Файл: Физические основы электротермического упрочнения стали..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 0
Приведенные примеры свидетельствуют о технической реализуе мости скоростного электроотпуска с применением нагрева ТВЧ для обработки машиностроительных деталей в промышленных условиях.
УСТАНОВКА ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТАЛЬНОЙ ПРОВОЛОКИ
Скоростной отпуск может быть использован как завершающая опе рация упрочняющей обработки и как средство формирования такого структурного состояния, которое позволяет применять дальнейшее упрочнение последующей пластической деформацией. Наиболее удобным объектом для проверки технологических режимов скорост ной электротермической обработки как способа формирования структурного состояния стали, пригодного для последующего упроч нения холодной пластической деформацией, оказалась проволока. Для изучения эффективности способа скоростной электротермиче ской обработки проволоки в условиях ее непрерывного движения была сконструирована однониточная опытно-промышленная уста новка [555, 556] (подобные установки впоследствии были созданы на некоторых предприятиях метизной промышленности, выпускаю щих стальную холоднотянутую проволоку).
Установка позволяет проводить полный цикл электротермиче ской обработки проволоки при ее движении по схеме закалка — ско ростной отпуск, а также применять некоторые другие виды терми ческой обработки проволоки: электротермомеханическую обработ ку, теплое волочение и др. Электрическая схема установки рассчитана на применение электроконтактного нагрева до температур аустенизации с последующим охлаждением в потоке масла или воды до требуемой температуры. После этих операций проводится по вторный электронагрев под отпуск закаленной стали. Теплая дефор мация в процессе электроотпуска проволоки осуществляется про тяжкой через волоку при помощи барабана волочильного стана, который служит приводом наматывающего устройства.
Схема установки достаточно проста: разматывающее устройство, ванна для электрозакалки, ванна для электроотпуска или теплой пластической деформации и механизм для намотки обработанной проволочной заготовки (всеэлементы расположены последовательно). Длина установки не превышает 15 м, ширина с учетом проходов
и электрооборудования |
—4,5 м. Ванны идентичны по устройству |
и представляют собой |
автономные участки термической обработ |
ки, в которых можно изменять температуру и скорость нагрева, напряжение на нагреваемом участке заготовки и длину этого участка,
скорость |
охлаждения и охлаждающую среду. Длина каждой ван |
ны — 3,5 |
м. |
Нагрев заготовки в каждой ванне осуществляется переменным током промышленной частоты от понижающего трансформатора ТО-75, первичная обмотка которого питается от автотрансформа-
тора АОМКТ-100, позволяющего плавно регулировать питание напряжения от нуля до 250 в. К движущейся проволочной заготовке ток подводится посредством контактов из высокоуглеродистого се рого чугуна или через стальные горизонтально расположенные по парно свободно вращающиеся ролики. В процессе эксплуатации возможно ухудшение электрического контакта, вследствие образо вания канавки на роликах, что может вызвать нежелательное ис крение, приводящее к ухудшению качества поверхности проволоки. Поэтому ролики снабжены сменными бандажами, которые меняются по мере выработки. Комплекс стальных бандажей позволяет обраба тывать до 16 т заготовки диаметром до 3 мм. Ролики охлаждаются водой или маслом. Ток к ним подводится при помощи герметиче ски закрытых ванн, наполненных смесью масла и графита. Такая подводка обеспечивает надежную работу при токе до 300 а. Корпус одного из роликов может перемещаться поворотом рукоятки. Рас стояние между парами контактных роликов изменяется в пределах 500—1200 мм, что позволяет изменять скорость и температуру нагре ва при постоянном снижении напряжения на нагреваемом участке. Охлаждающая жидкость подается насосами из водоохлаждаемых ванн в спрейеры, через которые движется проволоченная заготов ка. В установке предусмотрена комбинированная закалка в масло через воду. Для обеспечения непрерывности процесса электротермомеханической обработки проволоки непосредственно за участком нагрева под электроотпуск закреплена самоцентрирующаяся охла ждаемая фильерница с устройством для подачи смазки. Допуска емая скорость обработки заготовки на установке —30 м/мин.
Охлаждение при закалке осуществляется двумя спрейерами с регулируемым напором жидкости в каждом, позволяющим произво дить ступенчатую закалку. Для нагрева заготовки под электроот пуск или теплую пластическую деформацию применяется ток про мышленной частоты от трансформатора с плавной регулировкой выходного напряжения. Расстояние между парами контактных ро ликов на участке нагрева изменяется в пределах 400—1000 мм. Оба плеча нагрева включаются таким образом, что потенциал в
любой |
точке |
установки |
по отношению |
к |
земле не |
превышает |
50 в. Особенность конструкции установки |
состоит в том, что про |
|||||
волока |
проходит в ней через все контактные |
ролики и ванны без |
||||
перегиба. |
|
|
|
|
|
|
В институте металлофизики АН УССР на описанной |
установке |
|||||
проводятся исследования |
по отработке технологических режимов |
|||||
и изучению |
параметров |
электроногрева |
движущейся |
проволоки. |
Результаты этих исследований позволяют получать исходные дан ные для проектирования промышленных установок. Технологиче ские параметры и расход электроэнергии в расчете на 1 т обработан ной заготовки из стали 70 при скоростях обработки 13,6 и30,6л/лшн соответственное I и I I режимах приведены в табл. 15. Стабиль ность температурного режима работы установки зависит от ко лебания напряжения в сети, устойчивости величины переходного
сопротивления на контактных роликах и равномерности движения проволоки.
