На всасывающих воздухопроводах устанавливают воздушные фильтры, которые регулярно очищают от пыли.
Перегрев стенок цилиндра компрессора мо жет послужить причиной разрыва цилиндров, поэтому необходимо соблюдать такой режим работы, чтобы температура воздуха в компрес соре не была выше указанной в инструкции по его эксплуатации. На выкиде каждого пе редвижного компрессора устанавливают пред охранительные клапаны, рассчитанные на ав томатическое открытие при давлении, пре вышающем рабочее.
Температуру сжатого воздуха контролируют специальными термометрами со шкалой 150— 200° С; температуру воды и всасываемого воз духа — термометром со шкалой до 100° С; температуру воздуха в допустимых пределах регулируют путем охлаждения его. Охлаждают воздух после каждой ступени сжатия в проме жуточных холодильниках. Манометр и предо хранительные клапаны пломбируют. На шкале каждого манометра должна быть красная от метка, указывающая для данного компрессора предельное давление, при превышении кото рого работа не разрешается.
Компрессорные агрегаты и специальное обо рудование, обслуживающее испытание, уста- *■ навливают вне опасной зоны.
38
Арматура, устанавливаемая на вспомогатель ных трубопроводах, подсоединяющих компрес сорные станции, а также контрольно-измери тельная аппаратура и фасонные части нужно тщательно проверять до установки на испы тываемый трубопровод или провести предвари тельное гидравлическое или пневматическое испытание.
Подводка от компрессоров к испытываемому трубопроводу, а также трубки для присо единения манометров следует предваритель но испытывать на гидравлическое давление
(1,25 р).
к |
Патрубки |
для |
присоединения |
компрессора |
испытываемому |
трубопроводу |
вваривают |
||
в |
стенку |
трубы |
с установкой |
усилитель |
ных воротников. Количество фланцевых соединений должно быть, минимальным. Вваривать эти патрубки в заглушки запре щается.
Компрессор необходимо немедленно оста новить для осмотра и ремонта, если:
а) нарушена система смазки; б) есть перебои в подаче воды для охлажде
ния; в) нагрелись подшипники или другие де
тали; г) возникла сильная вибрация компрессор
ной установки при коммуникации трубопро водов;
д) снизилась установленная производитель ность.
Соединять и разъединять линии, подводящие воздух от компрессора к испытываемому тру бопроводу, можно только после выключения подачи воздуха и отключения давления в тру бопроводе.
39