Файл: Уманский Л.М. Экономика нефтяной и газовой промышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 362

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нефти с нефтестабилизационных установок (НСУ), нестабильная нефть (для заводов, предназначенных также и для комплексной под­

готовки нефти).

Схема расчета плана переработки нефтехимического сырья при­ ведена в табл. 31.

 

 

 

Т а о л и ц а

31

Расчет переработки нефтехимического сырья

 

 

 

 

1974 г. (теку­

 

 

 

 

щий период)

 

 

Показатели

Единица.

1973 г.

ожидае­

1975

г.

измерения

отчет

проект

 

 

план

мое

плана

 

 

выполне­

 

 

ние

Поступает на газоперерабатыва­

ющий завод:

попутный газ ....................

широкая фракция с НСУ

нестабильный бензин с ГПЗ

нестабильная нефть . . .

Производство товарной продук­

ции ...........................................

Этан ...........................................

Сжиженный газ ........................

Из общего количества сжижен­

ного газа:

пропан ...............................

изобутан ............................

и -б у т а н ...............................

изобутан-бутан ................

пропан-бутан ....................

Широкая фракция сжиженного

газа .......................................

Газовый бензин ........................

Нестабильный газовый бензин

Сухой г а з ...................................

Стабильная нефть ....................

млн. м3 тыс. т то же

»

»

»

»

»

»

»

»

»

»

млн. м3 тыс. т

При обосновании расчета используют данные о составе сырого газа и отборе от потенциала (этана, сжиженного газа, газового бен­ зина, пропана, высших).

§ 9. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТА НЕФТЕГРУЗОВ

Задачи планирования перевозок нефтяных грузов заключаются

в обеспечении потребности народного хозяйства в этих перевозках

сминимальными транспортными затратами. Это требует устано­ вления укрупненных зон потребления сырых нефтей, добываемых на отдельных месторождениях, и определения границ между ними, исходя из наименьших затрат на производство и транспорт нефти.

248


Важнейшие показатели плана перевозок — количество перево­ зимых нефтяных грузов (млн. т), среднее расстояние перевозок (км)ѵ грузооборот (тк-м), стоимость и скорость перевозок.

Расчеты перевозок нефтяных грузов составляют раздельно по

железнодорожному, водному (речному и морскому) и трубопровод­ ному транспорту.

Количество сырой нефти, перевозимой по железным дорогам Qx

в млн. т, составляет

 

(?ж= Ри — Рс —Пт—Л ь —Ом

(VIII.20)

где Ри — ресурсы нефти (остатки нефти на начало планируемого периода и добыча нефти);

Рс — расход нефти в НГДУ;

Ply — перекачка нефти местными и магистральными трубопро­

водами;

 

І1В— перевозка нефти

по водным путям;

Ок — остатки нефти на

конец планируемого периода.

Количество нефтепродуктов, перевозимых по железным

дорогам

@нп ж в млн. т, составляет

 

 

 

<?нп.ж = Л т - # д ,

(VIII.21)

где /Jlin

— ресурсы нефтепродуктов (производство, привлечение иа

Пц

остатков, прочие поступления);

 

— количество

нефтепродуктов, не перевозимых по желез­

 

ным дорогам (сдача на месте, с трубопроводов, с водного

 

транспорта

и т. п.).

 

В общий объем перевозок включают повторные перевозки нефте­ продуктов в связи с поступлением их с одного вида транспорта на другой.

К нефтесырью, перевозимому по железным дорогам, относятся мазут прямой гонки, пиролизное сырье, ароматика и др.

Объем перекачки нефти планируют на основе баланса нефти, предусматривающего поставку нефти на отдельные нефтеперерабаты­ вающие заводы и на экспорт, мощности каждого трубопровода и длины его, а также сдачи и поступления нефти по трассе трубопро­ вода. Грузооборот рассчитывают по отдельным трубопроводам.

Особо планируют также перевозки нефти и нефтепродуктов реч­ ным и морским транспортом.

§10. ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

ВПЛАНИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА і

При составлении перспективных и текущих планов и внутри­ заводском планировании с целью нахождения оптимального реше­ ния производственных задач все шире применяются математическиеметоды и средства электронно-вычислительной техники.

1 Параграф написан канд. техн. наук Р. С. Стырикович.

