Файл: Востриков Н.А. Составление тракторных агрегатов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Составление тракторных агрегатов. У некоторых ме­ ханизаторов сложилось неправильное мнение, что сос­ тавление агрегата сводится к тому, чтобы прицепить или навесить сельскохозяйственную машину на трактор и надежно закрепить соединительное устройство.

На самом же деле при выполнении этой работы не­ обходимо выполнить ряд требований, нарушение кото­ рых может ухудшить качество работы, снизить выработ­ ку и увеличить расход топлива.

Прежде всего, нужно проверить и правильно устано­ вить прицепное устройство трактора и машины. У ко­ лесных тракторов надо правильно установить колею пе­ редних и задних колес. Если ширина колеи не оговорена особыми требованиями, например шириной междурядья, то при выполнении полевых работ их расставляют на колею 1 500—1 400 миллиметров, а для транспортных ра­ бот— на максимально возможную колею (1 600— 1 800 миллиметров).

При работе на скоростях 7—8 и более километров в час следует тщательней проверять затяжку болтов, на­ дежность шплинтовки, состояние ' шкворней и других соединительных деталей. При обработке почвы и посе­ ве рабочие органы машин и орудий надо установить на 1—2 сантиметра глубже заданной величины. Оконча­ тельно отрегулировать их ход следует на первых прохо­ дах агрегата.

Агрегаты для вспашки почвы. Собранный плуг нужно отрегулировать и проверить на специальной плите или площадке. Во время проверки необходимо убедиться, правильно ли расположены корпуса и лемехи. Лезвия трапецеидальных лемехов должны полностью касаться опорной поверхности площадки, а долотообразных — только носками; между пяткой лемеха и поверхностью должен быть просвет 10—15 миллиметров.

Прицепные плуги предварительно устанавливают на

14

заданную глубину пахоты. Правильная установка при­ цепа у этих плугов очень важна, так как от нее зависит одинаковая глубина пахоты всеми корпусами, нормаль­ ная ширина захвата плуга и достижение минимального тягового сопротивления плуга.

Минимальные тяговое сопротивление и расход горю­ чего обеспечиваются в том случае, если при вспашке угол наклона прицепа к горизонтальной плоскости на рыхлых почвах будет составлять 15— 16°, на среднеплотных — 8—10°. На плотных, целинных и залежных почвах при­ цеп плуга должен находиться в горизонтальном положе­ нии.

На рыхлых почвах неправильно установленный при­ цеп увеличивает тяговое сопротивление плуга на 14%, а расход топлива на гектар — на 9%.

У пятикорпусных плугов (однотипных плугу П-5-35М)

поперечина прицепа' устанавливается,

как

указано

в

таблице 5.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5

 

 

 

 

 

 

Отверстие

в

передних

концах

грядилей рамы

 

плуга* к

которому присоединяется поперечина

Глубина

 

 

прицепа (счет снизу)

 

пахоты

 

 

 

 

 

 

(см)

на рыхлых

 

на почвах

средней

на плотных

 

почвах

 

плотности

почвах

 

20-25

2

 

2

 

2

 

25-27

3

 

3

 

2

 

Продольная тяга прицепа присоединяется с помощью болта к поперечине на первом отверстии (считая от третьей полосы рамы по ходу плуга), а раскос устанав­ ливается так, чтобы продольная тяга располагалась па­

раллельно грядилям рамы.

15


Собранный прицеп плуга присоединяют к среднему отверстию скобы по оси симметрии трактора.

При правильной установке прицепа плуга на скобе трактора полевая доска последнего корпуса будет во время работы касаться стенки борозды, не оставляя на ней заметного следа. Если полевая доска отошла от стен­ ки борозды и передние корпуса плуга отрезают более широкий пласт, чем задние, продольную тягу прицепа плуга надо переместить по скобе трактора влево (в сто­ рону невспаханного поля). В том случае, когда полевая доска заднего корпуса вминается в стенку борозды, ос­ тавляя на ней заметный след, тягу прицепа следует пе­ ренести вправо (в сторону борозды).

