ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 438
Скачиваний: 6
вертушка опускается в воду на штанге, укрепленной на горизон тальной стреле, вращающейся вокруг оси, расположенной в центре бассейна. В настоящее время тарирование в таких бассейнах почти не производится.
Кольцевой бассейн состоит из двух концентрически располо женных цилиндров, пространство между которыми заполнено во дой (рис. 11.28). В центре бассейна на фундаменте укреплена ка русель с несколькими штангодержателями, на которых закрепля ются штанги с тарируемыми и образцовыми вертушками. Карусель вращается с различными скоростями с помощью электродвигателя. Минимальные размеры бассейна для обеспечения требуемой точ-
Рис. 11.28. Схема кольцевого тарировочного бассейна.
/ — кольцевой бассейн; |
2 — вертушки; 3 — штангодержатель; 4 •—карусель; |
5 — вертикальная |
ось; 6 — горизонтальный вал; 7 — ф у н д а м е н т . |
ности тарирования: диаметр наружного цилиндра 5,0 м, внутрен него 3,0 м, высота цилиндров 1,3 м, глубина воды 1,0 м.
Тарирование в кольцевых бассейнах производится методом сравнения, т. е. путем сравнения показаний испытываемой вер тушки с показаниями образцовой вертушки (эталона), которая предварительно подвергается тщательной поверке и тарированию в прямолинейном канале. В кольцевых бассейнах при движении вертушек возникает попутный поток, кроме того, направление оси вертушки не совпадает с направлением движения, так как вер тушка направлена по касательной; все это не позволяет вести не посредственное тарирование. В этом случае следует применять ука занный выше прием.
Тарирование методом сравнения производится также в лотке системы В. А. Урываева (рис. 11.29), в котором вода циркулирует по замкнутому трубопроводу. Для обеспечения равномерного дви жения воды в рабочей, верхней части лотка в нем устроены на правляющие лопатки и решетки. Тарируемые и образцовые вер тушки устанавливаются в рабочей части лотка через герметично закрываемые люки. Сигналы вертушек записываются на хроно графе. Для более точного определения начальных скоростей верту шек в воду пускается краска; наблюдая в смотровое окно, можно
140
при встрече красочного облачка с лопастным винтом легко заме
тить его первые подвижки. |
|
|
|
||
К |
недостаткам |
лотка Урываева |
следует |
отнести то, что резуль |
|
таты тарирования зависят от расположения |
тарируемой |
вертушки |
|||
относительно образцовой (слева или справа). |
|
||||
О б р а б о т к а |
р е з у л ь т а т о в |
т а р и р о в а н и я |
в е р т у |
||
ш е к |
может производиться графическим и |
аналитическим спосо |
|||
бами. |
|
|
|
|
|
Данные тарирования представляют собой таблицу парных зна |
|||||
чений скоростей и соответствующего |
им числа оборотов лопастного |
||||
винта в секунду. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
Рис. 11.29. Схема лотка Урываева.
I — направляющие лопатки; 2 — горизонтальная перегородка; 3 — лоток;
4 — решетка; |
5 — люк; 6 — смотровое |
окно; |
/ — электродвигатель; |
|
|
|
S — гребной вннт. |
|
|
В настоящее |
время |
у нас применяется |
преимущественно гра |
|
фический способ |
ввиду |
его простоты |
и наглядности. Он заключа |
ется в том, что по данным тарировочной таблицы вычерчивается кривая u=f(n). На оси абсцисс откладывают число оборотов в се кунду, а по оси ординат — соответствующие скорости в м/с. По на несенным точкам проводят плавную кривую. Нижняя ее часть, со
ответствующая малым |
скоростям, вычерчивается дополнительно |
||
еще в более крупном масштабе |
(рис. 11.30). При тщательном тари |
||
ровании и исправной |
вертушке |
точки |
ложатся очень правильно, |
и по ним без затруднений проводится |
линия. Разброс точек может |
получиться или в результате недостатков тарирования, или при не исправности вертушки; такие данные бракуются.
Аналитический способ обработки заключается в подборе уравнений тариро вочной кривой. Как было сказано ранее, тарировочная кривая разделяется на криволинейный и прямолинейный участки. Криволинейный участок аналитически
описывается уравнением |
(11.3) |
|
|
и = an -f- |
у Ьп2 + Ug, |
где а и Ь — параметры, |
определяемые |
по формулам (11.5) и (11.6); «о — началь |
ная скорость вертушки по данным тарирования.
141
Рис. 11.30. Тарнровочная кривая вертушки.
Прямолинейный участок выражается уравнением прямой (11.4), проходящей через начало координат,
и = kn,
где k — гидравлический |
шаг лопастного |
винта; п — число оборотов в |
секунду. |
Подбор уравнений начинают с определения коэффициента |3 по |
формуле |
||
(11.7). По найденному |
значению (3 можно |
определить величину критической ско |
рости, соответствующую переходу криволинейного участка кривой в прямолиней
ный; для этого пользуются эмпирической |
формулой Г. В. Железнякова |
||
•• |
|
"° |
(11.15) |
h |
• |
п |
• |
Зная величину ик, можно по тарнровочной таблице отобрать значения ско
ростей, больших мк , относящиеся к прямолинейному участку, и соответствующее им число оборотов в секунду. По этим значениям определяют гидравлический шаг по формуле
|
k = |
^ L , |
|
|
|
(11-16) |
|
где Ни— сумма |
значений скоростей, |
больших |
и„; In — сумма |
значений |
числа |
||
оборотов при и>и„. |
|
|
|
|
|
|
|
Определив /г, находят уравнение прямолинейного участка, |
подставляя |
полу |
|||||
ченное значение k в уравнение u=kn. |
|
|
|
|
|
|
|
Для нахождения уравнения криволинейного участка определяют величины |
|||||||
входящих в него |
параметров а и Ь по приведенным ранее |
формулам. |
Сделать |
||||
это нетрудно, так как входящие в них величины k н [3 известны. |
|
|
|
||||
Заметим, что гидравлический шаг равен |
тангенсу угла |
наклона |
прямоли |
||||
нейного участка тарнровочной кривой к оси абсцисс. |
|
|
|
|
142
Тарировочная кривая является официальным документом вер тушки. Для практических целен, например при измерении скоро стей в полевых условиях, составляют специальную таблицу для определения скоростей по числу оборотов в секунду. Это удобно в работе и способствует сохранению тарировочной кривой. Таблица составляется на основе тарировочной кривой: основные значения берутся непосредственно с кривой (вторая графа табл. 11.2), а про межуточные значения определяются путем прямолинейной интер поляции.
