Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подсечки. В верхней части

рудоспусков разделывают

приемные

воронки .

 

 

 

Очистные работы начинают с выемки выше горизонта

приемных

воронок подсечных камер высотой около 10 м,

которыми

извлекают

до 17% запасов блока . В ы е м к у

руды в камерах

можно производить

системой подэтажного обрушения . Отбитую руду выпускают . Одно­

временно

с этим остальную часть блока обуривают из восстающих

веерными

комплектами глубоких с к в а ж и н , расположенными

в

гори­

з о н т а л ь н ы х плоскостях; расстояние между комплектами

с к в а ж и н

по высоте

4—5 м. З а р я д ы

в комплектах

с к в а ж и н

взрывают

одно­

временно

и л и с небольшим

замедлением.

Вслед за

п р и н у д и т е л ь н ы м

обрушением подсеченного массива руды обрушаются вмещающие

породы. В ы п у с к

отбитой руды производится так ж е , к а к и п р и си­

стеме этажного

самообрушения .

К достоинствам системы относятся высокая производительность блока и труда рабочих; н и з к а я себестоимость руды; высокая интен­ сивность отработки месторождения .

Недостатки системы — большие потери и р а з у б о ж и в а н и е руды; сложность выпуска отбитой руды.

§ 11. СИСТЕМЫ Р А З Р А Б О Т К И Р О С С Ы П Н Ы Х МЕСТОРОЖДЕНИЙ

Системы разработки россыпных месторождений в основном ана ­

логичны системам

разработки пластовых месторождений, так к а к

они залегают обычно в виде пластообразных залежей .

 

В зависимости от способа

у п р а в л е н и я горным давлением системы

разработки разделяют на два

класса:

 

с обрушением кровли;

 

 

с поддержанием

выработанного пространства .

 

К системам разработки с обрушением к р о в л и относятся

с п л о ш н а я ,

длинными столбами

и короткими столбами. Эти системы

применяют

п р и разработке мерзлых и талых россыпей, когда налегающие породы представлены связными глинистыми грунтами .

К системам с поддержанием выработанного пространства отно­ сится система разработки короткими столбами и с выемкой попереч­ ными заходками .


Г л а в а

V I I I

ОБ Щ Е Ш А Х Т Н Ы Й ТРАНСПОРТ

§1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Пр и добыче полезных ископаемых подземным способом по горным выработкам приходится транспортировать большие массы полезного ископаемого и попутно получаемых пород.

Кроме

того,

в шахте возникает необходимость в перевозках

лесных и других материалов, оборудования и людей.

 

Общешахтный

(или внутришахтный) транспорт условно делится

на следующие

звенья:

 

 

 

доставка

— транспортирование

преимущественно

полезного

ископаемого

вдоль очистного забоя;

 

 

 

подземный

транспорт — транспортирование

грузов и

людей по

горизонтальным и наклонным выработкам от забоев до стволов;

подъем

по

стволу;

 

 

 

транспорт

на

поверхности.

 

 

 

Ш а х т н ы й подъем рассматривается отдельно.

 

 

Различают

прерывный и непрерывный способ

транспортирования

грузов в шахте .

 

 

 

 

К непрерывному транспорту относится конвейерный транспорт,

гидротранспорт,

пневмотранспорт и

бесконечным канатом .

 

П р и гидротранспорте перемещение груза осуществляется потоком воды по трубам и л и по желобам, при пневмотранспорте груз транс ­ портируется по трубам струей воздуха .

К прерывному транспорту относятся рельсовый и безрельсовый

транспорт .

П р и

рельсовом транспорте

вагонетки

перемещаются

по рельсовому пути, у л о ж е н н о м у на почве

выработки,

и л и

по моно­

рельсу, подвешенному у к р о в л и выработки .

 

 

П р и

безрельсовом транспорте применяются транспортные со­

суды — самоходные челночные вагонетки

передвигаются

непосред­

ственно

по

почве

выработок.

 

 

 

Рельсовый транспорт подразделяется на локомотивный и канат ­

ный. В горизонтальных горных

выработках

можно применять как

локомотивный, так и канатный

транспорт,

в н а к л о н н ы х выработ­

ках — только канатный транспорт.

 

§ 2. К О Н В Е Й Е Р Н Ы Й ТРАНСПОРТ

Конвейерный транспорт относится к числу наиболее эффективных

ираспространенных видов транспорта .

Взависимости от места установки принято р а з л и ч а т ь забойные

конвейеры, устанавливаемые в очистных забоях, штрековые,

205


бремсберговые и у к л о н н ы е конвейеры, устанавливаемые соответ­ ственно в ш т р е к а х , бремсбергах и у к л о н а х .

По конструктивным п р и з н а к а м различают конвейеры с гибким

тяговым

органом, перемещающим

г р у з , и

конвейеры без тягового

органа .

П р и конвейерах с гибким

тяговым

органом г р у з и л и лежит

непосредственно на тяговом органе (например, ленточный конвейер), или ж е перемещается тяговым органом по неподвижному ж е л о б у (скребковые конвейеры). У конвейеров без тягового органа (вибра­ ционные конвейеры) происходит раздельное движение груза и рабо­

чего органа

конвейера .

 

 

 

 

 

 

 

В угольной промышленности наибольшее распространение полу­

чили скребковые и ленточные конвейеры.

 

 

 

 

Скребковый конвейер состоит из металлических желобов —

рештаков,

по

которым движется одна и л и две

бесконечных

цепи

со скребками,

электродвигателя с редуктором — привода и н а т я ж н о й

головки (при отсутствии привода на другом конце конвейера) .

