Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможность перемещения по горизонтальным,

н а к л о н н ы м и

вер ­

т и к а л ь н ы м выработкам различных сыпучих и дробленых материалов;

простота и удобство у к л а д к и трубопроводов

в выработках

не­

большого сечения;

 

 

малооперационность процесса транспортирования и, следова­

тельно, небольшая трудоемкость;

в ы с о к а я степень

автоматизации

процесса.

 

 

 

 

Основными

недостатками гидротранспорта

я в л я ю т с я в ы с о к а я

энергоемкость и повышенное у в л а ж н е н и е выработок,

интенсивный

износ трубопроводов, возможные

з а к у п о р к и трубопровода.

Недостатки

пневмотранспорта

— в ы с о к а я

энергоемкость, зна­

чительный износ трубопроводов и

пылеобразование .

 

Трубопроводный транспорт имеет определенные перспективы,

особенно гидротранспорт

у г л я и

закладочных материалов .

§ 7. СХЕМЫ ТРАНСПОРТА НА ШАХТАХ И Р У Д Н И К А Х

Современные

ш а х т ы

х а р а к т е р и з у ю т с я

с л о ж н ы м и

и

достаточно

разветвленными

транспортными

к о м м у н

и к а ц и я м и .

К а к

п р а в и л о ,

на шахте одновременно применяют несколько различных видов транс ­

порта: конвейерный, локомотивный,

самотечный,

к а н а т н а я откатка

и др . В редких с л у ч а я х наблюдается

однородность

схемы транспорта,

например на ш а х т а х сплошной конвейеризации при транспортиро ­

вании полезного ископаемого конвейерами

от забоя до

поверхности .

Н о д а ж е и в этом случае д л я т р а н с п о

р т и р о в а н и я

людей, мате­

риалов и оборудования приходится прибегать к другим видам пре ­

рывного

транспорта

— локомотивами

и л и

 

с

помощью

канатной

откатки .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а к и м

образом, схемы

подземного транспорта

отличаются

боль­

шим

разнообразием .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

местах с о п р я ж е н и я

разнородных

звеньев

схемы

подземного

транспорта

обычно

приходится

у с т р а и в а т ь

 

п у н к т ы

 

п е р е г р у з к и .

Н а п р и м е р ,

п р и

переходе

от

конвейерного

транспорта

 

у г л я

вдоль

забоя

к

локомотивному транспорту по

ш т р е к а м устраивают

погру ­

зочный пункт . В некоторых

с л у ч а я х

на

с о п р я ж е н и и

 

отдельных

звеньев транспортной схемы с целью

равномерности

грузопотоков

сооружаются так называемые промежуточные емкости в

виде

бункеров

 

и л и а к к у м у л и р у ю щ и х

горных

 

выработок,

 

например

рудоспусков .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чем разнороднее и разветвленнее схема подземного

 

транспорта,

тем более дорогим и трудоемким оказывается весь комплекс

работ

подземного

транспорта .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор схемы подземного транспорта определяется

 

множеством

различных факторов, среди которых основными

я в л я ю т с я :

 

 

горно-геологические

у с л о в и я

з а л е г а н и я

 

пластов

угол па­

дения, мощность

пласта,

выдержанность элементов з а л е г а н и я

пласта

и др . ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

219



горнотехнические

факторы

п р и н я т а я

схема

вскрытия

шахт ­

ного

п о л я , способ

подготовки

и система разработки,

число

одновременно разрабатываемых пластов и др . ;

 

 

экономические

факторы — удельные трудовые

затраты

по си­

стеме подземного транспорта и стоимость 1 ткм.

