Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 4
Максимальный радиус обслуживания для механизированной брига ды, оснащенной краном на железнодорожном ходу, 25 км, оснащенной автокраном — 30 км, для бригад грузчиков, доставляемых в автобу сах, — 70 км.
Передвижная бригада, работающая со стреловым краном на желез нодорожном ходу, кроме крана, имеет платформу для укладки стрелы крана, грейфера, грузового крюка, контргрузов, стропов, необходи мого инвентаря; пассажирский вагон для проезда бригады. Бригада, работающая с автокраном грузоподъемностью от 4 до 6,4 т, кроме ав токрана, имеет прицепную платформу для перевозки грейфера, стро пов, автомобиль-фургон или автобус для проезда бригады.
Механизированные бригады направляются на промежуточные стан ции руководителем дистанции или участка погрузочно-разгрузочных работ.
Членам передвижной механизированной бригады за разъездной характер работы выплачивается надбавка 20% к заработной плате.
Основным организатором погрузки и разгрузки вагонов, автомоби лей и внутрискладских операций на железнодорожных станциях явля ется сменный м а с т е р п р о и з в о д с т в е н н о г о у ч а с т к а .
От знаний мастером своих обязанностей, умения правильно органи зовать погрузочно-разгрузочные работы зависит: своевременное выпол нение производственных заданий, сокращение установленных сроков грузовых операций; рациональное использование машин, механизмов и грузовых устройств; обеспечение сохранности подвижного состава, грузов, соблюдение условий охраны труда.
В обязанности мастера входит:
составление плана и учет работы смены, бригад и погрузочно-раз грузочных машин;
инструктаж бригад механизаторов и грузчиков по технике безо пасности перед началом работы;
обеспечение рабочих мест исправным инвентарем, а при необходи мости и средствами простейшей механизации;
регулярное снабжение погрузочно-разгрузочных машин топливом, смазочными и обтирочными материалами;
обеспечение исправности средств освещения на грузовых фронтах; контроль за правильным размещением грузов в складах и на по
движном составе; соблюдение технических норм его загрузки.
Перед началом работы сменный мастер обязан провести производ ственный инструктаж. Цель инструктажа состоит в том, чтобы напом нить рабочим необходимость соблюдения правил по технике безопас ности, указать на участки, где по условиям работы требуется особое внимание, довести до сведения рабочих о возможных изменениях в уста новленной технологии погрузки-выгрузки.
Важное значение имеет |
|
о п е р а т и в н о е п л а н и р о в а н и е |
работы производственного |
участка. |
|
С у т о ч н ы й п л а н |
составляет начальник производственного |
участка совместно с заместителем начальника станции на основании следующих данных: количества груженых вагонов, ожидающих пода чи к грузовым фронтам; количества груженых вагонов, находящихся
я
под выгрузкой; количества груза на складах; |
информации о подходе |
|
груза. Пользуясь этими данными, определяют |
потребность в автомо |
|
билях (бортовых, самосвалов, |
лесовозов и др.) |
на предстоящие сутки, |
и не позднее 15 ч текущего |
дня заказ-заявка передается автотранс |
|
портной организации. |
|
|
С м е н н ы й п л а н-р а д а н и е разрабатывают для цеха экс плуатации станции на подачу и уборку вагонов, расстановку их по мес там погрузки-выгрузки, для производственного участка — на погруз ку, выгрузку, сортировку грузов.
Опыт показывает, что одним из резервов улучшения технологии грузовых операций, более полного использования технических средств и трудовых ресурсов является применение м е т о д о в с е т е в о г о
пл а н и р о в а н и я .
Вкачестве исходных данных для составления сетевых графиков работы могут быть использованы: установленный технологическим про цессом порядок обработки вагонов, автомобилей, контейнеров, а также грузовых документов; перечень всех операций, выполняемых с транс портными средствами и грузами, а также технически обоснованные нормы времени на выполнение каждой операции. Для некоторых опе раций необходимо учитывать дополнительное время, затраты которого связаны с режимами работы складов, неравномерностью прибытия ва гонов и контейнеров на станцию, занятостью маневровых локомотивов,
кранов, грузовых |
фронтов, накоплением вагонов на состав |
(подачу) |
|
и др. |
|
|
|
В н е д р е н и е |
н а у ч н о й |
о р г а н и з а ц и и |
т р у д а |
(НОТ) на погрузочно-разгрузочных работах охватывает широкий круг вопросов. К ним относятся: выбор эффективных форм разделения и ко операции труда; проектирование рабочих мест, рациональное исполь зование машин, механизмов, технологической оснастки, простейших приспособлений; совершенствование методов труда и повышение ква лификации работников; рациональное использование рабочего времени; обеспечение благоприятных условий труда в санитарно-гигиеническом, психо-физиологическом и эстетическом отношениях; введение рацио нальных режимов труда и отдыха, совершенствование нормирования труда и др.
Подготовка к внедрению НОТ начинается с анализа производствен ных показателей.
В результате анализа выявляются места производства работ и уча стки, где имеющаяся техника используется недостаточно полно и где в первую очередь должны проводиться мероприятия по совершенство ванию организации труда. Изучение разделения труда и организации обслуживания рабочего места позволяет наметить меры по улучшению расстановки работников, совмещению их функций и профессий.
