Файл: Голубков В.В. Механизация погрузочно-разгрузочных работ и грузовые устройства учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Максимальный радиус обслуживания для механизированной брига­ ды, оснащенной краном на железнодорожном ходу, 25 км, оснащенной автокраном — 30 км, для бригад грузчиков, доставляемых в автобу­ сах, — 70 км.

Передвижная бригада, работающая со стреловым краном на желез­ нодорожном ходу, кроме крана, имеет платформу для укладки стрелы крана, грейфера, грузового крюка, контргрузов, стропов, необходи­ мого инвентаря; пассажирский вагон для проезда бригады. Бригада, работающая с автокраном грузоподъемностью от 4 до 6,4 т, кроме ав­ токрана, имеет прицепную платформу для перевозки грейфера, стро­ пов, автомобиль-фургон или автобус для проезда бригады.

Механизированные бригады направляются на промежуточные стан­ ции руководителем дистанции или участка погрузочно-разгрузочных работ.

Членам передвижной механизированной бригады за разъездной характер работы выплачивается надбавка 20% к заработной плате.

Основным организатором погрузки и разгрузки вагонов, автомоби­ лей и внутрискладских операций на железнодорожных станциях явля­ ется сменный м а с т е р п р о и з в о д с т в е н н о г о у ч а с т к а .

От знаний мастером своих обязанностей, умения правильно органи­ зовать погрузочно-разгрузочные работы зависит: своевременное выпол­ нение производственных заданий, сокращение установленных сроков грузовых операций; рациональное использование машин, механизмов и грузовых устройств; обеспечение сохранности подвижного состава, грузов, соблюдение условий охраны труда.

В обязанности мастера входит:

составление плана и учет работы смены, бригад и погрузочно-раз­ грузочных машин;

инструктаж бригад механизаторов и грузчиков по технике безо­ пасности перед началом работы;

обеспечение рабочих мест исправным инвентарем, а при необходи­ мости и средствами простейшей механизации;

регулярное снабжение погрузочно-разгрузочных машин топливом, смазочными и обтирочными материалами;

обеспечение исправности средств освещения на грузовых фронтах; контроль за правильным размещением грузов в складах и на по­

движном составе; соблюдение технических норм его загрузки.

Перед началом работы сменный мастер обязан провести производ­ ственный инструктаж. Цель инструктажа состоит в том, чтобы напом­ нить рабочим необходимость соблюдения правил по технике безопас­ ности, указать на участки, где по условиям работы требуется особое внимание, довести до сведения рабочих о возможных изменениях в уста­ новленной технологии погрузки-выгрузки.

Важное значение имеет

 

о п е р а т и в н о е п л а н и р о в а н и е

работы производственного

участка.

С у т о ч н ы й п л а н

составляет начальник производственного

участка совместно с заместителем начальника станции на основании следующих данных: количества груженых вагонов, ожидающих пода­ чи к грузовым фронтам; количества груженых вагонов, находящихся

я


под выгрузкой; количества груза на складах;

информации о подходе

груза. Пользуясь этими данными, определяют

потребность в автомо­

билях (бортовых, самосвалов,

лесовозов и др.)

на предстоящие сутки,

и не позднее 15 ч текущего

дня заказ-заявка передается автотранс­

портной организации.

 

 

С м е н н ы й п л а н-р а д а н и е разрабатывают для цеха экс­ плуатации станции на подачу и уборку вагонов, расстановку их по мес­ там погрузки-выгрузки, для производственного участка — на погруз­ ку, выгрузку, сортировку грузов.

Опыт показывает, что одним из резервов улучшения технологии грузовых операций, более полного использования технических средств и трудовых ресурсов является применение м е т о д о в с е т е в о г о

пл а н и р о в а н и я .

Вкачестве исходных данных для составления сетевых графиков работы могут быть использованы: установленный технологическим про­ цессом порядок обработки вагонов, автомобилей, контейнеров, а также грузовых документов; перечень всех операций, выполняемых с транс­ портными средствами и грузами, а также технически обоснованные нормы времени на выполнение каждой операции. Для некоторых опе­ раций необходимо учитывать дополнительное время, затраты которого связаны с режимами работы складов, неравномерностью прибытия ва­ гонов и контейнеров на станцию, занятостью маневровых локомотивов,

кранов, грузовых

фронтов, накоплением вагонов на состав

(подачу)

и др.

 

 

 

В н е д р е н и е

н а у ч н о й

о р г а н и з а ц и и

т р у д а

(НОТ) на погрузочно-разгрузочных работах охватывает широкий круг вопросов. К ним относятся: выбор эффективных форм разделения и ко­ операции труда; проектирование рабочих мест, рациональное исполь­ зование машин, механизмов, технологической оснастки, простейших приспособлений; совершенствование методов труда и повышение ква­ лификации работников; рациональное использование рабочего времени; обеспечение благоприятных условий труда в санитарно-гигиеническом, психо-физиологическом и эстетическом отношениях; введение рацио­ нальных режимов труда и отдыха, совершенствование нормирования труда и др.

Подготовка к внедрению НОТ начинается с анализа производствен­ ных показателей.

В результате анализа выявляются места производства работ и уча­ стки, где имеющаяся техника используется недостаточно полно и где в первую очередь должны проводиться мероприятия по совершенство­ ванию организации труда. Изучение разделения труда и организации обслуживания рабочего места позволяет наметить меры по улучшению расстановки работников, совмещению их функций и профессий.

