Файл: Дубченко В. Глубоководный траловый лов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Дубченко, Г. Куличков, Ю. Алексаков

Глубоководный траловый лов

Главное управление рыбной промышленности Западного бассейна

В. ДУБЧЕНКО, Г. КУЛИЧКОВ, Ю. АЛЕКСАКОВ

Глубоководный траловый лов

Отдел

 

научно-технической

 

информации ,

 

Ц П К Т Б ш ш н н

Рига 1966

r. [-W|V-}g/a ¿r* ÍJ T £ д CCP

èoS.

Специальный редактор A. A. Грядинов

УДК 639.2.065

С каждым годом в Северо-Западной

Атлантике все шире распространяется траловый глубоководный лов рыбы. Объ­ ясняется это тем, что на больших глуби­ нах находятся богатые запасы крупной и наиболее ценной в пищевом отношении рыбы. Однако отсутствие надежной тра­ ловой оснастки,- способной выдерживать большие давления, и малая канатоемкость барабанов траловых лебедок не давали ощутимых результатов.

Первые успехи были достигнуты в 1964 году экипажем СРТ-4468 Латвийского ПУРПа под руководством капитана

3

А. Лунина и старшего мастера С. Позд­ някова. Промышляя на глубинах 450— 470 метров, они за рейс выловили 5870 центнеров среднего и крупного морского окуня.

Лиепайские рыбаки убедились, что ве­ сти добычу эффективнее на глубинах от 450 и свыше метров. Они разработали и подготовили специальное глубоковод­ ное траловое вооружение.

ГЛУБОКОВОДНОЕ ТРАЛОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ

ТРАЛЫ

В течение нескольких лет лиепайские рыбаки применяли в Северо-Западной Атлантике капроновые 15/21-метровые тралы. Однако для работы на больших глубинах эти тралы оказались непригод­ ными: они были тяжелыми, малоуловис­ тыми. Рыбаки нашли способ облегчения трала. В крыльях и сквере увеличили размер ячеи с 70 до 100 мм, а в первой пластине мотни — с 60 до 80 мм. Облег­ чили траловый мешок за счет уменьше­ ния его длины и замены двухпрядной

4


-6

Рис. 2. Низ облегченного 15/21 м трала.

дели на однопрядную (рис. 1 и рис. 2). Облегченный таким образом куток хо­ рошо раскрывался и не провисал до грунта. Это позволило исключить приме­ нение фартуков из шкур и транспортер­ ной ленты.

ОСНАЩЕНИЕ ТРАЛА

Много внимания рыбаки уделили ос­ нащению трала. Верхнюю подбору воо­ ружили более прочными глубоководными кухтылями 6= 200 мм с толщиной стенки 2—2,5 мм. На подборе равномерно рас­ пределили 57 таких кухтылей, обеспечив таким образом хорошее вертикальное раскрытие трала.

Большого творческого труда потребо­ вала оснастка нижней подборы. Было решено подвязывать к нижней подборе грунтроп, состоящий из 3-х усовершен­ ствованных секций: двух крыловых и од­ ной центральной. Каждая крыловая секция изготавливалась из стального 18,5 мм троса длиной 6,4 метра и со­ стояла из пяти бобинцев диаметром 500 мм каждый, десяти 75 мм грунтропных катушек и 64 резиновых прокладок. Центральная секция длиной 5 метров

набивалась пятью бобинцами диаметром 500 мм каждый, десятью 75 мм катуш­ ками и 36 резиновыми прокладками. Все секции соединялись между собой ско­ бами А-3,2. Таким образом, общая длина грунтропа составила 18,4 метра.

Важно, чтобы грунтроп подвязывался к нижней подборе прочно и без переко­ сов. Для этого цепочки крайних грунтропных катушек крепились морской стоянкой, отступя от концов подборы по 0,75 метра. Остальные цепочки грунтропных катушек распределяли равномерно по подборе. Чтобы нижняя подбора не задевала неровности грунта, к ней под­ вязывали 15—17 кухтылей.

Внесены существенные изменения в ос­ нащение кутка. В целях обеспечения равномерного растяжения дели мешка и топенантов было предложено вставлять между топенантами кутка и трала кап­ роновый двухметровый канат. Вдоль то­ пенантов мешка подвязывали 12 кухты­ лей (через каждый метр по одному кухтылю), а на конец кутка крепились 10 кухтылей. Гайтан изготавливали из стального 6,2 мм троса длиной 2,9 м, дележный строп — из 12,5 мм длиной 4 метра.

8

СХЕМЫ ОСНАЩЕНИЯ ТРАЛА

Вот как оснащается трал по обычной (однокабельной) схеме (рис. 3). Голые концы верхней подборы топенанта и ниж­ ней подборы подсоединяются с помощью

скоб В-1,5

к верхнему концу клячевки,

а голый

конец грунтропа соединяется

с нижним концом клячевки.

Голый конец верхней подборы изго­ тавливается из стального 9,3 мм троса длиной 8 м. Голый конец топенанта — из 9,3 мм троса длиной 7,2 метра, а голый

конец

нижней

подборы

из

12,о мм

троса

длиной

10,6 метра.

К

подборам

трала голые концы подсоединяются с по мощью скоб А-1,2. 1 олый конец грунт­ ропа изготавливается из 18,5 мм бывшего в употреблении троса длиной 11, метра. С грунтропом он соединяется ско­

бой А-3,2.

