Файл: Технология металлов и других конструкционных материалов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 264
Скачиваний: 1
роупорных, алюминиевых и магниевых сплавов. При этом использо вание плавящихся электродов экономично для толщин не менее 2 мм. Меньшие толщины сваривают неплавящимся вольфрамовым электродом.
Недостатком сварки в среде аргона является дороговизна са мого аргона, так как технология его производства очень трудоемка, а для сварочного процесса требуется газ высокой чистоты. В ка честве заменителя аргона используют углекислый газ, несмотря на его окислительные способности. Углекис
лый газ дешев, негорюч, нетоксичен. Свар |
|
ка в среде углекислого газа требует элек |
|
тродной проволоки специального состава |
|
с повышенным содержанием марганца и |
|
кремния и ведется на постоянном токе при |
|
больших плотностях сварочного тока (ди |
|
аметр электродной проволоки 0,5—3 мм, |
|
плотность тока 80—100 а/мм2), что тре |
Рис. 168. Дуговая сварка |
бует источника питания с жесткой харак |
|
теристикой. Наша промышленность выпу |
в защитной среде |
|
скает разнообразные автоматы и полуавтоматы (типа ПДГ) для вы полнения этого процесса. Технология сварки в среде углекислого га за проста: режим подбирается в зависимости от свариваемой толщи ны (1—30 мм), вида шва (стыковые, угловые, электрозаклепками и др.), положения шва в пространстве (нижнее, горизонтальное, вертикальное) и свариваемого материала (углеродистые, низколе гированные, теплоустойчивые, высоколегированные хромонике левые стали и др. сплавы).
Плазменная (плазменно-дуговая) сварка. При горении свароч ной дуги можно достигнуть большой степени ионизации газового
|
столба |
дуги, в |
результате |
чего его |
||
|
электропроводность резко |
увеличит |
||||
|
ся. Под воздействием внешних маг |
|||||
|
нитных |
полей создаются |
дополни |
|||
|
тельные |
ускорения |
заряженным |
|||
|
частицам, и весь объем столба дуги |
|||||
|
переходит в плазму, образуя струю |
|||||
|
или факел |
газа. |
Электромагнитные |
|||
|
поля, взаимно действуя |
па плазму, |
||||
|
передают энергию заряженным ча |
|||||
|
стицам, а через них и всей плазме и |
|||||
|
могут повышать ее температуру до |
|||||
|
25 000°. Плазменной струей или фа |
|||||
дугой |
келом |
можно осуществлять различ |
||||
|
ные виды работ: сварку, напыление, |
термообработку.
Плазменную струю получают значительным увеличением плот ности тока в газовом столбе. Практически это достигается сжатием дуги. На рис. 169 показана схема сварки сжатой дугой. На деталь 1 направлена плазменная струя 2, проходящая через сопло 3, пред
283
ставляющее собой устройство с калиброванным отверстием. Сама дуга образуется между неплавящимся электродом 4 и изделием 1 (дуга прямого действия, замкнут контакт 6), или между электродом и устройством 3 (дуга косвенного действия, замкнут контакт 5), или же ток подводится одновременно и к изделию, и к устройству 3 (дуга смешанного действия, замкнуты контакты 5 и 6). Устройство 3 и электрод конструктивно выполняются в виде горелки для плаз менной сварки. Питание горелки ведется от обычных источников по стоянного тока с падающей внешней характеристикой.
Плазменной сваркой получаются стыковые соединения боль ших толщин. При косвенном горении дуги она применима для не металлических материалов. Для соединений толщиной до 1 мм при менение находит микроплазменная сварка горелкой, где струя плазмы диаметром 1,5—2 мм заканчивается острием.
§ 3. Контактная сварка
Сущность процесса. При контактной сварке используется теп ло, выделяющееся при прохождении тока большой силы через кон такт, образованный двумя деталями, подлежащими сварке.
С физической стороны явление нагрева можно объяснить тем, что электропроводность в металлах вызывается перемещениями и колебаниями свободных электронов, которые, премещаясь по про водникам замкнутой электрической цепи, сталкиваются с частица ми проводника и нагревают их.
В связи с местным характером нагрева процессы контактной сварки сопровождаются тепловыми потерями в холодные слои ме талла и а окружающую среду. В условиях теплового равновесия количество генерированной в контакте теплоты будет покрывать тепловые потери, и прироста температуры не будет. Для целей сварки процесс необходимо вести с большими скоростями нагрева, т. е. важно иметь не только необходимое количество тепла, но и выработать его за малое время. Таким образом, в самой природе контактных сварочных процессов заложена высокая производи тельность.
Точечная сварка. Процесс можно рассматривать как трехста дийный. В первой стадии (рис. 170, а) листы сдавливаются токо подводами (электродами). Если не сделать этого, сопротивление между листами будет настолько высоким, что при небольшом на пряжении, подводимом к электродам, не создастся достаточной силы тока для генерирования теплоты между листами.
Вторая стадия (рис. 170, б) — пропускание тока. В это время между листами, и в контакте электрод — деталь выделяется тепло, металл размягчается и, наконец, расплавляется. Образовавшееся ядро жидкого металла растет до величины контактной поверхности электрода.