24а



При этом предполагается, что план добычи или выработки про­ дукции по отрасли (объединению, предприятию) задан. Добыча или выработка одной и той же продукции возможна на нескольких пред­ приятиях (месторождениях) отрасли (объединения) либо в рамках предприятия различными техническими средствами. Имеется ком­ плекс показателей, характеризующих план. Значения некоторых из них необходимо определить. Взаимосвязи между известными пока­ зателями и отыскиваемыми описаны в виде математических формул. Требуется найти оптимальное решение, которое обеспечивает дости­ жение заданной добычи или выработки продукции по отрасли (объеди­ нению, предприятию) при минимальных приведенных затратах

Пример. Объединение имеет утвержденный план добычи нефти на 1980 г. В районе его деятельности имеются месторождения, нахо­ дящиеся в эксплуатации, и ряд открытых, еще не введенных в раз­

работку.

По месторождениям, находящимся в эксплуатации, известны: возможный в 1980 г. уровень добычи нефти из переходящего фонда скважин, возможности ввода новых скважин, добыча нефти из них, связанные с ними капитальные вложения и себестоимость добычи нефти. По открытым месторождениям, которые могут быть введены

 

 

 

 

Т а б л и ц а

32

 

Добывные возможности

и экономические

показатели

 

 

 

нефтяных

месторождений

 

 

 

Месторож-

Наименование варианта

Добывные

Себесто-

Капиталь-

дение и

возмож-

имоеть

ные вложе-

вариант

разработки

 

ности,

нефти,

ния на 1

т

разработки

 

 

тыс. т

руб.

нефти,

 

 

 

 

в год

 

руб.

 

 

Месторождения, находящиеся в разработке

 

 

 

Без ввода новых мощностей

4 000

12

 

 

 

Уплотнение сетки разработки

2 000

8

 

 

 

Без ввода новых мощностей

8 000

7

 

 

 

Уплотнение сетки разработки

2 500

8

 

 

Месторождения, открытые, не введенные в разработку

 

 

При сетке разработки 40 га на

3 000

13

15

 

 

скважину

 

 

 

 

 

 

Уплотнение сетки разработки

1 000

16

20

 

 

При сетке разработки 30 га на

4 500

11

18

 

 

скважину

 

 

 

 

 

 

И т о г о

 

25 000

 

 

 

П р и м е ч а н и е . По вариантам А ,,, А г1, Аз,

добывные

возможности

приняты

в

размере прироста добычи нефти, обеспечиваемого за счет уплотнения сетки разработки.

1 Решение локальных задач, связанных с планированием производства, рассматривается в курсах «Математические методы планирования и управления» и «Организация и планирование производства».

250


в эксплуатацию, известны различные варианты разработки, отно­ сящиеся к этим вариантам уровни добычи нефти, капитальные вложения и себестоимость (табл. 32).

Известны нефтезаводы, на которых будет перерабатываться нефть, добываемая в этом объединении, мощность их, расстояния

от отдельных

месторождений

и

расходы

по транспорту нефти

(табл. 33).

 

 

 

Т а б л и ц а 33

 

 

 

 

Мощности

нефтеперерабатывающих заводов-потребителей нефти

 

и расходы

по

транспорту

нефти

 

т

Наименование

Мощность, тыс.

В г

10 000

в 2

12 000

 

Расстояние

от месторождения

 

Себестоимостьтран­

спортана т1000-км, руб.

Капитальныевложе­ вниятранспорт на т1000-км, руб.

A t

Ai 1

A%

А г 1

А г

Азі

A t

 

 

 

1000

1000

1200

1200

800

800

1500

 

0,3

4

500

500

700

700

400

400

600

 

0,3

4

В с е г о 22 000

Требуется установить, какие из месторождений, находящихся в эксплуатации, должны разрабатываться без ввода новых мощно­ стей, на каких из них и в каком объеме должны быть введены новые мощности, какие новые месторождения надо ввести в эксплуатацию и какие создать там мощности с тем, чтобы обеспечить достижение заданного объединению уровня добычи нефти при минимальной общей сумме текущих и единовременных затрат на добычу и транс­ порт нефти.

На основании указанных выше исходных данных рассчитываем приведенные затраты П3 на добычу и транспорт нефти для каждого

пункта

переработки

нефти.

 

 

 

 

 

Для

этого пользуются формулой

 

 

 

 

 

 

Па = С + ЕаКл + Тр + ЕнКт,

 

(VIII.22)

где С

— себестоимость

добычи

1

т нефти

в

руб.;

добычи

КА — удельные

капитальные

вложения

в

развитие

 

нефти в руб/т;

по

доставке

нефти в

руб. на

Гр — транспортные

расходы

1000 т-км;

Кг — удельные капитальные вложения в транспорт нефти в руб.

на 1000 т-км;

Е„ — коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (в расчете принят равным 0,15).

251.