ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 457
Скачиваний: 6
пастного винта 12 см (ГР-21 и др.) предельной глубиной, при ко торой скорости измеряются в указанных на рис. 13.14 точках, яв ляется глубина 1 м. При использовании вертушек с лопастным
иповерхности
на 0,2 h
Рис. 13.13. Расположение вертушки на вертикали при детальном способе измерения.
а — в свободном русле, б — при ледяном покрове.
винтом диаметром 7 см (ГР-55 и др.) предельной глубиной явля ется глубина 0,6 м. При меньших глубинах вертушку на верти
кали |
располагают |
так, чтобы |
лопастный |
винт как бы «ометал» |
||||||||||
всю |
глубину |
|
вертикали |
|
I — ^ |
|
|
|
||||||
(рис. |
13.14). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Минимальные |
глубины, |
|
|
|
|
|
|
||||||
при |
которых |
можно |
изме |
|
|
|
|
|
|
|||||
рять |
скорости |
в |
открытом |
/- я |
точка |
|
|
|
|
|||||
русле: |
для |
вертушек |
с ло |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
пастным |
винтом диаметром |
2-я |
точка |
г т т . . . |
|
|
||||||||
12 |
ом—10 см, |
для вертушек |
. J . j - |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
с винтом |
диаметром |
7 см — |
|
|
I |
|
|
|
||||||
|
точка |
Т " |
- |
|
|
|||||||||
6 см. При ледяном |
покрове |
3-я |
|
|
||||||||||
±s~ |
|
|
|
|||||||||||
минимальные |
рабочие |
глу |
|
|
I |
- |
|
|
||||||
бины |
составляют |
|
соответ |
Ц-я точка |
|
|
||||||||
ственно |
15 и 8 см. |
|
|
с п о |
|
|
4--, |
|
|
|||||
|
П р и о с н о в н о м |
5-я точка |
I |
*~ |
|
|
||||||||
с о б е |
измерения |
|
расхода |
|
|
L-|_-,r - |
|
л-ъ см |
||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||
помимо |
сокращения |
числа |
|
|
|
|
|
|
||||||
вертикалей |
уменьшается и |
Рис. 13.14. Расположение |
вертушки |
на вер |
||||||||||
число |
точек |
измерения |
ско |
тикали с недостаточной |
глубиной |
(при де |
||||||||
ростей |
на |
вертикали. |
При |
|
тальном |
способе |
измерения). |
свободном ото льда и водной
растительности русле скорости измеряются в двух точках на вер тикали: 0,2 и 0,8 рабочей глубины, при недостаточных глубинах измерение производится в одной точке — 0,6 рабочей глубины.
183
При ледяном покрове или водной растительности скорости изме ряются в трех точках на вертикали: 0,15; 0,50 и 0,85 рабочей глу
бины, |
а |
при малых глубинах — в одной |
точке: 0,50 рабочей глу |
бины. |
|
|
|
П р и |
с о к р а щ е н н о м с п о с о б е |
измерения расхода скоро |
сти на вертикали измеряются в двух точках: 0,2 и 0,8 рабочей глу бины, пли же в одной точке—0,6 рабочей глубины (допускается из мерять скорость в точке 0,2 Л).
П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь и з м е р е н и я с к о р о с т и течения в каждой точке вертикали должна быть достаточной для осредне ния во времени пульсацпонных изменении. Как уже указывалось, у нас принято время осреднения не менее 100 секунд, что в боль шинстве случаев позволяет достаточно точно определить величину местной скорости. Но в потоках с большой степенью турбулентно сти следует проверять достаточность времени осреднения, для чего выработан простой практический прием, описываемый ниже.
При детальном способе измерения расхода, измеряя скорости течения, производят запись времени поступления отдельных сиг налов вертушки. При больших скоростях течения сигналы следуют друг за другом очень часто, поэтому отсчеты времени по секундо
меру берут через 2—5 сигналов. Число сигналов, а |
следовательно, |
|
и соответствующее им количество оборотов лопастного |
винта |
|
между записями времени называют п р и е м о м. |
|
|
Общее число приемов за время измерения в точке принимают |
||
четным, обычно не более восьми и не менее двух, с таким |
расче |
|
том, чтобы общая продолжительность измерения |
была не |
менее |
100 секунд. |
|
|
Практический прием проверки достаточности осреднения во времени пульсационных изменений заключается в следующем: со поставляют продолжительности первой и второй половины наблю дения; они должны отличаться друг от друга не более чем на 5 се кунд. Если они отличаются более чем на 5 секунд, то измерения
продолжают еще на 2, 4 или 6 приемов. |
|
|
|
|
|
Пример. |
|
|
|
|
|
Номер |
приема |
1 2 |
3 4 |
5 |
6 |
Отсчет |
по секундомеру |
20 39 59 80 100 |
121 |
||
Продолжительность первой половины |
периода |
измерений |
со |
ставляет 59 секунд, следовательно, за весь период, т. е. по шести приемам, должна бы получиться продолжительность 59 + 59 = = 118 секунд, получилась же продолжительность 121 секунда. Раз ница составляет 3 секунды, что меньше 5 секунд, поэтому в дан ном случае измерения можно прекратить.
