Файл: 1_Учебное пособие МО АЭС_ 2007 Котиков Г.С.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Полузаглубленные якоря (рис. 3.23) нашли свое применение на усилия от 150 до 800 кН. Они представляют собой часть железобетонных блоков, заглубленных в грунт и пригруженных сверху другой частью железобетонных блоков. Из общей массы железобетонных блоков якоря примерно 30% заглублено в грунт, а 70% служит пригрузом для заглубленной части.

Рис. 3.23. Схемы полузаглубленных якорей

Заглубленные якоря применяются на усилия до 50 кН. Они, как правило, состоят из металлической сваи, забиваемой в грунт на определенную глубину, поэтому они получили название свайные якоря.

Кроме рассмотренных якорей имеется также большая номенклатура якорей других конструкций, которые нашли очень ограниченное применение в условиях монтажных работ, поэтому в данном учебном пособии они не рассматриваются.

И еще один тип якоря, который почти не освещен в учебной и справочной литературе, но получил очень широкое распространение на монтажных работах в 1985 – 1993 гг. – это комбинированный якорь или (другое название) якорь с шипами (рис. 3.24).

26

Он представляет собой раму наземного якоря, к которой приварены шипы длиной 600 мм. После пригруза рамы якоря железобетонными блоками шипы погружаются в грунт, увеличивая сцепление, что в свою очередь увеличивает грузоподъемность якоря при одинаковой его массе с наземным.

Данный якорь можно устанавливать на любые грунты кроме скальных, торфяных, болотистых и свеженасыпных.

Рис. 3.24. Комбинированный якорь (якорь с шипами)

4. Грузоподъемные механизмы и оборудование

К грузоподъемным монтажным механизмам и оборудованию относятся различные краны, монтажные мачты, портальные подъемники, шевры, стрелы и др.

4.1. Краны

Краном называют механизм, предназначенный для подъема и перемещения грузов на открытых площадках или в закрытых помещениях.

Основную долю монтажных работ выполняют с помощью автомобильных, пневмоколесных, гусеничных, башенных, козловых, стреловых кранов и кранов на спецшасси.

Автомобильные краны – это краны, смонтированные на шасси какого-либо грузового автомобиля (ЗИЛ, ГАЗ, МАЗ, КрАЗ, КаМАЗ и др.). Они выпускаются, в основном, в стреловом исполнении, но есть и малая часть в башенно-стреловом исполнении. Грузоподъемность автомобильных кранов (рис. 4.1) дости-

27


гает 25,0 т. Используются на монтаже небольшого по массе и габаритам оборудования и на погрузочно-разгрузочных работах.

Рис. 4.1. Автомобильный кран в стреловом исполнении

Рис. 4.2. Автомобильный кран в башенно-стреловом исполнении в транспортном положении

Рис. 4.3. Пневмоколесный кран в стреловом и в стреловом с гуськом исполнении

28

Пневмоколесные краны – это краны, смонтированные на шасси какого-либо колесного механизма (например, шасси экскаватора). Они выпускаются с комплектом сменного оборудования и на монтажной площадке могут собираться как в стреловом, так и башенно-стреловом исполнении. Грузоподъемность их достигает 100,0 т. Используются на любых монтажных и по- грузочно-разгрузочных работах (рис. 4.3).

Краны на спецшасси – это автомобильные краны, для которых специально под данную модель проектировалось шасси. Отечественная промышленность выпускает такие краны грузоподъемностью до 100,0 т. Зарубежные фирмы выпускают такие краны грузоподъемностью до 1000,0 т.

Рис. 4.4. Кран на спецшасси

Гусеничные краны – это краны, у которых в качестве ходовой части используется ходовая часть гусеничного экскаватора или собственная ходовая гусеничная часть. Отечественная промышленность выпускает такие краны грузоподъемностью до 160,0 т. Зарубежные фирмы выпускают такие краны грузоподъемностью до 650,0 т.