Таблица 11.2
Число |
0,00 |
0,01 |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
0,05 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
|
об/с |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
0,2 |
0,065 |
0,067 |
0,069 |
0,072 |
0,074 |
0,076 |
0,078 |
0,080 |
0,083 |
0,085 |
|
0,3 |
0,087 |
0,090 |
0,093 |
0,096 |
0,099 |
0,102 |
0,104 |
0,107 |
0,110 |
0,113 |
|
и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица весьма проста. Например, если измеренное число обо ротов лопастного винта в секунду п = 0,35, то скорость течения со ставляет ц = 0,102 м/с.
Основные указания по уходу за вертушками. Гидрометрические вертушки являются точными измерительными приборами и тре буют внимательного ухода.
По окончании измерений вертушку и принадлежности к ней сле дует протереть сухой тряпкой и уложить в ящик. Укладывать надо
так, чтобы все детали и принадлежности |
вошли точно в свои места |
|
и крышка могла |
закрываться свободно, |
без дополнительного на |
жима. |
|
|
В помещении |
вертушку надо просушить, корпус и стабилизатор |
смазать тонким слоем масла. Ходовую часть разобрать, кроме под
шипников, и все части промыть бензином |
При необходимости на |
ружные поверхности прочищают зубной |
щеткой, а внутренние — |
щетинным ершом. Контактный механизм следует промывать очень осторожно, без крайней необходимости не трогать контактных пру
жин. При разборке следует обратить внимание |
на состояние ша |
||
риков и обойм подшипников; |
при обнаружении |
на них заметных |
|
раковин ржавчины |
вертушку необходимо отправить в ремонт и на |
||
тарирование. После |
прочистки |
ходовую часть собирают, при этом |
|
в полость лопастного винта |
наливают трансформаторное масло |
(6 мл). Если будут обнаружены существенные неисправности, на пример погнутость лопастного винта, неполадки в контактном ме ханизме или другие дефекты, то вертушку отправляют в ремонт и на тарирование.
При работе зимой вертушка при извлечении ее из воды может обледенеть, что прекратит ее работу. В этом случае нельзя скалы-
1 Следует применять бензин автомобильный, летний, ГОСТ 2084-52. Нельзя применять бензин этилированный. Вместо бензина мсжно использовать керосин" тракторный, ГОСТ 1842-52.
143
вать с вертушки лед, а следует погрузить вертушку в горячую воду или же опустить ее в реку и выждать, пока обледенение не ис чезнет.
Внимательный уход требуется за всеми принадлежностями к вертушке, а также за оборудованием. Штанги, трос, трущиеся части лебедок, грузы, карабины следует очищать от грязи и ржав
чины и смазывать маслом. Хранить |
вертушку |
и принадлежности |
к ней надо в сухом, проветриваемом |
месте. |
|
Перед измерением расхода воды |
при малых, |
до 0,5 м/с, скоро |
стях течения вертушку рекомендуется дополнительно испытать на постоянство трения в ходовой части. Трение может изменяться при ухудшении состояния оси и подшипников, появлении ржавчины, не правильной сборке. При этом трение может значительно увеличи ться и показания вертушки будут неверными, особенно при малых скоростях.
Испытание проводят способом выбега. Вертушку закрепляют на штанге на высоте 1,2—1,3 м над полом; на зажимную муфту навивают в один ряд нить № 10 длиной 1 м с прикрепленным на конце грузиком весом 100 г. Начало нити прижимают к муфте вторым витком. Когда вся нить до грузика будет навита на муфту, грузик отпускают, и в момент, когда вся нить сойдет с муфты, а грузик упадет на пол, пускают секундомер. Лопастный вннт бу дет свободно вращаться. В момент прекращения его вращения ос танавливают секундомер и записывают продолжительность враще ния винта в секундах. Испытания проводят дважды. Разность продолжительности вращения должна быть не более 20%. При большей разнице вертушку надо разобрать и тщательно проверить, прочистить, вновь собрать, затем повторить испытание.
Полученную продолжительность свободного вращения винта (меньшую из двух) сравнивают со временем !"о, например:
где to— продолжительность свободного вращения лопастного винта, определенная сразу после тарирования; t — продолжительность свободного вращения по испытаниям.
При уменьшении продолжительности свободного вращения бо лее чем в 2,5 раза не допускается измерять скорости менее 0,5 м/с.
11.3. Поплавки
При определении скорости поплавком допускается, что скорость движения последнего равна скорости течения воды в месте нахож дения поплавка. Такое допущение значительно упрощает опреде ление скорости, хотя установлено экспериментально и теорети чески, что тело, плывущее по течению, движется быстрее окружаю щих его частиц воды. Этот факт был отмечен еще Дюбуа в 1786 г.'
Du Buat. ,,Principes d'hydraulique".
144