Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 285

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

скважин, скорости бурения и удельных норм затрат. Одни из этих факторов влияют в каждом интервале глубины, другие — начиная лишь с определенной глубины и т. п. Себестоимость 1 м проходки с увеличением глубины бурения меняется преимущественно при изменении диаметра скважин главным образом за счет затрат на проходку и крепление. Однако характер изменения отдельных затрат на строительство скважин различен.

Обобщение и анализ проектных и фактических данных показы­ вают, что отдельные затраты на сооружение скважин в зависимости от особенностей их изменения с глубиной можно объединить в сле­ дующие группы.

1. Затраты, зависящие одновременно от изменения скорости бурения и влияния глубины скважин на удельные нормы затрат. Изменение глубины бурения влияет на эту группу затрат двояко: а) изменяется скорость бурения, а следовательно, и зависящие от нее затраты; б) возрастают удельные нормы этих затрат. К таким затра­ там относятся: оплата труда буровой бригады, оплата труда допол­ нительных рабочих по приготовлению промывочной жидкости, амортизация бурового оборудования, вышки, крупных блоков, износ инструмента, энергия. На Карабулак-Ачалукском место­ рождении (Чечено-Ингушская АССР) при увеличении глубины сква­ жин с 2000 до 3000, 4000 и 4500 м расчетная себестоимость 1 м про­ ходки по этой группе затрат возрастает соответственно в 1,6; 2,86

и3,6 раза.

2.Затраты, зависящие одновременно от изменения скорости бурения и влияния диаметра скважин на удельные нормы затрат. Изменение глубины бурения влияет и на эту группу затрат: 1) изме­ няется скорость бурения, а следовательно, и зависящие от нее за­

траты; 2) изменение диаметра скважин с глубиной воздействует на удельные нормы затрат. Эта группа включает затраты на глину, химические реагенты, утяжелители и их транспортировку. На даннОхМ месторождении с увеличением глубины скважин с 2000 до 4000

и4500 м эти затраты возрастают соответственно на 18 и 70%.

3.Затраты, зависящие от скорости бурения. К этой группе за­ трат, которые с глубиной скважин изменяются лишь вследствие изменения скорости бурения, практически (с известным упрощением) относятся: содержание бурового оборудования и инструмента; содер­ жание и транспортировка турбобуров; Содержание бурильных труб; спецтранспорт; материалы и запасные части, расходуемые в процессе эксплуатации бурового оборудования; вода техническая. На Кара­ булак-Ачалукском месторождении при увеличении глубины скважин с 2000 до 4000 и 4500 м расчетная себестоимость 1 м проходки по этим затратам возрастает соответственно в 2,05 и 2,43 раза.

4.Затраты, зависящие непосредственно от глубины и диаметра скважин: стоимость обсадных труб, цемента с тарой, цементирова­ ния, проката долот и их транспорта, износ бурильных труб, затраты но опрессовке бурильных труб и проезду агрегатов для опрессовки. На рассматриваемом месторождении при увеличении глубины сква-

■470


жин с 2000 до 4000 и 4500 м сеоестоимость 1 м проходки по этой группе затрат возрастает соответственно в 1,44 и 2,28 раза.

5. Затраты, связанные с глубиной скважин. Эта группа состоит из затрат, абсолютная сумма которых возрастает с достижением

определенных

глубин при одновременном снижении их уровня на

1 м проходки.

К таким затратам относятся: стоимость подготови­

тельных работ к строительству скважин, вышкостроения и монтажа оборудования, подготовительных работ к бурению, испытания сква­ жин на продуктивность. Темп увеличения этих затрат не пропорци­ онален росту глубины, а отстает от него. На данном месторождении при увеличении глубины с 2000 до 4000 и 4500 м уровень этих затрат снижается соответственно на 38 и 42% на 1 м проходки.

6, Затраты на промыслово-геофизические работы зависят от при­ меняемого комплекса исследований и их стоимости, возрастающей с глубины 2500 м в каждом последующем интервале глубины.

Накладные расходы при действующем методе их распределения зависят от объема прямых затрат, возрастающих с глубиной скважин.

Динамика уровня расчетной себестоимости 1 м проходки разве­ дочных скважин на Карабулак-Ачалукском месторождении в разрезе указанных групп позволяет сделать следующие выводы:

1)себестоимость 1 м проходки законченных скважин при увели­ чении глубины с 2000 до 4500 м возрастает в 2,08 раза, главным обра­ зом за счет первой, третьей и четвертой групп затрат;

2)средний уровень себестоимости 1 м проходки, как правило, прогрессивно нарастает, и размер его увеличения на 100 м проходки

относительно начальной глубины 2000 м при глубинах 2500, 3000, 4000 и 4500 м составляет соответственно 0,73; 1,24; 2,85 и 4,11 руб.; 3) удельный вес затрат, связанных со скоростью бурения, при увеличении глубины 2000 до 4500 м возрастает с 55 до 68%, что подчеркивает первостепенное значение ускорения бурения глубоких

скважин для их удешевления.

