Файл: Хмелевский А.В. Паровоз. (Устройство, работа и ремонт) учебник для техн. шк. ж.-д. трансп.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
смазкой и на других операциях при экипировке; при вождении поездов бригада должна добиваться высоких скоростей и полной реализации мощности паровоза, всемерно сокращая в пути следо вания стоянки для набора воды, чистки топки и прочих техниче ских надобностей.
Важное |
значение |
для правильного |
использования |
локомоти |
|
вов имеет согласованная работа всех |
служб |
железной |
дороги, |
||
содружество |
в работе |
локомотивных |
бригад |
с движенцами, ва |
гонниками, путейцами. Увеличению полезной работы локомоти вов и достижению высоких суточных пробегов и технической ско
рости |
в большой |
мере способствует комплексное социалистиче |
ское |
соревнование |
железнодорожников всех профессий. Тесная |
связь локомотивных бригад с диспетчерами способствует свое временному проследованию поездов, выполнению и перевыполне нию заданных измерителей.
Большое влияние на эффективность использования подвиж ного состава, условия труда и отдыха паровозных бригад оказы вает способ обслуживания паровозов бригадами. В настоящее время на сети дорог применяют следующие способы обслужива ния паровозов: сменный, прикрепленный, с подменой прикреп ленных бригад в пункте оборота (метод Свердловской дороги) и с подменой прикрепленных бригад на участке.
Способ обслуживания локомотивов сменными бригадами яв ляется экономически выгодным, так как создаются наиболее бла гоприятные условия для организации труда и отдыха бригад. Однако он требует организации профилактических осмотров, усиления контроля за качеством ремонта и состоянием узлов и деталей паровоза.
При обслуживании паровозов прикрепленными бригадами, в том числе и с подменой, на них возлагается содержание в исправ ном состоянии и служебный ремонт паровоза в период его рабо ты между промывками и на промывках. При обслуживании же сменными бригадами обычно служебный ремонт производится ими только между плановыми ремонтами и осмотрами паровозов.
Паровозная бригада выполняет очень ответственную работу. От того, как бригада справляется со своими обязанностями, как она соблюдает установленные правила, во многом зависит свое временное и безопасное движение поездов.
§ 7. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ПАРОВОЗОВ |
|
Для обеспечения технически исправного содержания |
парово |
зов в эксплуатации правилами ремонта предусмотрены |
п р о ф и |
л а к т и ч е с к и й о с м о т р , п р о м ы в о ч н ы й , п о д ъ е м о ч н ы й
и |
з а в о д с к о й |
р е м о н т ы , которые |
производят |
после |
выполне |
||
ния установленных |
норм пробега |
между этими |
видами |
ремонта |
|||
и |
осмотра с учетом |
технического |
состояния паровоза. |
|
|||
|
Профилактический осмотр пассажирских паровозов осуществ |
||||||
ляют два раза |
между промывочными |
ремонтами, а грузовых — |
при норме пробега |
между промывочными ремонтами до 7500 |
км— |
||
один |
раз, а при большей норме — два раза. Внепоездные |
паро |
||
возы |
осматривают |
один раз между |
промывочными ремонтами. |
|
Профилактический |
осмотр заложен |
в графиках оборота локомо |
тивов. Осмотр поездных паровозов осуществляют в стойле основ ного депо силами паровозной бригады с привлечением в необхо димых случаях слесарей комплексных бригад промывочного ре монта. Осмотр внепоездных паровозов, как правило, производят в пунктах их экипировки. Обнаруженные при осмотре неисправно сти узлов и деталей устраняют полностью для обеспечения безо пасности движения.
При нахождении паровоза в профилактическом осмотре свы ше установленной нормы простоя его перечисляют в неэксплуатируемый парк по межпромывочному ремонту.
Промывочный ремонт предназначен для очистки стенок кот ла от накипи, удаления шлама и устранения отдельных неисправ ностей узлов и деталей. Перед постановкой паровоза в промывоч ный ремонт машинист не позднее чем за 48 ч производит запись в книгу ремонта для предварительной заготовки деталей. В ос нову записи ремонта берется установленный для данного депо перечень периодического осмотра ответственных деталей и узлов с дополнением выявленного объема ремонта при постановке па ровоза на ремонтное стойло.
После установления полного объема ремонта заместитель на чальника депо его утверждает и дает оценку в книге ремонта, о качестве ухода локомотивными бригадами за паровозом в про цессе эксплуатации. /
Промывочный ремонт паровоза выполняют слесаря комплекс ной и специализированных бригад в установленные нормы про стоя по графику технологического процесса.
Подъемочный ремонт производят при достижении предельно го проката бандажей движущих колесных пар по характеристике
Правил ремонта. При этом виде ремонта |
обтачивают |
бандажи |
паровозных колесных пар, удаляют комплект элементов |
паропе |
|
регревателя, производят частичную выемку дымогарных |
труб и |
|
все работы, предусмотренные перечнем периодического |
осмотра |
|
ответственных частей установленного для |
данного депо. |
|
Ремонт тендера осуществляют одновременно с ремонтом паро воза. Обточку бандажей тендерных колесных пар производят по характеристике Правил ремонта.
