Файл: Внедрение технологии офсетной печати на мелованной бумаге..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
Были использованы интенсивные офсетные концентри рованные краски КО 2-го Московского завода поли графических красок, а также импортные офсетные кон центрированные краски ОКЭто позволило наклады вать краски тонким слоем и тем самым уменьшить отпа рывание.
Большое внимание уделялось регулированию увлаж няющего аппарата с целью резкого уменьшения подачи воды на печатную форму, что также содействовало повы шению интенсивности краски на оттиске и снижению ее эмульгирования. Одновременно были улучшены печатные свойства красок для более полного перехода их с резины на бумагу. Благодаря этому удалось уменьшить количе ство краски на раскатных и накатных валиках красочно го аппарата и соответственно эмульгирование, а также повысить интенсивность оттисков.
Использование мелованной бумаги для офсетной пе чати сокращает количество прогонов и повышает каче ство оттисков. В том случае, когда офсетная продукция подвергается лакировке, печать на мелованной бумаге дает экономический эффект, так как для получения оди накового блеска оттиски на мелованной бумаге доста точно лакировать в один прогон, в то время как оттиски на офсетной бумаге требуют трех прогонов.
Положительные результаты были получены при печа ти открыток на односторонней мелованной бумаге фаб рики Гознака. Проводились также опыты использования быстрозакрепляющихся красок. Черная краска 2-го заво да, полученная из типографии «Правда», обладала высо кой интенсивностью и не давала отмарывания при печа ти на мелованной бумаге на офсетной машине. Быстрозакрепляющаяся черная краска с недостаточной интенсив ностью вызывала отмарывание, так как приходилось печатать слоем значительной толщины.
Были испытаны, кроме того, быстрозакрепляющиеся
20
краски по рецептуре ВНИИПП, полученные со 2-го заво да, и специальная офсетная мелованная бумага. Основ ная масса этих красок оказалась хорошего качества, без отмарывания. Однако массовые тиражи на мелованной бумаге мы печатали интенсивными концентрированными красками. Так, например, черные иллюстрации альбома «Левитан» отпечатаны немецкой краской S-549 ОК.
На офсетных машинах мы отпечатали на мелованной
бумаге более 15 миллионов |
открыток, около 150 тысяч |
|
экземпляров |
портретов В. |
И. Ленина, К. Маркса и |
Ф. Энгельса, |
суперобложки. |
Печать производилась без |
прокладки, концентрированными офсетными красками — отечественными КО и импортными ОК. Для внедре ния четырехцветки в офсетной печати для художествен ных репродукций необходимы интенсивные краски и чи
сто-белая мелованная офсетная бумага высокого каче ства.
Работа на специальной мелованной бумаге для вы сокой печати с двухкратным покрытием, выпускаемой Корюковской бумажной фабрикой, дает большой экономи ческий эффект, так как удается снизить количество тех
нических отходов и резко повысить качество репро дукций.
Использование эстонской черной типографской специ альной краски для печати на мелованной бумаге на ма шинах высокой печати также дает хорошие результаты. Эти факты говорят о том, что наша промышленность в
состоянии поставить хорошие материалы, 'обеспечиваю щие высокое качество репродукций.
Уверен, что и для офсетной печати мы в скором вре мени получим хорошую бумагу и отличные интенсивные концентрированные краски. В сочетании с новыми фор мами, позволяющими печатать с минимальной подачей влаги, будет обеспечена высококачественная четырех цветная офсетная печать на мелованной бѵмаге.
21
ПЕЧАТЬ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕПРОДУКЦИЙ НА МЕЛОВАННОЙ БУМАГЕ
И. ШОЛОХОВ, печатная фабрика Гознака
Вопрос о применении мелованной бумаги для офсет ной печати на печатной фабрике Гознака встал в связи с выполнением высокохудожественного заказа •— альбома художественных репродукций «Искусство Советского Па леха». Для нас это была первая работа на мелованной бумаге, и вполне естественно, что в процессе печати пришлось встретиться с некоторыми трудностями: срыв мелового слоя, плохое закрепление краски на оттиске, сильное отмарывание и др. Ввиду сжатых сроков выпол нения заказа не было времени для каких-либо экспери ментов для выяснения взаимодействия краски с бумагой как по печатным свойствам, так и по закреплению ее на бумаге.
