Файл: Внедрение технологии офсетной печати на мелованной бумаге..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Были использованы интенсивные офсетные концентри­ рованные краски КО 2-го Московского завода поли­ графических красок, а также импортные офсетные кон­ центрированные краски ОКЭто позволило наклады­ вать краски тонким слоем и тем самым уменьшить отпа­ рывание.

Большое внимание уделялось регулированию увлаж­ няющего аппарата с целью резкого уменьшения подачи воды на печатную форму, что также содействовало повы­ шению интенсивности краски на оттиске и снижению ее эмульгирования. Одновременно были улучшены печатные свойства красок для более полного перехода их с резины на бумагу. Благодаря этому удалось уменьшить количе­ ство краски на раскатных и накатных валиках красочно­ го аппарата и соответственно эмульгирование, а также повысить интенсивность оттисков.

Использование мелованной бумаги для офсетной пе­ чати сокращает количество прогонов и повышает каче­ ство оттисков. В том случае, когда офсетная продукция подвергается лакировке, печать на мелованной бумаге дает экономический эффект, так как для получения оди­ накового блеска оттиски на мелованной бумаге доста­ точно лакировать в один прогон, в то время как оттиски на офсетной бумаге требуют трех прогонов.

Положительные результаты были получены при печа­ ти открыток на односторонней мелованной бумаге фаб­ рики Гознака. Проводились также опыты использования быстрозакрепляющихся красок. Черная краска 2-го заво­ да, полученная из типографии «Правда», обладала высо­ кой интенсивностью и не давала отмарывания при печа­ ти на мелованной бумаге на офсетной машине. Быстрозакрепляющаяся черная краска с недостаточной интенсив­ ностью вызывала отмарывание, так как приходилось печатать слоем значительной толщины.

Были испытаны, кроме того, быстрозакрепляющиеся

20

краски по рецептуре ВНИИПП, полученные со 2-го заво­ да, и специальная офсетная мелованная бумага. Основ­ ная масса этих красок оказалась хорошего качества, без отмарывания. Однако массовые тиражи на мелованной бумаге мы печатали интенсивными концентрированными красками. Так, например, черные иллюстрации альбома «Левитан» отпечатаны немецкой краской S-549 ОК.

На офсетных машинах мы отпечатали на мелованной

бумаге более 15 миллионов

открыток, около 150 тысяч

экземпляров

портретов В.

И. Ленина, К. Маркса и

Ф. Энгельса,

суперобложки.

Печать производилась без

прокладки, концентрированными офсетными красками — отечественными КО и импортными ОК. Для внедре­ ния четырехцветки в офсетной печати для художествен­ ных репродукций необходимы интенсивные краски и чи­

сто-белая мелованная офсетная бумага высокого каче­ ства.

Работа на специальной мелованной бумаге для вы­ сокой печати с двухкратным покрытием, выпускаемой Корюковской бумажной фабрикой, дает большой экономи­ ческий эффект, так как удается снизить количество тех­

нических отходов и резко повысить качество репро­ дукций.

Использование эстонской черной типографской специ­ альной краски для печати на мелованной бумаге на ма­ шинах высокой печати также дает хорошие результаты. Эти факты говорят о том, что наша промышленность в

состоянии поставить хорошие материалы, 'обеспечиваю­ щие высокое качество репродукций.

Уверен, что и для офсетной печати мы в скором вре­ мени получим хорошую бумагу и отличные интенсивные концентрированные краски. В сочетании с новыми фор­ мами, позволяющими печатать с минимальной подачей влаги, будет обеспечена высококачественная четырех­ цветная офсетная печать на мелованной бѵмаге.

21


ПЕЧАТЬ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕПРОДУКЦИЙ НА МЕЛОВАННОЙ БУМАГЕ

И. ШОЛОХОВ, печатная фабрика Гознака

Вопрос о применении мелованной бумаги для офсет­ ной печати на печатной фабрике Гознака встал в связи с выполнением высокохудожественного заказа •— альбома художественных репродукций «Искусство Советского Па­ леха». Для нас это была первая работа на мелованной бумаге, и вполне естественно, что в процессе печати пришлось встретиться с некоторыми трудностями: срыв мелового слоя, плохое закрепление краски на оттиске, сильное отмарывание и др. Ввиду сжатых сроков выпол­ нения заказа не было времени для каких-либо экспери­ ментов для выяснения взаимодействия краски с бумагой как по печатным свойствам, так и по закреплению ее на бумаге.