 

 

Скребки,

д в и ж у щ и е с я

вместе

с

бесконечной

цепью,

у в л е к а ю т

поступающий

 

на желоб

конвейера

материал . Х о л о с т а я

ветвь

цепи

со

скребками

движется

и л и под

желобом, или

в одной

плоскости

с

рабочей

ветвью.

 

 

 

 

 

 

 

Скребковые

конвейеры обычно

используют

д л я доставки

у г л я

на расстояние до 300 м по горизонтали и вниз под углом до 25° к гори­

зонту, а т а к ж е на

более короткие расстояния п р и доставке вверх .

В у г о л ь н ы х

ш а х т а х

скребковые конвейеры применяют в

основном

в очистных

забоях

л а в а х , а т а к ж е в просеках и печах.

 

Забойные скребковые конвейеры периодически перемещают вслед

за подвигающимся

забоем л а в ы . Перемещение конвейера производят

путем р а з б о р к и

и

переноски отдельных секций с последующей их

сборкой на новом месте или путем передвижки без разборки .

В зависимости от к о н с т р у к ц и и различают следующие типы совре­

менных забойных

скребковых конвейеров:

 

одноцепные с

двумя ветвями в одной горизонтальной

плоскости

и консольными скребками типа CK;

 

одноцепные с рабочей ветвью над холостой типа С;

 

двухцепные разборные (переносные) типа CP;

 

двухцепные передвижные типа СП.

 

Главным

параметром скребкового забойного конвейера

я в л я е т с я

ш и р и н а скребка, определяющая ш и р и н у рабочего желоба — р е ш ­ така .

У современных скребковых забойных конвейеров в зависимости от производительности ширина скребка колеблется от 335 до 600 мм,

высота

рештаков •— от

100 до 335 мм, мощность

привода

изменяется

от 7 до

160

квт.

 

 

 

 

 

Производительность скребковых конвейеров находится в пределах

от 30 до 500

т/ч. Скорость д в и ж е н и я

скребковой цепи 0,4—0,97 м/сек,

число приводов — от одного до четырех.

 

 

 

Один

из

типов изгибающихся

скребковых

конвейеров —

пере ­

д в и ж н о й

двухцепной

скребковый

конвейер приведен на

рис.

135.

206


Н а

рис. 137 приведен один из

типов

ленточных к о н в е й е р о в .

Транспортируемый

материал (уголь ил и порода) перемещает

г и б к а я

бесконечная лента,

поддерживаемая на роликоопорах . Лента

огибаег

приводной и хвостовой барабаны . В е р х н я я

ветвь конвейера я в л я е т с я

рабочей, н и ж н я я —

холостой.

 

 

 

В

ш а х т а х ленточные конвейеры

используют д л я доставки у г л я

(реже породы) по штрекам, бремсбергам, у к л о н а м и н а к л о н н ы м

стволам.

Известны отдельные

примеры

применения ленточных к о н ­

вейеров

д л я доставки у г л я

вдоль лав .

Специальные к о н с т р у к ц и и

ленточных конвейеров предназначены д л я транспортирования людей по подземным горным выработкам .

Ленточные конвейеры можно

использовать дл я

транспортирова ­

н и я грузов на подъем под углом

до 18° и под у к л о н — до 15°. Д л я

транспортирования груза по у к л о н а м с

углом наклона

до 35° со ­

здаются

специальные — к р у т о н а к л о н н ы е

ленточные

конвейеры .

Расчетная м а к с и м а л ь н а я п р о п у с к н а я

способность

магистральных

ленточных ш а х т н ы х конвейеров

колеблется от 75 до 4500 м 3 /ч , сум­

м а р н а я

мощность двигателя

привода

соответственно

составляет

17—2000

квт. Отечественной

промышленностью предусматривается

выпуск следующих трех типов магистральных подземных

конвейеров:

ленточные горизонтальные или наклонные конвейеры дл я у к л о ­ нов с углом н а к л о н а до 18° тип Л ;

ленточные бремсберговые конвейеры дл я бремсбергов с углом

наклона

до 16° тип Л Б ;

 

 

 

ленточные

наклонные

конвейеры

дл я уклонов

с углом

наклона

от 18° до 35° тип Л Н .

 

 

 

 

В а ж н ы м

элементом

ленточных

конвейеров

я в л я е т с я

несущая

лента. В

большинстве

случаев ленты магистральных конвейеров

выполняют прорезиненными с каркасом из хлопчатобумажной ил и

синтетической

ткани или стальных тросов.

В последнее

время н а ч а г

выпуск негорючих лент, что особенно

в а ж н о дл я

подземных

конвейеров.

 

 

 

В ш а х т а х

применяют обычно не отдельные ленточные

конвейеры,

а разветвленные ил и неразветвленные конвейерные линии, при этом дальность транспортирования доходит до нескольких километров . Т а к и е конвейерные линии представляют единый технологический транспортный комплекс . В этом случае эффективность э к с п л у а т а ц и и ленточных конвейеров в значительной степени возрастает при вне ­ дрении автоматических систем у п р а в л е н и я конвейерными линиями .

Основными

достоинствами

подземных

ленточных конвейеров

я в л я ю т с я

в ы с о к а я

производительность,

малый

расход

энергии,

небольшой

вес

и

возможность

транспортирования

у г л я ,

породы,

руды и других

материалов .

 

 

 

 

К недостаткам ленточных конвейеров необходимо отнести с л о ж ­

ность переноски,

н а р а щ и в а н и я и у к о

р а ч и в а н и я конвейерной линии;

значительный износ дорогостоящей

ленты; жесткие требования к

прямолинейности

трассы в плане;

ограничения в отношении у г л а на­

клона конвейера .

Эти недостатки

ленточных конвейеров обусловили

14 З а к а з 187

209