риты применяются в радиотехнике в качестве сердечников магнит ных антенн, входных трансформаторов, фильтров, магнитных уси лителей и других деталей.
Магнитно-мягкие материалы изготавливаются из порошков чистого железа, смесей железа с никелем, кремнием, кремнием и алюминием и др. Они характеризуются незначительными потерями на вихревые токи при перемагничивапии, обладают малой пло щадью петли гистерезиса, сравнительно высоким электросопротив лением и применяются для изготовления магнитопроводов, башма ков электромоторов, полюсных наконечников, сердечников авто сигналов и др. По сравнению с деталями, изготовленными из литья механической обработкой, себестоимость металлокерамических магнитно-мягких деталей ниже на 30—60%.
Магнитно-твердые сплавы используются для производства по стоянных магнитов электро- и радиоприборов. Эти сплавы изго тавливаются на основе систем железо — никель — алюминий и не которых других. К ним относятся сплавы алыш (20—30*% никеля, 12—16% алюминия и железо), альнико, магнико (железо, никель, кобальт, алюминий) и др.
Пористые изделия. Пористые металлокерамические детали можно разделить на три группы: антифрикционные, фильтры и де тали общего назначения.
Антифрикционные детали наиболее распространены в машино строении в виде втулок и вкладышей. Поры, составляющие 15—35% объема, заполняются маслом, которое способствует образованию в местах контакта трущихся тел устойчивой масляной пленки. Вы давливание смазки на поверхность трения из пор происходит при вращении вала из-за разогрева и увеличения объема втулки, что влечет за собой уменьшение объема пор. С увеличением интенсив ности работы нагрев подшипника возрастает, что вызывает увели чение подачи масла из пор. Металлокерамические подшипники ра ботают при температуре до 200° при смазке и с ограниченной пода чей смазки при давлениях до 100 кГ/см2 и скоростях скольжения до 5 м/сек. Коэффициенты трения у них несколько ниже, чем у бронзы.
Для увеличения прочности подшипников за счет образования карбидов с углеродом или твердых растворов используют смеси же лезного порошка с графитом (1—7%) или медным порошком (око ло 5%). Кроме того, добавка графита уменьшает коэффициент тре ния подшипников за счет наличия свободного графита в структуре антифрикционного металла.
Возможность получения металлокерамических материалов с точно заданной пористостью позволила использовать методы по рошковой металлургии для производства фильтров. Металлокера мические фильтры изготавливаются в виде цилиндров, пластин, ко нусов и т. д. Преимуществом их является простота в эксплуатации, жесткость, сопротивление ударным и тепловым нагрузкам и воз можность многократной очистки путем продувания воздухом или паром в направлении, обратном рабочему потоку. Фильтры можно выжигать и промывать жидкостью.