Характер изменения стоимости бурения с увеличением глубины

скважин определяется рядом

условий — геолого-техническими

особенностями разбуриваемых

площадей, освоением глубокого

и сверхглубокого бурения и т. д.

 

Источники и пути снижения себестоимости буровых работ

Главные пути снижения себестоимости — это совершенствованиебуровой техники и технологии, организации производства труда, рассмотренные в других главах. Поэтому ниже показываются пре­ имущественно источники экономии без детального изложения путей

их использования.

Бурение нефтяных и газовых скважин — материалоемкая отрасль строительного производства. Материальные затраты соста­ вляют до 40% и более всей себестоимости буровых работ. Их удель­ ный вес колеблется в зависимости от многих факторов — горно­ геологических условий, технического и организационного уровня

471


производства работ, качества материалов, условий снабжения, районной дифференциации цен и т. д.

Ранее охарактеризованные (глава V) направления совершенство­ вания производства — упрощение и облегчение конструкций скважин, внедрение прогрессивных методов сооружения буровых, рациональное применение кустового бурения, улучшение технологии приготовления и применения промывочных жидкостей, ускорение бурения скважин, массовое использование испытателей пластов и др. — это одновременно и главные пути экономии материальных затрат.

Экономия материальных затрат часто сдерживается поставкой труб несоответствующего сортамента, недостатками в подборе долот, неэффективной заменой баритового утяжелителя железистым, не­ удовлетворительным качеством отдельных материалов, несовершен­ ной организацией водопотребления и др.

При бурении скважин на большие глубины и в осложненных условиях особенно возрастает значение повторного использования дефицитного и дорогостоящего утяжелителя при помощи эффектив­ ных установок для регенерации утяжелителя и других мероприятий.

Значительная энергоемкость и особый характер электрических нагрузок придают важное значение экономии энергетических затрат, составляющих в эксплуатационном бурении 7,0, а в разведочном — 9,0% всей себестоимости буровых работ. Удельный вес этих затрат колеблется в зависимости от вида силового привода, способа бурения, глубины и диаметра скважин, скорости бурения, степени раци­ онального использования энергии, тарифов на энергию и др.

Около 85% объема разведочного бурения еще осуществляется с использованием дизельного привода. Между тем электрификация буровых работ повышает производительность труда и улучшает его условия-, сокращает транспорт грузов, ускоряет и удешевляет буре­ ние, способствует улучшению использования производственных фон­ дов. Применение дизельного привода связано со значительным рас­ ходом запасных частей, повышенным временем ремонтных работ, транспортом дизельного топлива, а также привлечением специаль­ ного обслуживающего персонала (дизелистов буровых установок).

Весьма эффективны следующие пути экономии электроэнергии: 1) повышение скорости бурения на основе совершенствования тех­ ники, технологии и организации производства; 2) уменьшение диа­ метра скважин; 3) рациональный выбор мощности электродвигателей и обеспечение наивыгоднейших режимов их работы; 4) использование для вспомогательных операций (свинчивание, развинчивание, под­ таскивание труб и др.) отдельных приводов; 5) высокое качество монтажа, эксплуатации и капитального ремонта бурового и энерге­ тического оборудования; 6) автоматизация производственных процессов и др.

Крупный источник снижения себестоимости буровых работ — повышение производительности труда. Главные факторы его исполь­ зования: технический прогресс, улучшение организации произ-

472

Ч


водства, труда и управления, повышение культурно-технического- уровня кадров, обобщение и распространение опыта передовых буровых и вышкомонтажных бригад. Среди мероприятий по научной организации труда особой эффективностью отличаются: специализа­ ция работ по строительству и монтажу вышек с применением инду­ стриального метода сооружения буровых; производственный инструк­ таж на рабочем месте и разработка типовых карт организации труда; совершенствование нормирования; внедрение методов сетевого планирования и др. Значительный эффект дал переход к новой форме организации труда и управления производством, основанной на углублении специализации основного производства, централизации подсобно-вспомогательных хозяйств, создании инженерно-техноло­ гических служб для непосредственного руководства производствен­ ными объектами (см. главу IV).