На последнем промывочном ремонте перед постановкой паро воза в подъемочный ремонт машинист совместно с котельным мастером и мастером цеха промывочного ремонта производят предварительную запись объема лодъемочного ремонта. Оконча тельный объем ремонта определяют после разборки узлов и де талей паровоза и тендера с утверждением его заместителем на чальника депо.
Подъемочный ремонт осуществляют слесаря комплексной и специализированных бригад по графикам тех:
Гос. публичная научно - т е х н и ї в Щ&я библиотека С С С Р ЭКЗЕМПЛЯР
цесса сетевого планирования и управления (СПУ) в установлен ные нормы простоя. Качество ремонта определяют пробной поездкой с устранением после чего всех обнаруженных недо статков.
Заводской ремонт паровоза выполняют на заводе. В завод ской ремонт направляют паровозы после выполнения установлен ного межремонтного пробега с учетом его технического состоя ния. Начальник депо может продлить работу паровоза до завод ского ремонта, учитывая его техническое состояние.
При заводском ремонте паровоза производят, как правило, снятие паровозного котла с рамы с выемкой комплектно дымо гарных и жаровых труб и пароперегревателя, замену стенок топ ки и барабанов цилиндрической части, смену ослабших привалочных болтов паровых цилиндров, замену дефектных цилиндров паровых машин с гидравлическим их испытанием и проверкой положения цилиндров на раме, вварку ©ставок в раму паровоза, смену поврежденных межрамных скреплений, снятие водяного бака тендера с рамы (через ремонт), замену поврежденных пят ников, подпятников, шкворневых балок и других узлов и деталей согласно Правилам заводского ремонта паровозов.
В 1971 г. организовано производство заводского" ремонта в наиболее оснащенных паровозных депо дорог. Ремонт осуществ ляют по специальной характеристике, отличающейся от Правил заводского ремонта. Заводской ремонт паровозов в условиях де по производится после выполнения установленной нормы межре монтного пробега и если по техническому состоянию требуется произвести одну из следующих работ сверх объема подъемочного ремонта: ©варку лент на боковые и заднюю стенки или решет
ку |
огневой |
коробки, |
смену более 30% |
дымогарных и жаровых |
труб и одновременно |
постановку замкнутых или угловых вставок |
|||
на |
стенках |
огневой |
коробки; заварку |
трещин в барабанах ци |
линдрической части котла по границе приварки прокладки люкалаза или сухопарного колпака с постановкой клепаной накладки; полное освидетельствование котла; смену болтов в соединении с рамой; заварку трещин в раме; заварку трещин с постановкой усиливающих накладок в межрамных скреплениях (не требую щие отъемки от места); вварку вставок в стенки или днище бака тендера. Качество ремонта во всех случаях проверяют пробной поездкой с устранением после чего всех обнаруженных недо статков.
Для улучшения организации и повышения качества произво димых работ при ремонте паровозов широко применяют такие наиболее прогрессивные методы, как сетевое планирование и уп равление (СПУ), бездефектная сдача продукции с первого предъявления, поточные линии ремонта узлов и деталей и др.
Внедрение при .ремонте типовых графиков СПУ, разработан ных по сериям паровозов и видам их ремонта, систематическая оптимизация их на основе анализа исполненных графиков, как показывает опыт передовых коллективов, позволяет: сократить
простои локомотивов в ремонте и без расширения производствен ных площадей увеличить программу ремонта; увеличить произво
дительность труда |
ремонтников; производить равномерную |
загрузку комплексных |
и специализированных бригад в течение сме |
ны и месяца; содержать минимальный неснижаемый технологи ческий запас узлов и деталей паровозов в заготовительном цехе; снижать стоимость ремонта. Применение при этой системе дис петчерской централизации, а также двусторонней селекторной связи и электрифицированных сетевых графиков позволяет опе ративно контролировать ход выполнения работ в установленные сроки.
Паровоз в целом считается сданным из ремонта с первого предъявления, если на нем выполнены все работы, предусмотрен ные соответствующим видом ремонта, и он принят без замечаний со стороны принимающих лиц. Основным принципом бездефектно го ремонта паровоза и сдачи его с первого предъявления является самоконтроль исполнителей и их полная ответственность за каче ство выполненной работы. При этом производственно-технической базой высокого качества ремонта должна быть научная органи зация труда, т. е. высокая степень организации и культуры произ водства, прогрессивная технология, максимальная механизация трудоемких процессов, создание неснижаемого технологического и эксплуатационного запаса узлов и деталей. Если исполнитель еже месячно сдает продукцию с первого предъявления, ему вручают диплом качества, разрешающий сдачу продукции без предъявле ния контролеру или приемщику. При допущении брака он лиша ется диплома.
