Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
в ш а х т у порожние вагонетки и вагонетки с материалами вновь фор мируют в составы.
Неопрокидные клети бывают одноэтажные и многоэтажные (двух - , трех- и четырехэтажные) . В к а ж д о м этаже размещается по одной и л и по две вагонетки . Наиболее часто применяют одноэтажные
клети, |
которые представляют собой металлический к а р к а с |
с боковой |
||||||
обшивкой и дверцами по коротким сторонам, навешиваемыми |
при |
|||||||
•спуске и подъеме людей (дверцы |
открываются |
внутрь клети). Н а |
||||||
днище |
клети у л о ж е н ы |
рельсы, на |
которые устанавливают |
вагонетки . |
||||
Чтобы |
исключить |
произвольное |
выкатывание |
вагонеток |
из |
клети |
||
во время ее д в и ж е н и я |
по стволу, |
клети оборудуют автоматическими |
||||||
стопорными устройствами. |
|
|
|
|
|
|||
Подъемную установку с обычными клетями обслуживают мини |
||||||||
мум три человека |
в смену: рукоятчик - сигналист на |
приемной |
пло |
|||||
щадке |
на поверхности, |
стволовой |
в околоствольном |
дворе и маши |
нист подъема в здании подъемной машины . Рукоятчик - сигналист и стволовой наблюдают за посадкой рабочих в клеть, у п р а в л я ю т опера циями по обмену вагонеток в к л е т я х , подают сигналы машинисту
подъемной м а ш и н ы о готовности клетей к подъему и спуску . П о с а д к у |
|
и выход рабочих из клети производят только после полной |
остановки |
к л е т и с р а з р е ш е н и я стволового и рукоятчика - сигналиста . |
Открывать |
и закрывать дверцы при выпуске людей из клети или впуске их в
клеть имеют право только стволовой и рукоятчик - сигналист . |
|
|||||||||
П р и |
подъеме |
в |
опрокидных к л е т я х |
(рис. 145, |
б) |
поднимаемые |
||||
г р у ж е н ы е вагонетки |
на |
поверхности |
не |
выкатываются |
из клети, |
|||||
а р а з г р у ж а ю т с я |
в приемный бункер |
при |
повороте |
(опрокидывании) |
||||||
клети . |
После р а з г р у з к и |
порожние вагонетки в этой |
ж е |
клети |
спу |
|||||
скают в ш а х т у . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и |
опрокидных |
к л е т я х обеспечивается автоматическая |
раз |
|||||||
г р у з к а |
вагонеток |
на |
поверхности, поэтому отпадает |
необходимость |
в обменно-транспортном комплексе на поверхности, а это позволяет упростить само надшахтное здание.
|
§ |
3. СКИПОВОЙ ПОДЪЕМ |
|
Н а к р у п н ы х |
современных ш а х т а х грузовым (основным) |
подъемом |
|
я в л я е т с я , к а к |
п р а в и л о , |
скиповой подъем. Скип — это |
подъемный |
сосуд, представляющий собой стальную конструкцию из рамы и ку
зова. У скипов, р а з г р у ж а ю щ и х с я через дно (рис. 146, |
а), |
кузов и |
рама |
|||||||
жестко соединены между собой; у опрокидывающихся скипов |
кузов |
|||||||||
соединен |
с рамой |
ш а р н и р н о |
(со стороны |
передней стенки |
опирается |
|||||
на ось, вокруг которой к у з о в поворачивается |
п р и |
р а з г р у з к е , |
а со |
|||||||
стороны задней стенки — на |
металлическую балку) . |
|
|
|
|
|||||
П р и |
скиповом подъеме |
г р у ж е н ы е |
вагонетки |
на |
поверхность |
|||||
не поднимают, а р а з г р у ж а ю т |
в подземный бункер, из которого полез |
|||||||||
ное |
ископаемое |
через дозаторное устройство |
поступает |
в |
скип |
|||||
^рис. |
146, |
б). |
|
|
|
|
|
|
|
|
224
Р и с . 146. Скип и схема скипового п о д ъ е м а :
а — с к и п , р а з г р у ж а ю щ и й с я ч е р е з д н о ; б — с х е м а с к и п о в о г о п о д ъ е м а ; 1 — г р у ж е н ы е в а г с -
нетки; |
2 |
— |
к р у г о в о й о п р о к и д ы в а т е л ь ; 3 — д о з а т о р ; 4 — с к и п ; 5 |
— п р и е м н ы й |
б у н к е р с пит; - |
телем; |
в |
— |
