Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
возможность перемещения по горизонтальным, |
н а к л о н н ы м и |
вер |
т и к а л ь н ы м выработкам различных сыпучих и дробленых материалов; |
||
простота и удобство у к л а д к и трубопроводов |
в выработках |
не |
большого сечения; |
|
|
малооперационность процесса транспортирования и, следова
тельно, небольшая трудоемкость; |
в ы с о к а я степень |
автоматизации |
||
процесса. |
|
|
|
|
Основными |
недостатками гидротранспорта |
я в л я ю т с я в ы с о к а я |
||
энергоемкость и повышенное у в л а ж н е н и е выработок, |
интенсивный |
|||
износ трубопроводов, возможные |
з а к у п о р к и трубопровода. |
|||
Недостатки |
пневмотранспорта |
— в ы с о к а я |
энергоемкость, зна |
|
чительный износ трубопроводов и |
пылеобразование . |
|
Трубопроводный транспорт имеет определенные перспективы,
особенно гидротранспорт |
у г л я и |
закладочных материалов . |
||||
§ 7. СХЕМЫ ТРАНСПОРТА НА ШАХТАХ И Р У Д Н И К А Х |
||||||
Современные |
ш а х т ы |
х а р а к т е р и з у ю т с я |
с л о ж н ы м и |
и |
достаточно |
|
разветвленными |
транспортными |
к о м м у н |
и к а ц и я м и . |
К а к |
п р а в и л о , |
на шахте одновременно применяют несколько различных видов транс
порта: конвейерный, локомотивный, |
самотечный, |
к а н а т н а я откатка |
и др . В редких с л у ч а я х наблюдается |
однородность |
схемы транспорта, |
например на ш а х т а х сплошной конвейеризации при транспортиро
вании полезного ископаемого конвейерами |
от забоя до |
поверхности . |
Н о д а ж е и в этом случае д л я т р а н с п о |
р т и р о в а н и я |
людей, мате |
риалов и оборудования приходится прибегать к другим видам пре
рывного |
транспорта |
— локомотивами |
и л и |
|
с |
помощью |
канатной |
||||||||||
откатки . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а к и м |
образом, схемы |
подземного транспорта |
отличаются |
боль |
|||||||||||||
шим |
разнообразием . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
В |
местах с о п р я ж е н и я |
разнородных |
звеньев |
схемы |
подземного |
||||||||||||
транспорта |
обычно |
приходится |
у с т р а и в а т ь |
|
п у н к т ы |
|
п е р е г р у з к и . |
||||||||||
Н а п р и м е р , |
п р и |
переходе |
от |
конвейерного |
транспорта |
|
у г л я |
вдоль |
|||||||||
забоя |
к |
локомотивному транспорту по |
ш т р е к а м устраивают |
погру |
|||||||||||||
зочный пункт . В некоторых |
с л у ч а я х |
на |
с о п р я ж е н и и |
|
отдельных |
||||||||||||
звеньев транспортной схемы с целью |
равномерности |
грузопотоков |
|||||||||||||||
сооружаются так называемые промежуточные емкости в |
виде |
||||||||||||||||
бункеров |
|
и л и а к к у м у л и р у ю щ и х |
горных |
|
выработок, |
|
например |
||||||||||
рудоспусков . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Чем разнороднее и разветвленнее схема подземного |
|
транспорта, |
|||||||||||||||
тем более дорогим и трудоемким оказывается весь комплекс |
работ |
||||||||||||||||
подземного |
транспорта . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Выбор схемы подземного транспорта определяется |
|
множеством |
|||||||||||||||
различных факторов, среди которых основными |
я в л я ю т с я : |
|
|
||||||||||||||
горно-геологические |
у с л о в и я |
з а л е г а н и я |
|
пластов |
— |
угол па |
|||||||||||
дения, мощность |
пласта, |
выдержанность элементов з а л е г а н и я |
пласта |
||||||||||||||
и др . ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
219
горнотехнические |
факторы |
— |
п р и н я т а я |
схема |
вскрытия |
шахт |
||
ного |
п о л я , способ |
подготовки |
и система разработки, |
число |
||||
одновременно разрабатываемых пластов и др . ; |
|
|