Пришлось приступить сразу к печати тиража и уточ­ нить технологию в процессе работы. Перед началом печа­ ти мы, правда, ознакомились с экспериментальными ра­ ботами типографии Гознака, так как вели работу парал­ лельно. Но в основном мы применили свою технологию, во многом отличающуюся от технологии типографии Гоз­ нака.

22

Пользовались красками, затертыми на стирольной

олифе, в которую входит смола МС-5 и 30% оксидиро­ ванной олифы.

В первые 2—3 краски добавляли крепкую олифу, чтобы сделать их более вязкими, и они до некоторой сте­ пени отвечали требованиям, предъявляемым к печати на мелованной бумаге.

Хочу также остановиться на вопросе о наложении красок. В типографии Гознака первыми печатались кра­ ски голубые и розовые, то есть светлые. Мы первым про­ гоном печатаем контурную краску, в основном черную, а затем все остальные, ибо в противном случае, как оказа­ лось, она не совсем хорошо совмещается с другими кра­ сками. Это дало возможность осуществлять корректуру и удалять ту или иную ненужную деталь. Опыт показал, что такая технология печати себя оправдала.

Приступая к выполнению ответственного задания по изданию замечательного памятника русской культуры — книги «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, мы уже имели богатый опыт печати на мелованной бумаге и никаких особых осложнений не встречали, так как поль­ зовались разработанной и проверенной технологией.

Вклейки в книге Афанасия Никитина печатались на мелованной двухсторонней бумаге весом 280 а, гладко­ стью 850 сек. и впитываемостью от 90 до 115 сек.

Для предупреждения выщипывания и срыва мелового слоя, а также для равномерного впитывания краски в бу­ магу перед тем, как приступить к печати, ее дважды под­ вергли грунтовке белилами № 825 на олифе, с 2%-ной ко­ бальтовой сушкой. В качестве опыта две вклейки были отпечатаны без грунтовки.

Выяснилось, что печатать без грунтовки на данной бумаге можно без особо заметного ухудшения качества, но при условии изменения технологии наложения красок: первыми — фоновые краски (голубую, розовую и др.), ко­

23


торые сами по себе являются грунтовкой для последую­ щих красок.

Но практически применить этот способ не могли, так как это лишило бы возможности контроля совмещения красок и корректуры форм в процессе печати.

Печатая сначала черную контурную краску без грун­ товки, мы имели большие потери интенсивности основной краски вследствие неравномерного впитывания ее в бу­ магу. Кроме того, черная краска выглядела серой, и по­ этому пришлось делать дополнительный прогон.

Что касается отмарывания, то при большой насыщен­ ности красок его избежать можно. Для этого следует прокладывать между мелованными листами офсетную бумагу и печать производить вместе с прокладкой. По такой технологии были отпечатаны суперобложка и фор­ зац в книгу Афанасия Никитина.

Однако указанная технология может быть применена лишь для печати небольших тиражей. Для массового производства это невыгодно, так как производительность уменьшается в два раза.

Для дальнейшего улучшения качества печати на ме­ лованной бумаге следует разработать рецептуру красок и бумаги, с тем чтобы полностью ликвидировать отмарывание. Это даст возможность печатать на мелованной бумаге массовые тиражи открыток и других изданий.

Вклейки печатались у нас на однокрасочной машине «Терция». На двухкрасочной машине была отпечатана суперобложка.

Печать на двухкрасочной машине на мелованной бу­ маге в основном никаких затруднений не вызывала. Она производилась с монометаллических форм, изготовлен­ ных позитивным способом копирования. В этом случае следует только строго соблюдать порядок наложения красок. На первой секции надо печатать менее насыщен­ ные и интенсивные краски.

24

В процессе печати увлажняющим раствором служила чистая вода без каких-либо добавок. Меления пигмента не наблюдалось. Бумага хранилась в стеллажах по 300— 400 листов с интервалом между печатью примерно сутки.

При (пользовании насыщенными красками, какими пе­ чатались вклейки, избежать отмарывания невозможно. Нужно подбирать краски к бумаге, чтобы они хорошо впитывались и закреплялись.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕЛОВАННОЙ БУМАГИ

А. ЕРМАКОВА, Московский филиал ВНИИБ

Московский филиал Всесоюзного научно-исследова­ тельского института целлюлозной и бумажной промыш­ ленности еще в 1952 году занимался разработкой техно­ логии получения мелованной бумаги для офсетной печа­ ти. Однако в массовое производство она не была внедре­ на, так как исследованием печатного процесса на мело­ ванной бумаге и разработкой рецептуры красок одно­ временно не занимались.

