Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
Котел современного паровоза оборудован пароперегревате лем, состоящим из коллектора 7 и элементов 6, в которых пере гревается пар, полученный в котле паровоза.
Паровая машина паровоза состоит из парового цилиндра 14 с поршнем 13, парораспределительного золотника 12, внешнего парораспределительного механизма 16, регулирующего вместе с золотником подвод и отвод пара из цилиндра и изменяющего направление движения паровоза, а также движущего механизма 15, превращающего поступательное движение поршня во враща тельное движение колес.
К экипажной части относятся: рама 19, являющаяся основа нием паровоза, на которой установлен котел, укреплены цилинд ры, сцепные приборы и части движущего и парораспределитель ного механизмов; рессорное подвешивание, через которое вес паровоза передается на буксы; движущие колесные пары 18 (с под шипниками и буксами).
Топливо при сгорааши выделяет большое количество тепла, которое через стенки топки и труб -передается воде. Последняя, нагреваясь, превращается в пар. Давление пара постепенно рас тет и таким образом тепловая энергия топлива превращается в потенциальную энергию сжатого пара. Продукты сгорания топ лива из топки по дымогарным « жаровым трубам проходят в дымовую камеру и оттуда через дымовую трубу в атмосферу.
При открытии регуляторного клапана 5, установленного в су
хопарнике, пар из котла |
устремляется |
в коллектор 7 и элементы |
6 пароперегревателя, где |
повышается |
его температура, а затем |
по трубам он проходит в паровой цилиндр 14. Парораспредели
тельный механизм регулирует последовательное |
поступление |
па |
ра в переднюю и заднюю полости цилиндра. Под |
действием |
пара |
Рис. 2. Схема паровоза:
/ — топка; |
2 —жаровые |
трубы; |
3— цилиндрическая часть; |
4 — сухопарник; |
5 |
—регу |
||||||
ляторний |
клапан; |
б —элементы; |
7 —коллектор; |
8 —дымовая |
труба; |
9 — дымовая ка |
||||||
мера; |
10 — конус; |
/ / — дверца |
дымовой камеры; |
12 — золотник; 13 — поршень; |
14 — ци |
|||||||
линдр; |
15 — движущий |
механизм; |
16 — парораспределительный |
механизм; |
/7 — дымо |
|||||||
гарные |
трубы; 18 — колесная пара; |
19 — рама; 20 —зольник; |
21 — дверца |
топочная |
|
поршень 13 совершает возвратно-поступательное движение, кото рое через движущий механизм 15 передается колесной паре. Та ким образом, прямолинейное движение поршня превращается во
вращательное движение |
движущего |
колеса. |
|
|
|
||||||
|
При помощи сцепных дышел часть усилия, получаемого веду |
||||||||||
щим колесом от паровой машины через ведущее дышло, |
переда |
||||||||||
ется остальным |
движущим колесам, |
которые также |
приводятся |
||||||||
во |
вращение. Благодаря |
наличию трения (сцепления) |
между ко |
||||||||
лесами и рельсами |
происходит |
перекатывание колес |
по рельсам, |
||||||||
т. |
е. движение |
паровоза. |
|
|
|
|
|
||||
|
Пар, отработавший |
в паровой машине, по трубам |
поступает в |
||||||||
конус 10. Струя |
пара, |
вытекающая |
из конуса, создает |
разреже |
|||||||
ние |
в дымовой камере |
и тонке, |
обеспечивая |
интенсивный приток |
|||||||
воздуха к горящему на колосниковой |
решетке топливу и тягу га |
||||||||||
зов |
из топки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРОВОЗОВ |
|
|
||||||
|
По ширине колеи паровозы бывают ширококолейные |
(рассто |
|||||||||
яние между головками |
рельсов |
1520 мм) и узкоколейные. По раз- |
|||||||||
мещению запасов воды и топлива |
они подразделяются |
на тен |
|||||||||
дерные и танк-паровозы, у которых вода и топливо расположены |
|||||||||||
на |
самом |
паровозе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Паровозы имеют |
движущие |
(сцепные), |
а также |
бегунковые |
||||||
й поддерживающие |
колесные пары. В зависимости от количества |
||||||||||
движущих, |
бегунковых |
|
и поддерживающих |
колесных |
пар паро |
возы разделяются на типы. Современные паровозы имеют от трех до пяти движущих колесных пар. Количество бегунковых и под держивающих колесных пар обычно бывает не более двух. Так, например, паровоз С у , имеющий одну бегунковую, три движущих
и одну |
поддерживающую колесные пары, обозначается |
цифрами |
||||
1-3-1, которые характеризуют |
его тип, или его колесную |
характе |
||||
ристику. Паровоз серии Э с |
пятью движущими |
колесными |
пара |
|||
ми, не имеющий |
бегунковых |
и поддерживающих |
колесных |
пар, |
||
относится к типу |
0-5-0; паровоз П36 с четырьмя движущими, |
дву |
||||
мя бегунковыми |
и двумя поддерживающими колесными парами |
|||||
обозначается 2-4-2. |
|
|
|
|
||
Паровозы бывают двух-, трех- и четырехцилиндровые, |
а по си |
|||||
стеме |
паровой машины — однократного и двукратного |
расшире |
||||
ния. В |
настоящее |
время на 'наших железных дорогах |
работают |
только двухцилиндровые паровозы с паровой машиной однократ ного расширения.
