При увеличении диаметра газопровода с 1020 до 1420 мм удель ные капитальные вложения в строительство линейной части газо
провода |
снижаются на 27%. Удельные капитальные вложения |
в нефте- |
и продуктопроводы разных диаметров подчиняются такой |
же закономерности.
Однако одну и ту же производительность трубопроводов можно достигнуть при трубах разного диаметра. Так, годовой объем пере качки газа 6 млрд, м3 можно обеспечить при трубах диаметром 820 и 1020 мм. Производительность 10 млрд, м3 газа может быть освоена при трубах диаметром 1020 и 1220 мм и т. д. Это расширяет возмож ности целесообразного применения газопровода того или иного диаметра. При выборе диаметра труб необходимо учитывать характер изменения загрузки трубопровода в различные периоды, баланс металла, другие факторы.
Капитальные вложения в трубопроводный транспорт могут быть снижены за счет повышения рабочего давления с 5,5 до 7,5 МПа (в дальнейшем до 10,0 МПа) в сочетании с применением труб из стали высокой прочности (с временным сопротивлением металла труб 6,0 вместо 5,2—5,5 МПа, преобладающих в последние годы). Пропускная способность линейной части газопровода при этом воз растает на 30—35%. На 20% повышается и производительность нефтепровода. Несмотря на повышенную стоимость труб, удельные капитальные вложения снижаются на 8%, а в неблагоприятных кли матических и гидрогеологических условиях строительства на 15%.
Значительную экономию капитальных вложений обеспечивает применение перекачивающих агрегатов большой мощности. Так, переход на компрессорных станциях газопроводов от центробежных нагнетателей с приводом от газовых турбин мощностью 6000 кВт
кагрегатам 10 000 кВт уменьшает удельные капитальные вложения
врасчете на единицу мощности турбины на 18—22%.
Расчеты показывают, что строительство газопроводов преимуще ственно большого диаметра, повышение прочностной характеристики газопроводных труб, повышение рабочего давления до 7,5 МПа, увеличение единичной мощности газоперекачивающих агрегатов позволит в девятой пятилетке снизить удельные капитальные вло жения в трубопроводный транспорт газа (по сравнению с восьмой пятилеткой) на 10—15%.
В отдаленной перспективе известные возможности сбережения капитальных вложений заключены в трубопроводном транспорте природного газа на дальние расстояния в сжиженном или охлажден ном виде. По сравнению с перекачкой газа в сжатом виде сокраща
|
|
|
|
|
|
|
ются диаметр трубопровода, |
мощность агрегатов, число насосных |
и |
переохладительных станций, |
облегчается извлечение |
этана и |
гелия, содержащихся в газе. |
Однако пока при современном |
уровне |
развития |
техники |
экономически |
предпочтительна передача газа |
в |
газовой |
фазе по |
трубам |
большого диаметра. |
|