ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 453
Скачиваний: 6
а место их прохождения через створ БГ засекают угломерным ин
струментом, установленным в |
точке Л. В результате |
получают |
5— |
|
7 значений угла а, из которых вычисляют среднее |
значение |
(иа |
||
рис. 13.3 угол МАБ). |
Направле |
|
|
|
ние линии НМ принимается |
за |
|
|
|
среднее направление |
течения |
на |
|
|
участке. |
|
|
|
|
Если |
длина базиса |
АБ = 1, то |
|
AH = Hg$, a EM = liga. |
Для |
по |
|
лучения |
направления |
линии |
АД, |
параллельной НМ, из точки Б на продолжении створа БГ отклады
вают |
расстояние |
БД=АН—БМ |
= |
= /(tg |
p - t g a ) . |
|
|
Направление |
гидрометриче |
||
ского створа АЕ |
разбивается |
пер- |
пендикулярно линии АД и закре- ПЛЯется на местности реперами.
А ^-^-^^ |
*д |
р и с . 13.3. схема к |
определению на- |
правления створа |
на горной реке. |
13.3. Оборудование гидрометрического створа
Гидрометрический створ обычно оборудуется следующими уст ройствами:
1)створным водомерным постом, если основной пост находится далеко от створа;
2)реперами, а при надобности — створными вехами;
3)гидрометрической переправой для измерений глубин, скоро стей течения и др.;
4)уклонными водомерными постами.
Водомерные и уклонные посты, реперы и створные вехи были
описаны в разделе I I . Ниже рассмотрим устройство |
гидрометриче |
ских переправ. |
|
Гидрометрические створы, предназначенные для систематиче |
|
ских и долговременных наблюдений, оборудуются |
гидрометриче |
скими переправами, устройство которых зависит от ширины н глу
бины реки, |
а также |
от скорости течения. Проектирование и строи |
тельство их |
производится в соответствии с типовыми проектами |
|
(см. «Атлас |
типовых |
проектов гидрометрических сооружений» [4]). |
В качестве гидрометрических переправ применяются мостики, подвесные люльки, лодки, катера, паромы. Наиболее совершенным устройством для гидрометрических измерений на створе реки ши риной не более 100 м являются дистанционные гидрометрические установки.
Г и д р о м е т р и ч е с к и е м о с т и |
к и применяются на |
малых ре |
ках и каналах. При ширине реки до |
15 м рекомендуется |
применять |
балочные мостики с дощатым настилом шириной 0,75—1,00 м. Для
более широких рек, до 30 м, применяются |
шпренгельные мостики, |
|
в которых основная |
несущая конструкция |
(балка) дополнительно |
усиливается тросом, |
натягиваемым снизу. |
|
171
На реках шириной до 50 м можно применять подвесные мо стики (рис. 13.4). Настил мостика подвешивается к двум несущим тросам, перекинутым через береговые опоры и закрепленным на
бетонных якорях, заложенных в грунт. |
|
|
||
Г и д р о м е т р и ч е с к и е |
л ю л ь к и (рис. 13.5) |
применяются на |
||
реках |
с быстрым течением и высокими берегами, |
главным |
обра |
|
зом в |
горных районах. В зависимости от нагрузки люльки |
могут |
||
устраиваться на одном или |
двух ездовых тросах, |
подвешиваемых |
с надлежащим провесом на блоках, укрепляемых на береговых опорах. Концы тросов закрепляются на тягах, заделанных в бе тонные якоря, заложенные в грунт. В некоторых системах люлька снабжается приспособлением, позволяющим ей перемещаться не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении, что удобно при работе с приборами на штанге. Перемещение люльки
вдоль створа осуществляется при помощи лебедки |
и тягового |
|
троса или вручную. |
|
|
Д и с т а н ц и о н н ы е |
г и д р о м е т р и ч е с к и е |
у с т а н о в к и |
предназначены для дистанционного проведения гидрометрических измерении. С их помощью можно производить промеры глубин, измерения скоростей течения, взятие проб воды со взвешенными наносами и другие операции.
Дистанционная установка состоит из береговых опор и трособлочной системы, с помощью которой вертушка с грузом или иной прибор может перемещаться по створу на заданную вертикаль и
погружаться в поток на требуемую |
глубину. Для перемещения при |
|||
бора |
и регистрации его |
показаний |
на |
берегу оборудуется будка |
с пультом управления и механизмами. |
|
|||
В |
настоящее время |
выпускаются |
дистанционные установки |
ГР-64 и ГР-70, рассчитанные на применение па реках шириной до 100 м и глубиной до 12 м.