Транспортные расходы буровых предприятий колеблются в зави­ симости от ряда факторов (глубины скважин, условий бурения, вида привода, типа бурового оборудования, инструмента и буровых сооружений, расстояния перевозок грузов и др.) и составляют 15—

17% и более общей себестоимости буровых работ.

Существенные

резервы снижения этих расходов заключены в:

1) приближении

баз материально-технического снабжения к буро­

вым; 2) рационализации сети автохозяйств; 3) внедрении новой авто­

мобильной техники;

4) широком развитии перевозок

автопоездами;

5)

увеличении парка

специальных

автомобилей и

погрузчиков;

6)

использовании более дешевого

железнодорожного

транспорта

и более экономичных типов автомобилей; 7) улучшении использова­ ния транспортных средств и др.

Важный источник экономии — снижение накладных расходов. На накладные расходы в среднем по СССР приходится 11,6% всей себестоимости эксплуатационного и 12,0% разведочного бурения.

Кглавным резервам снижения накладных расходов относятся:

1)повышение скорости бурения; 2) рациональное построение сети буровых предприятий и совершенствование Их структуры; 3) после­ довательное проведение строгого режима экономии; 4) ликвидация непроизводительных расходов (штрафов за нарушение хозяйственных

договоров, несвоевременную оплату счетов поставщиков и т. п.). Одним из источников снижения себестоимости строительства скважин является улучшение использования основных фондов. Последнее влияет на себестоимость бурения, прежде всего через их амортизацию. Амортизационные отчисления не зависят от изменения уровня использования основных фондов, что сказывается на вели­ чине амортизации на 1 м проходки. Снижение себестоимости стро­ ительства скважин сдерживается недостатками использования основных фондов как во времени, так и по их производительности в единицу полезного времени (см. главу IX). К увеличению себе­ стоимости, например ведет бездействие основных фондов, неполное использование рабочего времени, применение оборудования, не

соответствующего производственным условиям работы и др.

4та


Первостепенным условием использования всех источников сни­ жения себестоимости и улучшения других экономических показате­ лей является постоянное совершенствование буровой техники и тех­ нологии, которое влияет на себестоимость строительства скважин многообразными путями. К ним, в частности, относятся: повышение моптажеспособности оборудования и сокращение продолжительности сооружения буровых; ускорение механического бурения, спуско­ подъемных и других работ; общее ускорение бурения; сокращение затрат труда; снижение материальных затрат (долот, труб, цемента, утяжелителей, химических реагентов, энергии и т. п.); сокращение времени опробования скважин и др.

Отдельные направления технического прогресса одновременно влияют на ряд йсточников снижения себестоимости буровых работ.

§ 7. СЕБЕСТОИМОСТЬ ДОБЫЧИ НЕФТИ И ГАЗА II ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Снижение себестоимости добычи нефти и газа — важный фактор повышения народнохозяйственной эффективности, опережающих темпов развития нефтедобывающей промышленности.

За 1951—1970 гг. себестоимость добычи нефти и газа снизилась (в сопоставимых ценах и без отчислений на геологоразведочные работы) на 46,6% при определяющей роли важнейших нефтедобыва­ ющих центров страны — Татарии, Башкирии и Куйбышевской области. Однако за 1966—1970 гг. она возросла на 7,9% в условиях перехода группы крупных месторождений к менее эффективной стадии разработки. В 1971—1975 гг. предстоит снизить себестоимость продукции нефтедобывающей промышленности на 2,4%.

Уровень себестоимости добычи нефти и газа в разных нефтедобы­ вающих районах страны неодинаков. Так, в 1972 г. в Азербайджане он был в 3,8, на Кубани в 2,5, на Дальнем Востоке в 5,8 и в Киргизии в 7,1 раза выше, чем в Татарии. Значительны также различия уровня себестоимости внутри каждого нефтедобывающего района.

Резкие колебания уровня себестоимости добычи нефти и газа обусловлены огромным многообразием природных условий раз­ работки многочисленных месторождений и залежей, сменой стадий их разработки, а также влиянием технико-технологических и орга­ низационно-экономических факторов.

Особенности формирования себестоимости и характеристика затрат

Формирование себестоимости добычи нефти и газа органически связано с комплексом сложных и многообразных процессов геолого­ разведки, разработки нефтяных месторождений, эксплуатации сква­ жин и нефтепромыслового хозяйства.

Разработка и эксплуатация нефтяных месторождений происходят в течение длительного периода и включают разбуривание залежей, управление движением жидкостей и газа в пласте к забоям эксплу­ атационных скважин, подъем жидкостей по стволу скважин на

-474