тий и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества. Нормативы в этот фонд от амортизации дифференцированы по отрас лям. В частности, буровыми организациями в этот фонд направляется 45% амортизационных отчислений на полное восстановление основ ных фондов, а нефтедобывающими предприятиями — 30% аморти зации, предназначенной на восстановление стоимости основных фон дов (исключая стоимость скважин).
Отчисления в фонд развития производсДва от прибыли выражаются в виде процентов от прибыли. Величина отчислений от прибыли тем больше, чем выше плановые задания по росту реализации про дукции (прибыли) и уровню рентабельности. Если предприятие перевыполняет план реализации продукции (прибыли) или превы шает плановый уровень рентабельности, в фонд развития произ водства отчисляются дополнительные средства, однако по понижен ным нормативам. При недовыполнении плана отчисления от при-
быди’в^ фонд |
развития производства |
соответственно уменьшаются. |
Ф о н д |
м а т е р и а л ь н о г о |
п о о щ р е н и я и ф о н д |
с о ц и а л ь н о - к у л ь т у р н ы х м е р о п р и я т и й и ж и л и щ н о г о с т р о и т е л ь с т в а образуются за счет отчислений от прибыли. Нормативы отчислений в фонд материального поощре ния устанавливаются в процентах к годовому фонду заработной платы всего'персонала по отчету за 1970 г. Фонд социально-куль турных мероприятий и жилищного строительства образуется по нормативам, установленным в процентах к фонду материального поощрения. В качестве фондообразующих показателей выступают рост объема товарной продукции (прибыли), уровень рентабельности (расчетной, а для министерств — общей), рост производительности труда. В нефтедобывающей промышленности в отличие от других отраслей основным фондообразующим показателем является уро вень расчетной прибыли (балансовая прибыль за вычетом платы за производственные фонды, рентных платежей и процентов за бан ковский кредит)-.
В девятой пятилетке (1971—1975 гг.) введена единая система, нормативов отчислений в эти фонды от министерства до предприя тия. Фонды объединений и предприятий создаются за счет и в пре делах средств, исчисляемых по показателям работы министерства в целом на основе утвержденных ему нормативов. Чтобы обеспечить стабильность нормативов образования фондов объединений и пред приятий с учетом конкретных условий производства, а также для увеличения фондов поощрения предприятий, на которых повышается удельный вес новых видов изделий в общем объеме реализации продукции, министерствам разрешено создавать за счет отчислений от прибыли резервы (до 10% суммы каждого фонда по министерству в целом). Часть резервов, не использованных в данном году, перехо дит на следующий год и изъятию в бюджет не подлежит.
Важнейшая особенность системы формирования фондов поощре ния в текущей пятилетке заключается в том, что она заинтересовывает коллектив предприятия (объединения) в успешном выполнении
пятилетнего плана. Плановые суммы фондов поощрения министерство утверждает объединениям (предприятиям) на 1971—1975 гг. с рас пределением по годам. Этим самым объединения и предприятия (равно как и министерство в целом) могут образовать фонды в запланиро ванном размере, если обеспечат выполнение пятилетнего плана. Чем успешнее предприятие будет выполнять пятилетний план, тем больше средств поощрения будет иметь оно в своем распоряжении.
В текущей пятилетке повышена зависимость размеров фондов поощрения от выполнения качественных показателей плана — по вышения в общем объеме реализации удельного веса продукции выс шей категории качества и роста производительности труда. Фонды материального поощрения дополнительно увеличиваются (снижа ются) на 0,3% фонда заработной платы 1970 г. за каждый процент повышения (снижения) производительности труда в годовых уточ ненных планах по сравнению с заданиями пятилетки. С ростом удель ного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства фонды поощрения предприятия возрастают.
Важная черта современной системы формирования фондов по ощрения — стимулирование выявления и использования резервов производства, принятия предприятиями напряженных годовых пла нов. Деятельность предприятий при начислении фондов поощрения оценивается в зависимости от выполнения пятилетнего плана. Темпы роста производства продукции (прибыли) и производительности труда исчисляются при этом нарастающим итогом с начала пяти летки (к отчету за 1970 г.). Если раньше, когда фонды поощрения зависели от показателей роста по сравнению с прошлым годом,
предприятия |
опасались |
вскрывать |
резервы в |
данном году, |
чтобы |
не снизить |
темпы роста |
и фонды |
поощрения |
в следующем |
году, |
то теперь, когда размеры этих фондов поставлены в зависимость от вы
полнения заданий пятилетнего плана, эти |
опасения отпадают. |
В нефтедобывающей промышленности |
в текущей пятилетке, |
как уже отмечено, в отличие от других отраслей основным фондооб разующим показателем является уровень расчетной прибыли. Нор матив отчислений от прибыли в фонды экономического стимулиро
вания |
по каждому нефтедобывающему объединению установлен |
в виде |
определенного процента от массы расчетной прибыли |
и является неизменным в течение пятилетнего периода. Чем больше расчетной прибыли получит объединение (предприятие), тем, следо вательно, больше будут и отчисления в фонды экономического сти мулирования.