Если допустить работу плуга со смещением линии тяги вправо от центра тяжести плуга, то его сопротивле­ ние возрастет до 34% от нормального, что заставит тракториста-машиниста работать на пониженной переда­ че или уменьшить ширину захвата плуга. Что это зна­ чит? При переходе с VI передачи на V у тракторов Т-75 производительность пахотного агрегата уменьшится на 16,5%. Если же отсоединить у плуга один корпус, произ­ водительность агрегата понизится нц 20%.

Таковы последствия неправильной прицепки плуга. Чтобы выдержать необходимый угол наклона прице­

па плуга, при работе на рыхлых и средней плотности почвах скобу трактора надо устанавливать на расстоя­ нии 490—500 миллиметров от поверхности почвы, а при работе на плотных почвах — на расстоянии 340 милли­ метров.

Монтаж навесного плуга ПН-4-35 на трактор ДТ-54А и Т-75 производится в следующем порядке. Навесное устройство трактора навешивается по схеме двухточеч­ ной навески. Пальцы рычагов подъема устанавливают так, чтобы оба шарнира раскосов располагались с пра­ вой стороны рычагов подъема.

Длина раскосов должна быть одинаковой — 64U— 670 миллиметров.

Трактор с навесным плугом регулируют на ровной горизонтальной площадке. Изменяя длину вертикальных раскосов и верхней тяги, добиваются, чтобы лемехи всех корпусов своими лезвиями касались поверхности площад­ ки. Во время вспашки длину раскосов не регулируют.

Чтобы в транспортном положении плуг и механизм навески не раскачивались, надо натянуть ограничитель­ ные цепи. Цепи натягивают до тех пор, пока шарниры продольных тяг будут перемещаться в обе стороны не больше чем на 20 миллиметров.

Окончательная регулировка плуга производится в поле на первых проходах агрегата. Припашка и регули­ ровка плуга считаются законченными, когда начнут об­ разовываться ровные стенки и дно борозды, а все кор­ пуса будут пахать с одинаковой глубиной и шириной захвата.

Колесные тракторы «Беларусь» при работе с навес­ ным плугом ПН-3-35Р устанавливают на колею в 1 450 миллиметров с несимметричным расположением задних колес. Правое колесо (по ходу) устанавливается на рас­ стоянии 775 миллиметров от продольной оси трактора (торец ступицы колеса установить заподлицо с торцом полуоси), левое — на расстоянии 675 миллиметров (то­ рец ступицы колеса должен отстоять от торца полуоси на 90—95 миллиметров).

Благодаря этому уменьшается буксование трактора. Для выравнивания нагрузки на задних колесах трактора и уменьшения буксования левого колеса грузы с право­ го колеса переносятся на левое. Для крепления двух

комплектов грузов на левом колесе

необходимо изгото­

вить четыре болта длиною по 120 миллиметров.

 

Вилки раскосов механизма навески соединяют с про­

дольными тягами через отверстия,

а не прорези, чтобы

2

Н.

Востриков

 

17

I

гос

::ля

!

 


во время вспашки не было неравномерной пахоты из-за свободного перемещения продольных тяг в вертикальной плоскости.

Длина левого раскоса должна быть равна 515 милли­ метрам (между осью пальца верхнего шарнира и осью отверстия под болт в вилке). Во время работы длину левого раскоса изменять не следует, иначе грядиль плу­ га будет повреждать покрышку колеса. До навешива­ ния плуга ПН-3-35Р на трактор необходимо проверить установку присоединительного треугольника и подвесной оси. Присоединительный треугольник плуга должен быть закреплен на первом и втором грядилях так, чтобы сере­ дина правой цапфы оси подвеса плуга располагалась на расстоянии 230 миллиметров вправо от полевого об­ реза первого корпуса.