||||||
экономические |
факторы — удельные трудовые |
затраты |
по си |
|||||
стеме подземного транспорта и стоимость 1 ткм. |
|
|
||||||
Рассмотрим в |
качестве примера одну из наиболее типичных |
|||||||
схем |
подземного |
транспорта |
на |
ш а х т а х , |
разрабатывающих |
свиту |
Р и с . 144. Схема т р а н с п о р т а |
ш а х т ы , р а з р а б а т ы в а ю щ е й два |
п о л о |
г и х пласта: |
1 — г л а в н ы й с к и п о в о й ствол; 2 — в с |
п о м о г а т е л ь н ы й к л е т е в о й ствол; |
з — |
очистной з а б о й с о |
с к р е б к о в ы м з а б о й н ы м к о н в е й е р о м ; 4 — п р о м е ж у т о ч н ы й ш т р е к с о с к р е б к о в ы м к о н в е й е р о м ;
S — п р о м е ж у т о ч н ы й |
ш т р е к |
с к а н а т н о й |
откаткой; |
в — |
п р о м е ж у т о ч н ы й |
б р е м с б е р г с о с к р е б к о |
|||
вым к о н в е й е р о м ; 7 |
— |
откаточный ш т р е к |
с э л е к т р о в о з н о й |
откаткой; 8 — |
б р е м с б е р г |
с к о н ц е в о й |
|||
откаткой; 9 — |
у к л о н с |
б е с к о н е ч н о й |
откаткой; |
ю |
— |
п о г р у з о ч н ы й |
п у н к т на |
ш т р е к е |
из двух пологих пластов |
(рис. 144). П л а с т ы вскрыты двумя вер |
т и к а л ь н ы м и стволами. Из |
очистных забоев уклонного п о л я пласта А |
транспортирование у г л я осуществляется следующим образом. Скреб ковые забойные конвейеры доставляют у г о л ь вдоль забоя к погру
зочным п у н к т а м , здесь уголь поступает в вагонетки, которые |
электро |
||
возы доставляют |
к у к л о н у , оборудованному |
бесконечной |
откаткой . |
По ш т р е к у снова |
электровозами г р у з доставляется к главному ски |
||
повому стволу. По промежуточным штрекам |
у г о л ь транспортируют |
||
в вагонетках с помощью откаточных лебедок |
(пласт Б) и л и |
скребко |
|
выми (или ленточными) конвейерами . |
|
|
220
Д а н н а я схема |
транспорта х а р а к т е р и з у е т с я |
многоступенчатостью, |
||
разнотипностью |
транспортных средств, |
а следовательно, |
высокой |
|
трудоемкостью. |
Н а вновь с т р о я щ и х с я |
ш а х т а х предусматриваются |
||
поточные схемы |
транспорта, например |
схемы |
со сплошной |
конвей |
еризацией от забоя до поверхности. Однако подобные схемы поточ ного транспорта эффективными оказываются только п р и условии
высокой концентрации грузопотоков, уровень которой |
х а р а к т е р и |
|
зуется количеством |
груза в тоннах, прошедшего через |
выработку |
в единицу времени |
(например, сутки). |
|
Вспомогательный транспорт на новых ш а х т а х решается с по мощью монорельсовых подвесных дорог. Доставка людей по г о р и зонтальным выработкам т а к ж е может осуществляться с помощью подвесных канатных дорог.
Г л а в а I X
Ш А Х Т Н Ы Й П О Д Ъ Е М
§1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Дл я обеспечения транспортной связи между подземными выра
ботками и |
поверхностью |
с л у ж а т шахтные (рудничные) |
п о д ъ е м |
н ы е у с |
т а н о в к и . |
Главные подъемные установки |
предназна |
чены д л я выдачи на поверхность добытого полезного ископаемого;
вспомогательные (или |
грузо-людские) — д л я |
спуска и подъема лю |
дей, материалов, выдачи породы; людские |
подъемные установки |
|
предназначены только |
д л я спуска и подъема |
людей. |
К шахтному подъемному оборудованию относятся подъемные
машины, приводимые в движение электродвигателями, |
подъемные |
|||
сосуды |
(скипы, клети); подъемные канаты, загрузочные и разгру |
|||
зочные |
устройства. |
Основными |
горнотехническими с о о р у ж е н и я м и |
|
подъемной установки |
я в л я ю т с я |
копер, приемный бункер |
на поверх |
ности, ствол ш а х т ы (вертикальный или наклонный), п р и е м н а я пло щадка, погрузочный бункер в околоствольном дворе.