Пришлось приступить сразу к печати тиража и уточ нить технологию в процессе работы. Перед началом печа ти мы, правда, ознакомились с экспериментальными ра ботами типографии Гознака, так как вели работу парал лельно. Но в основном мы применили свою технологию, во многом отличающуюся от технологии типографии Гоз нака.
22
Пользовались красками, затертыми на стирольной
олифе, в которую входит смола МС-5 и 30% оксидиро ванной олифы.
В первые 2—3 краски добавляли крепкую олифу, чтобы сделать их более вязкими, и они до некоторой сте пени отвечали требованиям, предъявляемым к печати на мелованной бумаге.
Хочу также остановиться на вопросе о наложении красок. В типографии Гознака первыми печатались кра ски голубые и розовые, то есть светлые. Мы первым про гоном печатаем контурную краску, в основном черную, а затем все остальные, ибо в противном случае, как оказа лось, она не совсем хорошо совмещается с другими кра сками. Это дало возможность осуществлять корректуру и удалять ту или иную ненужную деталь. Опыт показал, что такая технология печати себя оправдала.
Приступая к выполнению ответственного задания по изданию замечательного памятника русской культуры — книги «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, мы уже имели богатый опыт печати на мелованной бумаге и никаких особых осложнений не встречали, так как поль зовались разработанной и проверенной технологией.
Вклейки в книге Афанасия Никитина печатались на мелованной двухсторонней бумаге весом 280 а, гладко стью 850 сек. и впитываемостью от 90 до 115 сек.
Для предупреждения выщипывания и срыва мелового слоя, а также для равномерного впитывания краски в бу магу перед тем, как приступить к печати, ее дважды под вергли грунтовке белилами № 825 на олифе, с 2%-ной ко бальтовой сушкой. В качестве опыта две вклейки были отпечатаны без грунтовки.
Выяснилось, что печатать без грунтовки на данной бумаге можно без особо заметного ухудшения качества, но при условии изменения технологии наложения красок: первыми — фоновые краски (голубую, розовую и др.), ко
23
торые сами по себе являются грунтовкой для последую щих красок.
Но практически применить этот способ не могли, так как это лишило бы возможности контроля совмещения красок и корректуры форм в процессе печати.
Печатая сначала черную контурную краску без грун товки, мы имели большие потери интенсивности основной краски вследствие неравномерного впитывания ее в бу магу. Кроме того, черная краска выглядела серой, и по этому пришлось делать дополнительный прогон.
Что касается отмарывания, то при большой насыщен ности красок его избежать можно. Для этого следует прокладывать между мелованными листами офсетную бумагу и печать производить вместе с прокладкой. По такой технологии были отпечатаны суперобложка и фор зац в книгу Афанасия Никитина.
Однако указанная технология может быть применена лишь для печати небольших тиражей. Для массового производства это невыгодно, так как производительность уменьшается в два раза.
Для дальнейшего улучшения качества печати на ме лованной бумаге следует разработать рецептуру красок и бумаги, с тем чтобы полностью ликвидировать отмарывание. Это даст возможность печатать на мелованной бумаге массовые тиражи открыток и других изданий.
Вклейки печатались у нас на однокрасочной машине «Терция». На двухкрасочной машине была отпечатана суперобложка.
Печать на двухкрасочной машине на мелованной бу маге в основном никаких затруднений не вызывала. Она производилась с монометаллических форм, изготовлен ных позитивным способом копирования. В этом случае следует только строго соблюдать порядок наложения красок. На первой секции надо печатать менее насыщен ные и интенсивные краски.
24
В процессе печати увлажняющим раствором служила чистая вода без каких-либо добавок. Меления пигмента не наблюдалось. Бумага хранилась в стеллажах по 300— 400 листов с интервалом между печатью примерно сутки.
При (пользовании насыщенными красками, какими пе чатались вклейки, избежать отмарывания невозможно. Нужно подбирать краски к бумаге, чтобы они хорошо впитывались и закреплялись.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕЛОВАННОЙ БУМАГИ
А. ЕРМАКОВА, Московский филиал ВНИИБ
Московский филиал Всесоюзного научно-исследова тельского института целлюлозной и бумажной промыш ленности еще в 1952 году занимался разработкой техно логии получения мелованной бумаги для офсетной печа ти. Однако в массовое производство она не была внедре на, так как исследованием печатного процесса на мело ванной бумаге и разработкой рецептуры красок одно временно не занимались.