Продумали и оснащение фигурной клячевки. К нижней части клячевок под­ соединили по 4 звена цепи калибром 25 мм общей длиной 0,5 метра. Переход­ ные концы клячевок длиной 2,4 метра соединяли с кабелями с помощью скоб А-2,7. Гаком А-1,7 с разъемным кольцом соединили кабель с фигурной клячевкои.

9



10

Рис. 3. Однокабельная схема оснащения трала.

схема

к

РЗ

я

ч

оО)

РЗ

я

X

и

о

я

а,

11

Однако некоторые экипажи судов ос­

нащали трал по двухкабельной схеме

(рис. 4).

По такой схеме голый конец нижней подборы длиной 3 метра крепится к верх­ нему концу клячевки, а конец грунтропа длиной 3,3 метра — к нижнему. Голые концы верхней подборы и топенанта сое­ диняли скобой А-1,2, где крепился гла­ голь-гак А-2,5. К глаголь-гаку подсоеди­ нялся верхний кабель из 12,5 мм троса длиной 21 м. Нижний кабель изготавли­ вался из 18,5 мм стального троса длиной 40 метров. В остальном вооружение трала не отличалось от вооружения по однокабельной схеме.

ТРАЛОВЫЕ ДОСКИ

Для работы на больших глубинах по­ требовалось утяжелить применявшиеся до этих пор траловые доски. Но чтобы можно было быстро переходить с боль­ ших глубин на малые и наоборот, спе­ циалисты БОРФ предложили для утяже­ ления ставить на доски дополнительные съемные кили (рис. 5 и 6). Такой съем­ ный киль весом 130—140 кг изготавли-

12

13

Рис. 5. Общий вид и основные размерения 3,0 м2 овальной траловой доски.

14

Рис. 6. Дополнительный съемный киль для 3,0 м2 овальной траловой доски.


вали из 70—80 мм круглой стали. Общий вес доски в воздухе стал равен 720— 740кг. Во избежание обрыва и потери утяжеленных досок во время переходов из квадрата в квадрат следует ставить на дугах более прочные стопорные цепи.

Понадобилось внести некоторые изме­ нения и в оснащение траловых досок. Лапки досок изготавливали из 15,5 мм стального троса (верхняя — длиной 2,7 метра, а нижняя — 2,9 метра). Крепили их к доскам скобами 2,1, а к кабелям — гаками А-1,7 с разъемным кольцом. Пе­ реходные концы изготавливали из 15,5 мм

троса. С ваерами соединяли их с по­ мощью скоб 3,2 и вертлюгов А-2,5. В свою очередь ваера соединялись с траловыми досками скобами Б-2,5 и гаками 3,0 с разъемными кольцами.

ВАЕРА

Глубоководный лов требует примене­ ния более длинных ваеров. Однако ем­ кость барабанов траловой лебедки огра­ ничена: на каждый барабан можно на­ мотать не более 1000 метров троса. Возникла необходимость найти прочный

15

стальной трос с меньшим диаметром. Были испытаны тросы со стальным сер­ дечником диаметром 15,5—16,5 мм четы­ рех различных ГОСТов: 2688-55, 7667-55

типа ЛК-3, 3067-55 и 3066-55. Лучшим оказался 15,5 мм трос, изготовленный по ГОСТу 3066-55. Ваера из такого троса не раскручивались, вытягивались незна­ чительно — на 1000 метров всего 4—5 метров. На один барабан траловой ле­ бедки можно наматывать 1500 метров. Износ троса за рейс не превышал 15—

20%.

Очень важно, чтобы оба ваера были одинаковой длины, так как даже неболь­ шая разница может привести к переко­ сам трала. Наиболее выгодным является трос правой крутки ГОСТ — 3066-55, 15,5-190-В-О.

Применение ваеров из троса со сталь­ ным сердечником вызвало ряд осложне­ ний: щеки барабанов лебедки деформи­ ровались, повысился износ шкивов на­ правляющих и подвесных блоков и тор­ мозных лент «феррадо». Были найдены пути устранения этих недостатков. Прежде всего увеличили толщину щек до 20 мм, количество заклепок с 8 до 10 штук, каждая диаметром 22 мм, и при-

16

варили ребра жесткости. Благодаря этому прочность щек возросла.

Однако при утолщении щеки правого барабана зазор между ребордой и ше­ стерней оставался 5 мм. Это создавало опасность заклинивания. Рационализа­ торы, предложили другой вариант укреп­ ления щек барабана. По новому вари­ анту правый барабан лебедки смещали по грузовому валу на 40 мм за счет об­ резки муфты включения, наваривали шейки подшипников грузового вала. В результате ширина стопорного кольца увеличивалась на 40 мм. К внешней сто­ роне барабана приваривали ребра жест­ кости или фалынкольцо толщиной 10 мм. Для ликвидации трения щеки барабана об упорный подшипник обрезали на 10 мм верхнюю кромку щеки.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТРАЛОМ

Техника спуска-подъема трала при глубоководном лове имеет свои харак­ терные особенности. Применение боль­ шого количества ваеров требует от ко­ манды судна максимума внимательности и осторожности. Должны быть полностью исключены заверты трала.

2 1821