Ш а х т н ы й копер устанавливается непосредственно над |
стволом; |
через н а п р а в л я ю щ и е ш к и в ы , расположенные на копре, |
в ствол |
пропускаются подъемные канаты, к которым подвешиваются подъем ные сосуды.
Подъемные канаты изготовляют из высокопрочных стальных проволок, навитых особым образом на пеньковый и л и стальной сердечник. Д и а м е т р подъемных канатов изменяется в пределах 18,5—65 мм, диаметр стальных проволок — 1,2—2,8 мм. К а н а т ы подъемных установок д л я спуска и подъема людей д о л ж н ы иметь
запас прочности не менее 9, а д л я |
подъемных |
установок |
только |
д л я |
||||
спуска |
и подъема |
материалов, оборудования |
и других |
грузов |
— |
|||
не менее 6,5. |
Д л я |
м н о г о к а н а т н ы х |
установок запас прочности д о л ж е н |
|||||
быть д л я грузо - людских не н и ж е |
8, а д л я грузовых — |
не |
н и ж е |
7. |
||||
В в е р т и к а л ь н ы х |
стволах подъемными сосудами я в л я ю т с я |
шахтные |
||||||
скипы и л и шахтные клети. В соответствии с этим подъем |
называют |
|||||||
скиповым или |
клетевым . |
|
|
|
|
|
||
Е с л и |
к подъемной машине подвешен один сосуд, то подъем назы |
вают одноклетевым и л и соответственно односкиповым, если два, то
двуклетевым и л и двускиповым . В одноконцевых подъемах д л я |
у р а в |
|||
новешивания используют противовесы. |
|
|
||
Д л я |
н а п р а в л е н и я |
д в и ж е н и я подъемного сосуда в |
стволе |
наве |
шивают |
н а п р а в л я ю щ и е — проводники, а подъемный |
сосуд |
имеет |
|
н а п р а в л я ю щ и е опоры, |
охватывающие проводники . |
|
|
222
Подъемные сосуды оборудуют тормозными устройствами, н а з ы ваемыми ш а х т н ы м и парашютами . П а р а ш ю т ы срабатывают п р и обрыве или напуске каната на клеть или скип (при обрыве и л и напуске каната п а р а ш ю т ы захватывают проводники и л и специально наве шенные тормозные канаты и клеть останавливается, зависая на проводниках и л и тормозных канатах) .
§ 2. К Л Е Т Е В О Й ПОДЪЕМ |
|
|
П р и подъеме в обычных неопрокидных |
к л е т я х (рис. 145, |
а) гру |
женые вагонетки закатывают в клеть в |
околоствольном |
д в о р е , |
поднимают на поверхность и выкатывают |
из клети . П о рельсовым |
Р и с . 145. Схемы клетевого п о д ъ е м а и разгрузки:
а — в д о б ы ч н ы х ( н е о п р о к и д н ы х ) к л е т я х ; б — в о п р о к и д н ы х к л е т я х ; 1 — г р у ж е н ы е в а г о н е т к и ;
2 |
— к р у г о в о й о п р о к и д ы в а т е л ь ; з — б у н к е р с питателем; 4 |
— п о д ъ е м н а я м а ш и н а ; 5 |
— о п р о к и д |
|||||||||
н а я клеть |
в п о л о ж е н и и |
з а г р у з к и ; в |
— о п р о к и д н а я клеть |
в п о л о ж е н и и р а з г р у з к и ; |
7 |
— о б ы ч н а я |
||||||
клеть в п о л о ж е н и и з а г р у з к и ; * — |
о б ы ч н а я |
к л е т ь в |
п о л о ж е н и и р а з г р у з к и ; |
9 — |
л е н т о ч н ы й |
|||||||
|
|
к о н в е й е р ; |
ю |
— н а п р а в л я ю щ и е |
шкивы; |
11 |
— п о д ъ е м н ы е к а н а т ы |
|
|
|||
путям приемной |
площадки надшахтного |
|
здания |
вагонетки |
подаются |
|||||||
к |
опрокидывателю |
и р а з г р у ж а ю т с я . После р а з г р у з к и их |
з а к а т ы в а ю т |
|||||||||
в |
клеть |
и спускают |
в ш а х т у . П р и |
двуклетевом |
подъеме |
замена ваго |
||||||
неток в |
к л е т я х |
в |
околоствольном дворе |
и на |
приемной |
п л о щ а д к е |
на поверхности производится одновременно. Перед подъемом на поверхность составы г р у ж е н ы х вагонеток расцепляют, а спущенные
223