Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
подсечки. В верхней части |
рудоспусков разделывают |
приемные |
|
воронки . |
|
|
|
Очистные работы начинают с выемки выше горизонта |
приемных |
||
воронок подсечных камер высотой около 10 м, |
которыми |
извлекают |
|
до 17% запасов блока . В ы е м к у |
руды в камерах |
можно производить |
системой подэтажного обрушения . Отбитую руду выпускают . Одно
временно |
с этим остальную часть блока обуривают из восстающих |
|||||
веерными |
комплектами глубоких с к в а ж и н , расположенными |
в |
гори |
|||
з о н т а л ь н ы х плоскостях; расстояние между комплектами |
с к в а ж и н |
|||||
по высоте |
4—5 м. З а р я д ы |
в комплектах |
с к в а ж и н |
взрывают |
одно |
|
временно |
и л и с небольшим |
замедлением. |
Вслед за |
п р и н у д и т е л ь н ы м |
обрушением подсеченного массива руды обрушаются вмещающие
породы. В ы п у с к |
отбитой руды производится так ж е , к а к и п р и си |
стеме этажного |
самообрушения . |
К достоинствам системы относятся высокая производительность блока и труда рабочих; н и з к а я себестоимость руды; высокая интен сивность отработки месторождения .
Недостатки системы — большие потери и р а з у б о ж и в а н и е руды; сложность выпуска отбитой руды.
§ 11. СИСТЕМЫ Р А З Р А Б О Т К И Р О С С Ы П Н Ы Х МЕСТОРОЖДЕНИЙ
Системы разработки россыпных месторождений в основном ана
логичны системам |
разработки пластовых месторождений, так к а к |
||
они залегают обычно в виде пластообразных залежей . |
|
||
В зависимости от способа |
у п р а в л е н и я горным давлением системы |
||
разработки разделяют на два |
класса: |
|
|
с обрушением кровли; |
|
|
|
с поддержанием |
выработанного пространства . |
|
|
К системам разработки с обрушением к р о в л и относятся |
с п л о ш н а я , |
||
длинными столбами |
и короткими столбами. Эти системы |
применяют |
п р и разработке мерзлых и талых россыпей, когда налегающие породы представлены связными глинистыми грунтами .
К системам с поддержанием выработанного пространства отно сится система разработки короткими столбами и с выемкой попереч ными заходками .
Г л а в а |
V I I I |
ОБ Щ Е Ш А Х Т Н Ы Й ТРАНСПОРТ
§1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Пр и добыче полезных ископаемых подземным способом по горным выработкам приходится транспортировать большие массы полезного ископаемого и попутно получаемых пород.
Кроме |
того, |
в шахте возникает необходимость в перевозках |
|||||
лесных и других материалов, оборудования и людей. |
|
||||||
Общешахтный |
(или внутришахтный) транспорт условно делится |
||||||
на следующие |
звенья: |
|
|
|
|||
доставка |
— транспортирование |
преимущественно |
полезного |
||||
ископаемого |
вдоль очистного забоя; |
|
|
|
|||
подземный |
транспорт — транспортирование |
грузов и |
людей по |
||||
горизонтальным и наклонным выработкам от забоев до стволов; |
|||||||
подъем |
по |
стволу; |
|
|
|
||
транспорт |
на |
поверхности. |
|
|
|
||
Ш а х т н ы й подъем рассматривается отдельно. |
|
|
|||||
Различают |
прерывный и непрерывный способ |
транспортирования |
|||||
грузов в шахте . |
|
|
|
|
|||
К непрерывному транспорту относится конвейерный транспорт, |
|||||||
гидротранспорт, |
пневмотранспорт и |
бесконечным канатом . |
|
П р и гидротранспорте перемещение груза осуществляется потоком воды по трубам и л и по желобам, при пневмотранспорте груз транс портируется по трубам струей воздуха .