До навески плуга рукоятку распределителя гидросис­ темы устанавливают в «плавающее» положение. Потом соединяют левую, а затем правую продольную тягу ме­ ханизма навески трактора с подвесною осью плуга. По­ сле этого центральную тягу соединяют с вилкой рас­ коса. Центральную тягу нужно установить на второе от­ верстие (считая сверху) механического догружателя задних колес.

При опущенном механизме навески натяжные цепи должны провисать.

Для натяжки ограничительных цепей навешенный плуг поднимают в транспортное положение до тех пор, пока шток поршня полностью не выдвинется из ци­ линдра. Затем надо вывернуть из кронштейна стяжек регулировочный болт так, чтобы его головка уперлась в корпус трансмиссии. В таком положении болт стопорят контргайкой. Затем с помощью стяжек натягивают цепи.

Правую и левую цепи натягивают равномерно, не до­ пуская смещения продольных тяг (вправо или влево). На-, тяжку цепей заканчивают, когда задние концы продоль­

18

ных тяг будут отклоняться в каждую сторону на 20 мил­ лиметров.

При опущенном механизме навески продольные тяги

Должны свободно перемещаться вправо и

влево

на

100—120 миллиметров.

 

 

Во избежание поломок запрещается вывертывать ре­

гулировочный болт и натягивать цепи при

опущенном

механизме навески, а также туго натягивать

цепи

при

транспортном положении плуга.

 

 

Дальнейшую регулировку плуга по глубине пахоты

и ширине захвата проводят в поле.

 

 

Во время полевой регулировки и при работе плуга

нужно правильно использовать механический

догружа-

тель ведущих колес трактора, который увеличивает сцеп­ ной вес трактора за счет передачи части веса плуга на задние колеса, что достигается изменением угла накло­ на верхней центральной тяги механизма навески. Цен­ тральная тяга механизма навески устанавливается в од­ но из четырех отверстий серьги.

При вспашке рыхлых почв рекомендуется устанавли­ вать центральную тягу на нижнее отверстие. Если почва плотная, тягу ставят На второе или третье отверстие (сверху), следя за тем, чтобы задний корпус плуга не выглублялся из почвы.

Требуемую глубину пахоты устанавливают измене­ нием расстояния между колесом и опорной плоскостью лемехов. Если плуг пашет мелко, колесо поднимают, если глубоко, — опускают.

При регулировке ширины захвата плуга необходимо обращать внимание на положение верхней центральной тяги. Если смотреть сверху, то она должна быть распо­ ложена под углом 3—5° в сторону борозды. Благодаря этому уменьшается давление на полевые доски плуга и улучшается устойчивость хода плуга по ширине захвата. Расположение верхнего звена под углом в сторону поля,

2

19


наоборот, ухудшает горизонтальную устойчивость хоДа плуга.

При работе нужно следить, чтобы все корпуса плуга пахали на одинаковую глубину. Показателем правильно­ го хода плуга в этом случае является горизонтальное по­ ложение его рамы.

Одинаковая глубина хода корпусов навесных плу­ гов достигается регулировкой длины центральной тяги навески трактора, а у прицепных плугов — механизмом бороздового колеса и изменением высоты прицепа.

При пахоте навесными плугами на время прохожде­ ния гона рычаг распределителя должен находиться в крайнем верхнем «плавающем» положении. Работать при установке рычага в положение «опускание» или «ней­ тральное» нельзя, так как это приведет к поломке плуга, да и глубина вспашки будет неравномерной. Переводить рычаг распределителя надо только резким толчком.

Агрегаты для боронования почвы. В сравнении с другими орудиями бороновальные агрегаты несложны, но чтобы обеспечить высокое качество боронования, надо и их правильно составлять.

Предварительно следует отобрать для агрегатов бо­ роны одной марки и проверить их на ровном металличе­ ском листе или площадке. Если во время проверки бу­ дут обнаружены короткие зубья, с просветом между пло­ щадкой и концом зуба свыше 10 миллиметров, то их надо заменить новыми. Длину прицепов борон к сцепке надо выбирать с таким расчетом, чтобы в рабочем поло­ жении они располагались под углом 10—15° к горизонту. Чтобы не было перекосов, надо подбирать все тяги при­ цепки ваг и цепи звеньев одинаковой длины. Очень вни­ мательно следует проверить состояние сцепки,, к кото­ рой будут присоединяться зубовые бороны.