 

 

Рассмотрим в

качестве примера одну из наиболее типичных

схем

подземного

транспорта

на

ш а х т а х ,

разрабатывающих

свиту

Р и с . 144. Схема т р а н с п о р т а

ш а х т ы , р а з р а б а т ы в а ю щ е й два

п о л о

г и х пласта:

1 г л а в н ы й с к и п о в о й ствол; 2 — в с

п о м о г а т е л ь н ы й к л е т е в о й ствол;

з

очистной з а б о й с о

с к р е б к о в ы м з а б о й н ы м к о н в е й е р о м ; 4 — п р о м е ж у т о ч н ы й ш т р е к с о с к р е б к о в ы м к о н в е й е р о м ;

S — п р о м е ж у т о ч н ы й

ш т р е к

с к а н а т н о й

откаткой;

в

п р о м е ж у т о ч н ы й

б р е м с б е р г с о с к р е б к о ­

вым к о н в е й е р о м ; 7

откаточный ш т р е к

с э л е к т р о в о з н о й

откаткой; 8

б р е м с б е р г

с к о н ц е в о й

откаткой; 9

у к л о н с

б е с к о н е ч н о й

откаткой;

ю

п о г р у з о ч н ы й

п у н к т на

ш т р е к е

из двух пологих пластов

(рис. 144). П л а с т ы вскрыты двумя вер­

т и к а л ь н ы м и стволами. Из

очистных забоев уклонного п о л я пласта А

транспортирование у г л я осуществляется следующим образом. Скреб­ ковые забойные конвейеры доставляют у г о л ь вдоль забоя к погру­

зочным п у н к т а м , здесь уголь поступает в вагонетки, которые

электро ­

возы доставляют

к у к л о н у , оборудованному

бесконечной

откаткой .

По ш т р е к у снова

электровозами г р у з доставляется к главному ски­

повому стволу. По промежуточным штрекам

у г о л ь транспортируют

в вагонетках с помощью откаточных лебедок

(пласт Б) и л и

скребко ­

выми (или ленточными) конвейерами .

 

 

220


Д а н н а я схема

транспорта х а р а к т е р и з у е т с я

многоступенчатостью,

разнотипностью

транспортных средств,

а следовательно,

высокой

трудоемкостью.

Н а вновь с т р о я щ и х с я

ш а х т а х предусматриваются

поточные схемы

транспорта, например

схемы

со сплошной

конвей ­

еризацией от забоя до поверхности. Однако подобные схемы поточ­ ного транспорта эффективными оказываются только п р и условии

высокой концентрации грузопотоков, уровень которой

х а р а к т е р и ­

зуется количеством

груза в тоннах, прошедшего через

выработку

в единицу времени

(например, сутки).

 

Вспомогательный транспорт на новых ш а х т а х решается с по­ мощью монорельсовых подвесных дорог. Доставка людей по г о р и ­ зонтальным выработкам т а к ж е может осуществляться с помощью подвесных канатных дорог.

Г л а в а I X

Ш А Х Т Н Ы Й П О Д Ъ Е М

§1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дл я обеспечения транспортной связи между подземными выра­

ботками и

поверхностью

с л у ж а т шахтные (рудничные)

п о д ъ е м ­

н ы е у с

т а н о в к и .

Главные подъемные установки

предназна ­

чены д л я выдачи на поверхность добытого полезного ископаемого;

вспомогательные (или

грузо-людские) — д л я

спуска и подъема лю­

дей, материалов, выдачи породы; людские

подъемные установки

предназначены только

д л я спуска и подъема

людей.

К шахтному подъемному оборудованию относятся подъемные

машины, приводимые в движение электродвигателями,

подъемные

сосуды

(скипы, клети); подъемные канаты, загрузочные и разгру ­

зочные

устройства.

Основными

горнотехническими с о о р у ж е н и я м и

подъемной установки

я в л я ю т с я

копер, приемный бункер

на поверх­

ности, ствол ш а х т ы (вертикальный или наклонный), п р и е м н а я пло ­ щадка, погрузочный бункер в околоствольном дворе.

Ш а х т н ы й копер устанавливается непосредственно над

стволом;

через н а п р а в л я ю щ и е ш к и в ы , расположенные на копре,

в ствол

пропускаются подъемные канаты, к которым подвешиваются подъем­ ные сосуды.

