Файл: Воробьев Б.М. Основы технологии горного производства. Введение в специальность учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в ш а х т у порожние вагонетки и вагонетки с материалами вновь фор­ мируют в составы.

Неопрокидные клети бывают одноэтажные и многоэтажные (двух - , трех- и четырехэтажные) . В к а ж д о м этаже размещается по одной и л и по две вагонетки . Наиболее часто применяют одноэтажные

клети,

которые представляют собой металлический к а р к а с

с боковой

обшивкой и дверцами по коротким сторонам, навешиваемыми

при

•спуске и подъеме людей (дверцы

открываются

внутрь клети). Н а

днище

клети у л о ж е н ы

рельсы, на

которые устанавливают

вагонетки .

Чтобы

исключить

произвольное

выкатывание

вагонеток

из

клети

во время ее д в и ж е н и я

по стволу,

клети оборудуют автоматическими

стопорными устройствами.

 

 

 

 

 

Подъемную установку с обычными клетями обслуживают мини­

мум три человека

в смену: рукоятчик - сигналист на

приемной

пло­

щадке

на поверхности,

стволовой

в околоствольном

дворе и маши ­

нист подъема в здании подъемной машины . Рукоятчик - сигналист и стволовой наблюдают за посадкой рабочих в клеть, у п р а в л я ю т опера­ циями по обмену вагонеток в к л е т я х , подают сигналы машинисту

подъемной м а ш и н ы о готовности клетей к подъему и спуску . П о с а д к у

и выход рабочих из клети производят только после полной

остановки

к л е т и с р а з р е ш е н и я стволового и рукоятчика - сигналиста .

Открывать

и закрывать дверцы при выпуске людей из клети или впуске их в

клеть имеют право только стволовой и рукоятчик - сигналист .

 

П р и

подъеме

в

опрокидных к л е т я х

(рис. 145,

б)

поднимаемые

г р у ж е н ы е вагонетки

на

поверхности

не

выкатываются

из клети,

а р а з г р у ж а ю т с я

в приемный бункер

при

повороте

(опрокидывании)

клети .

После р а з г р у з к и

порожние вагонетки в этой

ж е

клети

спу­

скают в ш а х т у .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и

опрокидных

к л е т я х обеспечивается автоматическая

раз ­

г р у з к а

вагонеток

на

поверхности, поэтому отпадает

необходимость

в обменно-транспортном комплексе на поверхности, а это позволяет упростить само надшахтное здание.

 

§

3. СКИПОВОЙ ПОДЪЕМ

 

Н а к р у п н ы х

современных ш а х т а х грузовым (основным)

подъемом

я в л я е т с я , к а к

п р а в и л о ,

скиповой подъем. Скип — это

подъемный

сосуд, представляющий собой стальную конструкцию из рамы и ку ­

зова. У скипов, р а з г р у ж а ю щ и х с я через дно (рис. 146,

а),

кузов и

рама

жестко соединены между собой; у опрокидывающихся скипов

кузов

соединен

с рамой

ш а р н и р н о

(со стороны

передней стенки

опирается

на ось, вокруг которой к у з о в поворачивается

п р и

р а з г р у з к е ,

а со

стороны задней стенки — на

металлическую балку) .

 

 

 

 

П р и

скиповом подъеме

г р у ж е н ы е

вагонетки

на

поверхность

не поднимают, а р а з г р у ж а ю т

в подземный бункер, из которого полез­

ное

ископаемое

через дозаторное устройство

поступает

в

скип

^рис.

146,

б).