Если расхождение |
больше 10 |
секунд |
при |
общей продолжитель |
|||
ности |
измерения более |
160 секунд, необходимо вынутьиз воды вер |
|||||
тушку |
и проверить |
ее |
работу. |
Подобные |
большие |
расхождения |
|
обычно вызываются неисправностью вертушки. |
|
||||||
П р и о с н о в н о м |
|
с п о с о б е |
измерения |
расхода |
ограничива |
||
ются |
записью общего |
числа сигналов |
(числа оборотов) и общей |
184
продолжительности измерения. Измерения прекращают на четном: сигнале по истечении 100 секунд.
При сокращенном способе измерения расхода воды также огра ничиваются записью общего числа сигналов (числа оборотов) и общей продолжительности измерения скорости.
При каждом измерении скорости течения рекомендуется, прежде чем начать отсчет времени поступления сигналов, первые два-три сигнала пропустить без записи, чтобы лопастный винт набрал скорость вращения, соответствующую скорости течения..
13.5.Интеграционный способ измерения скоростей течения
ирасходов воды
Сущность интеграционного способа заключается в следующем. Если гидрометрическую вертушку, установленную лопастным вин том навстречу течения, медленно перемещать в плоскости живого сечения по какому-либо направлению и при этом регистрировать, общее число оборотов винта N и время t, то средняя скорость те чения на данном отрезке пути вертушки определится по числу оборотов п в секунду, т. е.
и может быть найдена по тарнровочной кривой.
Интеграционное измерение скорости можно производить па вертикали, по горизонтали и по всему живому сечению.
Интеграционное измерение по вертикали делается для опреде ления средней скорости на данной вертикали. Для этого вертушку медленным равномерным движением опускают от поверхности додна и затем без остановки поднимают с той же скоростью до по верхности. Суммарное число оборотов винта, деленное на время измерения, дает число оборотов в секунду, соответствующее сред ней скорости на вертикали.
Следует иметь в виду, что при опускании вертушки лопастный винт переходит из слоев воды с большими скоростями в слои с меньшими скоростями, при этом из-за инерционности винта число
оборотов, а следовательно, и скорость |
течения |
будут |
завышены. |
|
При |
подъеме вертушки, наоборот, |
скорость |
будет |
занижена. |
Для |
правильного определения величины средней скорости на вер |
|||
тикали необходимо вертушку опустить |
и поднять, как сказано |
|||
выше. |
|
|
|
При интеграционном измерении на вертикали лопастный винт вращается под действием суммарного вектора w, равного геомет рической сумме векторов местной скорости и и скорости вертикаль ного перемещения вертушки uD (рис. 13.15). Если измерение произ водится компонентной вертушкой, то она будет регистрировать проекцию суммарного вектора на ось вертушки, т. е. величину местной скорости и (конечно, при условии, что угол (3 меньше угла, при котором сохраняются компонентные свойства вертушки).
185.
Д ля некомпонентных вертушек чем меньше угол (5, тем точнее ре зультаты измерений, поэтому скорость перемещения вертушки должна быть возможно меньшей.
На точность интеграционных измерений оказывает влияние не достаточное осреднение во времени пульсационных изменений ско рости. Кроме того, при опускании вертушки она не доводится до •самого дна, что приводит к некоторому завышению средней ско рости. По этим причинам точность интеграционного измерения •средней скорости на вертикали несколько ниже, чем точность из мерения точечным способом (как показали исследования, на 1 — 3%).
Интеграционный способ применяется также для определения средней скорости на поверхности по ширине реки и средней ско рости в живом сечении потока.
|
|
|
Интеграционное |
из м ер ей ие |
||||||||
|
|
|
средней |
поверхностной |
ско |
|||||||
|
|
|
рости |
течения |
может |
приме |
||||||
|
|
|
няться |
для |
определения |
рас |
||||||
|
|
|
хода |
|
воды аналогично |
измере |
||||||
|
|
|
нию |
|
расхода |
|
поверхностными |
|||||
|
|
|
поплавками. |
Такое |
измерение |
|||||||
Рис. 13.15. |
Скорости, действующие |
на |
требует |
меньшей |
затраты |
вре- |
||||||
лопастный |
винт при интеграции по |
вер- |
м е н и |
п |
о |
с р а в н е н |
и ю |
с |
поплавоч |
|||
|
|
|
ным |
методом. Этот способ пока |
||||||||
|
|
|
еще |
|
недостаточно |
исследован |
и распространения не получил. В отдельных случаях он представ ляется перспективным, например при измерении расходов в па водки, так как позволяет весьма быстро выполнить работы.