Экспериментальная проверка устойчивости температурных ре жимов электроконтактного нагрева на установке проведена на
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
15 |
|
Технические |
характеристики |
установки |
I режим |
II |
режим |
|||||
Скорость движения |
проволоки, |
м/мин |
13,6 |
|
30,6 |
|||||
Производительность |
установки, |
кг/час |
45 |
100 |
||||||
Участок нагрева под закалку |
(980—1000° С) |
|
|
|
||||||
|
длина участка, |
м |
|
|
|
1,0 |
|
1,0 |
||
|
напряжение, |
в |
|
|
|
|
30 |
|
42 |
|
|
сила тока, а |
|
|
|
|
|
330 |
|
480 |
|
|
мощность, кет |
|
град /сек |
9,9 |
|
19,2 |
||||
|
скорость |
нагрева, |
400 |
|
800 |
|||||
Участок нагрева |
под отпуск |
(550° С) |
0,67 |
|
0,67 |
|||||
|
длина участка, |
м |
|
|
|
|
||||
|
напряжение, в |
|
|
|
|
16 |
|
25 |
||
|
сила тока, а |
|
|
|
|
|
320 |
|
420 |
|
|
мощность, кет |
|
град/сек |
5,12 |
|
10,5 |
||||
|
скорость |
нагрева, |
400 |
|
800 |
|||||
Расчетное количество тепла для обработки |
162 000 |
162 000 |
||||||||
1 т проволоки, |
ккал/т |
|
|
|||||||
Затраченное количество тепла для обработ |
287 000 |
255 000 |
||||||||
ки |
1 т проволоки, |
ккал/т |
|
|||||||
К- п. |
д. установки, % |
|
|
|
56,5 |
|
63,5 |
Одесском канатном заводе [557]. Обрабатывалась заготовка из ста
ли 30 диаметром |
3,2 мм. Температура |
измерялась |
фотоэлектриче |
|||||||||
ским пирометром |
ФЭП-60. На рис. 196 схематически показан учас- |
|||||||||||
1000 |
|
|
|
ток нагрева |
и обозначены точки |
|||||||
|
|
|
|
|
замера |
температуры. |
Скорость |
|||||
|
|
|
|
|
нагрева |
заготовки |
на |
соответ |
||||
|
|
|
|
|
ствующем |
участке |
оценивалась |
|||||
|
|
|
|
|
по кривым изменения температу |
|||||||
|
|
|
|
|
ры движущейся |
проволоки |
по |
|||||
|
|
|
|
|
длине участка под закалку и от |
|||||||
|
|
|
|
|
пуск |
(рис. |
197). |
Заготовка |
на |
|||
|
|
|
|
|
участке / при напряжении |
44 в |
||||||
|
|
|
|
|
нагревалась до 1040—1080°С, на |
|||||||
Рис. 196. Схема участка нагрева про |
участке |
/ / |
при |
|
напряжении |
|||||||
19 в —до 530° С. Средняя |
ско |
|||||||||||
волоки: |
|
|
|
|
рость |
нагрева под закалку в ин |
||||||
a, a', b, Ь', с, с', d, |
d', е, f — точки |
замера |
||||||||||
температуры |
(размеры |
даны в |
милли |
тервале температур 700—1000° С |
||||||||
метрах). |
|
|
|
|
составляла |
1500—1600 |
град!сек, |
|||||
|
|
|
|
|
||||||||
на участке |
нагрева под отпуск в интервале |
400— 500° С — 800 — |
||||||||||
850 град/сек. |
Колебания |
температуры |
в точке с на участках за |
|||||||||
калки и отпуска не превышали соответственно |
+ 40 и |
± |
10° С. |
Проведены также испытания механи |
|
|
|||||||
ческих |
свойств |
обработанной |
заготовки |
|
|
||||
и протянутой из нее проволоки. |
После |
|
|
||||||
электротермической обработки заготовки |
|
|
|||||||
из стали 20 диаметром 3,2 мм максималь |
|
|
|||||||
ный разброс значений предела |
прочности |
1 |
|
||||||
во всей |
партии |
образцов |
не |
превышал |
/ |
—i |
|||
! . |
|||||||||
12 кГ/мм2 (103—120 кГ/мм2), |
в отдельных |
|
|||||||
|
|
||||||||
мотках |
он составлял |
5—7 кГ/мм2. |
В об |
|
е b а л |
||||
разцах |
готовой |
проволоки |
диаметром |
|
|
||||
1,3 мм (для испытания были взяты по три |
Рис. 197. Изменение темпера |
||||||||
образца из 14 мотков |
проволоки) |
предел |
туры движущейся проволоки |
||||||
прочности составлял |
173—184 |
кГ/мм2, |
по длине участка нагрева под |
||||||
закалку (/) и отпуск (//). |
|||||||||
число перегибов —25—35, число скручи |
|
|
ваний— 30—41. Такой разброс значений предела прочности подли не мотка вполне удовлетворяет существующим нормам неоднород ности свойств. Полученные данные свидетельствуют о том, что электроконтактный нагрев обеспечивает достаточную устойчивость температурного режима обработки.
ОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДА СЭТО
Опытно-промышленная проверка нового способа изготовления хо лоднотянутой проволоки, основанного на применении СЭТО для ее упрочнения, проводилась на Одесском сталепроволочно-канатном заводе. Скоростная электротермическая обработка проволоки осу ществлялась на однониточной установке, аналогичной рассмотрен ной выше. Для проверки были взяты мотки нормального развеса (100—150 кг), что дало возможность выполнить все последующие операции изготовления проволоки по стандартным технологическим схемам, применяемым на заводе, а также изготовить опытные пар тии канатов и провести сравнительные эксплуатационные испыта ния их. Накопленный при проверке опыт эксплуатации установки для электроконтактного нагрева проволоки позволил найти надеж ные технические решения отдельных узлов агрегата, в том числе наиболее важного из них — электроконтактных устройств.
В ходе проверки были отработаны технологические параметры СЭТО (температуры аустенизации и электроотпуска, скорости на грева, условия закалки для сталей с различным содержанием угле рода), а также параметры технологии волочения проволоки (ско рости волочения, величины единичных и суммарных обжатий). Про ведены массовые испытания электротермообработанной заготовки и готовой проволоки различного диаметра — от 0,4 до 2,6 мм.
Промышленные партии канатной проволоки были изготовлены из сталей 25, 30 и 40, по нескольку тонн каждой марки. Предел прочности проволоки из сталей 25 и 30 составлял 160—180 кГ/мм2,
из стали 40— 170—190 кГ/мм2. При патентировании такая проч ность обычно достигается в сталях 50 и 60. Из стали 60 методом СЭТО были изготовлены промышленные партии проволоки с повы шенной прочностью —200—220 кГ/мм2 (более 10 т). По показа телям пластичности вся проволока удовлетворяла требованиям стан дартов для высшей и первой марок.
Из опытных партий проволоки были свиты канаты диаметром 17 и 23,5 мм, длиной около 1000 м каждый. Все канаты проходили промышленные испытания для определения их работоспособности.
I |
Серийные канаты |
|
Опытные канаты |
|
||
1 |
с сердечником из |
|
с сердечником из пеньки |
|
||
пеньки |
сизаря |
Сталь 30 СтапьбО |
|
|||
л |
|
|
|
|
|
|
|
Щ %Т0"ЩЧ |
26502700 |
5200 |
Рис. 198. Диаграмма для |
||
|
оценки работоспособности |
|||||
I |
|
|
|
|
|
канатов ЛК-РО из прово |
|
|
|
|
580 |
локи, полученной методом |
|
|
1 |
тыс./п |
1 |
1 |
|
СЭТО. |
|
100 |
|
120 125 |
145 |
|
|
|
Радотоспосодноапь канатов, % |
|
|
Канаты из сталей 30 и 60 эксплуатировались на портальных кранах морского порта, где производился строгий учет фактически про работанного времени и количества переработанного груза. Для сравнения были взяты аналогичные показатели серийных канатов, изготовленных из патентированной проволоки (сталь 60). Сопостав лялась работоспособность серийных канатов с обычным, пеньковым сердечником и канатов с сердечником из сизаля, обладающих повы шенным ресурсом долговечности. Опытные канаты были изготовле ны только с пеньковым сердечником.
Результаты промышленных испытаний показали [558] (рис. 198), что работоспособность опытных канатов из стали 30 на 20—25% выше работоспособности серийных канатов из стали 60 с пеньковым сердечником, а работоспособность канатов, изготовленных по про грессивной технологии свивки с применением сизаля, и опытных ка натов примерно одинакова. Работоспособность опытных канатов повышенной прочности (из стали 60) составляла 580 000 т перера ботанного груза на 1 навеску, т. е. на 25—45% превышала среднее значение работоспособности серийных канатов — 400 000 т.
Любопытные данные получены при эксплуатации опытного ка ната из стали 25 диаметром 17 мм на сталеразливочном кране литей ного цеха (где он использовался для транспортировки ковша с рас плавленной сталью, т. е. в условиях периодического теплового воздействия). Все три опытные навески каната, свитого из электро-