ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 455
Скачиваний: 6
П р и с п о с |
о б л е н и я д л я з и м н и х р а б о т . |
В зимнее |
время, |
когда имеется |
ледяной покров, для проведения |
гидрометрических |
|
работ применяют будки-теплушки на полозьях. |
|
|
|
Будка (рис. 13.11) представляет собой деревянный или |
метал |
лический каркас, обшитый фанерой или брезентом и утепленный войлоком; для отопления в ней имеется печка. В полу для опуска
ния приборов в воду устраивают |
люк. При отсутствии будки |
можно пользоваться палаткой. |
|
Pj3pe3 |
П л а н |
Рис. 13.11. Схема устройства зимней гидрометрической будки.
/ — форточка; 2 — п о д ъ е м н а я |
копка; |
3— печка; 4 — рабочий столик; |
5 — люк; |
6 — окна; |
7 — полка. |
Н а з н а ч е н и е и з а к р е п л е н и е с к о р о с т н ы х в е р т и -
к а л е й н а с т в о р е . |
Количество |
скоростных вертикалей и распре |
деление их по створу |
назначается |
в зависимости от ширины реки |
н очертания линии дна. |
|
При измерении расхода воды применяют три способа: деталь ный, основной и сокращенный.
Детальный способ предусматривает многоточечное измерение скоростей на большом числе вертикален. Он применяется для изу чения особенностей скоростного поля потока и на вновь открывае мых створах в первые два-три года. При детальном способе рас стояния между скоростными вертикалями назначаются через рав
ные промежутки по ширине реки |
(табл. 13.1). |
|
|||
|
|
|
|
Таблица 13.1 |
|
Ширина |
реки, м |
Расстояние между |
Ширина реки, м |
Расстояние между |
|
вертикалями, м |
вертикалями, м |
||||
|
|
|
|||
Менее |
20 |
0,5-2,0 |
100—200 |
10 |
|
20—30 |
2,0 |
200—300 |
20 |
||
30—40 |
3,0 |
300—500 |
30 |
||
40-60 |
4,0 |
500—800 |
40 |
||
60-80 |
6,0 |
Более 800 |
50 |
||
80—100 |
8,0 |
|
|
При наличии резких переломов профиля дна скоростные вер тикали необходимо приурочивать к этим переломам. На пойме реки при спокойном рельефе вертикали располагают реже, чем в основ ном русле, но в руслообразных понижениях поймы, где могут быть
12* |
179 |
обособленные |
потоки, скоростные вертикали располагают через |
||
одну-две промерные вертикали. |
|
|
|
О с н о в н о й |
с п о с о б предусматривает |
измерение |
расхода при |
возможно меньшем количестве скоростных |
вертикалей |
(но не менее |
|
пяти) и точек на вертикали (две-три) при условии, что |
результаты |
измерения расходов основным способом будут отличаться от расхо дов, измеренных детальным способом, не более чем на ± 3 % .
Количество скоростных вертикален и их распределение по створу устанавливается на основании анализа 20—30 расходов, из меренных детальным способом в разные сезоны года при различ ных уровнях.
Для анализа строят для каждого расхода эпюры распределения средних ско ростей на вертикалях по ширине реки. На основании анализа эпюр замечают сокращенное число вертикалей с таким расчетом, чтобы построенные по ним эпюры распределения средних скоростей по ширине реки не отличались суще ственно от эпюр, построенных по всем вертикалям. В результате анализа коли чество скоростных вертикалей уменьшается примерно вдвое по сравнению с пред
варительно установленным |
их числом. |
|
С о к р а щ е н н ы й |
с п о с о б предусматривает определение |
рас |
хода при одной или двух точках на вертикали при свободном |
русле |
идвух-трех точках при ледоставе или заросшем русле. Количество
ирасположение скоростных вертикалей и точек измерения скоро стей на них устанавливается на основании тщательного анализа данных, полученных в результате измерении расходов воды деталь ным и основным способами.
Применение сокращенного способа целесообразно на реках с устойчивым руслом, когда необходимы частые и быстрые измере ния расходов при неустановившемся движении воды.
Если в последующем будет обнаружено изменение формы по перечного профиля или же изменение формы эпюры распределения скоростей по ширине реки, то необходимо провести повторное ис следование и при необходимости изменить расположение и коли чество скоростных вертикалей.
С п о с о б з а к р е п л е н и я положения скоростных вертикалей на створе зависит от ширины реки и оборудования створа.
Местоположение скоростных вертикалей на створе определя ется расстоянием от постоянного начала (репера), от которого им дается порядковая нумерация. Это необходимо для получения со поставимых результатов измерений.
Если река неширокая и створ оборудован мостиком, то поло жение скоростных вертикалей закрепляется непосредственно на настиле мостика штрихом и номером вертикали, написанным мас ляной краской.
Если река неширокая и створ оборудован люлькой, лодкой или понтоном на тросе, то по линии створа натягивается размеченный трос, а положение скоростных вертикалей закрепляется на нем спе циальными марками с выбитыми на них номерами вертикалей. От мечать положение вертикалей на ездовом тросе не следует.
180
Если река широкая и тросовая переправа на створе отсутствует, то положение скоростных вертикалей определяется засечками по постоянным косым и веерным створам (рис. 13.12) или засечками с берега угломерными инструментами — теодолитом, кипрегелем на мензуле, или же засечками с судна секстантом.