Поточная линия ремонта представляет собой комплекс техноло гического, контрольного и транспортного оборудования. При этом оборудование расположено последовательно выполнению ремонт ных операций узла, как, например, дымогарных и жаровых труб, элементов пароперегревателя, подшипников и др. Применение по точных линий позволяет полностью решить вопросы комплексной механизации по каждой ремонтной операции, повысить производи тельность труда исполнителей и снизить себестоимость ремонта.
Р а з д е л
ПАРОВОЗНЫЙ КОТЕЛ
Г л а в а 2
ТОПКА
§ 8. ПАРАМЕТРЫ КОТЛА. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ТОПКИ
Паровозный котел (рис. 9) состоит из трех основных частей: топки А, цилиндрической части Б и дымовой камеры В. В котле располагаются дымогарные и жаровые трубы, гарнитура, армату ра, паропровод, регулятор, пароперегреватель и другое вспомога тельное оборудование.
В топке в результате сжигания топлива выделяется тепло, ко торое частично используется для приготовления пара. В цилиндри ческой части котла топочные газы продолжают отдавать тепло котловой воде, омывающей трубы, а также пару, протекающему по пароперегревателю.
Количество воды в котле должно быть таким, чтобы она закры вала потолок огневой коробки, жаровые и дымогарные трубы. Пло-
Ыесто постановки Отверстие Зля
Рис. 9. Котел паровоза:
А — топка; |
Б — цилиндрическая часть; |
В — дымовая |
камера; / — укрепление |
передней |
решетки; |
2— передняя решетка; 3— сухопарник; |
4— укрепление лобового |
листа; |
|
|
5 — дымогарные |
трубы; 6 — жаровые трубы |
|
щадь открытой поверхности воды в котле называют |
з е р к а л о м |
|
и с п а р е н и я . Образующийся в котле пар заполняет |
пространство |
|
над поверхностью |
воды (зеркалом испарения), называемое п а р о |
|
вым о б ъ е м о м , |
а пространство котла, заполненное |
водой,-—во |
д я н ы м о б ъ е м о м .
Паровой объем и площадь зеркала испарения котла на различ ных сериях паровозов неодинаковы. Например, на паровозе Л па
ровой объем равен 5,36 м3, площадь |
зеркала |
испарения 14,1 |
м2, а |
|
на паровозе СО соответственно — 4,7 |
м3 и 13,2 |
м2. |
|
|
Уровень воды в котле всегда |
колеблется в некоторых допусти |
|||
мых пределах в зависимости от |
интенсивности образования |
пара |
и пополнения котла водой. Колебание уровня воды в котле вызы
вает некоторое изменение парового объема и |
величины |
зеркала |
|
испарения: с повышением уровня воды паровой объем |
и зер |
||
кало испарения уменьшаются, с понижением |
уровня — увеличива |
||
ются. |
|
|
|
Поверхность огневой коробки, дымогарных |
и жаровых |
труб, |
|
омываемая |
водой, называется и с п а р я ю щ е й |
п о в е р х н о с т ь ю |
|
н а г р е в а |
к о т л а . Эта поверхность и наружная поверхность эле |
ментов пароперегревателя, расположенных в жаровых трубах, со ставляют п о л н у ю и л и о б щ у ю поверхность н а г р е в а к о т л а . Чем мощнее паровоз, тем больше размеры котла и поверхность его нагрева. Испаряющая поверхность нагрева котла основных серий паровозов указана в § 5. Все современные паровозы оборудованы пароперегревателями с поверхностью нагрева от 100 до 150 м2, и поэтому общая поверхность нагрева котла значительно возрастает.
Чтобы обеспечить паровую машину паровоза необходимым ко личеством пара определенной температуры и давления, котел дол
жен иметь достаточную для этого |
паропроизводительность (мощ |
|
ность) . П а р о п р о и з в о д и т е л ь н |
о с т ь ю называют |
способность |
котла приготовлять в единицу времени определенное |
количество |
пара рабочего давления. При этом потребное количество пара в за данных параметрах должно быть получено ic минимальной затра той топлива. Паропроизводительность определяется величиной ис
паряющей поверхности нагрева и форсировкой |
(паронапряжением) |
||||||
котла. Ф о р с и р о в к о й |
котла |
называют количество пара |
(в кг), |
||||
получаемое с единицы площади |
(1 |
м2) |
испаряющей |
поверхности |
|||
нагрева в единицу времени (1 |
ч). Современные паровозы |
имеют |
|||||
расчетные форшровки |
поверхности |
нагрева |
котла до 80 |
кг/мг-ч |
|||
(табл. 1). |
|
|
|
|
|
|
|
Величина форсировки котла |
может |
изменяться |
в зависимости |
от условий работы паровоза и в свою очередь зависит от площади колосниковой решетки и ее напряженности, т. е. количества кило граммов угля или мазута, которое может быть сожжено на 1 ж2 по верхности колосниковой решетки в течение 1 ч, а также от испарительности топлива — количества килограммов пара, которое может быть получено при сгорании 1 кг топлива. Кроме того, на паропро изводительность котла оказывают влияние еще объем топки, объем