Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смазкой и на других операциях при экипировке; при вождении поездов бригада должна добиваться высоких скоростей и полной реализации мощности паровоза, всемерно сокращая в пути следо­ вания стоянки для набора воды, чистки топки и прочих техниче­ ских надобностей.

Важное

значение

для правильного

использования

локомоти­

вов имеет согласованная работа всех

служб

железной

дороги,

содружество

в работе

локомотивных

бригад

с движенцами, ва­

гонниками, путейцами. Увеличению полезной работы локомоти­ вов и достижению высоких суточных пробегов и технической ско­

рости

в большой

мере способствует комплексное социалистиче­

ское

соревнование

железнодорожников всех профессий. Тесная

связь локомотивных бригад с диспетчерами способствует свое­ временному проследованию поездов, выполнению и перевыполне­ нию заданных измерителей.

Большое влияние на эффективность использования подвиж­ ного состава, условия труда и отдыха паровозных бригад оказы­ вает способ обслуживания паровозов бригадами. В настоящее время на сети дорог применяют следующие способы обслужива­ ния паровозов: сменный, прикрепленный, с подменой прикреп­ ленных бригад в пункте оборота (метод Свердловской дороги) и с подменой прикрепленных бригад на участке.

Способ обслуживания локомотивов сменными бригадами яв­ ляется экономически выгодным, так как создаются наиболее бла­ гоприятные условия для организации труда и отдыха бригад. Однако он требует организации профилактических осмотров, усиления контроля за качеством ремонта и состоянием узлов и деталей паровоза.

При обслуживании паровозов прикрепленными бригадами, в том числе и с подменой, на них возлагается содержание в исправ­ ном состоянии и служебный ремонт паровоза в период его рабо­ ты между промывками и на промывках. При обслуживании же сменными бригадами обычно служебный ремонт производится ими только между плановыми ремонтами и осмотрами паровозов.

Паровозная бригада выполняет очень ответственную работу. От того, как бригада справляется со своими обязанностями, как она соблюдает установленные правила, во многом зависит свое­ временное и безопасное движение поездов.

§ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ПАРОВОЗОВ

 

Для обеспечения технически исправного содержания

парово­

зов в эксплуатации правилами ремонта предусмотрены

п р о ф и ­

л а к т и ч е с к и й о с м о т р , п р о м ы в о ч н ы й , п о д ъ е м о ч н ы й

и

з а в о д с к о й

р е м о н т ы , которые

производят

после

выполне­

ния установленных

норм пробега

между этими

видами

ремонта

и

осмотра с учетом

технического

состояния паровоза.

 

 

Профилактический осмотр пассажирских паровозов осуществ­

ляют два раза

между промывочными

ремонтами, а грузовых —


«-"1пгн'тгткогп прп-

при норме пробега

между промывочными ремонтами до 7500

км—

один

раз, а при большей норме — два раза. Внепоездные

паро­

возы

осматривают

один раз между

промывочными ремонтами.

Профилактический

осмотр заложен

в графиках оборота локомо­

тивов. Осмотр поездных паровозов осуществляют в стойле основ­ ного депо силами паровозной бригады с привлечением в необхо­ димых случаях слесарей комплексных бригад промывочного ре­ монта. Осмотр внепоездных паровозов, как правило, производят в пунктах их экипировки. Обнаруженные при осмотре неисправно­ сти узлов и деталей устраняют полностью для обеспечения безо­ пасности движения.

При нахождении паровоза в профилактическом осмотре свы­ ше установленной нормы простоя его перечисляют в неэксплуатируемый парк по межпромывочному ремонту.

Промывочный ремонт предназначен для очистки стенок кот­ ла от накипи, удаления шлама и устранения отдельных неисправ­ ностей узлов и деталей. Перед постановкой паровоза в промывоч­ ный ремонт машинист не позднее чем за 48 ч производит запись в книгу ремонта для предварительной заготовки деталей. В ос­ нову записи ремонта берется установленный для данного депо перечень периодического осмотра ответственных деталей и узлов с дополнением выявленного объема ремонта при постановке па­ ровоза на ремонтное стойло.

После установления полного объема ремонта заместитель на­ чальника депо его утверждает и дает оценку в книге ремонта, о качестве ухода локомотивными бригадами за паровозом в про­ цессе эксплуатации. /

Промывочный ремонт паровоза выполняют слесаря комплекс­ ной и специализированных бригад в установленные нормы про­ стоя по графику технологического процесса.

Подъемочный ремонт производят при достижении предельно­ го проката бандажей движущих колесных пар по характеристике

Правил ремонта. При этом виде ремонта

обтачивают

бандажи

паровозных колесных пар, удаляют комплект элементов

паропе­

регревателя, производят частичную выемку дымогарных

труб и

все работы, предусмотренные перечнем периодического

осмотра

ответственных частей установленного для

данного депо.

