Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 359
Скачиваний: 0
Особо учитывают возможность подачи сезонных избытков газа потребителям, а также подземное хранение газа.
Так же как и при планировании добычи нефти, расчет ведут по категориям скважин, что позволяет определить необходимое число новых скважин и объем бурения на газ. При обосновании плана используют среднесуточный дебит одной скважины, среднее
число дней работы, число выбывающих скважин, число скважин, вводимых в эксплуатацию, и др.
Схема расчета плана добычи природного газа и эксплуатационного бурения приведена в табл. 27.
При планировании |
добычи г а з о в о г о к о н д е н с а т а ис |
пользуют следующие |
показатели: 1) ресурсы газового конденсата; |
2) добыча газового конденсата; 3) содержание конденсата в извле каемом газе; 4) коэффициент извлечения конденсата; 5) расход кон денсата на собственные нужды; 6) реализация газового конденсата.
Особо учитывают возможное увеличение содержания конденсата в связи с открытием глубокозалегающих залежей.
§ 7. ПЛАНИРОВАНИЕ БУРЕНИЯ СКВАЖИН НА НЕФТЬ II ГАЗ
Планирование буровых работ направлено на обеспечение необ ходимой добычи нефти и газа из новых скважин и создание резерва нефтяных и газовых ресурсов, соответствующего рациональным соотношениям между запасами и добычей.
Важнейшая задача развития буровых работ в текущем пятиле тии — повышение их технико-экономических показателей на основе технического перевооружения и всемерного совершенствования орга низации производства, труда и управления.
Основными технико-экономическими показателями бурения сква жин являются: проходка; число скважин, законченных испытанием; скорость бурения на один станок в месяц. Эти и другие показатели планируют по целям бурения — эксплуатационному и разведочному.
В объеме эксплуатационного и разведочного бурения выделяют объем бурения на газ, а в эксплуатационном бурении также и для нагнетательных скважин.
Плановый объем эксплуатационного бурения на нефть и газ обосно вывают, как это было показано выше, при расчете добычи нефти из новых скважин.
Важный технико-экономический показатель плана буровых ра бот — скорость бурения на один станок в месяц.
Скорость (коммерческая) бурения в метрах на один станок в ме
сяц ѵк характеризует уровень техники, |
технологии и организации |
||||
бурения скважин |
и |
определяется |
по |
формуле |
|
|
|
|
ик= - ^ |
, |
(VIII.12) |
где L |
— проходка |
в |
* К |
|
|
м; |
|
месяца в ч; |
|||
720 — условная |
продолжительность |
||||
Тк |
— время бурения в ч. |
|
|
239
Скорость бурения в значительной мере определяет необходимый парк буровых установок, мощность вспомогательных цехов, числен ность занятых работников, использование основных и оборотных средств, уровень себестоимости буровых работ.
С увеличением глубины скважин скорость бурения снижается, а стоимость его возрастает. Это требует специальных мероприятий по повышению эффективности бурения в глубинных зонах, особого учета ее динамики при планировании буровых работ.
Скорость бурения планируют на основе учета изменений в распре делении планируемого объема буровых работ по отдельным районам, характеристики соотношения скважин различных глубин, оценки геолого-технических условий бурения, анализа динамики ряда производственно-технических показателей бурения скважин раз личных глубин в разных районах и их проектирования, учета внед рения новой буровой техники, прогрессивной технологии, передо вого опыта.
Кроме скорости бурения, при планировании производственной программы и анализе буровых работ используют следующие пока затели.
Проходка на |
долото h, т. е. количество |
метров, пробуренных |
за один рейс (долбление) |
|
|
|
h = ^ - , |
(VIII. 13) |
где L — проходка в м; |
|
|
п — число |
рейсов. |
|
Механическая скорость бурения ѵи, т. е. количество метров,
пробуренных за |
1 ч работы |
долота на |
забое, |
|
Ѵ* = Т ^ |
(VIII.14) |
|
где Тб — время |
работы долота |
на забое |
в ч. |
Этот показатель характеризует эффективность разрушения пород при их разбуривании и зависит от природных условий бурения, типа, модели и размера долота, режима бурения, квалификации бурильщика и своевременной смены долота.
Рейсовая скорость бурения ѵр, т. е. количество метров, пробурен ных за 1 ч механического бурения и спуско-подъемных работ, произ водимых в связи со сменой долот,
|
Ѵр== Тб+Гс.п ’ |
(VIII.15) |
гДе Тс п продолжительность спуско-подъемных |
операций, нара |
|
щивания инструмента, смены долота и расширения |
||
скважины |
в ч. |
|
Рейсовая скорость |
характеризует темп углубления скважины |
в единицу времени и зависит от природных условий бурения, глу бины забоя, режима бурения, квалификации бурильщика, техники
240
спуско-подъемных операций, выбора долот и наивыгоднейшего вре мени их работы.
