Файл: Кропотов В.Н. Строительные материалы учеб. для [архитектур.] вузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 204
Скачиваний: 0
кого рода погонажных поделок, а производные дерева — фанера, дре весный шпон, древесные плиты — для полов, подшивки потолков, устройства перегородок, акустических обшивок и отделок внутренних помещений зданий.
Указанные отделочные материалы на основе древесины, использо ванные в сочетании с отделочными материалами из пластмасс, стекла, керамики, придают интерьерам зданий большую архитектурную выра зительность. С помощью этих материалов создано немало интересных композиций интерьеров в таких современных зданиях, как аэровок залы, гостиницы, торговые помещения, рестораны, кафе в различных городах Советского Союза. Новое звучание получает дерево в его новых видах изделий: всевозможных древесноволокнистых плитах (акусти ческие, перфорированные, отделочные), гладких и рифленых, эмали рованных, с глянцевыми смоляными покрытиями различных цветов и текстур.
Природная древесина и особенно ценные породы применяются в от делке ряда общественных зданий. Так, во Дворце съездов применены дубовый и буковый щитовой паркет (размеры щитов 800x800 мм) в таких помещениях, как фойе балкона, центральной части зала при емов. Щитовой паркет при этом покрыт износоустойчивым лаком. Из древесины бука, окрашенного черным лаком, выполнены поручни всех лестниц. Шпон твердых пород дерева (дубовый, буковый и оре ховый) применен для офанеровки панелей стен, полотнищ дверей, ведущих в зрительный зал, кресел зрительного зала и др.
Имеется много примеров применения отделочных материалов из древесины в современной архитектуре. Достаточно сказать, что в ред ком общественном и жилом здании не применены те или иные виды материалов из древесины (облицовочные панели, окна, двери, паркет, встроенная мебель, акустические устройства и др.). Весьма перспектив но применение древесины в клееных конструкциях (фермы, балки, панели и др.) для строительства спортивных сооружений, крытых рынков, выставочных павильонов и др.
Г Л А В А IX
БИТУМНЫЕ И ДЕГТЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1.КЛАССИФИКАЦИЯ
Битумные вяжущие подразделяют на природные битумы, нефтя ные и асфальтовые. К группе дегтевых вяжущих относят сырые дегти, дегтевые масла и пеки.
П р и р о д н ы е б и т у м ы — это твердые вяжущие или густые жидкости, встречающиеся в природе в чистом виде или же пропиты вающие горные породы.
А с ф а л ь т о в ы е п о р о д ы — горные, пропитанные природ ными битумами. Сюда относятся битумные песчаники и битумные из вестняки. Из асфальтовых пород извлекают чистый природный битум или используют их в размолотом виде в качестве асфальтового порошка.
Наибольший интерес для промышленности строительных мате риалов представляют асфальтиты — природные высокоплавкие би тумы.
Н е ф т я н ы е б и т у м ы — это твердые или полутвердые ве щества при нормальной температуре, получаемые в результате паро вой или вакуумной разгонки смолистых нефтей в виде остатков (гудронов) нефти.
С ы р ы е д е г т и — жидкие продукты разложения органического вещества (каменного или бурого углей, древесины, торфа и прочие), образовавшиеся при высокой температуре без доступа воздуха при получении искусственных горючих газов или кокса.
Д е г т е б и т у м н ы е и б и т у м н о д е г т е в ы е материалы, состоящие из смесей каменноугольных дегтевых веществ или сланце вых дегтей с нефтяными битумами.
Д е г т е в ы е м а с л а |
— это отгоны, |
получаемые |
при |
перегонке |
дегтей. |
|
|
|
|
П е к а м и называют твердые остатки от перегона |
нефти. |
|||
Г у д р о к а м о в ы е |
в я ж у щ и е |
вещества состоят |
из про |
дуктов совместного окисления каменноугольных масел и нефтяного гудрона.
Д е г т е б и т у м н о п о л и м е р н ы е в я ж у щ и е состоят из нефтяных битумов или каменноугольных дегтевых веществ и полиме ров (включая каучук).
Битумные и дегтевые вяжущие вещества широко используют для приготовления бетонов на органических вяжущих, изготовления кро-
252
вельных, гидроизоляционных и пароизоляционных материалов и изде лий, кровельных, гидроизоляционных и дорожных мастик и эмуль сий, кровельно-гидроизоляционных паст, а также для устройства кро вельных покрытий в заводских условиях и приклеивания рулонных материалов.