п о д ъ е м н а я м а ш и н а ; 7 — л е н т о ч н ы й к о н в е й е р ; s — |
н а п р а в л я ю щ и е |
шкивы; 9 — |
|
|
|
п о д ъ е м н ы е к а н а т ы |
|
|
|
П р е и м у щ е с т в ом скипового подъема |
перед |
клетевым |
я в л я е т с я |
|||
его |
высокая производительность, так к а к |
грузоподъемность |
скипов, |
||||
к а к |
правило, |
превышает |
грузоподъемность вагонеток |
и |
достигает |
||
у скипов, р а з г р у ж а ю щ и х с я |
через дно, 30 |
и д а ж е |
50 т. |
|
|
||
|
|
§ 4. П О Д Ъ Е М Н Ы Е М А Ш И Н Ы |
|
|
|
||
|
Различают |
подъемные |
машины с цилиндрическими |
(одним или |
двумя) барабанами, с бицилиндроконическими барабанами, с веду
щим шкивом трения и многоканатные . |
|
|
|
|||
Подъемные машины с цилиндрическими |
(бицилиндроконическими) |
|||||
барабанами |
устанавливают в |
машинных |
зданиях, |
расположенных |
||
вблизи стволов. |
Подъемные |
м а ш и н ы с |
ведущим |
шкивом |
трения |
|
и многоканатные |
устанавливают обычно |
на специальных |
к о п р а х , |
|||
называемых |
б а ш е н н ы м и |
копрами . |
|
|
|
15 З а к а з 187 |
225 |
Г л а в а X
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С НА П О В Е Р Х Н О С Т И Ш А Х Т
§1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Дл я подъема и приема полезного ископаемого и породы непо средственно над стволом устанавливают копер и сооружают надшахтное здание.
П р и |
скиповом |
подъеме к |
копру |
примыкает |
приемный |
бункер, |
|||
в который |
полезное ископаемое в ы г р у ж а е т с я из |
скипов. И з |
прием |
||||||
ных бункеров полезное ископаемое |
поступает |
или |
к пунктам по |
||||||
г р у з к и |
в |
железнодорожные |
вагоны |
д л я |
отправки |
потребителям |
|||
с предварительной |
сортировкой и л и без нее, и л и на |
обогатительную |
|||||||
фабрику, |
если она имеется на шахте . Т а к и м |
образом, на поверхности |
ш а х т ы может производиться первичная переработка или обогащение полезного ископаемого с последующей погрузкой в железнодорожные
вагоны . |
Д л я |
этого строятся |
сортировочные |
и л и |
обогатительные |
|||
фабрики |
и |
погрузочные бункера . |
Д л я транспортной связи |
м е ж д у |
||||
скиповыми |
приемными бункерами |
и сортировочной, |
обогатительной |
|||||
фабрикой |
|
и л и |
непосредственно |
погрузочными |
бункерами, а |
т а к ж е |
сортировочной или обогатительной фабрикой и погрузочным пунктом
с о о р у ж а ю т с я конвейерные галереи и |
мосты. |
|
|
|||
П р и клетевом подъеме в надшахтном здании на некоторой высоте |
||||||
над поверхностью земли устраивают площадку д л я приема |
г р у ж е н ы х |
|||||
вагонеток из клети и |
подачи |
в |
клеть |
п о р о ж н и х |
вагонеток |
— п р и |
е м н у ю п л о щ а д |
к у . |
К |
этой |
площадке |
примыкают |
горизон |
тальные эстакады с разгрузочными пунктами д л я транспортирования
и р а з г р у з к и вагонеток и возврата п о р о ж н и х вагонеток |
на приемную |
|
площадку . Д л я приема и с к л а д и р о в а н и я породы сооружаются |
прием |
|
ные бункера и организуется отвальное хозяйство . |
|
|
Вагонетки с материалами, оборудование и длинномерные |
мате |
|
р и а л ы подают в клеть с нулевой площадки, расположенной на |
уровне |
|
поверхности земли. |
|
|
Подъемные машины устанавливают в специальных |
помещениях, |
р а с п о л о ж е н н ы х рядом с надшахтным зданием (здание подъемной машины) или в самих н а д ш а х т н ы х зданиях . Многоканатные подъем ные м а ш и н ы и машины со ш к и в а м и трения устанавливают на башен
ных к о п р а х в машинном зале (в верхней части |
копра) . |
|||
|
Д л я |
обеспечения ш а х т ы электроэнергией |
и |
сжатым воздухом |
на |
поверхности ш а х т ы имеются понизительная |
электроподстанция |