Техническая скорость бурения ѵТ, т. е. проходка в метрах на |
один |
||
станок в месяц производительной |
работы при |
бурении скважин |
|
Ѵт = |
пр |
(VIII. 16) |
|
|
|
|
|
где Тпр — производительное время |
бурения в |
ч. |
работ |
Этот показатель исключает влияние непроизводительных |
и остановок, и его используют для выявления резервов роста ско ростей бурейия и сравнительной оценки технических возможностей разных способов, видов и режимов бурения.
Б а л а н с в р е м е н и |
б у р е н и я характеризует исполь |
|
зованное календарное время в процессе бурения. |
В него входят за |
|
траты времени на работы, |
приведенные в табл. |
28. |
Все календарное время |
Время бурения |
Работа по проход ке |
Баланс времени бурения
В том числе |
|
Вспомогательные работы |
|
долбление |
спускоподъем |
Крепление |
|
|
Т а б л и ц а |
28 |
Ремонтные работы |
Ликвидация осложнений |
Ликвидация ава рий |
Простои |
Часов
% к
итогу
Скорость бурения возрастает при увеличении интенсивности раз рушения пород и улучшении соотношений между временем основных и вспомогательных операций и снижается с ростом ремонтов, ослож нений, аварий и организационных простоев.
Планирование скорости бурения требует, во-первых, распределе ния скважин на группы в зависимости от глубины и условий бурения и, во-вторых, проектирования баланса времени для каждой группы скважин.
Средние показатели по району или отрасли в целом определяют с учетом удельного веса скважин разной глубины в общей проходке.
Баланс календарного времени по группам скважин определен ных глубин проектируют на основе анализа достигнутых производ ственно-технических показателей с учетом факторов их изменения в планируемом периоде. Так, показатели работы долот (проходка на долото, время пребывания долота на забое, механическая ско рость бурения) проектируют с учетом совершенствования долот и
16 Заказ 783 |
241 |
улучшения их использования, время спуско-подъемных операций — исходя из числа долблений (соотношение глубины скважины и про ходки на долото) и затрат времени на один спуско-подъем с учетом его ежегодного снижения и т. п. Соответственно обосновывают уро вень ежегодного улучшения каждого из показателей (в процентах).
По действующей «Временной методике расчета скорости бурения нефтяных и газовых скважин» скорость бурения ѵк на всех стадиях планирования рассчитывают раздельно по целям бурения по фор муле
|
|
|
tc. П . I |
720___________ , |
(VIII.17) |
||
|
Г - |
' |
|
|
|
||
|
•k 2k 3 -f-^пр ~h ^кр ' |
+ |
|
||||
|
L^M |
|
|
|
|
|
|
|
f |
(0,55А'з + |
0,45)J (1 + et)+ *o + fa + *n) |
|
|||
где |
vM— механическая |
скорость |
в м/ч; |
|
|
||
|
kx — коэффициент |
изменения |
глубины; |
|
спуско |
||
|
к 2 — коэффициент |
изменения |
продолжительности |
||||
|
подъемных операций в |
связи с |
изменением |
глубин; |
|||
|
к 3 — коэффициент изменения показателей работы долот с из |
||||||
|
менением |
глубины |
скважин; |
|
|
||
|
h — проходка |
за один рейс в м; |
|
инстру |
|||
|
tc п 0 — продолжительность |
одного спуско-подъема |
|||||
|
мента в ч; |
|
прочих работ по проходке вч/м; |
||||
|
/пр — продолжительность |
||||||
|
гкр — продолжительность |
работ по креплению в ч/м; |
|||||
|
івсп — продолжительность |
вспомогательных работ |
на один |
||||
|
рейс в ч; |
|
|
|
|
|
|
а— отношение времени ремонтных работ к производитель ному времени;
t 0 — продолжительность работ по ликвидации осложнений в ч; ta — продолжительность работ по ликвидации аварий в ч/м; t „ — время простоев по организационным причинам в ч/м.
Коэффициенты к 2 и к 3 определяют по формулам
= |
(VIII.18) |
М>аз |
|
к3= 1 +(>,4(^ + 1), |
(VIII.19) |
гДе Ат и ^баз — средняя глубина скважин в планируемом и базис ном году.
При расчете скорости по этой формуле используют следующие исходные данные:
1)баланс времени бурения по всему объему работ базисного
года;
2)показатели работы долот за тот же период и по тому же объему;
3)средние глубины законченных бурением скважин за базисный период, а на планируемый период в соответствии с планом эксплуа тационного бурения.
242