Для нахождения положения, например, вертикали 4 по схеме а
(рис. |
13.12) |
гидрометрический |
понтон или |
катер |
должен быть |
|||||||
в створе |
вех А и Б или В |
|
|
|
|
|
||||||
и Г по линии створа и одно |
|
|
|
|
|
|||||||
временно |
в |
створе |
вех Д |
|
|
|
|
|
||||
и 4. Определение положения |
|
|
|
|
|
|||||||
вертикалей по схемам б я в |
|
|
|
|
|
|||||||
ясно |
из |
рис. 13.12. |
По 'схе |
|
|
|
|
|
||||
ме г |
положение |
на верти |
|
|
|
|
|
|||||
кали |
определяется |
с |
по |
|
|
|
|
|
||||
мощью |
секстанта |
с |
понтона |
|
|
|
|
|
||||
или |
катера, |
находящегося |
|
|
|
|
|
|||||
на.линии створа, по углам, |
|
|
|
|
|
|||||||
составляемым |
направлением |
|
|
|
|
|
||||||
створа |
и направлениями |
на |
|
|
|
|
|
|||||
вехи Л и Б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
При |
применении |
способа |
|
|
|
|
|
|||||
засечек |
скоростных |
вертика |
|
г i |
|
> |
|
|||||
лей теодолитом |
или кипре |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
гелем |
|
необходимо |
выбрать |
Рис. 13.12. Схема |
косых |
и веерных |
створов |
|||||
и закрепить |
на |
местности |
для закрепления |
скоростных вертикален. |
||||||||
постоянную стоянку |
инстру |
|
|
|
|
|
||||||
мента, а для теодолита вычислить |
таблицу горизонтальных |
(и вер |
тикальных) углов, составленных лучами визирования на скорост ные вертикали и на постоянные ориентиры базиса.
Места вертикалей на широкой пойме удобно закреплять прочно установленными столбами, на которых надписывается номер вер тикалей.
13.4. Измерение расходов воды
До проведения измерения расхода воды необходимо проверить |
|
исправность гидрометрической |
вертушки и принадлежностей к ней, |
а также наличие и исправность |
спасательных средств для обеспе |
чения безопасности работ, состояние всего оборудования гидромет рического створа.
При измерении расхода воды выполняются следующие работы:
1)описание состояния реки, погоды и других факторов, опре деляющих условия работ;
2)наблюдения за уровнем воды;
3)промеры глубин на гидрометрическом створе;
4)измерение скоростей в отдельных точках живого сечения на скоростных вертикалях;
5)наблюдения на уклонных водомерных постах за уровнем
воды.
181
Результаты всех измерений и наблюдений записывают в «Книжку для записи измерения расходов воды» стандартного образца.
Наблюдения за уровнем воды ведут на основном посту, а при наличии поста на гидростворе — одновременно на обоих постах. При устойчивом положении уровня или незначительном и плавном его изменении высота уровня определяется только в начале и конце измерения расхода. Если во время измерения расхода можно ожи дать подъема пли спада уровня более чем на 10 см, то измерения уровня делают учащенно. При этом наиболее целесообразно иметь самописец уровня.
Промеры глубин на гидростворе делают, как описано в |
раз |
|
деле I I I . При |
работах в периоды половодий и паводков, когда |
из |
мерения могут |
производиться через короткие интервалы времени — |
1—2 дня и менее, при устойчивом русле расходы воды могут от носиться к предыдущим промерам.
Измерения скоростей течения на вертикалях обычно выполняют
одной |
вертушкой, последовательно перемещаемой |
в различные |
||||||
точки |
вертикали. |
Иногда |
делают |
измерения |
сразу |
несколькими |
||
вертушками, укрепляемыми на одной штанге |
в требуемых |
точ |
||||||
ках вертикали; |
такой |
способ — многовертушечный — применяется |
||||||
главным образом |
при |
проведении |
научных исследований, при этом |
|||||
показания вертушек записываются на хронографе. |
|
|
||||||
При измерении скоростей на каждой вертикали выполняются |
||||||||
следующие работы: |
|
|
|
|
|
|
||
1) определяется (при значительных изменениях) |
уровень |
воды |
||||||
на водомерном посту для |
начала |
и конца работы на |
вертикали; |
2)измеряется глубина на вертикали; зимой дополнительно из меряется толщина снега, льда, погруженного льда и подледной шуги;
3)вычисляется рабочая глубина на вертикали и делается рас
чет глубин погружения вертушки для измерения скоростей;
4) |
измеряются скорости течения. |
|
|
||
Рабочей глубиной на вертикали называется глубина от поверх |
|||||
ности |
до |
дна, |
а при ледяном покрове — от нижней |
поверхности |
|
льда |
до |
дна; |
при наличии подледной шуги — от нижней |
поверх |
|
ности шуги. |
|
|
|
||
П р и |
д е т а л ь н о м с п о с о б е измерения расхода |
и |
при сво |
бодном от ледяного покрова и водной растительности русле принято измерять скорости в пяти точках на вертикали, располагая их, как показано на рис. 13.13 а. При ледяном покрове или водной расти тельности добавляется точка на глубине 0,4 h (рис. 13.13 б). Как показал большой практический опыт, а также теоретические данные, принятое расположение точек измерения скоростей на вер тикалях хорошо характеризует форму профиля скоростей, что по зволяет с достаточной точностью определить величину средней скорости на вертикали.
При малых глубинах принимается иное расположение точек из мерения скоростей. При использовании вертушек с диаметром ло-
182