Дистанционная гидрометрическая у с т а н о в к а ГР-64 с элект рическим приводом позволяет выполнять гидрометрические измере ния при скоростях течения до 5 м/с. Для работы установки необ ходим переменный ток 50 Гц напряжением 220—380 В.
Установка состоит (рис. 13.6, 13.7) |
из береговых опор 1, пере |
|||
брошенных между |
ними тросов 2—4, |
двухбарабанной лебедки |
5 |
|
с электроприводом, каретки 6, блока |
счетчиков 7, |
специального |
||
гидрометрического |
груза 8 весом 100 |
кг, оптического |
угломера |
п |
пульта управления 9. Верхний трос 2 является несущим, по нему перемещается каретка, передающая нагрузку от веса груза с при бором. Перемещение каретки, а также опускание и подъем груза осуществляются с помощью двух тросов: троса 3 перемещения ка ретки и троса 4 подъемного, намотанных на различных барабанах лебедки. Раздельным или одновременным включением барабанов лебедки можно производить перемещение груза с прибором вдоль створа, а также подъем и опускание его.
Гидрометрический груз имеет форму, схематически показанную на рис. 13.8. Для определения глубины груз снабжен поверхност ным и донным контактами, позволяющими определять моменты
Рис. 13.6. Дистанционная гидрометрическая установка ГР-64 (схема).
Рис. 13.7. Кинематическая схема дистанционной установки.
/ — несущий трос; |
2 — каретка; 3— |
трос перемещения каретки; |
4— |
подъемный трос; |
5 — л е б е д к а . |
касания поверхности воды и дна. |
При соприкосновении |
груза с вод |
|
ной поверхностью или с дном он |
автоматически останавливается, |
||
при этом на пульте управления |
загораются сигнальные |
лампочки |
|
«Поверхность» или «Дно». Груз |
имеет стабилизатор направления |
на длинном выносе, на конце которого укреплен обтекаемый по плавок. Такое устройство обеспечивает правильное и устойчивое положение груза в потоке. Угол относа подъемного троса течением измеряется оптическим угломером.
Горизонтальное и вертикальное перемещение груза регистриру ется механическим счетчиком с ценой деления 1 см.
Гидрометрическая вертушка укрепляется на кронштейне (пли штыре) в передней части груза. Обороты лопастного винта реги стрируются счетчиком импульсов, который включается при изме рении скорости синхронно с секундомером. По истечении заданного
Рис. 13.8. Схема устройства груза установки ГР-64.
/, 2 — кронштейн и штырь для крепления приборов; 3 — поверхностный контакт; 4 — делитель сигналов; 5 — донный контакт; 6 — тело груза; 7 — стабилизатор; 8 — поплавок; 9 — поддон.
промежутка времени счетчик и секундомер выключаются также ав томатически.
Подъемный трос имеет одну изолированную токопроводящую жилу, служащую для передачи па пульт управления сигналов вертушки и контактов груза. Разделение сигналов вертушки от
сигналов поверхностного и донного контактов груза |
производится |
||
по фазе, а разделение сигналов поверхностного контакта |
груза от |
||
сигналов донного контакта — по величине |
тока. |
|
|
Управление установкой сосредоточено |
на пульте, |
на |
котором |
размещены также элементы электрической схемы, обеспечивающие
работу установки. Лебедка |
может приводиться в действие также и |
||
от ручного привода. |
|
|
|
Дистанционная гидрометрическая |
у с т а н о в к а |
ГР-70 имеет |
|
только ручной привод. Для питания |
сигнальной |
электрической |
|
цепи установка снабжается |
батареей |
гальванических элементов |
напряжением 12 В. Установка рассчитана на проведение измери тельных работ при скоростях течения до 2,0—2,5 м/с, при этом упо требляются грузы весом 25 или 50 кг, по своему устройству и дей
ствию такие же, как и груз |
установки ГР-64. |
На рис. 13.9 |
показана |
принципиальная электрическая схема установки ГР-70. |
|
||
Г и д р о м е т р и ч е с к и е |
т р о с о в ы е п е р е п р а в ы . |
На несу |
|
доходных реках шириной до 150—200 м со |
спокойным |
течением |
|
устраиваются гидрометрические тросовые |
переправы с |
лодкой. |
176
Выше створа натягивается ездовой трос, закрепляемый на одном берегу за столб, а на другом—на лебедке. По линии створа натя гивается второй трос, на котором размечается положение вертика лей. Измерения 'производятся с лодки, закрепляемой поводком с карабином за ездовой трос.
