Файл: 1_Учебное пособие МО АЭС_ 2007 Котиков Г.С.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.4. Монтажные лебедки

Монтажные лебедки применяются для вертикального и горизонтального перемещения грузов как в составе с полиспастами, так и самостоятельно. По типу привода они подразделяются на лебедки с механическим приводом и с ручным приводом.

Рис. 3.14. Лебедка рычажная

 

 

 

Таблица 3.5

Рычажные ручные лебедки

 

 

 

 

 

 

 

Техническая характеристика

Тяговое усилие лебедки, кН

30

15

 

7,5

 

 

Диаметр каната, мм

16,5

12

 

7

Подача каната за ход рычага, мм

26; 36

30

 

35

Скорость подачи каната, м/мин

0,92,5

3

 

3,5

Усилие на рычаге, кН

0,40,6

0,4

 

0,25

Длина рабочего каната, м

15

20

 

20

Масса лебедки с канатом, кг

55,3

35

 

17

Ручные рычажные лебедки грузоподъемностью 0,75, 1,5 и 3,0 тонны имеют на монтажных и ремонтных работах широкий диапазон применения, особенно в стесненных условиях.

Лебедка состоит из тягового механизма, заключенного в стальной штампованный корпус, рычагов переднего и заднего хода, рабочего каната с крюком на конце и крюка крепления лебедки к якорю. Тяговый механизм,приводимый в действие качанием рычагов, протягивает через себя канат с помощью самозахватывающих зажимов, совершающих возвратно - поступательные движения. Общий вид рычажной лебедки представлен на рис. 3.14, а их характеристики в табл. 3.5.

19


Рис. 3.15. Общий вид электрической монтажной лебедки

Электрические лебедки имеют электродвигатель, редуктор, нормально замкнутый колодочный тормоз, барабан, на который наматывается канат, и электрическую схему управления. Все эти узлы смонтированы на общей раме. Общий вид такой лебедки представлен на рис. 3.15. Основные характеристики некоторых типов монтажных электрических лебедок приведены в табл. 3.6.

Таблица 3.6

Электрические монтажные лебедки

 

Тяго-

Диаметр

Канато-

Диаметр

Длина

Скорость

Масса

Марка

вое

каната,

ем-

барабана,

бараба-

навивки,

лебедки,

 

усилие,

мм

кость, м

мм

на, мм

м/мин

кг

 

кН

 

 

 

 

 

 

Т-66

5

7,7

70

150

345

38

220

ЛМ-1м

10

9,3

60

146

360

16,8

147

Т-224В

12,5

11,5

80

-

-

30

510

ЛМ-2,5

25

17,5

140

300

750

11,5

825

ЛМЦ-3

30

17,5

250

360

680

11,4

959

ПЛ-5-61

50

21,5

450

426

1160

41

1823

Т-145г

50

22

250

375

1050

25

250

Л-7502

75

26

130

-

-

4

2010

ЛМ-8

80

28,5

350

500

1100

7

2235

ЛЭМ-10

100

30,5

510

600

150

8

3793

ЛЭМ-12,5

125

33

800

750

1350

7,66

5643

20



3.5. Тали, тельферы, кошки

Талью называют механизм с ручным приводом, который используют для подъема единичных грузов массой до 10 т на высоту до 3 м. По спецзаказу выпускаются тали с высотой подъема до 12 м.

Рис. 3.16. Общий вид талей: а) - червячная; б) – шестеренчатая

Таль (рис. 3.16) состоит из корпуса, где расположен червячный или шестеренчатый редуктор. На выходной вал редуктора надета звездочка подъемной цепи, несущая блок с крюком. Входной вал редуктора вращается от руки бесконечной цепью, надетой на приводное колесо.

Таль подвешивается над грузом на неподвижную (тренога, петля в балке, закладная деталь и др.) или подвижную опору. Подвижная опора, которая может перемещаться по монорельсовой балке, называется кошкой.