Третья стадия (рис. 170, в) — охлаждение точки после выклю чения тока. На этой стадии давление, приложенное к электродам,
284
продолжает оставаться, выполняя роль уплотнителя точки и в от дельных случаях может быть увеличено.
Таким образом, при точечной сварке соединительный элемент между листами представляет собой сварную точку с ядром литой структуры.
Все машины для точечной сварки подразделяются на стацио нарные, переносные и специального назначения. В качестве приме
ра рассмотрим мащину с пневматическим механизмом сжатия типа МТП-75 (рис. 171), Свариваемые детали находятся между элект родами 1. Давление от пневмоцилнндра 2 передается на верхний электрод. Когда детали сжаты, пневмоэлектрореле 3 через контак тор включает первичную обмотку трансформатора. Время включе ния тока выдерживается электронным регулятором 4.
Если изделие имеет крупные габариты, сварка на стационар ных машинах становится затруднительной. В этом случае ведут сварку переносными точечными машинами. Ряд узлов изделий с большим количеством сварных точек выполняется на специализи рованных точечных машинах.
Точечной сваркой соединяются детали из стали толщиной от 0,5 до 6 мм, можно вести сварку сталей с защитными покрытиями. Сваривают также алюминий и алюминиевые сплавы толщиной от 0,5 до 5 мм. При точечной сварке все операции могут быть легко автоматизированы.
285
Роликовая сварка. Этот процесс (рис. 172)— разновидность точечной сварки, при которой точки ставятся в таком порядке, что последующая частично перекрывает предыдущую. Получается сплошной шов, могущий работать на герметичность в различных сосудах, бидонах, резервуарах.
Машины для роликовой сварки несколько сложнее, чем точеч ные, однако основные узлы в них те же. Особое внимание обраща ется на узел токоподзода к вращающимся роликам и на охлажде ние роликов. В контакте деталь — ролик выделяется значительное
количество тепла, под действием которого |
ролики разогреваются, |
а их поверхность |
сминается. Увеличение |
контактной поверхности на 10—15% при водит к уменьшению плотности тока и воз можному непровару.
Режим роликовой сварки склады вается из следующих параметров: силы тока, давления на ролики, величины кон тактной поверхности (ширина роликов), скорости сварки и времени цикла.
При роликовой сварке наблюдается значительное шунтирование тока — ответ вление части тока в ранее сваренную точ ку. Эффект шунтирования, возрастает с
увеличением свариваемых толщин и может достигать 60—70% сва рочного тока. Поэтому предельная толщина свариваемых деталей зависит от электрической и механической мощностей сварочного оборудования. На серийных шовных машинах мощностью до 150 ква можно сваривать малоуглеродистую сталь толщиной 2 мм и алюми ниевые сплавы толщиной 1,5 мм.
Стыковая сварка. Есть две разновидности стыковой сварки (см. рис. 152, б): сварка сопротивлением и сварка оплавлением (прерывистым и непрерывистым).
Сварка сопротивлением состоит в том, что к заранее прижатым в контакте деталям подводится сварочный ток. После разогрева переходных мостиков (контактных бугорков) они деформируются, и в контакт вступают новые участки сечения. Постепенно сечение разогревается, после чего ток выключается и дается осадка, не обходимая для проведения значительной деформации в месте стыка. Сварка сопротивлением требует точной подготовки тор цов.
Сварка оплавлением заключается в том, что сечение нагрева ется за счет оплавления части металла в контакте. Концы стерж-. ней, находящихся под напряжением, сводят друг с другом. В месте контакта возникает интенсивный нагрев вплоть до плавления. В контакт вводятся новые участки. Происходит естественная подгойка торцов. После разогрева сечения детали сжимают под оса дочным давлением и процесс заканчивают. Сварка больших сече ний требует замедления процесса, ибо металл не успевает прогреться на нужную глубину. В этом случае сварку делают пре
286
рывистой, причем она может быть выполнена прерыванием тока в сварочной цепи или разведением деталей механическим путем.
Применение различных способов сварки вызывается техноло гическими соображениями: при сварке оплавлением образуются пары металла, давление которых достаточно для предупреждения проникновения в сварочную зону атмосферного воздуха; выбрасы вание металла в виде брызг также способствует удалению окис лов, образующихся в приконтактиых областях. Поэтому сварка оплавлением обеспечивает более совершенное соединение, являясь в то же время более экономичной из-за меньшего расхода электро энергии на нагрев стыка.
Стыковой сваркой можно соединять стержни, трубы, полосы и листы как однородных, так и неоднородных металлов и сплавов. Можно также сваривать замкнутые контуры (ободы колес, звенья цепей и т. д.). Процесс находит широкое применение и в инстру ментальном производстве.
§ 4. Газовая сварка
Сущность процесса. При газовой сварке местный разогрев де талей осуществляют газовым пламенем. Направленное на свари ваемый металл высокотемпературное газовое пламя приводит к разогреву металла и получению жидкой сварочной ванны. Для формирования шва необходимых геометрических размеров в сва рочное пламя вводится, как правило, присадочный металл. Между жидким металлом сварочной ванны и газами пламенипроисходит взаимодействие, которое может привести к изменению механических свойств сварного шва. Сварочное пламя должно обладать макси мальной температурой, быть экономичным и нейтральным по отно шению к жидкому металлу.