||
и |
здание |
с компрессорным хозяйством. |
|
|
228
Обычные |
копры, к а к правило, |
металлические, |
с л у ж а т д л я раз |
||
мещения в них н а п р а в л я ю щ и х шкивов и проводников, |
к р е п л е н и я |
||||
р а з г р у з о ч н ы х |
к р и в ы х д л я опрокидных клетей и скипов и д л я |
крепле |
|||
н и я посадочных устройств. |
|
|
|
|
|
Б а ш е н н ы е |
копры к р у г л о й или |
прямоугольной |
формы |
в |
попереч |
ном сечении возводят обычно из монолитного железобетона. В верх ней части копра оборудуется машинный зал, в котором устанавли
вают |
подъемную |
машину, |
многоканатную и л и |
со |
шкивом |
трения . |
|||||||||||
К о п е р имеет внешнюю и внутреннюю |
оболочки, |
которые через |
к а ж |
||||||||||||||
дые 3—10 м связываются между собой |
поперечными |
перегородками . |
|||||||||||||||
Надшахтное |
|
здание |
непосредственно |
примыкает |
к |
шахтному |
|||||||||||
копру . Оно предназначено д л я выполнения |
разнообразных |
операций, |
|||||||||||||||
с в я з а н н ы х |
с работой шахтного подъема. П р и использовании |
обычных |
|||||||||||||||
клетей в надшахтном здании укладывают рельсовые пути д л я |
откатки |
||||||||||||||||
г р у ж е н ы х |
и |
п о р о ж н и х |
вагонеток. |
П р и |
скиповом |
подъеме |
и |
при |
|||||||||
подъеме |
в |
опрокидных |
к л е т я х надшахтные здания |
наиболее |
просты |
||||||||||||
и компактны . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Здание |
|
сортировки |
|
устраивают |
д л я |
предварительной |
|
отборки |
|||||||||
породы |
и |
рассортировки |
добытого |
полезного |
ископаемого |
(угля) |
|||||||||||
по крупности . |
Е с л и |
уголь |
поступает |
на |
обогатительную |
фабрику, |
|||||||||||
то сортировка |
может |
отсутствовать. З д а н и я сортировки |
могут вплот |
||||||||||||||
ную |
п р и м ы к а т ь |
к |
надшахтному |
зданию |
и л и |
|
располагаться |
||||||||||
на некотором расстоянии от него. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Эстакады, |
конвейерные |
галереи |
и |
мосты |
— с о о р у ж е н и я |
д л я |
|||||||||||
у к л а д к и рельсовых |
путей |
узкой колеи |
и |
размещения |
конвейерных |
установок . В зависимости от назначения и общей компоновки по верхностного технологического комплекса эти с о о р у ж е н и я бывают горизонтальные и н а к л о н н ы е , открытые или закрытые .
Конвейерные мосты |
обычно |
металлические, |
галереи — из сбор |
|||||||
ного |
железобетона . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бункера |
приемные |
и погрузочные представляют собой |
металличе |
|||||||
ские |
и л и железобетонные с о о р у ж е н и я , которые |
с л у ж а т |
д л я |
кратко |
||||||
временного |
х р а н е н и я |
полезного |
|
ископаемого. |
И з бункеров |
произ |
||||
водится обычно непосредственная |
з а г р у з к а |
добываемого |
полезного |
|||||||
ископаемого |
в железнодорожные |
вагоны . |
|
|
|
|
|
|||
В |
последнее время |
начинают |
применять |
безбункерную |
з а г р у з к у |
|||||
у г л я |
в железнодорожные вагоны |
конвейерами, |
транспортирующими |
уголь от н а д ш а х т н ы х зданий или сортировок. |
|
|
|
|
||
Почти на к а ж д о й шахте имеется породный |
отвал. |
|
|
|
||
Д л я |
с н и ж е н и я стоимости строительства |
и |
эксплуатации |
поверх |
||
ностного |
комплекса стремятся к объединению |
зданий |
и |
сооружений |
||
в ограниченное число блоков с полной механизацией |
и |
автоматиза |
||||
цией всех процессов. |
|
|
|
|
|
|
Б л о к и р о в к а объектов поверхностного |
комплекса |
ш а х т ы |
позво |
ляет сократить протяженность коммуникаций (путей, дорог, трубопроводов, кабелей и т. п.) и значительно уменьшить общую площадь застройки .
230