Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тий и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества. Нормативы в этот фонд от амортизации дифференцированы по отрас­ лям. В частности, буровыми организациями в этот фонд направляется 45% амортизационных отчислений на полное восстановление основ­ ных фондов, а нефтедобывающими предприятиями — 30% аморти­ зации, предназначенной на восстановление стоимости основных фон­ дов (исключая стоимость скважин).

Отчисления в фонд развития производсДва от прибыли выражаются в виде процентов от прибыли. Величина отчислений от прибыли тем больше, чем выше плановые задания по росту реализации про­ дукции (прибыли) и уровню рентабельности. Если предприятие перевыполняет план реализации продукции (прибыли) или превы­ шает плановый уровень рентабельности, в фонд развития произ­ водства отчисляются дополнительные средства, однако по понижен­ ным нормативам. При недовыполнении плана отчисления от при-

быди’в^ фонд

развития производства

соответственно уменьшаются.

Ф о н д

м а т е р и а л ь н о г о

п о о щ р е н и я и ф о н д

с о ц и а л ь н о - к у л ь т у р н ы х м е р о п р и я т и й и ж и ­ л и щ н о г о с т р о и т е л ь с т в а образуются за счет отчислений от прибыли. Нормативы отчислений в фонд материального поощре­ ния устанавливаются в процентах к годовому фонду заработной платы всего'персонала по отчету за 1970 г. Фонд социально-куль­ турных мероприятий и жилищного строительства образуется по нормативам, установленным в процентах к фонду материального поощрения. В качестве фондообразующих показателей выступают рост объема товарной продукции (прибыли), уровень рентабельности (расчетной, а для министерств — общей), рост производительности труда. В нефтедобывающей промышленности в отличие от других отраслей основным фондообразующим показателем является уро­ вень расчетной прибыли (балансовая прибыль за вычетом платы за производственные фонды, рентных платежей и процентов за бан­ ковский кредит)-.

В девятой пятилетке (1971—1975 гг.) введена единая система, нормативов отчислений в эти фонды от министерства до предприя­ тия. Фонды объединений и предприятий создаются за счет и в пре­ делах средств, исчисляемых по показателям работы министерства в целом на основе утвержденных ему нормативов. Чтобы обеспечить стабильность нормативов образования фондов объединений и пред­ приятий с учетом конкретных условий производства, а также для увеличения фондов поощрения предприятий, на которых повышается удельный вес новых видов изделий в общем объеме реализации продукции, министерствам разрешено создавать за счет отчислений от прибыли резервы (до 10% суммы каждого фонда по министерству в целом). Часть резервов, не использованных в данном году, перехо­ дит на следующий год и изъятию в бюджет не подлежит.

Важнейшая особенность системы формирования фондов поощре­ ния в текущей пятилетке заключается в том, что она заинтересовывает коллектив предприятия (объединения) в успешном выполнении

519



пятилетнего плана. Плановые суммы фондов поощрения министерство утверждает объединениям (предприятиям) на 1971—1975 гг. с рас­ пределением по годам. Этим самым объединения и предприятия (равно как и министерство в целом) могут образовать фонды в запланиро­ ванном размере, если обеспечат выполнение пятилетнего плана. Чем успешнее предприятие будет выполнять пятилетний план, тем больше средств поощрения будет иметь оно в своем распоряжении.

В текущей пятилетке повышена зависимость размеров фондов поощрения от выполнения качественных показателей плана — по­ вышения в общем объеме реализации удельного веса продукции выс­ шей категории качества и роста производительности труда. Фонды материального поощрения дополнительно увеличиваются (снижа­ ются) на 0,3% фонда заработной платы 1970 г. за каждый процент повышения (снижения) производительности труда в годовых уточ­ ненных планах по сравнению с заданиями пятилетки. С ростом удель­ ного веса продукции высшей категории качества в общем объеме производства фонды поощрения предприятия возрастают.

Важная черта современной системы формирования фондов по­ ощрения — стимулирование выявления и использования резервов производства, принятия предприятиями напряженных годовых пла­ нов. Деятельность предприятий при начислении фондов поощрения оценивается в зависимости от выполнения пятилетнего плана. Темпы роста производства продукции (прибыли) и производительности труда исчисляются при этом нарастающим итогом с начала пяти­ летки (к отчету за 1970 г.). Если раньше, когда фонды поощрения зависели от показателей роста по сравнению с прошлым годом,

предприятия

опасались

вскрывать

резервы в

данном году,

чтобы

не снизить

темпы роста

и фонды

поощрения

в следующем

году,

то теперь, когда размеры этих фондов поставлены в зависимость от вы­

полнения заданий пятилетнего плана, эти

опасения отпадают.

В нефтедобывающей промышленности

в текущей пятилетке,

как уже отмечено, в отличие от других отраслей основным фондооб­ разующим показателем является уровень расчетной прибыли. Нор­ матив отчислений от прибыли в фонды экономического стимулиро­

вания

по каждому нефтедобывающему объединению установлен

в виде

определенного процента от массы расчетной прибыли

и является неизменным в течение пятилетнего периода. Чем больше расчетной прибыли получит объединение (предприятие), тем, следо­ вательно, больше будут и отчисления в фонды экономического сти­ мулирования.