Газы, применяемые при сварке. Из горючих газов (водород, метан, ацетилен, пропан, пары бензина, природные горючие газы) названным требованиям наиболее отвечает ацетилен, который при горении в чистом кислороде дает температуру 3150° и выделяет наи большее количество тепла (11 470 ккал/м3). Его также легко полу чать па месте выполнения работ из твердого вещества — карбида кальция, который в свою очередь легко транспортируется и хранит ся, Другие горючие газы применяются ограниченно вследствие низ кой температуры пламени, большого расхода кислорода и низкой производительности процесса нагрева.
С целью получения максимальной температуры пламени в каче стве окислителя используется кислород, а не воздух. Газовоздушная смесь дает температуру не выше 2000°, в то время как газокисло родная — свыше 3000°. Чистота кислорода имеет определенное зна чение для сварки, поскольку при снижении чистоты увеличивается расход кислорода. Технический чистый кислород получают методом глубокого охлаждения воздуха и последующего выделения кислоро да и азота из жидкой смеси. Затем кислородом наполняют балло ны, в которых он содержится под давлением в 150 атм.
287
Строение сварочного ацетилено-кислородного пламени. При сгорании ацетилена в кислороде характер пламени может меняться в зависимости от соотношения подаваемых газов. Различают три вида ацетилено-кислородного пламени..
Нейтральное, или нормальное, пламя получается при соотно шении газов О2 : С2Н2=1 : 1,12. Такое пламя имеет три зоны: ядро (рис. 173, /, а), восстановительную зону (рис. 173, /, б) и окисли тельную зону (рис. 173, /, в). Большинство металлов и сплавов сва ривают восстановительной зоной нормального пламени.
Рис. 173. Структура ацетилено-кислородного пламени
Окислительное пламя (рис. 173, II) получается при соотноше нии газов 0 2:С 2Н2>1,2. Ядро пламени уменьшается в размерах. В практике такое пламя применяется ограниченно (например, для сварки латуней).
Науглероживающее пламя (рис. 173, III) получается при соот ношении 0 2:С 2Н2<1. Ядро пламени удлиняется и теряет резкие контуры. Такое пламя может использоваться при сварке чугунов и сплавов из цветных металлов.
Присадочный металл и флюсы. В качестве присадочного ма териала применяют проволоку, близкую по химическому составу к свариваемому металлу. Диаметр проволоки — в интервале от 1 до 5 мм. Для сварки малоуглеродистых сталей наиболее широко применяют проволоку Св-08. Медь, латунь, алюминйй сваривают проволокой из соответствующего цветного металла; чугуны и брон зы — из прутков, отлитых из этих сплавов.
Флюсы для защиты расплавленного металла от окисления и удаления окислов подбирают в зависимости от состава и свойства свариваемого металла. Пользуются при этом бурой, борной кисло
288
той и рядом других соединений. Для сварки алюминия применяют флюсы специального состава. Сварка же сталей не требует приме нения флюсов.
Технология сварки. Основным технологическим параметром газовой сварки является мощность сварочного пламени. Ее* подби рают по свариваемой толщине и измеряют расходом газа. Регули руется мощность пламени сменными наконечниками горелки. Кро ме того, ее можно регулировать наклоном сварочной горелки по отношению к свариваемым деталям. При сварке тонких листов
Рис. 174. Левый (а) и правый (б) способы газовой сварки
(0,5—1,0 мм) угол наклона горелки |
к деталям |
составляет 20°, при |
|||
толщине 16 мм — около 80°. |
|
|
|
|
|
Мощность горелки можно рассчитать по формуле |
|
||||
|
А = kb, |
|
|
|
|
где А — расход ацетилена, |
л/ч\ |
|
|
|
|
8 —-толщина свариваемых деталей, мм\ |
100—120, |
для ме |
|||
к — коэффициент, принимаемый |
для стали |
||||
ди 160—200. |
проволоки |
d = ö/2+ l. Наибольший диа |
|||
Диаметр присадочной |
|||||
метр прутка равен 5 мм. |
металла |
во |
избежание прожога |
листов |
|
При сварке тонкого |
применяют левый способ сварки, при котором пламя горелки 1 на гревает кромку 2 и присадочный металл 3. Горелка движется спра ва налево (рис. 174, а).
При сварке металла толщиной, более 6 мм (рис. 174, б) горел ку 1 направляют так, чтобы пламя нагревало кромки металла 2, присадочный металл 4 и одновременно отжигало сварной шов 3. Такой способ называется правой сваркой, так как горелка движет ся слева направо'. Правая сварка позволяет увеличить производи тельность на 15—25%.
С помощью газовой сварки соединяют конструкции из тонких листов. Процесс позволяет вести сварку в нижнем и вертикальном положениях. Газовую сварку широко используют при соединении деталей из цветных металлов и сплавов. Можно также сваривать чугун.
10 За к 207 |
289 |