Файл: Быков В.Д. Гидрометрия учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 455

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П р и с п о с

о б л е н и я д л я з и м н и х р а б о т .

В зимнее

время,

когда имеется

ледяной покров, для проведения

гидрометрических

работ применяют будки-теплушки на полозьях.

 

 

Будка (рис. 13.11) представляет собой деревянный или

метал­

лический каркас, обшитый фанерой или брезентом и утепленный войлоком; для отопления в ней имеется печка. В полу для опуска­

ния приборов в воду устраивают

люк. При отсутствии будки

можно пользоваться палаткой.

 

Pj3pe3

П л а н

Рис. 13.11. Схема устройства зимней гидрометрической будки.

/ — форточка; 2 — п о д ъ е м н а я

копка;

3— печка; 4 — рабочий столик;

5 — люк;

6 — окна;

7 — полка.

Н а з н а ч е н и е и з а к р е п л е н и е с к о р о с т н ы х в е р т и -

к а л е й н а с т в о р е .

Количество

скоростных вертикалей и распре­

деление их по створу

назначается

в зависимости от ширины реки

н очертания линии дна.

 

При измерении расхода воды применяют три способа: деталь­ ный, основной и сокращенный.

Детальный способ предусматривает многоточечное измерение скоростей на большом числе вертикален. Он применяется для изу­ чения особенностей скоростного поля потока и на вновь открывае­ мых створах в первые два-три года. При детальном способе рас­ стояния между скоростными вертикалями назначаются через рав­

ные промежутки по ширине реки

(табл. 13.1).

 

 

 

 

 

Таблица 13.1

Ширина

реки, м

Расстояние между

Ширина реки, м

Расстояние между

вертикалями, м

вертикалями, м

 

 

 

Менее

20

0,5-2,0

100—200

10

20—30

2,0

200—300

20

30—40

3,0

300—500

30

40-60

4,0

500—800

40

60-80

6,0

Более 800

50

80—100

8,0

 

 

При наличии резких переломов профиля дна скоростные вер­ тикали необходимо приурочивать к этим переломам. На пойме реки при спокойном рельефе вертикали располагают реже, чем в основ­ ном русле, но в руслообразных понижениях поймы, где могут быть

12*

179


обособленные

потоки, скоростные вертикали располагают через

одну-две промерные вертикали.

 

 

О с н о в н о й

с п о с о б предусматривает

измерение

расхода при

возможно меньшем количестве скоростных

вертикалей

(но не менее

пяти) и точек на вертикали (две-три) при условии, что

результаты

измерения расходов основным способом будут отличаться от расхо­ дов, измеренных детальным способом, не более чем на ± 3 % .

Количество скоростных вертикален и их распределение по створу устанавливается на основании анализа 20—30 расходов, из­ меренных детальным способом в разные сезоны года при различ­ ных уровнях.

Для анализа строят для каждого расхода эпюры распределения средних ско­ ростей на вертикалях по ширине реки. На основании анализа эпюр замечают сокращенное число вертикалей с таким расчетом, чтобы построенные по ним эпюры распределения средних скоростей по ширине реки не отличались суще­ ственно от эпюр, построенных по всем вертикалям. В результате анализа коли­ чество скоростных вертикалей уменьшается примерно вдвое по сравнению с пред­

варительно установленным

их числом.

 

С о к р а щ е н н ы й

с п о с о б предусматривает определение

рас­

хода при одной или двух точках на вертикали при свободном

русле

идвух-трех точках при ледоставе или заросшем русле. Количество

ирасположение скоростных вертикалей и точек измерения скоро­ стей на них устанавливается на основании тщательного анализа данных, полученных в результате измерении расходов воды деталь­ ным и основным способами.

Применение сокращенного способа целесообразно на реках с устойчивым руслом, когда необходимы частые и быстрые измере­ ния расходов при неустановившемся движении воды.

Если в последующем будет обнаружено изменение формы по­ перечного профиля или же изменение формы эпюры распределения скоростей по ширине реки, то необходимо провести повторное ис­ следование и при необходимости изменить расположение и коли­ чество скоростных вертикалей.

С п о с о б з а к р е п л е н и я положения скоростных вертикалей на створе зависит от ширины реки и оборудования створа.

Местоположение скоростных вертикалей на створе определя­ ется расстоянием от постоянного начала (репера), от которого им дается порядковая нумерация. Это необходимо для получения со­ поставимых результатов измерений.

Если река неширокая и створ оборудован мостиком, то поло­ жение скоростных вертикалей закрепляется непосредственно на настиле мостика штрихом и номером вертикали, написанным мас­ ляной краской.

Если река неширокая и створ оборудован люлькой, лодкой или понтоном на тросе, то по линии створа натягивается размеченный трос, а положение скоростных вертикалей закрепляется на нем спе­ циальными марками с выбитыми на них номерами вертикалей. От­ мечать положение вертикалей на ездовом тросе не следует.

180


Если река широкая и тросовая переправа на створе отсутствует, то положение скоростных вертикалей определяется засечками по постоянным косым и веерным створам (рис. 13.12) или засечками с берега угломерными инструментами — теодолитом, кипрегелем на мензуле, или же засечками с судна секстантом.