Интеграционное измерение средней скорости в живом сечении
потока преследует цель определить |
величину средней скорости |
всего потока для получения расхода |
воды, при этом величина рас |
хода вычисляется умножением средней скорости на площадь жи вого сечения.
Интеграционное измерение средней скорости потока можно про изводить, перемещая вертушку в живом сечении по зигзагообраз ной траектории от поверхности ко дну и обратно от одного берега до другого (рис. 13.16). При этом регистрируется общее число обо ротов лопастного винта и продолжительность измерения, по ним находится число оборотов винта в секунду и по тарировочной зави симости — средняя скорость течения. При таком способе лопастный винт будет находиться под воздействием трех скоростей: скорости течения и, скорости вертикального и в и скорости горизонтального я г перемещения вертушки (рис. 13.17). По правилам геометриче ского сложения векторов эти векторы можно заменить суммарным вектором wy величина которого определяется по формуле
TO = y V + « 2 + a ? . |
(13.4) |
Таким образом, на лопастный винт действует суммарный век тор, т. е. вертушка будет работать в условиях косоструйности.
186
Точность регистрации вертушкой величины скоростного вектора и будет зависеть от компонентности применяемой вертушки и от величин скоростей горизонтального и вертикального перемещений вертушки.
Теоретические основы интеграционного определения расходов воды были рассмотрены Н. А. Гирилловичем [20], который указал на два основных условия применения этого способа: 1) средняя ско
рость по траектории |
движения |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
вертушки |
может |
быть |
опреде |
|
|
|
|
|
|
|
|||
лена по полному числу оборо |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
тов лопастного винта и соответ |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ствующему времени |
при нали |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
чии прямолинейной |
тарировоч- |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ной зависимости |
и передвиже |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
нии вертушки с небольшой ско |
2 |
3 |
3 |
2 |
Г |
|
|
||||||
ростью; 2) для получения пу |
|
|
|
|
i 3 |
|
|||||||
тем интеграции истинной |
вели |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
чины средней скорости в живом |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
сечении необходимо, |
чтобы вер |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
тушка проходила |
через |
равные |
Рис. 13.16. Схемы передвижения вер |
||||||||||
элементы |
площади |
за |
равные |
||||||||||
тушки |
при |
интеграции |
скорости |
по |
|||||||||
промежутки времени. |
|
|
|
живому |
сечению. |
|
|
||||||
Из первого |
условия |
выте |
а — непрерывное |
равномерное |
д в и ж е н и е |
по |
|||||||
кает, что при малых |
скоростях |
горизонтали и по вертикали; б — непрерывное |
|||||||||||
движение по вертикали и прерывистое по го |
|||||||||||||
течения |
(и<ик) |
интеграцион |
ризонтали (с остановкой |
на вертикалях; |
м е ж д у |
||||||||
вертикалями |
д в и ж е н и е равномерное) . |
|
|||||||||||
ный способ применять |
не сле |
|
|
|
|
|
|
|
дует.
Для соблюдения второго условия требуется соответствующим образом построить зигзагообразную траекторию движения вер тушки. Это можно сделать по-разному. В. В. Дементьев предложил
производить |
перемещение |
вертушки |
по |
схеме, |
показанной |
на |
|||||||||
|
|
|
|
рис. |
13.16 б. |
Скоростные |
|
вертикали |
|||||||
|
|
|
|
назначаются |
на |
равных |
расстояниях |
||||||||
|
|
|
|
друг |
от друга. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Лодка |
с вертушкой |
перемещается |
|||||||||
|
|
|
|
вдоль |
тросовой |
переправы |
с |
равно |
|||||||
Рис. 13.17. Схема |
скоростных |
мерной |
скоростью, но на каждой |
вер |
|||||||||||
тикали |
останавливается |
до |
момента- |
||||||||||||
векторов |
при |
интеграции ско |
касания грузом дна или до момента |
||||||||||||
рости |
по живому |
сечению. |
|||||||||||||
поднятия |
вертушки |
к |
поверхности |
||||||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
воды, в зависимости от направления |
движения. При такой |
схеме' |
получается, что продолжительность прохождения вертушкой отсе ков живого сечения приблизительно пропорциональна глубинам.
Если измерения производятся с помощью дистанционной гид рометрической установки, то описанная схема может быть при менена. В ГГИ В. Ф. Ермаковым проведены специальные иссле дования для оценки возможности и точности измерения расхода воды на дистанционной гидрометрической установке ГР-64 путем интеграции скорости в живом сечении потока по схеме рис. 13.16 6,
187