К прерывному транспорту относятся рельсовый и безрельсовый
транспорт . |
П р и |
рельсовом транспорте |
вагонетки |
перемещаются |
||
по рельсовому пути, у л о ж е н н о м у на почве |
выработки, |
и л и |
по моно |
|||
рельсу, подвешенному у к р о в л и выработки . |
|
|
||||
П р и |
безрельсовом транспорте применяются транспортные со |
|||||
суды — самоходные челночные вагонетки |
передвигаются |
непосред |
||||
ственно |
по |
почве |
выработок. |
|
|
|
Рельсовый транспорт подразделяется на локомотивный и канат
ный. В горизонтальных горных |
выработках |
можно применять как |
локомотивный, так и канатный |
транспорт, |
в н а к л о н н ы х выработ |
ках — только канатный транспорт. |
|
§ 2. К О Н В Е Й Е Р Н Ы Й ТРАНСПОРТ
Конвейерный транспорт относится к числу наиболее эффективных
ираспространенных видов транспорта .
Взависимости от места установки принято р а з л и ч а т ь забойные
конвейеры, устанавливаемые в очистных забоях, штрековые,
205
бремсберговые и у к л о н н ы е конвейеры, устанавливаемые соответ ственно в ш т р е к а х , бремсбергах и у к л о н а х .
По конструктивным п р и з н а к а м различают конвейеры с гибким
тяговым |
органом, перемещающим |
г р у з , и |
конвейеры без тягового |
органа . |
П р и конвейерах с гибким |
тяговым |
органом г р у з и л и лежит |
непосредственно на тяговом органе (например, ленточный конвейер), или ж е перемещается тяговым органом по неподвижному ж е л о б у (скребковые конвейеры). У конвейеров без тягового органа (вибра ционные конвейеры) происходит раздельное движение груза и рабо
чего органа |
конвейера . |
|
|
|
|
|
|
|||
|
В угольной промышленности наибольшее распространение полу |
|||||||||
чили скребковые и ленточные конвейеры. |
|
|
|
|||||||
|
Скребковый конвейер состоит из металлических желобов — |
|||||||||
рештаков, |
по |
которым движется одна и л и две |
бесконечных |
цепи |
||||||
со скребками, |
электродвигателя с редуктором — привода и н а т я ж н о й |
|||||||||
головки (при отсутствии привода на другом конце конвейера) . |
|
|||||||||
|
Скребки, |
д в и ж у щ и е с я |
вместе |
с |
бесконечной |
цепью, |
у в л е к а ю т |
|||
поступающий |
|
на желоб |
конвейера |
материал . Х о л о с т а я |
ветвь |
цепи |
||||
со |
скребками |
движется |
и л и под |
желобом, или |
в одной |
плоскости |
||||
с |
рабочей |
ветвью. |
|
|
|
|
|
|
||
|
Скребковые |
конвейеры обычно |
используют |
д л я доставки |
у г л я |
на расстояние до 300 м по горизонтали и вниз под углом до 25° к гори
зонту, а т а к ж е на |
более короткие расстояния п р и доставке вверх . |
||||
В у г о л ь н ы х |
ш а х т а х |
скребковые конвейеры применяют в |
основном |
||
в очистных |
забоях |
— |
л а в а х , а т а к ж е в просеках и печах. |
|
|
Забойные скребковые конвейеры периодически перемещают вслед |
|||||
за подвигающимся |
забоем л а в ы . Перемещение конвейера производят |
||||
путем р а з б о р к и |
и |
переноски отдельных секций с последующей их |
|||
сборкой на новом месте или путем передвижки без разборки . |
|||||
В зависимости от к о н с т р у к ц и и различают следующие типы совре |
|||||
менных забойных |
скребковых конвейеров: |
|
|||
одноцепные с |
двумя ветвями в одной горизонтальной |
плоскости |
|||
и консольными скребками типа CK; |
|
||||
одноцепные с рабочей ветвью над холостой типа С; |
|
||||
двухцепные разборные (переносные) типа CP; |
|
||||
двухцепные передвижные типа СП. |
|
||||
Главным |
параметром скребкового забойного конвейера |
я в л я е т с я |
ш и р и н а скребка, определяющая ш и р и н у рабочего желоба — р е ш така .
