Файл: Быков В.Д. Гидрометрия учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 443

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причиной обгона является наличие неуравновешенной проек­ ции веса тела на ось движения. Рассмотрим силы, действующие на плывущее в воде в состоянии безразличного равновесия тело (рис. 11.31). Проведем прямоугольную систему координат, распо­ ложив начало координат в центре тяжести тела, а ось абсцисс на­ правим вниз по течению параллельно поверхности воды. Архиме­ дова подъемная сила действует перпендикулярно водной поверх-

Рнс. 11.31. Схема сил, действующих на плывущее тело.

ности; ее проекция на ось движения равна нулю. Сила тяжести направлена вертикально вниз. Вес тела равен

 

0 =

т К,

(11.17)

где у— удельный вес; V — объем

тела.

 

Проекция веса тела на ось движения

 

 

C7x =

T l / S i n a ,

(11.18)

где а — угол

наклона водной

поверхности

к горизонту; sina = / —

уклон водной

поверхности.

 

 

 

Сила Gx, т. е. проекция веса плывущего

тела на ось движения,

и вызывает ускорение плывущего

тела. Под ее воздействием тело

двигалось бы все время с ускорением, если бы не существовало сопротивление воды R.

Опущенное в поток тело не приобретает сразу скорость, рав­ ную скорости движения воды. В течение некоторого времени ско­ рость тела возрастает от нуля до скорости, равной скорости ок­ ружающих частиц воды. Далее тело начинает обгонять их, пока сила сопротивления воды не уравновесит движущую силу. После этого движение тела продолжается со скоростью, превышающей скорость потока. Превышение скорости плывущего тела над ско­ ростью потока зависит от веса, формы тела и уклона водной по­ верхности. Чем тяжелее плывущее тело, чем меньше величина

Ю Гидрометрия

145


площади проекции тела на плоскость, перпендикулярную оси дви­ жения (мидель), чем более обтекаема форма тела и больше уклон водной поверхности, тем больше величина обгона. Для больших и тяжелых тел величина обгона получается довольно большая. На­ пример, еще В. М. Лохтин наблюдал, что сплавные суда на р. Чусовой двигались со скоростью, на 20—30% превосходящей ско­ рость текущей воды. По опытам в лотке получалось, что обгон бревна при уклоне 0,0014 достигал 40% по сравнению со средней скоростью воды.

Размеры обычно применяемых поплавков незначительны, вслед­ ствие чего ошибки из-за указанного превышения скорости малы, как правило, в пределах точности измерений. Однако из сказан­ ного выше следует сделать вывод, что размеры поплавков для гид­

рометрических

измерений должны быть

ло возможности

меньшими. Если на боль­

ших реках приходится делать сравнитель­ но большие поплавки, то им следует придавать плохо обтекаемую форму, на­ пример в виде крестовин из досок (рис. 11.32).

Рис. 11.32. Поверхностные поплавки.

В речной гидрометрии применяются преимущественно поверхностные поплавки, но в отдельных случаях применяют также глубинные поплавки и поплавки-

интеграторы. Последние применяют в на­ стоящее время при измерениях расхода воды с самолета. Суще­ ствуют еще двойные поплавки, которые применяются в основном для изучения течений на морях, а также на озерах и водохрани­

лищах; о

них будет сказано в разделе V I I I . Ранее

применялся

еще один

вид поплавков — гидрометрические шесты;

в настоящее

время они почти вышли из употребления.

 

Широко применяются различного рода поплавки при проведе­ нии научных исследований как в натурных, так и особенно в лабо­ раторных условиях. Иногда в качестве поплавка используют жид­ кий индикатор — раствор краски или радиоактивный изотоп.

П о в е р х н о с т н ы е

п о п л а в к и

применяются для измерения

скоростей и направлений

течений на поверхности водных объектов.

Поверхностные поплавки

изготовляют

обычно из дерева. Для рек

шириной до 100 м можно делать поплавки в виде кружков, отпи­ ленных от сухого бревна (рис. 11.32 а); толщина их 3—5 см, ди­ аметр 15—25 см. Для рек шириной 100—300 м поплавки изготов­ ляют в виде крестовин из досок (рис. 11.32 б); для лучшей види­ мости их иногда снабжают флажком, а для устойчивости снизу подвешивают грузик.

К недостаткам поверхностных поплавков следует отнести огра­ ниченность их применения в ветреную погоду, особенно при неболь­ ших скоростях течения, менее 0,5 м/с. При ветре скоростью более 6 м/с применять поверхностные поплавки вообще не рекоменду­ ется.

146


Следует учитывать следующие особенности работы с поплав­

ками:

 

 

 

 

 

 

 

 

1) при подъеме уровня воды

в

реке

наблюдается

отклонение

траекторий

движения

поплавков

от

середины

потока

к

берегам

(при спаде

явление

обратное); в

этом

случае

возможна

ошибка

в определении длины пути поплавка, если она определена как рас­

стояние между створами, тогда

как она больше этого расстояния;

2) при измерении скоростей

поплавками полученная в каждом

•случае величина скорости течения есть средняя скорость на траек­

тории поплавка;

эта

скорость принимается за местную скорость

в точке

пересечения

линии

ство­

 

ра и траектории поплавка. Дей­

 

ствительная

местная

скорость =™-(jN==

в этой точке будет отлична от из­

 

меренной поплавком.

 

 

 

 

 

 

Г л у б и н н ы е

п о п л а в к и

 

применяются для измерения

ско­

 

рости и направления

течения

на

 

некоторой

глубине.

