Файл: Кропотов В.Н. Строительные материалы учеб. для [архитектур.] вузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кого рода погонажных поделок, а производные дерева — фанера, дре­ весный шпон, древесные плиты — для полов, подшивки потолков, устройства перегородок, акустических обшивок и отделок внутренних помещений зданий.

Указанные отделочные материалы на основе древесины, использо­ ванные в сочетании с отделочными материалами из пластмасс, стекла, керамики, придают интерьерам зданий большую архитектурную выра­ зительность. С помощью этих материалов создано немало интересных композиций интерьеров в таких современных зданиях, как аэровок­ залы, гостиницы, торговые помещения, рестораны, кафе в различных городах Советского Союза. Новое звучание получает дерево в его новых видах изделий: всевозможных древесноволокнистых плитах (акусти­ ческие, перфорированные, отделочные), гладких и рифленых, эмали­ рованных, с глянцевыми смоляными покрытиями различных цветов и текстур.

Природная древесина и особенно ценные породы применяются в от­ делке ряда общественных зданий. Так, во Дворце съездов применены дубовый и буковый щитовой паркет (размеры щитов 800x800 мм) в таких помещениях, как фойе балкона, центральной части зала при­ емов. Щитовой паркет при этом покрыт износоустойчивым лаком. Из древесины бука, окрашенного черным лаком, выполнены поручни всех лестниц. Шпон твердых пород дерева (дубовый, буковый и оре­ ховый) применен для офанеровки панелей стен, полотнищ дверей, ведущих в зрительный зал, кресел зрительного зала и др.

Имеется много примеров применения отделочных материалов из древесины в современной архитектуре. Достаточно сказать, что в ред­ ком общественном и жилом здании не применены те или иные виды материалов из древесины (облицовочные панели, окна, двери, паркет, встроенная мебель, акустические устройства и др.). Весьма перспектив­ но применение древесины в клееных конструкциях (фермы, балки, панели и др.) для строительства спортивных сооружений, крытых рынков, выставочных павильонов и др.

Г Л А В А IX

БИТУМНЫЕ И ДЕГТЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1.КЛАССИФИКАЦИЯ

Битумные вяжущие подразделяют на природные битумы, нефтя­ ные и асфальтовые. К группе дегтевых вяжущих относят сырые дегти, дегтевые масла и пеки.

П р и р о д н ы е б и т у м ы — это твердые вяжущие или густые жидкости, встречающиеся в природе в чистом виде или же пропиты­ вающие горные породы.

А с ф а л ь т о в ы е п о р о д ы — горные, пропитанные природ­ ными битумами. Сюда относятся битумные песчаники и битумные из­ вестняки. Из асфальтовых пород извлекают чистый природный битум или используют их в размолотом виде в качестве асфальтового порошка.

Наибольший интерес для промышленности строительных мате­ риалов представляют асфальтиты — природные высокоплавкие би­ тумы.

Н е ф т я н ы е б и т у м ы — это твердые или полутвердые ве­ щества при нормальной температуре, получаемые в результате паро­ вой или вакуумной разгонки смолистых нефтей в виде остатков (гудронов) нефти.

С ы р ы е д е г т и — жидкие продукты разложения органического вещества (каменного или бурого углей, древесины, торфа и прочие), образовавшиеся при высокой температуре без доступа воздуха при получении искусственных горючих газов или кокса.

Д е г т е б и т у м н ы е и б и т у м н о д е г т е в ы е материалы, состоящие из смесей каменноугольных дегтевых веществ или сланце­ вых дегтей с нефтяными битумами.

Д е г т е в ы е м а с л а

— это отгоны,

получаемые

при

перегонке

дегтей.

 

 

 

 

П е к а м и называют твердые остатки от перегона

нефти.

Г у д р о к а м о в ы е

в я ж у щ и е

вещества состоят

из про­

дуктов совместного окисления каменноугольных масел и нефтяного гудрона.

Д е г т е б и т у м н о п о л и м е р н ы е в я ж у щ и е состоят из нефтяных битумов или каменноугольных дегтевых веществ и полиме­ ров (включая каучук).

