Файл: Костин Б.А. Безопасные шпилевые катушки к буровым лебедкам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
-Ш -.* |
Ч"Т ЗАЛ |
K - 7 2 3 & |
|
БЕЗОПАСНЫЕ ШПИЛЕВЫЕ
- КАТУШКИ
.К ЙУРОСЫАѴ < ЛЕБЕАКАЛѴ
С О В Е Т Н А Р О Д Н'О Г О X АЗЕРБАЙДЖАНСКО
Всесоюзный научно-исследоватфьски но технике безопасности в нефтяной
(ВНИИТБ)
15.А . К О С Т И Н
<, БЕ ЗО П А С Н Ы Е
_ ШПИЛЕВЫЕ КАТУШКИ
> 'К БУРОВЫМ ЛЕБЕДКАМ
ГО С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е
ЭНАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Н©>ТЯНОЙ И ГОРНО-ТОПЛИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
М о с к в а 1 9 6 0 г.
■■iJf&t.. ...*■
.'•гахнині>.
.ACTWA CGC
6»
АН Н О Т А Ц И Я
Вброшюре описаны выпускаемые в настоя щее время безопасные шпилевые катушки и спо собы их монташа на лебедках.
Кроме того, даются рекомендации для выбора •
канатов в соответствии с условиями их эксплу
атации.
Брошюра рассчитана на рабочих предприятий нефтяной промышленности, непосредственно связанных с работой на шпилевых катушках.
Костин Борис Александрович
Безопасные шпилевые катушки к буровым лебедкам
Редактор Д . К. Султанов
Ведущий редактор Л. С. Мигай Технический редактор А. В. Трофимов. Корректор Г. Г. Гагина
Подписано к набору 6/ІѴ 1960 г. Подписано к печ. 10,'V 1960 г.
Формат 70 X 92 і / 32- Печ. л. 0,63. Уч.-изд. 0,73. T-0W8O.
Тираж 1500 экз. Зак. 358/1079. Цена 25 iw
Гостоптехиздат. Москва, К-12. Третьяковский проезд, 1/19. Типография «Красный Печатник».
Ленинград, Московский пр., 91.
При бурении и капитальном ремонте нефтя ных и газовых скважин крепление и открепле ние замковых соединений бурильных труб при помощи машинного ключа, свинчивание этих труб ключом Залкина, свинчивание труб об садной колонны, а также различные грузоподъ емные операции, как, например, подтаскивание с приемных мостков труб и турбобура произ водятся при помощи шпилевой катушки, уста-
• новленной на лебедке.
Применение при этих операциях обычной шпилевой катушки (так называемой «опасной» катушки) нередко приводило к несчастным случаям. Это объясняется тем, что сбегающий с катушки конец пенькового каната в отдель ных случаях может оказаться прижатым набе гающим концом. В этом случае на катушку начнут наматываться сразу оба конца пенько вого каната. При работе с катушкой внимание бурильщика сосредоточено на выполняемых им операциях, которые производятся или на приемном мосту, или на рабочей площадке, или у устья скважины, и он не может следить за тем, как ложится канат на катушку. Так как бурильщик держит в руках сбегающий конец пенькового каната, давая ему необхо димое натяжение, то при намотке этого конца
1* |
3 |
на каТушку не исключена возможность затя гивания вместе с ним и руки бурильщика.
Сбегающий конец пенькового каната может быть прижат к катушке набегающим его кон цом вследствие неправильной укладкн его на катушку, например, при захлестывании якор ного каната порывом ветра на уже уложен ные ветки.
Бывают случаи, когда работа производится старым канатом, при этом отмочаленные пряди уложенных на катушку витков каната покры ваются набегающим его концом.
Чтобы устранить опасность затаскивания ра бочего на катушку, необходимо исключить всякую возможность намотки на шпилевую катушку одновременно двух концов пенько вого каната.
Эта задача успешно решена в безопасной * шпилевой катушке, в дальнейшем именуемой «безопасная шпилевая катушка ВНИИТБ» (автор Д. К. Султанов), которая полностью исключает возможность одновременной намотки двух концов пенькового каната и этим обеспе чивает безопасность работы бурильщика на ней.
Безопасная шпилевая катушка ВНИИТБ (рис. 1) представляет собой гладкую цилин дрическую катушку, на которую насажен пред охранительный кожух, выполненный в виде жесткой цилиндрической пружины. Концевые витки предохранительного кожуха замкнуты, и в них вмонтированы шарикоподшипники.
Наружные обоймы шарикоподшипников при жимаются с внешней стороны катушки коль цом, а со стороны лебедки — диском.
4
Внутренние обоймы подшипников насажены на катушку и прижимаются внутренними коль-
Узел А |
Узел Б |
Рис. 1. Безопасная шпилевая катушка ВНИИТБ.
I — шайба; |
2 — катушка; 3 — предохранительный |
кожух; |
|
4 — болт |
катушки; |
5 — шпонка; 6 — внутреннее |
кольцо; |
7 — крышка |
катушки; |
8 — наружное кольцо; 9 — винт с го |
ловкой под шплинтовку; іо — пробка отверстия под масленку; I I — наружная обойма шарикоподшипника; 12 — диск катуш
ки; |
13 — болт |
диска катушки; 14 —сальниковое кольцо; |
|
15 —сальниковая |
набивка; 16 — внутренняя обойма |
шарико |
|
подшипника; 17 — болт кронштейна; 18 — кронштейн; |
19 —винт |
||
|
|
с полукруглой головкой. |
|
Во избежание вытекания масла зазоры шари коподшипников уплотняются сальниковыми кольцами и сальниковой набивкой.