В 1958 году Мосфилиал ВНИИБ совместно с фабри кой технических бумаг «Октябрь» снова возобновили ис следования по разработке технологии получения мело ванной бумаги для офсетной печати. Одновременно во ВНИИ полиграфической промышленности разрабатыва лась рецептура быстрозакрепляющихся красок для печа тания офсетным способом на мелованной бумаге и техно логия печатания.
Мы ставили перед собой задачу изучить влияние на качество четырехкрасочной офсетной печати таких фак торов изготовления мелованной бумаги, как:
а) природа связующего (желатин, казеин);
26
б) природа дубителя (формалин и уротропин для ка зеина; алюмокалиевые и хромовые квасцы для желати на) ;
в) степень дубления; г) гладкость.
В 1958 году на фабрике технических бумаг «Октябрь» было изготовлено 16 опытных партий бумаги с разной степенью дубления казеина формалином и уротропином и желатина алюмокалиевыми и хромовыми квасцами и с разной гладкостью. После испытания их в лаборатории и на производстве был составлен технологический режим изготовления мелованной бумаги для офсетной печати. В 1959 году по этому режиму было изготовлено несколь ко опытных партий бумаги, испытанной в типографиях «Правда», «Красный Пролетарий» и «Советский худож ник». При печати специальными быстрозакрепляющими-
ся красками получены хорошие результаты. Созданы |
3 |
вида мелованной бумаги. |
(не |
Первый вид—-бумага с повышенной гладкостью |
|
менее 800 сек.). Покровный слой с каждой стороны мы |
|
наносили два раза по 12—13 г за одно покрытие, с тем |
чтобы придать бумаге более ровную и гладкую поверх ность. Эта бумага предназначается для печатания худо жественных репродукций и других ответственных изда ний.
Второй вид — бумага с гладкостью не менее 500 сек. с однократным покрытием, предназначаемая для печата ния массовых изданий.
Третий вид — это бумага для открыток весом 250 г/м2; она не удовлетворяла потребителей. Поэтому была раз работана новая технология: процесс склейки исключен и бумага-основа весом 200 г/м2 отливалась непосредствен но на бумагоделательной машине. Для улучшения ее пе чатных свойств и белизны покровный слой на бумагу-ос нову с лицевой стороны наносился два раза. Для предуп
27
реждения скручиваемости оборотная сторона бумаги
подвергалась одноразовому грунтованию с подкрашива нием.
В настоящее время фабрика «Октябрь» и Корюковская фабрика технических бумаг освоили технологию из готовления мелованной бумаги для офсетной печати.
Комитет стандартов в 1960 году утвердил ГОСТ за № 9363—60 «Бумага мелованная для офсетной печати».
Московский филиал ВНИИБ продолжает работы по со вершенствованию технологии производства мелованной бумаги для офсетной печати.
БЫСТРОЗАКРЕПЛЯЮЩИЕСЯ КРАСКИ И ИХ СВОЙСТВА
Т. МАЛОВА, ВНИИ полиграфической промышленности
Институт в последнее время занимается разработкой быстрозакрепляющихся красок для мелованной бумаги. Вопрос о красках нельзя рассматривать в отрыве от ка чества бумаги.
В процессе исследования были установлены основные требования к быстрозакрепляющимся краскам. Высту павшие товарищи не совсем правильно говорили, что быстрозакрепляющиеся краски не очень интенсивны, что приходится печатать большим слоем и поэтому происхо дит отмарывание. Это не соответствует действительности. Красочники прекрасно знают, что существует оптимум содержания пигментов в красках.
Институт проводил работу по созданию высокоинтен сивных красок. В красках на желтом светопрочном пиг менте содержание его было доведено до 30%. Эти краски были внедрены. Но постепенно жизнь заставила исклю чить их из ассортимента, так как они имели плохие пе чатные свойства.
В дальнейших исследованиях было определено, что для каждого пигмента имеется оптимум его содержания в краске. При разработке быстрозакрепляющихся красок мы исходили из оптимума содержания пигмента. Рецеп
29