2.БИТУМНЫЕ И ДЕГТЕВЫЕ В Я Ж У Щ И Е ВЕЩЕСТВА
Би т у м а м и называют органические материалы, состоящие из
смеси |
высокомолекулярных (жидких |
или твердых) |
углеводородов |
|
и |
их |
неметаллических производных, |
т. е. соединений |
углеводородов |
с |
серой, азотом и кислородом. |
|
|
Битумы обладают рядом характерных признаков. При температуре 15—20° они имеют твердую, вязкую и вязкожидкую консистенцию; при нагревании битумы постепенно превращаются в легкоподвижные жидкости, а при охлаждении вновь загустевают.
Цвет битумов — черный или темно-бурый; удельный вес их около
1,0. Битумы обладают ценными |
техническими |
свойствами. |
|
|
П р и р о д н ы е |
б и т у м ы |
находятся в |
виде озерных |
скопле |
ний с большим или меньшим содержанием в них минеральных |
(обычно |
|||
порошкообразных) |
примесей. |
|
|
|
Если в природных битумах примесей содержится более |
20%, их |
|||
принято называть природными |
асфальтами. |
|
|
|
Добывают природные битумы также и из |
асфальтовых |
пород — |
известняков, доломитов, песчаников и сланцев, содержащих битум. Количество битума в горных породах составляет 10—12%, а в отдель ных месторождениях оно доходит до 30%.
Из горных пород природный битум извлекают на заводах с помощью растворителей (например, трихлорэтиленом), а в простейшем случае путем выварки водой.
Природный битум отличается от нефтяных битумов высокой атмосферостойкостью — он не так быстро стареет.
Н е ф т я н ы е б и т у м ы получают при переработке нефти. В зависимости от способа получения различают следующие нефтяные битумы:
остаточные, получаемые в остатке при прямой перегонке нефти, мазута или гудрона;
продутые или окисленные, получаемые методом продувки воздухом остаточных битумов или гудрона;
кислотные, извлекаемые из кислотных остатков от очистки продук тов разгонки нефти серной кислотой;
крекинговые, получаемые окислением (путем продувки воздухом крекинг-остатков, образующихся при переработке мазута способом крекинга).
В зависимости от физико-механических свойств битумы подразде ляют на строительные, дорожные нефтяные и специальные.
Битумы строительные имеют три марки: БН-ІѴ, БН-Ѵ и БН-ѴК. Для битумов нефтяных кровельных установлено две марки: БНК-2 и БГК-5.
253
Битумы дорожные |
нефтяные |
изготовляют шести марок: БН-0, |
|
БН-І, БН-ІІ, БН-ІІ-Ѵ, |
Б Н - Ш и |
БН-ІІІ-Ѵ. Для битумов нефтяных |
|
специальных установлено три марки: Б, |
В, и Г. |
||
Специальные битумы используют в |
лакокрасочной промышлен |
||
ности. |
|
|
|
В основу деления нефтяных битумов на марки положены три ос новных показателя свойств битумов — температура размягчения,
пенетрация и |
растяжимость. |
|
Т е м п е р |
а т у р а |
р а з м я г ч е н и я б и т у м а , определяе |
мая с помощью прибора «Кольцо и шар» (КиШ), характеризует пла стические и тепловые качества битума.
Температурой размягчения считают такую, при которой битумный
слой |
деформируется (вязко |
прогибается) |
на определенную глубину |
|
под |
воздействием |
свободно |
лежащего металлического шарика. |
|
Температура |
размягчения у битумов |
разных марок колеблется |
в широких пределах от 20—25° до 80—110° и выше. С повышением
температуры размягчения вязкость |
битума |
также |
повышается. |
Г л у б и н а п р о н и к а н и я |
и г л ы |
при |
25° характеризует |
условную величину вязкости битума, точнее его текучести. Эта вели
чина, обратная вязкости, |
определяется путем |
погружения иглы: |
|
чем больше глубина погружения иглы в |
битум, |
тем вязкость его |
|
меньше. |
|
|
|
Р а с т я ж и м о с т ь |
б и т у м а п р и |
25° 'условно характери |
зует пластические свойства битумов. Определяют ее с помощью дукти-
лометра, |
на |
котором |
образец |
(восьмерка) постепенно вытягивается |
в нить |
при |
заданной |
скорости |
и температуре. |
Все эти три свойства битумов связаны между собой некоторой за висимостью. Твердые битумы (с малой глубиной проникания иглы) имеют высокую температуру размягчения и малую растяжимость, т. е. являются хрупкими, а битумы с низкой температурой размягчения могут сильно растягиваться.