Для проведения гидрометрических работ на реках шириной до 100 м в ГГИ Г. М. Риммаром [47] разработан комплекс приспособ лений для тросовых лодочных переправ, значительно облегчающих выполнение работ. В комплекс приспособлений входит:
Рис. 13.9. Принципиальная электрическая схема установки ГР-70.
/ — батарея; |
2 — выключатель; |
3 — вольтметр; |
4 — д н о д ; |
5, |
23, |
24 — |
конденсаторы; |
||||||||
6—8. 11 — сопротивления; |
9 — триод; |
10 — трансформатор; |
12 — сигнальная |
лампа |
вер |
||||||||||
тушки; 13 — сигнальная лампа донного |
контакта; |
14 — сигнальная |
лампа |
поверхностного |
|||||||||||
контакта; |
15— |
сигнальная |
лампа |
генератора; IS — переключатель |
вертушки; |
|
17—пере |
||||||||
ключатель поверхностного н донного контактов; |
18 — реле |
вертушки; |
19 — реле |
донного |
|||||||||||
контакта; |
20 — реле |
поверхностного |
контакта; |
21 — выключатель |
счетчика |
вертушки; |
|||||||||
22 — счетчик контактов вертушки; |
25 — переключатель доухпозиционнын; |
26 —- трос |
с |
токо- |
|||||||||||
ведущеи |
жилой; 27— |
контакт поверхностный; 28 — контакт донный; |
29 — контакт вертушки. |
1) |
подвесная |
вьюшка |
для переброски и натяжения створного |
||||
троса, а также стойка для установки вьюшки в лодке; |
|
||||||
2) |
механизм |
гибкого |
крепления |
лодки к |
створному |
тросу |
|
с устройством для мгновенного отсоединения; |
|
|
|
||||
3) |
механизм |
жесткого |
крепления лодки к створному тросу; |
||||
4) |
откидная |
рама для |
выноса гидрометрических |
приборов, под |
|||
вешиваемых на тросе, с носа лодки; |
|
|
|
|
|||
5) |
штангодержатель с |
подвесной |
штангой |
для |
выноса |
прибо |
|
ров с носа лодки. |
|
|
|
|
|
Не останавливаясь на описании указанных приспособлений, от сылаем читателей к упомянутой работе.
На больших и средних реках |
с сильным течением, где приборы |
необходимо опускать с тяжелым |
грузом, устраиваются гидромет |
рические тросовые переправы с |
п о н т о н о м (паромные). |
12 Гидрометрия |
177 |
Гидрометрический понтон (рис. 13.10) представляет собой две большие лодки пли два металлических сигарообразных поплавка, соединенных жесткой рамой, на которой настилается палуба. Между лодками должен быть просвет 1,5—2,0 м во избежание влияния лодок на поверхностные скорости между ними. На палубе понтона устраивается каюта; в передней его части над просветом между лодками делается стрела с блоком для опускания приборов в воду (рис. 13.10 а). На палубе устанавливаются гидрометриче ские лебедки и лебедки для четырех якорей, кнехты для причала и прочее судовое оборудование.
Рис. |
13.10. Гидрометрические понтоны. |
|
о — о б щ и н вид; |
б — понтон на тросе и двух якорях; в |
— понтон-са |
|
молет; г — понтон на трех якорях. |
|
При перемещении |
понтона по тросу он должен |
быть оборудован |
направляющими стойками с роликами. На быстрых реках понтон
по |
тросу |
может |
перемещаться |
течением |
(понтон-самолет, |
рис. |
13,10 е), |
в этом |
случае, действуя |
рулем, понтону придают ко |
сое положение по отношению к направлению течения, вследствие чего давление потока Р на понтон разлагается на две силы: па раллельную продольной оси понтона силу R и параллельную тросу силу S, которая и перемещает понтон по створу. На широких ре ках понтоны по створу буксируют катером: применяют также само ходные понтоны и, кроме того, специально оборудованные катера.
В точке наблюдения понтон или катер устанавливают на двух (рис. 13.10 б) или на трех якорях (рис. 13.10 г). Последний спо соб удобен тем, что позволяет без перестановки передних якорей проводить наблюдения на ряде вертикалей, перемещая только один задний якорь. Для якорей применяют пеньковые или капроно вые тросы, которые при надобности (при аварии) можно легко перерубить.
178