Партия построенных одинаковых паровозов называется сери ей. Для различия отдельных серий паровозов у «ас принято при сваивать им буквенные обозначения русского алфавита, которые
обычно даются по наименованию завода, разработавшего |
дан |
||
ный паровоз, по имени |
конструктора, спроектировавшего |
его, а |
|
иногда серию паровоза |
обозначают свободной буквой |
алфавита. |
|
Например, паровоз серии С разработан Сормовским |
заводом, |
паровоз серии К — Коломенским заводом, паровоз серии Б — Брян
ским заводом, паровоз серии Л обозначен так по имени его кон
структора— Лебедянского. Серия |
модернизированного |
паровоза |
||||||||||||||||||
Л обозначена |
двумя |
буквами |
Л В |
(Ворошиловградский). |
|
|
||||||||||||||
Некоторым |
сериям паровозов, построенным в советское |
вре |
||||||||||||||||||
мя, присвоены |
обозначения из двух |
букв по имени |
и |
фамилии |
||||||||||||||||
руководителей |
партии |
и |
правительства: |
|
ФД — Феликс |
Дзержин |
||||||||||||||
ский, |
СО — Серго |
Орджоникидзе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Многие серии |
паровозов имеют |
еще дополнительные |
обозна |
|||||||||||||||||
чения |
к |
основной |
букве |
(индексы), |
например: С у |
—усиленный, |
||||||||||||||
Э м — модернизированный, |
СО м — с механическим |
углеподатчи |
||||||||||||||||||
ком |
и |
т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На |
некоторых |
паровозах |
изменение |
|
конструкции |
отмечено |
||||||||||||||
цифрой, |
поставленной |
рядом |
с серией |
и обозначающей |
|
нагруз |
||||||||||||||
ку от |
движущей |
оси на рельс в тоннах, |
например: ФД20 — на |
|||||||||||||||||
грузка от оси на рельс |
20 т, ФД21—нагрузка |
21 т, С017, |
С018 |
|||||||||||||||||
или |
С019 — с соответствующими |
этим |
цифрам |
нагрузками |
от |
|||||||||||||||
оси |
на |
рельс. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§ 5. ОСНОВНЫЕ СЕРИИ ПАРОВОЗОВ |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ |
СССР |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Грузовые паровозы. П а р о в о з |
|
Э т и п а |
0-5-0 средней |
мощно |
|||||||||||||||
сти имеет котел с поверхностью нагрева |
около 200 м2, давлением |
|||||||||||||||||||
пара 12 кГ/см2, |
и площадью колосниковой решетки 4,2 м2, |
с паропе |
||||||||||||||||||
регревателем. |
Паровая |
|
машина |
двухцилиндровая |
однократного |
|||||||||||||||
расширения. С 1926 г. паровозы строили с усиленным |
паропере |
|||||||||||||||||||
гревателем, |
несколько |
|
увеличенной |
|
колосниковой |
решеткой |
||||||||||||||
и рядом |
других |
усовершенствований, |
и им |
была |
присвоена се |
|||||||||||||||
рия ЭУ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
В |
1931 г. паровоз |
|
ЭУ подвергся |
дальнейшей |
модернизации. |
||||||||||||||
Котловое давление в нем было повышено |
до 14 кГ/см2, |
соответст |
||||||||||||||||||
венно были усилены детали движущего механизма |
и он получил |
|||||||||||||||||||
название Э м . В 1934 г. этот паровоз |
был еще раз реконструирован: |
|||||||||||||||||||
изменению подвергся |
котел, |
топка |
которого была |
удлинена, что |
дало возможность увеличить площадь колосниковой решетки до 5,09 ж2. Этим паровозам была присвоена серия Эр .