5
Масло для смазки подшипников подается шприцем через масленку, которая ввинчивается в соответствующие отверстия в кожухе, закры ваемые пробками.
Вращающиеся части катушки укрепляются на валу буровой лебедки при помощи шайбы, болта и шпонки, а неподвижные крепятся к раме лебедки при помощи кронштейна и бол тов. Наружный торец катушки закрывается крышкой, укрепляемой винтами с полукруглой головкой.
Безопасная шпилевая катушка спроектиро вана для работы на ней пеньковым канатам диаметром не более 38 мм.
Безопасные шпилевые катушки описанного типа разработаны для различных лебедок и отличаются друг от друга деталями крепления катушки к лебедке; все же основные детали катушек унифицированы.
В настоящее время заводом им. лейтенанта Шмидта (Баку) освоено серийное изготовление безопасных шпилевых катушек к следующим
типам лебедок.
Таблица 1
Наименование лебедки
У2-5-4 ................................................................
У2-4-3 и У 2 - 4 - 5 ...............................................
Л1 -4 М 2 .................................................................
ЛМЗ-2 (двухскоростная для капиталь
ного ремонта) ..................................................
Лебедка трактора-подъемника ..................
Шифр катушки
БК4-У БК5-У
БКШ-У
БКУ-2 БК1І-У
Все эти катушки унифицированы, что зна чительно облегчает их изготовление, ремонт и обеспечение запасными частями.
6
Различие между катушками обусловлено конструктивными особенностями станин лебе док, к которым прикрепляются предохранитель ные кожухи катушек, а также размерами ва лов, на которые катушки должны быть наса жены.
Для каждого типа безопасной шпилевой катушки установлен особый шифр. Первые две буквы шифра БК означают «безопасная катушка».
В каждом шифре стоит буква У, показываю щая, что эта катушка входит в ряд унифици рованных. В этот ряд не входят безопасные шпилевые катушки к передвижным бурильным станкам, например, к станку «Уфимец-Шмидт», к УРБ-4П и др.
Катушки унифицированного ряда отличаются по шифру буквой или цифрой, которые озна чают следующее: катушка к лебедке Д1-4М2 (конструкции завода им. лейт. Шмидта) имеет шифр БКШ-У, где буква Ш указывает на тип лебедки. Соответственно для катушки лебед ки трактора-подъемника принята буква П
(БКП-У).
Для лебедок, выпускаемых Уральским заво дом тяжелого машиностроения, в шифр катуш ки вводится последняя цифра шифра лебедки. Так, для лебедки У2-5-4 в шифр катушки вве дена цифра 4 (БК4-У), а для лебедок У2-4-3 и У2-4-5 принята цифра 5 (БК5-У). Для обоих последних типов лебедок изготовляется один тип катушки. Для катушек к двухскоростной лебедке принят шифр БКУ-2. Цифра 2 ука зывает, что катушка к двухскоростной ле бедке.
7
Перенесение буквы У в другое место распо ложения в шифре принято условно для под черкивания отличия этой катушки от унифи цированных катушек других типов.
Для обеспечения хорошей работы безопас ной шпилевой катушки необходимо правильно ее смонтировать.
Рис. 2. Катушка БКШ-У.
1 —предохранительный пожух; 2 —катушка; 3 —-болт катушки; 4 —шайба; 5 —кронштейн; б — болт диска катушки; 7—диск катушки.
Ниже приводится описание монтажа катуш ки БКШ-У на лебедке Л1-4М2 (рис. 2).
В основном правила монтажа сводятся к сле дующему.
Перед установкой необходимо проверить исправность н наличие всех деталей согласно условиям поставки:
а) кронштейнов — 2 шт. (один правый и один левый);
8
б) болтов с гайками и контргайками —
8 шт.;
в) шайбы для крепления катушки на валу лебедки и съемной масленки.
Необходимо также проверить правильность сборки катушки, а именно: ушки диска катуш ки должны располагаться в направлении за хода витков предохранительного кожуха.
Если на лебедке была установлена катушка (например, «опасная»), то необходимо ее снять и тщательно проверить шейку вала; если на шейке вала есть заусеницы или выбоины, их надо зачистить личным напильником, после чего чисто вытереть и смазать машинным мас лом. С безопасной катушки следует снять крышку, тщательно протереть внутреннюю рас точку катушки концами и смазать ее маслом.
Так как расточка катушки выполнена с до пусками ходовой посадки, то несоблюдение правил подготовки указанных поверхностей может вызвать значительные затруднения при насаживании катушки на вал лебедки. Повер нув вал лебедки шпоночной канавкой кверху и поставив шпонку, надо поднять катушку при помощи талей и насадить ее на вал лебедки, поставить шайбу и затянуть катушку на валу болтом. Затем следует повернуть кожух ка тушки так, чтобы ушки диска приняли вер тикальное положение, и, наконец, закрепить кронштейны болтом, следя за тем, чтобы ото гнутые концы кронштейнов ложились на раму лебедки. На этой раме должны быть тщательно размечены места для отверстий под болты.
После этого следует снять катушку и про сверлить отверстия в раме лебедки. Отверстия
9