Планом НОТ, например, предусматривается:
изготовление (приобретение) и внедрение необходимой технологи ческой оснастки;
перепланировка рабочих мест, перестановка оборудования; обучение персонала прогрессивным методам и приемам труда; введение совершенных систем стимулирования и т. д.
9
Экономический эффект от внедрения мероприятий по научной ор ганизации труда может быть получен в тех случаях, когда происходит сокращение трудовых и материальных затрат на производство работ. Эффект можно подсчитать по формуле
Э = (Сх — Со) Qo6n, — Я,
где Сх и С2 — себестоимость производства работ (переработки 1 т груза) соответственно до и после внедрения мероприя - тий НОТ, руб.;
*2общ — годовой объем работ (грузопереработки) после внедре ния мероприятий;
Я — сумма единовременных затрат, необходимых в связи с внедрением мероприятий, относимых на себестоимость работ (грузопереработка) за год, руб.
3. Опорные станции и их классификация
Одним из важнейших условий ускорения доставки грузов, механи зации их переработки, сокращения простоя подвижного состава явля
ется концентрация |
грузовых операций на технически оснащенных |
опорных станциях |
с одновременным прекращением этих операций |
на малодеятельных |
станциях, имеющих грузооборот до 10 вагонов |
в сутки.
Закрытию малодеятельных станций предшествует подробный эко номический анализ работы каждой станции и обслуживаемых ею райо нов, учитывается пробег автомобильного транспорта, наличие автомо билей и благоустроенных автодорог, возможность передачи грузовой работы на соседние (опорные) станции.
Концентрация грузовой работы на участке проводится, как пра вило, в два этапа. Сначала закрывают малодеятельные станции с гру зооборотом до трех вагонов в сутки, грузопоток которых может быть передан на опорные станции без дополнительных работ по их путевому развитию и установки дополнительных погрузочно-разгрузочных ма шин. На втором этапе закрывают станции с грузооборотом до 10 ваго нов в сутки при предварительном развитии грузовых устройств и средств механизации на опорных станциях.
Для правильного выбора технического оснащения и схемы разви тия опорной станции важно ясно представлять, какая работа будет выполняться на этой станции.
Линейные опорные станции в зависимости от суточного грузообо рота в вагонах разделены на четыре категории:
К I категории относятся станции с грузооборотом от 10 до 25 ваго нов; ко II — от 25 до 45 вагонов; к III — от 45 до 65 и к IV — от 65 до
90вагонов.
Исходя из такой классификации, а также учитывая характеристи
ку грузов, которые будут поступать на опорную станцию, определяют ее техническое оснащение и путевое развитие.
10
Важное условие, которое необходимо соблюдать при проектирова нии и реконструкции опорных станций — это возможность усиления их перерабатывающей способности до размеров, соответствующих гру зообороту станции следующей (очередной) категории.
При размещении погрузочно-разгрузочных устройств и путей долж но быть обеспечено: минимальное количество маневровых передвиже ний и времени, затрачиваемого на них; независимость передвиже ния автотранспорта и грузовых операций от маневровой работы; компактность расположения погрузочно-выгрузочных устройств. Следует также учитывать примыкание подъездных путей и распо ложение мест необщего пользования, которые в ряде случаев целе сообразно размещать вместе с грузовыми устройствами общего пользования.
На опорных станциях всех категорий должны быть выставочные пути для вагонов, ожидающих подачи к фронтам погрузки-выгрузки, формирования поездов, а на станциях III и IV категорий — по одному пути для обгона локомотивов. Полезная длина выставочных путей оп ределяется по количеству перерабатываемых вагонов, числу подач и в среднем составляет 200—400 м.
Увеличение скоростей движения поездов вызывает необходимость изоляции путей, где выполняется грузовая работа от путей для скре щения, обгона и пропуска поездов.
Как правило, грузовые устройства на опорных линейных станциях располагаются со стороны, противоположной пассажирскому зданию, рядом со станционными путями для приема н отправления поездов с местными вагонами. Такая схема расположения обеспечивает лучшие условия для независимого выполнения операций по пропуску транзит ных поездов и маневровой работы, а также сокращения маневровых передвижений.
На станциях всех категорий предусмотрены следующие служебно технические помещения и устройства: объединенное административно бытовое здание, в котором размещаются производственные участки погрузочно-разгрузочных работ, товарная контора и санитарно-быто
вые |
помещения, |
служебно-техническое здание |
для работников |
от |
крытых складов, вагонные и автомобильные весы (на станциях II, |
III |
|||
и IV |
категорий); |
помещения для подзарядки |
электропогрузчиков, |
гараж и мастерские; навесы для стоянки машин и автомобилей; транс форматорные подстанции; склады для горючего и смазочных мате
риалов. |
опорных станций различных категорий показаны на |
|
Схемы |
||
рис. 2—5. |
Площади и размеры погрузочно-разгрузочных |
площадок |
и складов |
определяются исходя из грузооборота каждой |
опорной |
станции. |
|
|
В табл. 1 приведена ведомость зданий и сооружений грузовых дво ров, представленных на схемах опорных станций (см.рис. 2—5), а так же номера типовых проектов этих зданий и сооружений, разработан ных Гипропромтрансстроем и распространяемым Центральными про изводственными мастерскими Главтранспроекта Минтрансстроя СССР.
11