Для строительных целей применяют только те битумы, свойства которых соответствуют условиям работы строительных конструкций.
Зная свойства битумов, можно определить их марку, которая ха рактеризует технологические и строительные их качества, и устано вить область применения различных битумов.
В табл. 39 приведены показатели различных видов битумов, ука
занные в ГОСТах. |
|
|
Т р а н с п о р т и р о в а н и е |
и х р а н е н и е |
б и т у м о в . |
С нефтеперерабатывающих заводов битум перевозят двумя способами: навалом (в виде болванок или кусков), в специальных термос-цистер нах и контейнерах.
Навалом транспортируют исключительно тугоплавкие битумы. Предпочтительно перевозить битум в виде болванок, получаемых путем разлива горячего битума в разборные формы, в этом случае битум меньше загрязняется.
Для хранения тугоплавких битумов устраивают специальные склады — навесы. Хранение на открытом складе приводит к засоре нию битума и потерям.
254
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 39 |
|
|
Глубина |
прони |
|
|
|
Т е м п е р а т у р а |
кания |
иглы |
Р а с т я ж и м о с т ь |
Т е м п е р а т у р а |
М а р к а б и т у м а |
размягчения в °С |
при + 25° в |
при ^ = 25°, см, |
вспышки в "С, |
|
|
не н и ж е |
десятых |
д о л я х |
не менее |
не ниже |
|
|
мм |
|
|
|
|
Битумы нефтяные строительные (ГОСТ 6617) |
|
|||
БН-ІѴ |
70 |
21- -40 |
|
230 |
|
БН-Ѵ |
90 |
5- -20 |
|
230 |
|
БН-ѴК |
90 |
20 |
|
|
230 |
|
Битумы нефтяные кровельные (ГОСТ 9548—60) |
|
|||
БНК-2 |
40 |
140 |
|
240 |
|
БНК-5 |
90 |
20 |
|
240 |
|
|
Битумы нефтяные дорожные (ГОСТ 1544—52) |
|
|||
БН-0 |
|
Не менее 200 |
|
150 |
|
БН-І |
25 |
121 |
200 |
100 |
200 |
БН-ІІ |
40 |
81 — 120 |
60 |
200 |
|
БН-П-Ѵ |
45 |
81 — 120 |
60 |
200 |
|
БН-Ш |
45 |
41—80 |
40 |
200 |
|
БН-ІІІ-Ѵ |
50 |
41—80 |
40 |
200 |
Легкоплавкие битумы (II и I I I марки) транспортируют в крафтмешках, бочках или в контейнерах. Разгрузка контейнеров осущест вляется после подогрева их паром.
Дегти. Для кровель и в дорожном строительстве используют глав ным образом деготь как побочный продукт переработки при произ водстве кокса и газа из каменного угля, полукокса из бурого угля, торфа и горючих сланцев, угля из древесины, газа из нефти.
В зависимости от исходного сырья дегти подразделяют на каменно угольные (коксовые или газовые), буроугольные, сланцевые, торфя ные, древесные (хвойные или лиственные), нефтяные.
Сырой каменноугольный деготь подвергают сухой перегонке без доступа воздуха для выделения из него различных продуктов, в пер вую очередь воды, легких и средних масел. В результате перегонки получается отогнанный деготь.
Деготь при перегонке дает целый ряд продуктов. Для строительных целей применяют погоны дегтя. При 270—300° получается тяжелое масло, используемое как антисептик, а при 300—360° — антраценовое масло. Как остаток от перегонки получается пек (вар) с удельным весом 1,25—1,28.
Дегтю в основном присущи те же свойства, что и битуму —• клея щая способность, вязкость и др.
Основным механическим свойством дегтя является вязкость, кото рая быстро снижается при незначительном повышении температуры. Пониженная теплоустойчивость дегтей выражена более резко, чем
убитумов.
Кдругим характерным свойствам дегтя относятся повышенная клеящая способность и неустойчивость к процессам старения, т. е.
255