Битумные и дегтевые вяжущие вещества широко используют для приготовления бетонов на органических вяжущих, изготовления кро-

252


вельных, гидроизоляционных и пароизоляционных материалов и изде­ лий, кровельных, гидроизоляционных и дорожных мастик и эмуль­ сий, кровельно-гидроизоляционных паст, а также для устройства кро­ вельных покрытий в заводских условиях и приклеивания рулонных материалов.

2.БИТУМНЫЕ И ДЕГТЕВЫЕ В Я Ж У Щ И Е ВЕЩЕСТВА

Би т у м а м и называют органические материалы, состоящие из

смеси

высокомолекулярных (жидких

или твердых)

углеводородов

и

их

неметаллических производных,

т. е. соединений

углеводородов

с

серой, азотом и кислородом.

 

 

Битумы обладают рядом характерных признаков. При температуре 15—20° они имеют твердую, вязкую и вязкожидкую консистенцию; при нагревании битумы постепенно превращаются в легкоподвижные жидкости, а при охлаждении вновь загустевают.

Цвет битумов — черный или темно-бурый; удельный вес их около

1,0. Битумы обладают ценными

техническими

свойствами.

 

П р и р о д н ы е

б и т у м ы

находятся в

виде озерных

скопле­

ний с большим или меньшим содержанием в них минеральных

(обычно

порошкообразных)

примесей.

 

 

 

Если в природных битумах примесей содержится более

20%, их

принято называть природными

асфальтами.

 

 

Добывают природные битумы также и из

асфальтовых

пород —

известняков, доломитов, песчаников и сланцев, содержащих битум. Количество битума в горных породах составляет 10—12%, а в отдель­ ных месторождениях оно доходит до 30%.

Из горных пород природный битум извлекают на заводах с помощью растворителей (например, трихлорэтиленом), а в простейшем случае путем выварки водой.

Природный битум отличается от нефтяных битумов высокой атмосферостойкостью — он не так быстро стареет.

Н е ф т я н ы е б и т у м ы получают при переработке нефти. В зависимости от способа получения различают следующие нефтяные битумы:

остаточные, получаемые в остатке при прямой перегонке нефти, мазута или гудрона;

продутые или окисленные, получаемые методом продувки воздухом остаточных битумов или гудрона;

кислотные, извлекаемые из кислотных остатков от очистки продук­ тов разгонки нефти серной кислотой;

крекинговые, получаемые окислением (путем продувки воздухом крекинг-остатков, образующихся при переработке мазута способом крекинга).

В зависимости от физико-механических свойств битумы подразде­ ляют на строительные, дорожные нефтяные и специальные.

Битумы строительные имеют три марки: БН-ІѴ, БН-Ѵ и БН-ѴК. Для битумов нефтяных кровельных установлено две марки: БНК-2 и БГК-5.

253



Битумы дорожные

нефтяные

изготовляют шести марок: БН-0,

БН-І, БН-ІІ, БН-ІІ-Ѵ,

Б Н - Ш и

БН-ІІІ-Ѵ. Для битумов нефтяных

специальных установлено три марки: Б,

В, и Г.

Специальные битумы используют в

лакокрасочной промышлен­

ности.

 

 

 

В основу деления нефтяных битумов на марки положены три ос­ новных показателя свойств битумов — температура размягчения,

пенетрация и

растяжимость.

Т е м п е р

а т у р а

р а з м я г ч е н и я б и т у м а , определяе­

мая с помощью прибора «Кольцо и шар» (КиШ), характеризует пла­ стические и тепловые качества битума.

Температурой размягчения считают такую, при которой битумный

слой

деформируется (вязко

прогибается)

на определенную глубину

под

воздействием

свободно

лежащего металлического шарика.

Температура

размягчения у битумов

разных марок колеблется

в широких пределах от 20—25° до 80—110° и выше. С повышением

температуры размягчения вязкость

битума

также

повышается.

Г л у б и н а п р о н и к а н и я

и г л ы

при

25° характеризует

условную величину вязкости битума, точнее его текучести. Эта вели­

чина, обратная вязкости,

определяется путем

погружения иглы:

чем больше глубина погружения иглы в

битум,

тем вязкость его

меньше.