Кошки бывают свободного и принудительного (рис. 3.17) перемещения. При свободном перемещении кошку вручную толкают или тянут по монорельсовой балке. При принудительном перемещении вручную с помощью бесконечной цепи, которой снабжена кошка, вращают ходовое колесо.

Тельфер – это грузоподъемный механизм, служащий для подъема и горизонтального перемещения грузов (рис. 3.18) массой до 10 т по монорельсовому пути. Тельфер состоит из корпуса, на котором закреплены одна или две электроприводные кошки. В корпусе расположены барабан, на который наматыва-

21

ется канат, электродвигатель привода барабана и электрическая схема. Пульт управления подвешен к тельферу на кабеле.

Рис. 3.17. Общий вид кошки: а) свободного перемещения; в) принудительного перемещения

Рис. 3.18. Общий вид тельфера

3.6. Домкраты

Домкратом называется механизм, предназначенный для небольшого подъема, опускания и перемещения груза. Домкраты бывают винтовые, реечные и гидравлические.

Гидравлические домкраты (рис. 3.19) выпускаются как с ручным, так и с механическим приводом, а реечные и винтовые

– только с ручным приводом.

22

Рис. 3.19. Домкраты гидравлические

Винтовые домкраты (рис. 3.20) содержат рабочую пару - винт и гайку. При вращении гайки рукояткой с трещоткой винт поднимается или опускается, перемещая груз, который опирается через подпятник на винт.

Рис. 3.20. Винтовые домкраты

Реечный домкрат (рис. 3.21) состоит из корпуса, в котором перемещается зубчатая рейка, приводимая в движение зубчатой передачей. На входной шестерне установлены храповик с собачкой, которые препятствуют самопроизвольному опусканию рейки с грузом, и рукоятка для вращения.

23


Рис. 3.21. Реечный домкрат

Гидравлический ручной домкрат состоит из корпусацилиндра, поршня, ручного насоса с рукояткой, бака для масла и клапанов. Поршень, под давлением масла, нагнетаемого насосом, перемещается вверх. Обратному перемещению его под действием груза препятствует клапан, который перекрывает путь обратному движению масла. Для опускания поршня служит запорный вентиль, при открывании которого масло по другому каналу поступает обратно в бак.

Гидравлический домкрат с механическим приводом имеет только корпус-цилиндр и поршень. На корпусе имеется штуцер для подключения шланга высокого давления от выносной насосной станции.

Кроме вышеуказанных домкратов также выпускаются клиновые домкраты (разновидность винтовых), которые используются, в основном, при выверке оборудования.

3.7. Якоря

Якорем называется приспособление, служащее для удержания в рабочем положении грузоподъемных механизмов, а также

24

для восприятия рабочих нагрузок, возникающих в процессе монтажных или ремонтных работ. В зависимости от характера и условий работы якоря подразделяются на следующие основные группы:

- наземные, работающие за счет своей массы и сил трения, вызванных массой якоря;

-полузаглубленные, работающие за счет суммы сил трения, сцепления, отпора грунта и массы заглубленного массива;

- заглубленные, работающие за счет сил трения, сцепления и массы грунтового массива.

Наземные монтажные якоря (рис. 3.22) в последние годы нашли самое широкое распространение в практике монтажных работ для восприятия рабочих нагрузок до 500 кН. Их можно устанавливать на любые поверхности и грунты за исключением болотистых, торфяных и скалистых. Конструкция якоря позволяет изменять направление прикладываемой нагрузки в вертикальной плоскости от 0 до 90 и до 45 в каждую сторону от оси якоря в горизонтальной плоскости. Такой якорь состоит из металлической рамы, на которую укладывают пригруз из железобетонных блоков и закрепляют лебедку. К раме якоря закрепляют полиспаст или ванту. Грузоподъемность якоря определяется его массой. При самом невыгодном угле приложения нагрузки его масса должна быть не менее 2,2 S, где S – максимальное усилие, действующее на якорь.

Рис. 3.22. Наземный якорь

25