У современных скребковых забойных конвейеров в зависимости от производительности ширина скребка колеблется от 335 до 600 мм,
высота |
рештаков •— от |
100 до 335 мм, мощность |
привода |
изменяется |
||||
от 7 до |
160 |
квт. |
|
|
|
|
|
|
Производительность скребковых конвейеров находится в пределах |
||||||||
от 30 до 500 |
т/ч. Скорость д в и ж е н и я |
скребковой цепи 0,4—0,97 м/сек, |
||||||
число приводов — от одного до четырех. |
|
|
|
|||||
Один |
из |
типов изгибающихся |
скребковых |
конвейеров — |
пере |
|||
д в и ж н о й |
двухцепной |
скребковый |
конвейер приведен на |
рис. |
135. |
206
Н а |
рис. 137 приведен один из |
типов |
ленточных к о н в е й е р о в . |
||
Транспортируемый |
материал (уголь ил и порода) перемещает |
г и б к а я |
|||
бесконечная лента, |
поддерживаемая на роликоопорах . Лента |
огибаег |
|||
приводной и хвостовой барабаны . В е р х н я я |
ветвь конвейера я в л я е т с я |
||||
рабочей, н и ж н я я — |
холостой. |
|
|
|
|
В |
ш а х т а х ленточные конвейеры |
используют д л я доставки у г л я |
(реже породы) по штрекам, бремсбергам, у к л о н а м и н а к л о н н ы м
стволам. |
Известны отдельные |
примеры |
применения ленточных к о н |
вейеров |
д л я доставки у г л я |
вдоль лав . |
Специальные к о н с т р у к ц и и |
ленточных конвейеров предназначены д л я транспортирования людей по подземным горным выработкам .
Ленточные конвейеры можно |
использовать дл я |
транспортирова |
||||
н и я грузов на подъем под углом |
до 18° и под у к л о н — до 15°. Д л я |
|||||
транспортирования груза по у к л о н а м с |
углом наклона |
до 35° со |
||||
здаются |
специальные — к р у т о н а к л о н н ы е |
ленточные |
конвейеры . |
|||
Расчетная м а к с и м а л ь н а я п р о п у с к н а я |
способность |
магистральных |
||||
ленточных ш а х т н ы х конвейеров |
колеблется от 75 до 4500 м 3 /ч , сум |
|||||
м а р н а я |
мощность двигателя |
привода |
соответственно |
составляет |
||
17—2000 |
квт. Отечественной |
промышленностью предусматривается |
||||
выпуск следующих трех типов магистральных подземных |
конвейеров: |
ленточные горизонтальные или наклонные конвейеры дл я у к л о нов с углом н а к л о н а до 18° — тип Л ;
ленточные бремсберговые конвейеры дл я бремсбергов с углом
наклона |
до 16° — тип Л Б ; |
|
|
|
||
ленточные |
наклонные |
конвейеры |
дл я уклонов |
с углом |
наклона |
|
от 18° до 35° — тип Л Н . |
|
|
|
|
||
В а ж н ы м |
элементом |
ленточных |
конвейеров |
я в л я е т с я |
несущая |
|
лента. В |
большинстве |
случаев ленты магистральных конвейеров |
выполняют прорезиненными с каркасом из хлопчатобумажной ил и
синтетической |
ткани или стальных тросов. |
В последнее |
время н а ч а г |
выпуск негорючих лент, что особенно |
в а ж н о дл я |
подземных |
|
конвейеров. |
|
|
|
В ш а х т а х |
применяют обычно не отдельные ленточные |
конвейеры, |
а разветвленные ил и неразветвленные конвейерные линии, при этом дальность транспортирования доходит до нескольких километров . Т а к и е конвейерные линии представляют единый технологический транспортный комплекс . В этом случае эффективность э к с п л у а т а ц и и ленточных конвейеров в значительной степени возрастает при вне дрении автоматических систем у п р а в л е н и я конвейерными линиями .
Основными |
достоинствами |
подземных |
ленточных конвейеров |
||||
я в л я ю т с я |
в ы с о к а я |
производительность, |
малый |
расход |
энергии, |
||
небольшой |
вес |
и |
возможность |
транспортирования |
у г л я , |
породы, |
|
руды и других |
материалов . |
|
|
|
|
К недостаткам ленточных конвейеров необходимо отнести с л о ж
ность переноски, |
н а р а щ и в а н и я и у к о |
р а ч и в а н и я конвейерной линии; |
|
значительный износ дорогостоящей |
ленты; жесткие требования к |
||
прямолинейности |
трассы в плане; |
ограничения в отношении у г л а на |
|
клона конвейера . |
Эти недостатки |
ленточных конвейеров обусловили |
14 З а к а з 187 |
209 |