Планом НОТ, например, предусматривается:

изготовление (приобретение) и внедрение необходимой технологи­ ческой оснастки;

перепланировка рабочих мест, перестановка оборудования; обучение персонала прогрессивным методам и приемам труда; введение совершенных систем стимулирования и т. д.

9



Экономический эффект от внедрения мероприятий по научной ор­ ганизации труда может быть получен в тех случаях, когда происходит сокращение трудовых и материальных затрат на производство работ. Эффект можно подсчитать по формуле

Э = (Сх — Со) Qo6n, — Я,

где Сх и С2 — себестоимость производства работ (переработки 1 т груза) соответственно до и после внедрения мероприя - тий НОТ, руб.;

*2общ — годовой объем работ (грузопереработки) после внедре­ ния мероприятий;

Я — сумма единовременных затрат, необходимых в связи с внедрением мероприятий, относимых на себестоимость работ (грузопереработка) за год, руб.

3. Опорные станции и их классификация

Одним из важнейших условий ускорения доставки грузов, механи­ зации их переработки, сокращения простоя подвижного состава явля­

ется концентрация

грузовых операций на технически оснащенных

опорных станциях

с одновременным прекращением этих операций

на малодеятельных

станциях, имеющих грузооборот до 10 вагонов

в сутки.

Закрытию малодеятельных станций предшествует подробный эко­ номический анализ работы каждой станции и обслуживаемых ею райо­ нов, учитывается пробег автомобильного транспорта, наличие автомо­ билей и благоустроенных автодорог, возможность передачи грузовой работы на соседние (опорные) станции.

Концентрация грузовой работы на участке проводится, как пра­ вило, в два этапа. Сначала закрывают малодеятельные станции с гру­ зооборотом до трех вагонов в сутки, грузопоток которых может быть передан на опорные станции без дополнительных работ по их путевому развитию и установки дополнительных погрузочно-разгрузочных ма­ шин. На втором этапе закрывают станции с грузооборотом до 10 ваго­ нов в сутки при предварительном развитии грузовых устройств и средств механизации на опорных станциях.

Для правильного выбора технического оснащения и схемы разви­ тия опорной станции важно ясно представлять, какая работа будет выполняться на этой станции.

Линейные опорные станции в зависимости от суточного грузообо­ рота в вагонах разделены на четыре категории:

К I категории относятся станции с грузооборотом от 10 до 25 ваго­ нов; ко II — от 25 до 45 вагонов; к III — от 45 до 65 и к IV — от 65 до

90вагонов.

Исходя из такой классификации, а также учитывая характеристи­

ку грузов, которые будут поступать на опорную станцию, определяют ее техническое оснащение и путевое развитие.

10


Важное условие, которое необходимо соблюдать при проектирова­ нии и реконструкции опорных станций — это возможность усиления их перерабатывающей способности до размеров, соответствующих гру­ зообороту станции следующей (очередной) категории.

При размещении погрузочно-разгрузочных устройств и путей долж­ но быть обеспечено: минимальное количество маневровых передвиже­ ний и времени, затрачиваемого на них; независимость передвиже­ ния автотранспорта и грузовых операций от маневровой работы; компактность расположения погрузочно-выгрузочных устройств. Следует также учитывать примыкание подъездных путей и распо­ ложение мест необщего пользования, которые в ряде случаев целе­ сообразно размещать вместе с грузовыми устройствами общего пользования.

На опорных станциях всех категорий должны быть выставочные пути для вагонов, ожидающих подачи к фронтам погрузки-выгрузки, формирования поездов, а на станциях III и IV категорий — по одному пути для обгона локомотивов. Полезная длина выставочных путей оп­ ределяется по количеству перерабатываемых вагонов, числу подач и в среднем составляет 200—400 м.

Увеличение скоростей движения поездов вызывает необходимость изоляции путей, где выполняется грузовая работа от путей для скре­ щения, обгона и пропуска поездов.

Как правило, грузовые устройства на опорных линейных станциях располагаются со стороны, противоположной пассажирскому зданию, рядом со станционными путями для приема н отправления поездов с местными вагонами. Такая схема расположения обеспечивает лучшие условия для независимого выполнения операций по пропуску транзит­ ных поездов и маневровой работы, а также сокращения маневровых передвижений.

На станциях всех категорий предусмотрены следующие служебно­ технические помещения и устройства: объединенное административно­ бытовое здание, в котором размещаются производственные участки погрузочно-разгрузочных работ, товарная контора и санитарно-быто­

вые

помещения,

служебно-техническое здание

для работников

от­

крытых складов, вагонные и автомобильные весы (на станциях II,

III

и IV

категорий);

помещения для подзарядки

электропогрузчиков,

гараж и мастерские; навесы для стоянки машин и автомобилей; транс­ форматорные подстанции; склады для горючего и смазочных мате­

риалов.

опорных станций различных категорий показаны на

Схемы

рис. 2—5.

Площади и размеры погрузочно-разгрузочных

площадок

и складов

определяются исходя из грузооборота каждой

опорной

станции.

 

 

В табл. 1 приведена ведомость зданий и сооружений грузовых дво­ ров, представленных на схемах опорных станций (см.рис. 2—5), а так­ же номера типовых проектов этих зданий и сооружений, разработан­ ных Гипропромтрансстроем и распространяемым Центральными про­ изводственными мастерскими Главтранспроекта Минтрансстроя СССР.

11