В целях стимулирования роста производительности труда из­ вестная часть фондов поощрения нефтедобывающих предприятий поставлена в зависимость от удельных трудовых затрат на обслужи­ вание нефтяных скважин. С уменьшением числа работников, обслу­ живающих одну скважину, фонды поощрения возрастают. При вы­ боре удельных трудовых затрат в качестве дополнительного фондо­ образующего показателя учитывалось, что численность персонала в нефтедобывающем предприятии связана не с уровнем добычи нефти,

520


а с числом нефтяных скважин и других объектов и трудовыми затра­ тами на их обслуживание. За счет уменьшения числа работников, приходящихся на одну скважину, должно быть в текущей пятилетке обеспечено около 70% задания по росту производительности труда.

Применение аналогичной системы формирования фондов эконо­ мического стимулирования в буровых организациях из-за ограни­ ченности расчетной прибыли оказалось невозможным. Здесь в виде фондообразующих показателей выступают уровень расчетной рен­ табельности и рост производительности труда.

Буровые организации по показателю уровня рентабельности объ­ единены в четыре группы. Для каждой группы установлена шкала нормативов отчислений в поощрительные фонды. Достижение по­ вышающегося для каждой группы исходного уровня рентабельности стимулируется увеличением поощрительных фондов.

В зависимости от уровня расчетной рентабельности формируется примерно 75% поощрительных фондов буровых организаций. Остальные 25% фондов начисляются по второму фондообразу­ ющему показателю — росту производительности труда.

Хозяйственная реформа и определяемое ею увеличение матери­ альной заинтересованности предприятий и их коллективов в резуль­ татах деятельности способствовало более активному проведению мероприятий, направленных на повышение эффективности произ­ водства.

Характерно в этой связи сравнение технико-экономических пока­ зателей работы предприятий до и после перехода на новые условия.

Такие

данные по нефтедобывающей промышленности

приведены

в табл.

65.

 

 

Т а б л и ц а 65

 

 

 

 

 

Основные технико-экономические показатели

 

 

 

нефтедобывающей промышленности за 1964—1970 гг.

 

 

 

 

В целом по отрасли,

Среднегодовые

 

 

темпы роста ( + ),

 

Показатели

 

%

снижения (—)

 

1967 г.

1970 г.

1964 —

1967 —

 

 

 

 

к 1964 г.

к 1967 г.

1967

гг.

1970 гг.

Среднегодовая производительность

сква-

107,3

+3,9

+2,4

жины

........................................................

112,1

Удельная численность работников на одну

88,8

- 0 ,7

—3,9

скважину ................................................

97,9

Производительность труда ....................

113,8

121,4

+4,4

+6,7

Численность персонала ............................

119,1

100,4

+4,5

Средняя заработная плата одного работ-

114,6

+3,3

+4,4

н и к а

............................................................

110,5

За три года работы нефтедобывающей промышленности в новых условиях, несмотря на значительное ухудшение горно-геологических условий разработки месторождений в основных районах Урало-По- волжья (и связанным с этим меньшим, чем в предшествующие три

521


года, ростом дебита скважин в целом по отрасли), значительный рост объема добычи нефти (на 21,9%) и увеличение фонда действующих скважин (на 15,1%), абсолютная численность работников в добыче нефти увеличилась лишь на 0,4%, а по сравнению с 1969 г. даже не­ сколько сократилась. В 1964—1967 гг. — три года, предшествова­ вшие реформе, — численность работников увеличилась на 19,1%. В 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом до реформы воз­ росла и производительность труда. Темпы роста производительности труда опережают рост заработной платы.

Значительные резервы роста производства и повышения его эф­ фективности вскрыты в газовой и нефтеперерабатывающей отраслях промышленности. В частности, большой эффект дало распростране­ ние на нефтеперерабатывающих заводах щекинского и башкирского методов стимулирования роста производительности труда. Объеди­ нению Башнефтехимзаводы и его предприятиям установлен на 1969— 1971 гг. неизменный фонд заработной платы для действующих про­ изводств в размерах, предусмотренных планом на 1969 г. В дальней­ шем фонд заработной платы пересматривается только при вводе в эксплуатацию новых объектов. Для заинтересованности предприя­ тия в росте производительности труда предусмотрено экономию фонда заработной платы, полученную в результате сокращения чис­ ленности персонала, включать в фонд экономии, используемой на ма­ териальное поощрение оставшихся работников. Кроме того, увели­ чение отчислений в фонды материального поощрения, социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства поставлено в зависимость от роста по сравнению с планом производительности труда.

За время проведения эксперимента (июнь — декабрь 1969 г.) предприятиями объединения высвобождено из производства 1659 че­ ловек с общим фондом зарплаты 786 тыс. руб. Из полученной эко­ номии израсходовано на доплаты работникам за расширение зон

обслуживания и совмещение профессий 402 тыс. руб.

(13,9% к та­

рифным ставкам).

Экономия составила 384 тыс. руб. По сравнению

с январем — маем

1969 г. производительность труда

возросла на

8,5% при росте заработной платы на 4,3%. Опыт башкирских нефте­ перерабатывающих заводов получил распространение на предприя­ тиях объединений Грознефтехимзаводы, Куйбышевнефтехимзаводы, Омском нефтеперерабатывающем комбинате и др.