При возобновлении постройки паровозов серии ЭР после Вели кой Отечественной войны был дополнительно усилен пароперегре
ватель, введена централизованная смазка букс |
и проведен ряд |
|||
других усовершенствований. |
|
|
|
|
П а р о в о з ы |
Е к , Е с , Е*, Е л типа 1-5-0, |
построенные в 1915 — |
||
1917 гг., имеют |
поверхность нагрева котла |
около |
240 м2, |
площадь |
колосниковой решетки 6 м2 и двухцилиндровую |
паровую |
машину |
||
однократного расширения. Паровозы Е а и Е м , построенные |
в 1944— |
1946 гг., имеют усиленный пароперегреватель, механический угле податчик, воздушный реверс, централизованную смазку букс и ряд других усовершенствований. Паровоз серии Е спроектирован со ветскими инженерами и строился в США и Канаде.
стов-новаторов, в совершенстве овладевших техникой своего де ла, выработаны и применяются передовые методы эксплуатации
паровозов, обеспечивающие наиболее полное |
их |
использование. |
Выявляя резервы и перевыполняя установленные |
нормы, передо |
|
вые машинисты достигли высоких результатов |
в |
использовании |
мощности и силы тяги паровозов, повышении скорости движения и увеличения веса поездов.
Уже давно известны имена машинистов-новаторов тт. Шуми лова, Лунина, Блаженова, Золотарева, Соловьева, Валяева, Шолкина и других, которые явились инициаторами соревнования за высокую производительность, удлиненные пробеги паровозов и скоростное вождение тяжеловесных поездов.
Многие передовые машинисты немало сделали также для внед рения ряда усовершенствований, которые улучшают работу паро возов, дают экономию топлива, облегчают труд паровозных бригад.
В настоящее время многие депо и паровозные бригады, со ревнуясь за коммунистический труд, широко внедряют научную организацию труда, используют достижения новой техники и пе редовой технологии.
Важнейшим условием исправного содержания и нормальной
безаварийной |
работы паровоза является тщательный и береж |
ный уход за |
ним и повседневный контроль за его состоянием со |
стороны паровозной бригады. |
Лишь при надлежащем уходе можно добиться высоких форсировок котла, полностью использовать мощность паровоза и увели чить пробеги между ремонтами.
Бригада обязана следить за работой каждой части и детали паровоза, своевременно предупреждать и устранять обнаружен ные неисправности, правильно вести отопление паровоза и пита ние котла водой, чтобы обеспечить достаточное количество пара.
Если паровозная бригада не только в совершенстве, овладела своей основной профессией, но и хорошо освоила слесарную спе циальность, это позволяет ей технически грамотно ухаживать за паровозом и поддерживать в исправном состоянии все его части. Такой уход предупреждает неисправности и порчи паровозов в пути следования, приводит к удлинению срока службы деталей паровозов и увеличению межремонтных пробегов.
Одной из главных задач паровозной бригады является макси мальное сокращение расхода топлива. Чтобы достигнуть этого, машинист должен овладеть искусством вождения поездов, а по
мощник |
машиниста — мастерством отопления паровоза, |
приме |
няя наиболее рациональные смеси углей и экономичный |
режим |
|
нефтяных |
форсунок. Паровозная бригада отличным уходом за |
паровозом должна предупреждать появление теплотехнических неисправностей и не допускать пережога топлива.
Нельзя |
допускать |
непроизводительных |
простоев локомотива, |
|
длительных |
задержек |
под снабжением |
топливом, |
песком, |