Для нахождения положения, например, вертикали 4 по схеме а

(рис.

13.12)

гидрометрический

понтон или

катер

должен быть

в створе

вех А и Б или В

 

 

 

 

 

и Г по линии створа и одно­

 

 

 

 

 

временно

в

створе

вех Д

 

 

 

 

 

и 4. Определение положения

 

 

 

 

 

вертикалей по схемам б я в

 

 

 

 

 

ясно

из

рис. 13.12.

По 'схе­

 

 

 

 

 

ме г

положение

на верти­

 

 

 

 

 

кали

определяется

с

по­

 

 

 

 

 

мощью

секстанта

с

понтона

 

 

 

 

 

или

катера,

находящегося

 

 

 

 

 

на.линии створа, по углам,

 

 

 

 

 

составляемым

направлением

 

 

 

 

 

створа

и направлениями

на

 

 

 

 

 

вехи Л и Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

применении

способа

 

 

 

 

 

засечек

скоростных

вертика­

 

г i

 

>

 

лей теодолитом

или кипре­

 

 

 

 

 

 

 

 

гелем

 

необходимо

выбрать

Рис. 13.12. Схема

косых

и веерных

створов

и закрепить

на

местности

для закрепления

скоростных вертикален.

постоянную стоянку

инстру­

 

 

 

 

 

мента, а для теодолита вычислить

таблицу горизонтальных

(и вер­

тикальных) углов, составленных лучами визирования на скорост­ ные вертикали и на постоянные ориентиры базиса.

Места вертикалей на широкой пойме удобно закреплять прочно установленными столбами, на которых надписывается номер вер­ тикалей.

13.4. Измерение расходов воды

До проведения измерения расхода воды необходимо проверить

исправность гидрометрической

вертушки и принадлежностей к ней,

а также наличие и исправность

спасательных средств для обеспе­

чения безопасности работ, состояние всего оборудования гидромет­ рического створа.

При измерении расхода воды выполняются следующие работы:

1)описание состояния реки, погоды и других факторов, опре­ деляющих условия работ;

2)наблюдения за уровнем воды;

3)промеры глубин на гидрометрическом створе;

4)измерение скоростей в отдельных точках живого сечения на скоростных вертикалях;

5)наблюдения на уклонных водомерных постах за уровнем

воды.

181


Результаты всех измерений и наблюдений записывают в «Книжку для записи измерения расходов воды» стандартного образца.

Наблюдения за уровнем воды ведут на основном посту, а при наличии поста на гидростворе — одновременно на обоих постах. При устойчивом положении уровня или незначительном и плавном его изменении высота уровня определяется только в начале и конце измерения расхода. Если во время измерения расхода можно ожи­ дать подъема пли спада уровня более чем на 10 см, то измерения уровня делают учащенно. При этом наиболее целесообразно иметь самописец уровня.

Промеры глубин на гидростворе делают, как описано в

раз­

деле I I I . При

работах в периоды половодий и паводков, когда

из­

мерения могут

производиться через короткие интервалы времени —

1—2 дня и менее, при устойчивом русле расходы воды могут от­ носиться к предыдущим промерам.

Измерения скоростей течения на вертикалях обычно выполняют

одной

вертушкой, последовательно перемещаемой

в различные

точки

вертикали.

Иногда

делают

измерения

сразу

несколькими

вертушками, укрепляемыми на одной штанге

в требуемых

точ­

ках вертикали;

такой

способ — многовертушечный — применяется

главным образом

при

проведении

научных исследований, при этом

показания вертушек записываются на хронографе.

 

 

При измерении скоростей на каждой вертикали выполняются

следующие работы:

 

 

 

 

 

 

1) определяется (при значительных изменениях)

уровень

воды

на водомерном посту для

начала

и конца работы на

вертикали;

2)измеряется глубина на вертикали; зимой дополнительно из­ меряется толщина снега, льда, погруженного льда и подледной шуги;

3)вычисляется рабочая глубина на вертикали и делается рас­

чет глубин погружения вертушки для измерения скоростей;

4)

измеряются скорости течения.

 

 

Рабочей глубиной на вертикали называется глубина от поверх­

ности

до

дна,

а при ледяном покрове — от нижней

поверхности

льда

до

дна;

при наличии подледной шуги — от нижней

поверх­

ности шуги.

 

 

 

П р и

д е т а л ь н о м с п о с о б е измерения расхода

и

при сво­

бодном от ледяного покрова и водной растительности русле принято измерять скорости в пяти точках на вертикали, располагая их, как показано на рис. 13.13 а. При ледяном покрове или водной расти­ тельности добавляется точка на глубине 0,4 h (рис. 13.13 б). Как показал большой практический опыт, а также теоретические данные, принятое расположение точек измерения скоростей на вер­ тикалях хорошо характеризует форму профиля скоростей, что по­ зволяет с достаточной точностью определить величину средней скорости на вертикали.

При малых глубинах принимается иное расположение точек из­ мерения скоростей. При использовании вертушек с диаметром ло-

182