 

Ремонт тендера осуществляют одновременно с ремонтом паро­ воза. Обточку бандажей тендерных колесных пар производят по характеристике Правил ремонта.

На последнем промывочном ремонте перед постановкой паро­ воза в подъемочный ремонт машинист совместно с котельным мастером и мастером цеха промывочного ремонта производят предварительную запись объема лодъемочного ремонта. Оконча­ тельный объем ремонта определяют после разборки узлов и де­ талей паровоза и тендера с утверждением его заместителем на­ чальника депо.

Подъемочный ремонт осуществляют слесаря комплексной и специализированных бригад по графикам тех:

Гос. публичная научно - т е х н и ї в Щ&я библиотека С С С Р ЭКЗЕМПЛЯР


цесса сетевого планирования и управления (СПУ) в установлен­ ные нормы простоя. Качество ремонта определяют пробной поездкой с устранением после чего всех обнаруженных недо­ статков.

Заводской ремонт паровоза выполняют на заводе. В завод­ ской ремонт направляют паровозы после выполнения установлен­ ного межремонтного пробега с учетом его технического состоя­ ния. Начальник депо может продлить работу паровоза до завод­ ского ремонта, учитывая его техническое состояние.

При заводском ремонте паровоза производят, как правило, снятие паровозного котла с рамы с выемкой комплектно дымо­ гарных и жаровых труб и пароперегревателя, замену стенок топ­ ки и барабанов цилиндрической части, смену ослабших привалочных болтов паровых цилиндров, замену дефектных цилиндров паровых машин с гидравлическим их испытанием и проверкой положения цилиндров на раме, вварку ©ставок в раму паровоза, смену поврежденных межрамных скреплений, снятие водяного бака тендера с рамы (через ремонт), замену поврежденных пят­ ников, подпятников, шкворневых балок и других узлов и деталей согласно Правилам заводского ремонта паровозов.

В 1971 г. организовано производство заводского" ремонта в наиболее оснащенных паровозных депо дорог. Ремонт осуществ­ ляют по специальной характеристике, отличающейся от Правил заводского ремонта. Заводской ремонт паровозов в условиях де­ по производится после выполнения установленной нормы межре­ монтного пробега и если по техническому состоянию требуется произвести одну из следующих работ сверх объема подъемочного ремонта: ©варку лент на боковые и заднюю стенки или решет­

ку

огневой

коробки,

смену более 30%

дымогарных и жаровых

труб и одновременно

постановку замкнутых или угловых вставок

на

стенках

огневой

коробки; заварку

трещин в барабанах ци­

линдрической части котла по границе приварки прокладки люкалаза или сухопарного колпака с постановкой клепаной накладки; полное освидетельствование котла; смену болтов в соединении с рамой; заварку трещин в раме; заварку трещин с постановкой усиливающих накладок в межрамных скреплениях (не требую­ щие отъемки от места); вварку вставок в стенки или днище бака тендера. Качество ремонта во всех случаях проверяют пробной поездкой с устранением после чего всех обнаруженных недо­ статков.

Для улучшения организации и повышения качества произво­ димых работ при ремонте паровозов широко применяют такие наиболее прогрессивные методы, как сетевое планирование и уп­ равление (СПУ), бездефектная сдача продукции с первого предъявления, поточные линии ремонта узлов и деталей и др.

Внедрение при .ремонте типовых графиков СПУ, разработан­ ных по сериям паровозов и видам их ремонта, систематическая оптимизация их на основе анализа исполненных графиков, как показывает опыт передовых коллективов, позволяет: сократить


простои локомотивов в ремонте и без расширения производствен­ ных площадей увеличить программу ремонта; увеличить произво­

дительность труда

ремонтников; производить равномерную

загрузку комплексных

и специализированных бригад в течение сме­

ны и месяца; содержать минимальный неснижаемый технологи­ ческий запас узлов и деталей паровозов в заготовительном цехе; снижать стоимость ремонта. Применение при этой системе дис­ петчерской централизации, а также двусторонней селекторной связи и электрифицированных сетевых графиков позволяет опе­ ративно контролировать ход выполнения работ в установленные сроки.

Паровоз в целом считается сданным из ремонта с первого предъявления, если на нем выполнены все работы, предусмотрен­ ные соответствующим видом ремонта, и он принят без замечаний со стороны принимающих лиц. Основным принципом бездефектно­ го ремонта паровоза и сдачи его с первого предъявления является самоконтроль исполнителей и их полная ответственность за каче­ ство выполненной работы. При этом производственно-технической базой высокого качества ремонта должна быть научная органи­ зация труда, т. е. высокая степень организации и культуры произ­ водства, прогрессивная технология, максимальная механизация трудоемких процессов, создание неснижаемого технологического и эксплуатационного запаса узлов и деталей. Если исполнитель еже­ месячно сдает продукцию с первого предъявления, ему вручают диплом качества, разрешающий сдачу продукции без предъявле­ ния контролеру или приемщику. При допущении брака он лиша­ ется диплома.