Рассмотренные выше разновидности кранов объединены в группу так называемых самоходных кранов. Они находятся в состоянии постоянной готовности к работе, легко перемещаются от объекта к объекту своим ходом и не требуют устройства специальных путей. Устойчивость автомобильных, пневмоколесных и кранов на спецшасси во время работы обеспечивается с помощью выносных опор (аутригеров), которые убираются во время передвижения крана. В гусеничных кранах роль опор выполняет сама гусеница.

29

Рис. 4.5. Гусеничный кран: а) стреловое исполнение; б) башен- но-стреловое исполнение

а)

 

б)

Рис. 4.6. Башенные краны: а) – грузоподъемностью до 10 т; б) – грузоподъемностью до 50 т

30


Рис. 4.7. Башенный кран с передвижной кареткой на стреле

Башенные краны – это краны, состоящие из башни решетчатой конструкции, на которой закреплена поворотная стрела, и портала, передвигающегося по специальным рельсовым путям. Башня со стрелой может вращаться в портале в вертикальной плоскости, описывая концом стрелы окружность. Преимущество башенных кранов в их большой грузоподъемности и значительной высоте подъема. Отечественная промышленность выпускает башенные краны грузоподъемностью до 75,0 т с высотой подъемадо 100 м. Зарубежные фирмы выпускают более мощные краны – грузоподъемностью до 250 т с высотой подъема до 120 м. Разновидностью башенных кранов являются прислонные краны. Они не передвигаются по рельсовым путям, а жестко закрепляются по высоте к конструкциям монтируемого сооружения, например, к высотной вытяжной трубе, позволяя, таким образом, монтировать сооружения высотой 200 м и более.

Рис. 4.8. Кран козловой

31

Козловые краны – это краны, состоящие из моста, по которому передвигается одна или две крановые тележки, и опорных конструкций, жестко закрепленных по краям моста. Опорные конструкции опираются на ходовые тележки, передвигающиеся по рельсовым путям. Расстояние между опорными конструкциями называется пролетом крана, а высота их является высотой подъема. Грузоподъемность кранов доходит до 200 т, а пролет – до 45 м.

Разновидностью козловых кранов являются мостовые краны. У них отсутствуют собственные опорные конструкции, а ходовые тележки закреплены непосредственно на мост крана. Передвигаются они по подкрановым балкам, уложенным на строительные конструкции (колонны, консоли и др.). Мостовые краны используются в эксплуатационных целях, в том числе при монтаже и ремонте оборудования, в больших цехах. На АЭС – это машинные и центральные залы, помещения насосных оборудованы мостовыми кранами различного пролета и грузоподъемности.

Рис. 4.9. Кран мостовой

Стреловые краны типа СКР состоят из поворотной платформы, установленной на ходовой раме с тележками, передвигающимися по рельсовым путям, башни-стрелы, установленной на поворотной платформе под углом 70 – 80 к горизонту, грузовой стрелы, шарнирно закрепленной на вершине башни-стрелы, и гуська, установленного на конце грузовой стрелы. Грузоподъемность таких кранов достигает 160 т, а высота подъема – до 120 м. При строительно-монтажных работах на АЭС из-за их достаточно высоких (высота подъема и грузоподъемность) характеристик получили широкое распространение.

32


Рис. 4.10. Кран СКР - 1600

4.2. Монтажные мачты

Монтажная мачта – это простейшее грузоподъемное оборудование, состоящее из металлической стойки, установленной вертикально или с некоторым наклоном (до 12 ) и удерживаемой в заданном положении вантами (расчалками), и грузового полиспаста, подвешенного к оголовку стойки. В процессе работы наклон мачты может изменяться, для чего в вантах предусмотрены полиспасты, регулирующие длину вант. Сбегающая нить с грузового полиспаста через отводной блок, закрепленный у основания мачты, идет на тяговую лебедку, прикрепленную к якорю. Монтажные мачты применяют для монтажа оборудования в случаях, когда другие средства механизации монтажных

33

работ отсутствуют или не могут быть использованы. В отечественной промышленности использовались мачты грузоподъемностью до 200 т и высотой до 60 м. В настоящее время мачты практически не используются, т.к. промышленность наладила выпуск грузоподъемных кранов большой грузоподъемности.