Бороны на сцепке должны размещаться симметрично относительно продольной оси трактора, так, чтобы все

20


зубья ШЛИ на одинаковой глубине. Глубина погружения зубьев будет зависеть от того, как бороны присоединены к вагам. Если бороны присоединены скошенной стороной зуба вперед, они меньше заглубляются в почву. Если бороны повернуть на 180° и присоединить острой гранью зубьев вперед, они будут больше заглубляться.

Правильность составления бороновального агрегата проверяют на первом проходе агрегата. Во время про­ верки надо убедиться в отсутствии перекрытий или боль­ ших просветов между звеньями. Если обнаружится, что передние зубья неодинаково заглубляются в почву, надо изменить высоту прицепки ваг к сцепке. Если заглуб­ ляются передние зубья, тягу надо укоротить, и, наобо­ рот, когда заглубляются задние зубья, тягу удлиняют.

Агрегатирование зубовых .борон с тракторами лучше всего производить при помощи универсальных навесных рам РБН. Для этого тракторы оборудуются полунавесными сцепками СН-35 или СН-54. Основное достоинство такого агрегата заключается в том, что его обслуживает один механизатор. При засорении борон трактористу достаточно при помощи гидросистемы поднять, а затем опустить бороны, не останавливая агрегата.

Агрегаты для лущения стерни и дискования почвы.

Пожнивное лущение на скоростях до 6 километров в час производится при угле атаки 35°, а при скорости 6 ки­ лометров в час и более — при угле атаки 30°. Благодаря этому тяговое сопротивление лущильника резко снижает­ ся (до 25%)-, а при глубине обработки 6—7 сантиметров обеспечивается лучшее подрезание сорняков и более ак­ тивное крошение пласта. Дискование почвы производит­ ся теми же агрегатами, только угол атаки следует изме­ нить и в зависимости от условий работы установить его в пределах 15—25°.

Надо иметь в виду, что с увеличением угла атаки глу­ бина хода дисков и тяговое сопротивление орудия уве­

21

личиваются, а его захват уменьшается. При уменьшении угла атаки с 35 до 15° происходит обратное явление.

Если необходимо изменить глубину хода дисков, не изменяя угла атаки лущильника, то для этого следует переместить точку прицепа рамок секций на понизителях боковых брусьев. Присоединяя ушки рамок секций к нижним отверстиям понизителей, увеличивают глубину обработки, а присоединяя их к верхним отверстиям, — уменьшают глубину хода дисков.

Углубить ход дисков можно также наполняя балласт­ ные ящики грузом.

€ увеличением скорости движения лущильного агре­ гата рекомендуется передние концы рамок дисковых ба­ тарей крепить как можно ниже к уголкам рамы. Этим достигается большая устойчивость хода батарей по глу­ бине и уменьшение тягового сопротивления дискового лу­ щильника, так как потребуется меньше дополнительного груза.

Если при первом проходе агрегата будет замечено, что в стыке смежных батарей образуется заметный валок, значит наружные диски батарей глубже зары­ ваются в почву, чем задние. В этом случае передние кон­ цы рамок батарей надо присоединить к понизителям рамы на одно-два отверстия выше задних и при помощи винта регулируемого понизителя окончательно отрегулировать ход батарей.

Унавесного дискового лущильника ЛДН-2,4, изме­ няя угол поворота колес, устраняют снос лущильника влево, а перемещая ось колеса по отверстию кронштейна основного бруса, изменяют глубину хода лущильника. Если вес лущильника не обеспечивает требуемого заглуб­ ления, нужно заполнить землей балластный ящик.

Унавесной дисковой бороны БДН-2,2 одинаковое заглубление передних и задних батарей достигается за. счет изменения длины верхней регулируемой тяги навес­

22