Подъемные канаты изготовляют из высокопрочных стальных проволок, навитых особым образом на пеньковый и л и стальной сердечник. Д и а м е т р подъемных канатов изменяется в пределах 18,5—65 мм, диаметр стальных проволок — 1,2—2,8 мм. К а н а т ы подъемных установок д л я спуска и подъема людей д о л ж н ы иметь

запас прочности не менее 9, а д л я

подъемных

установок

только

д л я

спуска

и подъема

материалов, оборудования

и других

грузов

не менее 6,5.

Д л я

м н о г о к а н а т н ы х

установок запас прочности д о л ж е н

быть д л я грузо - людских не н и ж е

8, а д л я грузовых —

не

н и ж е

7.

В в е р т и к а л ь н ы х

стволах подъемными сосудами я в л я ю т с я

шахтные

скипы и л и шахтные клети. В соответствии с этим подъем

называют

скиповым или

клетевым .

 

 

 

 

 

Е с л и

к подъемной машине подвешен один сосуд, то подъем назы ­

вают одноклетевым и л и соответственно односкиповым, если два, то

двуклетевым и л и двускиповым . В одноконцевых подъемах д л я

у р а в ­

новешивания используют противовесы.

 

 

Д л я

н а п р а в л е н и я

д в и ж е н и я подъемного сосуда в

стволе

наве­

шивают

н а п р а в л я ю щ и е — проводники, а подъемный

сосуд

имеет

н а п р а в л я ю щ и е опоры,

охватывающие проводники .

 

 

222


Подъемные сосуды оборудуют тормозными устройствами, н а з ы ­ ваемыми ш а х т н ы м и парашютами . П а р а ш ю т ы срабатывают п р и обрыве или напуске каната на клеть или скип (при обрыве и л и напуске каната п а р а ш ю т ы захватывают проводники и л и специально наве ­ шенные тормозные канаты и клеть останавливается, зависая на проводниках и л и тормозных канатах) .

§ 2. К Л Е Т Е В О Й ПОДЪЕМ

 

П р и подъеме в обычных неопрокидных

к л е т я х (рис. 145,

а) гру ­

женые вагонетки закатывают в клеть в

околоствольном

д в о р е ,

поднимают на поверхность и выкатывают

из клети . П о рельсовым

Р и с . 145. Схемы клетевого п о д ъ е м а и разгрузки:

а — в д о б ы ч н ы х ( н е о п р о к и д н ы х ) к л е т я х ; б — в о п р о к и д н ы х к л е т я х ; 1 — г р у ж е н ы е в а г о н е т к и ;

2

к р у г о в о й о п р о к и д ы в а т е л ь ; з — б у н к е р с питателем; 4

— п о д ъ е м н а я м а ш и н а ; 5

о п р о к и д ­

н а я клеть

в п о л о ж е н и и

з а г р у з к и ; в

— о п р о к и д н а я клеть

в п о л о ж е н и и р а з г р у з к и ;

7

— о б ы ч н а я

клеть в п о л о ж е н и и з а г р у з к и ; * —

о б ы ч н а я

к л е т ь в

п о л о ж е н и и р а з г р у з к и ;

9

л е н т о ч н ы й

 

 

к о н в е й е р ;

ю

— н а п р а в л я ю щ и е

шкивы;

11

— п о д ъ е м н ы е к а н а т ы

 

 

путям приемной

площадки надшахтного

 

здания

вагонетки

подаются

к

опрокидывателю

и р а з г р у ж а ю т с я . После р а з г р у з к и их

з а к а т ы в а ю т

в

клеть

и спускают

в ш а х т у . П р и

двуклетевом

подъеме

замена ваго ­

неток в

к л е т я х

в

околоствольном дворе

и на

приемной

п л о щ а д к е

на поверхности производится одновременно. Перед подъемом на поверхность составы г р у ж е н ы х вагонеток расцепляют, а спущенные

223