Поточная линия ремонта представляет собой комплекс техноло­ гического, контрольного и транспортного оборудования. При этом оборудование расположено последовательно выполнению ремонт­ ных операций узла, как, например, дымогарных и жаровых труб, элементов пароперегревателя, подшипников и др. Применение по­ точных линий позволяет полностью решить вопросы комплексной механизации по каждой ремонтной операции, повысить производи­ тельность труда исполнителей и снизить себестоимость ремонта.


Р а з д е л

ПАРОВОЗНЫЙ КОТЕЛ

Г л а в а 2

ТОПКА

§ 8. ПАРАМЕТРЫ КОТЛА. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ТОПКИ

Паровозный котел (рис. 9) состоит из трех основных частей: топки А, цилиндрической части Б и дымовой камеры В. В котле располагаются дымогарные и жаровые трубы, гарнитура, армату­ ра, паропровод, регулятор, пароперегреватель и другое вспомога­ тельное оборудование.

В топке в результате сжигания топлива выделяется тепло, ко­ торое частично используется для приготовления пара. В цилиндри­ ческой части котла топочные газы продолжают отдавать тепло котловой воде, омывающей трубы, а также пару, протекающему по пароперегревателю.

Количество воды в котле должно быть таким, чтобы она закры­ вала потолок огневой коробки, жаровые и дымогарные трубы. Пло-

Ыесто постановки Отверстие Зля

Рис. 9. Котел паровоза:

А — топка;

Б — цилиндрическая часть;

В — дымовая

камера; / — укрепление

передней

решетки;

2— передняя решетка; 3— сухопарник;

4— укрепление лобового

листа;

 

5 — дымогарные

трубы; 6 — жаровые трубы

 

щадь открытой поверхности воды в котле называют

з е р к а л о м

и с п а р е н и я . Образующийся в котле пар заполняет

пространство

над поверхностью

воды (зеркалом испарения), называемое п а р о ­

вым о б ъ е м о м ,

а пространство котла, заполненное

водой,-—во­

д я н ы м о б ъ е м о м .

Паровой объем и площадь зеркала испарения котла на различ­ ных сериях паровозов неодинаковы. Например, на паровозе Л па­

ровой объем равен 5,36 м3, площадь

зеркала

испарения 14,1

м2, а

на паровозе СО соответственно — 4,7

м3 и 13,2

м2.

 

Уровень воды в котле всегда

колеблется в некоторых допусти­

мых пределах в зависимости от

интенсивности образования

пара

и пополнения котла водой. Колебание уровня воды в котле вызы­

вает некоторое изменение парового объема и

величины

зеркала

испарения: с повышением уровня воды паровой объем

и зер­

кало испарения уменьшаются, с понижением

уровня — увеличива­

ются.

 

 

 

Поверхность огневой коробки, дымогарных

и жаровых

труб,

омываемая

водой, называется и с п а р я ю щ е й

п о в е р х н о с т ь ю

н а г р е в а

к о т л а . Эта поверхность и наружная поверхность эле­

ментов пароперегревателя, расположенных в жаровых трубах, со­ ставляют п о л н у ю и л и о б щ у ю поверхность н а г р е в а к о т л а . Чем мощнее паровоз, тем больше размеры котла и поверхность его нагрева. Испаряющая поверхность нагрева котла основных серий паровозов указана в § 5. Все современные паровозы оборудованы пароперегревателями с поверхностью нагрева от 100 до 150 м2, и поэтому общая поверхность нагрева котла значительно возрастает.

Чтобы обеспечить паровую машину паровоза необходимым ко­ личеством пара определенной температуры и давления, котел дол­

жен иметь достаточную для этого

паропроизводительность (мощ­

ность) . П а р о п р о и з в о д и т е л ь н

о с т ь ю называют

способность

котла приготовлять в единицу времени определенное

количество

пара рабочего давления. При этом потребное количество пара в за­ данных параметрах должно быть получено ic минимальной затра­ той топлива. Паропроизводительность определяется величиной ис­

паряющей поверхности нагрева и форсировкой

(паронапряжением)

котла. Ф о р с и р о в к о й

котла

называют количество пара

кг),

получаемое с единицы площади

(1

м2)

испаряющей

поверхности

нагрева в единицу времени (1

ч). Современные паровозы

имеют

расчетные форшровки

поверхности

нагрева

котла до 80

кг/мг

(табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

Величина форсировки котла

может

изменяться

в зависимости

от условий работы паровоза и в свою очередь зависит от площади колосниковой решетки и ее напряженности, т. е. количества кило­ граммов угля или мазута, которое может быть сожжено на 1 ж2 по­ верхности колосниковой решетки в течение 1 ч, а также от испарительности топлива — количества килограммов пара, которое может быть получено при сгорании 1 кг топлива. Кроме того, на паропро­ изводительность котла оказывают влияние еще объем топки, объем