Глубинный

 

поплавок

состоит из двух

связан­

 

ных нитью или тросом поплавков,

 

из

которых

верхний

находится

 

на

поверхности

воды,

а

ниж­

 

ний— на заданной глубине. Верх­

 

ний

поплавок делается

намного

Рис. 11.33. Типы глубинных поплавков.

меньше

нижнего

(глубинного)

и

 

является

только

указателем, по­

 

этому скорость движения всей системы приблизительно равна скорости течения на той глубине, на которую погружен нижний поплавок.

На рис. 11.33 показаны типы глубинных поплавков, применя­ емые для измерения малых скоростей течения, менее 0,15 м/с, ко­ торые недостаточно точно могут быть измерены гидрометрической вертушкой. Нижний поплавок опускается на глубину, где требу­ ется измерить скорость, а верхний оставляется на поверхности в качестве указателя. Такие поплавки употребляются при измере­ нии расходов воды, а также для определения границ мертвого про­

странства.

Верхний

поплавок

делают из

пробки или поролона,

г нижний — из проваренного

в олифе деревянного шарика диа-

Л1етром

4—5 см, стеклянного

пузырька,

частично

заполненного

водой,

или

из двух

пластмассовых пластинок,

соединенных на­

крест.

 

 

 

 

 

 

 

П о п л а в к и - и н т е г р а т о р ы применяются

для

определения

средней скорости течения на вертикали. Поплавок погружают на дно, затем в определенный момент выпускают, и он начинает всплывать. Подъем поплавка-интегратора со дна на поверхность происходит под действием Архимедовой силы. Под действием ско­ рости течения поплавок сносится вниз по течению. Рассматривая перемещение поплавка при всплытии (рис. 11.34) за время dt,

10*

147


можем написать:

dl =

и dt,

(11.19)

dk =

•»! dt,

(11.20)

где / — расстояние от вертикали до точки всплытия поплавка; и — местная скорость течения (переменная по глубине); V\ — скорость

У1

•а3 /

^

/dl=uctt

I

^\wл^v^лчVл^^^''Л\^JЛч\wч^w/>^^w^/\^\^^л\v••|<,'W7r7^^^'''«l,,^\ч\^^^

Рис. 11.34. Схема всплытия поплавка-интегратора.

вертикального подъема поплавка, приближенно принимаем ее за постоянную; h — глубина вертикали.

Из приведенных формул получаем:

/ = |

и dt,

(11.21)

о

 

 

h —

i)xt.

(11.22)

Принимая во внимание, что dt = — , получим

 

 

 

/=

\-dli,

(11.23)

Выражение j udh определяет собой, как известно, величину

площади эпюры скоростей течения на вертикали, поэтому можно написать

л

 

j и dk = vBh.,

(11.24)

где vB — средняя скорость течения на вертикали; тогда получим

1--

(11.25)

148


откуда

h •

(11.26)

 

Из последней формулы видно, что для определения средней ско­ рости на вертикали требуется измерить глубину вертикали h и рас­ стояние / от вертикали до точки всплытия поплавка.

Скорость вертикального подъема поплавка v\ должна быть определена предварительно для каждого поплавка путем испытаний в стоячей воде. Следует иметь в виду, что в турбулентных потоках из-за наличия восходящих и нисходящих токов величина v\ не яв­ ляется строго постоянной, как это имеет место в неподвижной воде

или ламинарном потоке.

Поэтому зави­

 

симость (11.26) надо рассматривать как

 

приближенную.

 

 

 

 

 

 

 

В качестве поплавков-интеграторов

 

применяют

деревянные,

пластмассовые

 

или другие легкие шарики, а иногда

мас­

 

ляные капли, например при измерении

 

расхода воды

с самолета

без

предвари­

 

тельного промера глубин по створу.

 

 

Г и д р о м е т р и ч е с к и е

 

ш е с т ы

 

дают

возможность

определять

среднюю

 

скорость по глубине на некотором

 

участке потока.

 

 

 

 

 

 

 

Шест, пригруженный на одном конце,

 

пускается

по

течению

так,

 

чтобы

он

 

плыл с небольшим наклоном, почти вер­

 

тикально,

нижним

концом

как можно

 

ближе ко дну, не касаясь

последнего

Рис. 11.35. Типы гидромет­

(рис.

11.35).

 

 

 

 

 

 

 

Гидрометрический

шест

 

позволяет

рических шестов.

определять

среднюю

по

вертикали

ско­

 

рость течения >по линии его движения при условии, что длина его подводной части составляет 0,94ft (h — глубина вертикали). При меньшей длине шеста скорость получается завышенной.

Применение гидрометрических шестов ограничено тем, что срав­ нительно редко встречаются реки с достаточно ровным дном.

П р и м е н е н и е р а д и о а к т и в н о г о и н д и к а т о р а д л я и з м е р е н и я с к о р о с т е й т е ч е н и я . Этот способ основан на том же принципе, что и измерения поплавками: скорость опреде­ ляется по времени прохождения раствором индикатора расстояния от места выпуска до места расположения датчика, регистрирую­ щего присутствие индикатора. В качестве поплавка здесь исполь­ зуется облако раствора индикатора.

Данный способ применяется преимущественно для измерения малых скоростей течения, а также для измерений в потоках, имею­ щих очень малые размеры, т. е. в условиях, в которых вертушечные измерения невозможны. Этим способом можно измерить

149