Рис. 4.11. Общий вид монтажной мачты и портала

4.3. Портальные подъемники (монтажные порталы)

Монтажный портал представляет собой П-образную конструкцию, состоящую из двух мачт, соединенных наверху ригелем. Получили широкое распространение при монтаже аппаратов колонного типа, имеющих большую высоту и массу, а также вытяжных труб, монтируемых целиком из горизонтального положения в вертикальное методом поворота вокруг шарнира. Высота портала может достигать 65 м, пролет – до 30 м, грузоподъемность – до 450 т.

34

4.4. Шевры

Шевр – монтажное приспособление А-образной конструкции, применяемое для подъема грузов преимущественно в стесненных условиях, т.к. для устойчивого его положения достаточно вант, направленных перпендикулярно его плоскости, а боковая устойчивость обеспечивается самой конструкцией.

Рис. 4.12. Общий вид шевра

5. Методы производства такелажных работ 5.1. Выбор методов монтажа

Выбор методов монтажных работ, применяемой при этом такелажной оснастки зависит от конструкции, массы и габаритов монтируемого оборудования, его компоновки на монтажной площадке или в помещениях, наличия грузоподъемных механизмов и др. Монтаж технологического оборудования и конструкций производят тремя основными способами:

-вертикальное и горизонтальное перемещение;

-методом скольжения;

-методом поворота.

Вертикальное и горизонтальное перемещение производят с помощью кранов, причем, монтируемые элементы подаются к месту монтажа и установки, как правило, в проектном положении. Но иногда в процессе подъема их могут переводить из одного положения в другое, например, металлические колонны из горизонтального в вертикальное.

35


Метод скольжения заключается в следующем: оборудование поднимается за захватные устройства, закрепленные выше центра тяжести, а низ его, уложенный на сани или тележку, подтаскивается в процессе подъема при помощи трактора или лебедки. Таким методом монтируют оборудование колонного типа, транспортируемого с завода-изготовителя в горизонтальном положении. При таком методе монтируемая конструкция совершает поступательное и поворотное движение, а монтажный механизм (кран, мачта, порталы, шевр) остается на месте.

Метод поворота позволяет производить монтаж оборудования и конструкций с помощью кранов, мачт, порталов и др. грузоподъемных приспособлений. Он происходит относительно грани опирания конструкции или шарнира, закрепленного на опоре; при этом строповку производят за центром масс от грани опирания. Широко применяется комбинация метода поворота относительно грани с вертикальным и горизонтальным перемещением. Метод поворота вокруг грани или шарнира эффективен для подъема оборудования и конструкций, когда грузоподъемность механизмов меньше массы аппарата.

5.2. Вертикальный подъем и горизонтальное перемещение

На работах при монтаже оборудования АЭС указанным методом используют краны различных типов: башенные, стреловые, гусеничные, пневмоколесные, мостовые и др. При этом методе груз стропится на крюк крана, затем производится его подъем и перемещение к месту монтажа. Перемещение груза может производиться как поворотом стрелы, так и передвижением крана. Особенностью этого вида монтажа является то, что масса монтируемого груза не может превышать грузовысотную характеристику крана. При таком методе вся масса монтируемого оборудования передается на кран. На этот метод из общего объема монтажа приходится до 80% работ. На рис. 5.1 показан монтаж этим методом строительных конструкций (ферм и плит покрытия) промышленного здания.

Для монтажа оборудования, массой, превышающей грузоподъемную характеристику крана, указанным методом могут применяться одновременные работы двух кранов с помощью уравнительной траверсы или без нее. Также этот метод может

36

применятся для монтажа в стесненных условиях с помощью монтажных устройств и приспособлений. На рис. 5.2 показаны различные варианты монтажа мостового крана.

Рис. 5.1. План и разрезы монтажа строительных конструкций промышленного здания гусеничным краном методом вертикального подъема и горизонтального перемещения

Рис. 5.2. Монтаж мостового крана с помощью полиспастов с креплением их за строительные конструкции

37