 

 

 

Р а с т я ж и м о с т ь

б и т у м а п р и

25° 'условно характери­

зует пластические свойства битумов. Определяют ее с помощью дукти-

лометра,

на

котором

образец

(восьмерка) постепенно вытягивается

в нить

при

заданной

скорости

и температуре.

Все эти три свойства битумов связаны между собой некоторой за­ висимостью. Твердые битумы (с малой глубиной проникания иглы) имеют высокую температуру размягчения и малую растяжимость, т. е. являются хрупкими, а битумы с низкой температурой размягчения могут сильно растягиваться.

Для строительных целей применяют только те битумы, свойства которых соответствуют условиям работы строительных конструкций.

Зная свойства битумов, можно определить их марку, которая ха­ рактеризует технологические и строительные их качества, и устано­ вить область применения различных битумов.

В табл. 39 приведены показатели различных видов битумов, ука­

занные в ГОСТах.

 

 

Т р а н с п о р т и р о в а н и е

и х р а н е н и е

б и т у м о в .

С нефтеперерабатывающих заводов битум перевозят двумя способами: навалом (в виде болванок или кусков), в специальных термос-цистер­ нах и контейнерах.

Навалом транспортируют исключительно тугоплавкие битумы. Предпочтительно перевозить битум в виде болванок, получаемых путем разлива горячего битума в разборные формы, в этом случае битум меньше загрязняется.

Для хранения тугоплавких битумов устраивают специальные склады — навесы. Хранение на открытом складе приводит к засоре­ нию битума и потерям.

254


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 39

 

 

Глубина

прони ­

 

 

 

Т е м п е р а т у р а

кания

иглы

Р а с т я ж и м о с т ь

Т е м п е р а т у р а

М а р к а б и т у м а

размягчения в °С

при + 25° в

при ^ = 25°, см,

вспышки в "С,

 

не н и ж е

десятых

д о л я х

не менее

не ниже

 

 

мм

 

 

 

Битумы нефтяные строительные (ГОСТ 6617)

 

БН-ІѴ

70

21- -40

 

230

БН-Ѵ

90

5- -20

 

230

БН-ѴК

90

20

 

 

230

 

Битумы нефтяные кровельные (ГОСТ 9548—60)

 

БНК-2

40

140

 

240

БНК-5

90

20

 

240

 

Битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 1544—52)

 

БН-0

 

Не менее 200

 

150

БН-І

25

121

200

100

200

БН-ІІ

40

81 — 120

60

200

БН-П-Ѵ

45

81 — 120

60

200

БН-Ш

45

41—80

40

200

БН-ІІІ-Ѵ

50

41—80

40

200

Легкоплавкие битумы (II и I I I марки) транспортируют в крафтмешках, бочках или в контейнерах. Разгрузка контейнеров осущест­ вляется после подогрева их паром.

Дегти. Для кровель и в дорожном строительстве используют глав­ ным образом деготь как побочный продукт переработки при произ­ водстве кокса и газа из каменного угля, полукокса из бурого угля, торфа и горючих сланцев, угля из древесины, газа из нефти.

В зависимости от исходного сырья дегти подразделяют на каменно­ угольные (коксовые или газовые), буроугольные, сланцевые, торфя­ ные, древесные (хвойные или лиственные), нефтяные.

Сырой каменноугольный деготь подвергают сухой перегонке без доступа воздуха для выделения из него различных продуктов, в пер­ вую очередь воды, легких и средних масел. В результате перегонки получается отогнанный деготь.

Деготь при перегонке дает целый ряд продуктов. Для строительных целей применяют погоны дегтя. При 270—300° получается тяжелое масло, используемое как антисептик, а при 300—360° антраценовое масло. Как остаток от перегонки получается пек (вар) с удельным весом 1,25—1,28.

Дегтю в основном присущи те же свойства, что и битуму —• клея­ щая способность, вязкость и др.

Основным механическим свойством дегтя является вязкость, кото­ рая быстро снижается при незначительном повышении температуры. Пониженная теплоустойчивость дегтей выражена более резко, чем

убитумов.

Кдругим характерным свойствам дегтя относятся повышенная клеящая способность и неустойчивость к процессам старения, т. е.

255