В 1958 году Мосфилиал ВНИИБ совместно с фабри­ кой технических бумаг «Октябрь» снова возобновили ис­ следования по разработке технологии получения мело­ ванной бумаги для офсетной печати. Одновременно во ВНИИ полиграфической промышленности разрабатыва­ лась рецептура быстрозакрепляющихся красок для печа­ тания офсетным способом на мелованной бумаге и техно­ логия печатания.

Мы ставили перед собой задачу изучить влияние на качество четырехкрасочной офсетной печати таких фак­ торов изготовления мелованной бумаги, как:

а) природа связующего (желатин, казеин);

26


б) природа дубителя (формалин и уротропин для ка­ зеина; алюмокалиевые и хромовые квасцы для желати­ на) ;

в) степень дубления; г) гладкость.

В 1958 году на фабрике технических бумаг «Октябрь» было изготовлено 16 опытных партий бумаги с разной степенью дубления казеина формалином и уротропином и желатина алюмокалиевыми и хромовыми квасцами и с разной гладкостью. После испытания их в лаборатории и на производстве был составлен технологический режим изготовления мелованной бумаги для офсетной печати. В 1959 году по этому режиму было изготовлено несколь­ ко опытных партий бумаги, испытанной в типографиях «Правда», «Красный Пролетарий» и «Советский худож­ ник». При печати специальными быстрозакрепляющими-

ся красками получены хорошие результаты. Созданы

3

вида мелованной бумаги.

(не

Первый вид—-бумага с повышенной гладкостью

менее 800 сек.). Покровный слой с каждой стороны мы

наносили два раза по 12—13 г за одно покрытие, с тем

чтобы придать бумаге более ровную и гладкую поверх­ ность. Эта бумага предназначается для печатания худо­ жественных репродукций и других ответственных изда­ ний.

Второй вид — бумага с гладкостью не менее 500 сек. с однократным покрытием, предназначаемая для печата­ ния массовых изданий.

Третий вид — это бумага для открыток весом 250 г/м2; она не удовлетворяла потребителей. Поэтому была раз­ работана новая технология: процесс склейки исключен и бумага-основа весом 200 г/м2 отливалась непосредствен­ но на бумагоделательной машине. Для улучшения ее пе­ чатных свойств и белизны покровный слой на бумагу-ос­ нову с лицевой стороны наносился два раза. Для предуп­

27

реждения скручиваемости оборотная сторона бумаги

подвергалась одноразовому грунтованию с подкрашива­ нием.

В настоящее время фабрика «Октябрь» и Корюковская фабрика технических бумаг освоили технологию из­ готовления мелованной бумаги для офсетной печати.

Комитет стандартов в 1960 году утвердил ГОСТ за № 9363—60 «Бумага мелованная для офсетной печати».

Московский филиал ВНИИБ продолжает работы по со­ вершенствованию технологии производства мелованной бумаги для офсетной печати.


БЫСТРОЗАКРЕПЛЯЮЩИЕСЯ КРАСКИ И ИХ СВОЙСТВА

Т. МАЛОВА, ВНИИ полиграфической промышленности

Институт в последнее время занимается разработкой быстрозакрепляющихся красок для мелованной бумаги. Вопрос о красках нельзя рассматривать в отрыве от ка­ чества бумаги.

В процессе исследования были установлены основные требования к быстрозакрепляющимся краскам. Высту­ павшие товарищи не совсем правильно говорили, что быстрозакрепляющиеся краски не очень интенсивны, что приходится печатать большим слоем и поэтому происхо­ дит отмарывание. Это не соответствует действительности. Красочники прекрасно знают, что существует оптимум содержания пигментов в красках.

Институт проводил работу по созданию высокоинтен­ сивных красок. В красках на желтом светопрочном пиг­ менте содержание его было доведено до 30%. Эти краски были внедрены. Но постепенно жизнь заставила исклю­ чить их из ассортимента, так как они имели плохие пе­ чатные свойства.

В дальнейших исследованиях было определено, что для каждого пигмента имеется оптимум его содержания в краске. При разработке быстрозакрепляющихся красок мы исходили из оптимума содержания пигмента. Рецеп­

29