 

 

 

 

 

 

 

 

224


Р и с . 146. Скип и схема скипового п о д ъ е м а :

а — с к и п , р а з г р у ж а ю щ и й с я ч е р е з д н о ; б — с х е м а с к и п о в о г о п о д ъ е м а ; 1 — г р у ж е н ы е в а г с -

нетки;

2

к р у г о в о й о п р о к и д ы в а т е л ь ; 3 — д о з а т о р ; 4 — с к и п ; 5

— п р и е м н ы й

б у н к е р с пит; -

телем;

в

п о д ъ е м н а я м а ш и н а ; 7 — л е н т о ч н ы й к о н в е й е р ; s

н а п р а в л я ю щ и е

шкивы; 9 —

 

 

 

п о д ъ е м н ы е к а н а т ы

 

 

 

П р е и м у щ е с т в ом скипового подъема

перед

клетевым

я в л я е т с я

его

высокая производительность, так к а к

грузоподъемность

скипов,

к а к

правило,

превышает

грузоподъемность вагонеток

и

достигает

у скипов, р а з г р у ж а ю щ и х с я

через дно, 30

и д а ж е

50 т.

 

 

 

 

§ 4. П О Д Ъ Е М Н Ы Е М А Ш И Н Ы

 

 

 

 

Различают

подъемные

машины с цилиндрическими

(одним или

двумя) барабанами, с бицилиндроконическими барабанами, с веду­

щим шкивом трения и многоканатные .

 

 

 

Подъемные машины с цилиндрическими

(бицилиндроконическими)

барабанами

устанавливают в

машинных

зданиях,

расположенных

вблизи стволов.

Подъемные

м а ш и н ы с

ведущим

шкивом

трения

и многоканатные

устанавливают обычно

на специальных

к о п р а х ,

называемых

б а ш е н н ы м и

копрами .

 

 

 

15 З а к а з 187

225


Г л а в а X

Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К И Й К О М П Л Е К С НА П О В Е Р Х Н О С Т И Ш А Х Т

§1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дл я подъема и приема полезного ископаемого и породы непо­ средственно над стволом устанавливают копер и сооружают надшахтное здание.

П р и

скиповом

подъеме к

копру

примыкает

приемный

бункер,

в который

полезное ископаемое в ы г р у ж а е т с я из

скипов. И з

прием­

ных бункеров полезное ископаемое

поступает

или

к пунктам по­

г р у з к и

в

железнодорожные

вагоны

д л я

отправки

потребителям

с предварительной

сортировкой и л и без нее, и л и на

обогатительную

фабрику,

если она имеется на шахте . Т а к и м

образом, на поверхности

ш а х т ы может производиться первичная переработка или обогащение полезного ископаемого с последующей погрузкой в железнодорожные

вагоны .

Д л я

этого строятся

сортировочные

и л и

обогатительные

фабрики

и

погрузочные бункера .

Д л я транспортной связи

м е ж д у

скиповыми

приемными бункерами

и сортировочной,

обогатительной

фабрикой

 

и л и

непосредственно

погрузочными

бункерами, а

т а к ж е

сортировочной или обогатительной фабрикой и погрузочным пунктом

с о о р у ж а ю т с я конвейерные галереи и

мосты.

 

 

П р и клетевом подъеме в надшахтном здании на некоторой высоте

над поверхностью земли устраивают площадку д л я приема

г р у ж е н ы х

вагонеток из клети и

подачи

в

клеть

п о р о ж н и х

вагонеток

— п р и ­

е м н у ю п л о щ а д

к у .

К

этой

площадке

примыкают

горизон ­

тальные эстакады с разгрузочными пунктами д л я транспортирования

и р а з г р у з к и вагонеток и возврата п о р о ж н и х вагонеток

на приемную

площадку . Д л я приема и с к л а д и р о в а н и я породы сооружаются

прием­

ные бункера и организуется отвальное хозяйство .

 

 

Вагонетки с материалами, оборудование и длинномерные

мате­

р и а л ы подают в клеть с нулевой площадки, расположенной на

уровне

поверхности земли.

 

 

Подъемные машины устанавливают в специальных

помещениях,

р а с п о л о ж е н н ы х рядом с надшахтным зданием (здание подъемной машины) или в самих н а д ш а х т н ы х зданиях . Многоканатные подъем­ ные м а ш и н ы и машины со ш к и в а м и трения устанавливают на башен­

ных к о п р а х в машинном зале (в верхней части

копра) .