В целях стимулирования роста производительности труда из вестная часть фондов поощрения нефтедобывающих предприятий поставлена в зависимость от удельных трудовых затрат на обслужи вание нефтяных скважин. С уменьшением числа работников, обслу живающих одну скважину, фонды поощрения возрастают. При вы боре удельных трудовых затрат в качестве дополнительного фондо образующего показателя учитывалось, что численность персонала в нефтедобывающем предприятии связана не с уровнем добычи нефти,
а с числом нефтяных скважин и других объектов и трудовыми затра тами на их обслуживание. За счет уменьшения числа работников, приходящихся на одну скважину, должно быть в текущей пятилетке обеспечено около 70% задания по росту производительности труда.
Применение аналогичной системы формирования фондов эконо мического стимулирования в буровых организациях из-за ограни ченности расчетной прибыли оказалось невозможным. Здесь в виде фондообразующих показателей выступают уровень расчетной рен табельности и рост производительности труда.
Буровые организации по показателю уровня рентабельности объ единены в четыре группы. Для каждой группы установлена шкала нормативов отчислений в поощрительные фонды. Достижение по вышающегося для каждой группы исходного уровня рентабельности стимулируется увеличением поощрительных фондов.
В зависимости от уровня расчетной рентабельности формируется примерно 75% поощрительных фондов буровых организаций. Остальные 25% фондов начисляются по второму фондообразу ющему показателю — росту производительности труда.
Хозяйственная реформа и определяемое ею увеличение матери альной заинтересованности предприятий и их коллективов в резуль татах деятельности способствовало более активному проведению мероприятий, направленных на повышение эффективности произ водства.
Характерно в этой связи сравнение технико-экономических пока зателей работы предприятий до и после перехода на новые условия.
Такие |
данные по нефтедобывающей промышленности |
приведены |
в табл. |
65. |
|
|
Т а б л и ц а 65 |
|
|
|
|
|
Основные технико-экономические показатели |
|
|
|
нефтедобывающей промышленности за 1964—1970 гг. |
|
|
|
|
В целом по отрасли, |
Среднегодовые |
|
|
темпы роста ( + ), |
|
Показатели |
|
% |
снижения (—) |
|
1967 г. |
1970 г. |
1964 — |
1967 — |
|
|
|
|
к 1964 г. |
к 1967 г. |
1967 |
гг. |
1970 гг. |
Среднегодовая производительность |
сква- |
107,3 |
+3,9 |
+2,4 |
жины |
........................................................ |
112,1 |
Удельная численность работников на одну |
88,8 |
- 0 ,7 |
—3,9 |
скважину ................................................ |
97,9 |
Производительность труда .................... |
113,8 |
121,4 |
+4,4 |
+6,7 |
Численность персонала ............................ |
119,1 |
100,4 |
+4,5 |
— |
Средняя заработная плата одного работ- |
114,6 |
+3,3 |
+4,4 |
н и к а |
............................................................ |
110,5 |
За три года работы нефтедобывающей промышленности в новых условиях, несмотря на значительное ухудшение горно-геологических условий разработки месторождений в основных районах Урало-По- волжья (и связанным с этим меньшим, чем в предшествующие три
года, ростом дебита скважин в целом по отрасли), значительный рост объема добычи нефти (на 21,9%) и увеличение фонда действующих скважин (на 15,1%), абсолютная численность работников в добыче нефти увеличилась лишь на 0,4%, а по сравнению с 1969 г. даже не сколько сократилась. В 1964—1967 гг. — три года, предшествова вшие реформе, — численность работников увеличилась на 19,1%. В 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом до реформы воз росла и производительность труда. Темпы роста производительности труда опережают рост заработной платы.
Значительные резервы роста производства и повышения его эф фективности вскрыты в газовой и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности. В частности, большой эффект дало распростране ние на нефтеперерабатывающих заводах щекинского и башкирского методов стимулирования роста производительности труда. Объеди нению Башнефтехимзаводы и его предприятиям установлен на 1969— 1971 гг. неизменный фонд заработной платы для действующих про изводств в размерах, предусмотренных планом на 1969 г. В дальней шем фонд заработной платы пересматривается только при вводе в эксплуатацию новых объектов. Для заинтересованности предприя тия в росте производительности труда предусмотрено экономию фонда заработной платы, полученную в результате сокращения чис ленности персонала, включать в фонд экономии, используемой на ма териальное поощрение оставшихся работников. Кроме того, увели чение отчислений в фонды материального поощрения, социально культурных мероприятий и жилищного строительства поставлено в зависимость от роста по сравнению с планом производительности труда.
За время проведения эксперимента (июнь — декабрь 1969 г.) предприятиями объединения высвобождено из производства 1659 че ловек с общим фондом зарплаты 786 тыс. руб. Из полученной эко номии израсходовано на доплаты работникам за расширение зон
обслуживания и совмещение профессий 402 тыс. руб. |
(13,9% к та |
рифным ставкам). |
Экономия составила 384 тыс. руб. По сравнению |
с январем — маем |
1969 г. производительность труда |
возросла на |
8,5% при росте заработной платы на 4,3%. Опыт башкирских нефте перерабатывающих заводов получил распространение на предприя тиях объединений Грознефтехимзаводы, Куйбышевнефтехимзаводы, Омском нефтеперерабатывающем комбинате и др.