 

Д л я

обеспечения ш а х т ы электроэнергией

и

сжатым воздухом

на

поверхности ш а х т ы имеются понизительная

электроподстанция

и

здание

с компрессорным хозяйством.

 

 

228



Обычные

копры, к а к правило,

металлические,

с л у ж а т д л я раз ­

мещения в них н а п р а в л я ю щ и х шкивов и проводников,

к р е п л е н и я

р а з г р у з о ч н ы х

к р и в ы х д л я опрокидных клетей и скипов и д л я

крепле ­

н и я посадочных устройств.

 

 

 

 

Б а ш е н н ы е

копры к р у г л о й или

прямоугольной

формы

в

попереч­

ном сечении возводят обычно из монолитного железобетона. В верх­ ней части копра оборудуется машинный зал, в котором устанавли ­

вают

подъемную

машину,

многоканатную и л и

со

шкивом

трения .

К о п е р имеет внешнюю и внутреннюю

оболочки,

которые через

к а ж ­

дые 3—10 м связываются между собой

поперечными

перегородками .

Надшахтное

 

здание

непосредственно

примыкает

к

шахтному

копру . Оно предназначено д л я выполнения

разнообразных

операций,

с в я з а н н ы х

с работой шахтного подъема. П р и использовании

обычных

клетей в надшахтном здании укладывают рельсовые пути д л я

откатки

г р у ж е н ы х

и

п о р о ж н и х

вагонеток.

П р и

скиповом

подъеме

и

при

подъеме

в

опрокидных

к л е т я х надшахтные здания

наиболее

просты

и компактны .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здание

 

сортировки

 

устраивают

д л я

предварительной

 

отборки

породы

и

рассортировки

добытого

полезного

ископаемого

(угля)

по крупности .

Е с л и

уголь

поступает

на

обогатительную

фабрику,

то сортировка

может

отсутствовать. З д а н и я сортировки

могут вплот­

ную

п р и м ы к а т ь

к

надшахтному

зданию

и л и

 

располагаться

на некотором расстоянии от него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эстакады,

конвейерные

галереи

и

мосты

— с о о р у ж е н и я

д л я

у к л а д к и рельсовых

путей

узкой колеи

и

размещения

конвейерных

установок . В зависимости от назначения и общей компоновки по­ верхностного технологического комплекса эти с о о р у ж е н и я бывают горизонтальные и н а к л о н н ы е , открытые или закрытые .

Конвейерные мосты

обычно

металлические,

галереи — из сбор­

ного

железобетона .

 

 

 

 

 

 

 

 

Бункера

приемные

и погрузочные представляют собой

металличе ­

ские

и л и железобетонные с о о р у ж е н и я , которые

с л у ж а т

д л я

кратко ­

временного

х р а н е н и я

полезного

 

ископаемого.

И з бункеров

произ ­

водится обычно непосредственная

з а г р у з к а

добываемого

полезного

ископаемого

в железнодорожные

вагоны .

 

 

 

 

 

В

последнее время

начинают

применять

безбункерную

з а г р у з к у

у г л я

в железнодорожные вагоны

конвейерами,

транспортирующими

уголь от н а д ш а х т н ы х зданий или сортировок.

 

 

 

 

Почти на к а ж д о й шахте имеется породный

отвал.

 

 

 

Д л я

с н и ж е н и я стоимости строительства

и

эксплуатации

поверх ­

ностного

комплекса стремятся к объединению

зданий

и

сооружений

в ограниченное число блоков с полной механизацией

и

автоматиза­

цией всех процессов.

 

 

 

 

 

Б л о к и р о в к а объектов поверхностного

комплекса

ш а х т ы

позво­

ляет сократить протяженность коммуникаций (путей, дорог, трубопроводов, кабелей и т. п.) и значительно уменьшить общую площадь застройки .

230