Файл: Суханов И.С. Лучистая энергия солнца и архитектура (на примере Средней Азии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

строительстве внесли В. А. Белинский, H . М. Данциг, А. П. Парфенов, Н. Ф. Галаним.

В нашей стране изданы книги Л. Н. Кисселевича, В. А. Коссаков-

ского,

О. И. Ржехинон [53], В. Л. Ворониной [15], а также ряд ста­

тей, в

которых обобщаются

опыт

проектирования

и строительства в

районах с жарким климатом.

 

 

 

 

 

Проблеме взаимосвязи архитектуры н лучистой энергии солнца не­

мало

работ

посвящено

за рубежом.

Большой интерес

представляют

труды

М.

Фрая и Д.

Дрю

[140],

Д.

Окли [150],

Д.

Н. Дар [137],

Ф. Тонне [153] и других исследователей. Отдельные книги иностран­ ных авторов по этим вопросам переведены на русский язык, как напри­ мер, Р. Кадьерга, Дж . Э. Аронина.

Однако во всех перечисленных трудах

отечественных и зарубеж­

ных исследователей вопросы инсоляции,

естественного освещения и

Уф облучения зданий анализируются для условий, существенно отли­ чающихся от среднеазиатских. Только за последние годы появились работы, в которых рассматриваются отдельные стороны учета тепловой радиации при проектировании зданий на территории Средней Азии. В изучение летнего микроклимата и эффективности средств борьбы с пе­ регревом зданий внесли вклад экспедиции центральных научно-иссле­ довательских институтов [9, 44 и др.]. Взаимосвязи тепловой радиации и внутреннего режима помещений, теплоустойчивости наружных ограж­ дений посвящены работы А. В. Ершова, Е. И. Угрюмова, Ф. Ф. Хайрутдиновой и ряда других авторов.

Менее изученной теме естественного освещения и УФ облучения помещений в условиях Средней Азии посвящены статьи H. Н. Киреева, Н. В. Оболенского, С. В. Сваричевского. Вопросы контроля за солнеч­ ной энергией затронуты в трудах Л. Н. Воронина, В. Л. Ворониной,

Н. М. Бачинского, Г. А. Пугаченковой, посвященных

истории архитек­

туры Средней Азии, а также в

статьях Т. Рапопорт,

И. А. Мерпорта

и других авторов, обобщающих

опыт современного

строительства и

проектирования. В работах такого характера рассматриваются лишь не­ которые тенденции в развитии архитектуры, связанные с лучистой энер­ гией солнца, но не затрагиваются методы расчетов, не приводятся ко­ личественные закономерности, с помощью которых можно было бы дать объективную оценку различным приемам достижения оптимальной ин­ соляции.

В литературе достаточно полно представлены сведения по тепло­ вой радиации и температурному режиму Средней Азии, учет которых необходим в строительстве. Отдельные элементы светового и УФ кли­ мата Средней Азии, представляющие интерес для архитектурного про­ ектирования, исследовались И. Н. Ярославцевым и Е. А. Лопухиным.

Однако многие принципиальные вопросы, связанные с методами

7


расчета и нормирования инсоляции, естественного освещения и УФ об­ лучения зданий, а также касающиеся оценки эффективности мер регу­ лирования воздействия лучистой энергии солнца на внутренний режим помещений в специфических условиях Средней Азии, не решены или требуют уточнения. В литературе совершенно не отражены вопросы ви-

Рис. 1. Пути влияния лучистой энергии солнца на Ьнутренний режим помещений.

8

димости и восприятия архитектурных форм и двета в светоклиматических условиях Средней Азии. Наконец, нет ни одной работы, в которой были бы комплексно рассмотрены пути достижения оптимальной инсо­ ляции с учетом ее тепловых, светотехнических и гигиенических качеств при проектировании зданий в Средней Азии.

Рис. 1 свидетельствует, что одни и те же архитектурно-строитель­ ные факторы определяют влияние тепловой радиации, светового и УФклимата местности на микроклимат помещений, условия их естествен­ ного освещения и УФ облучения. На схеме не отражена зависимость эстетического восприятия архитектурных форм, пластики и цвета от та­ ких составляющих светового климата, как высота солнца, формообра­ зующие качества (контрастность) природного освещения, абсолютные величины освещенностей и т. д. Таким образом, в действительности взаимосвязь между архитектурой и лучистой энергией солнца значи­ тельно сложней и многообразней. Этот пример лишь подтверждает не­ обходимость комплексного подхода к учету инсоляционного режима при проектировании зданий.

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать архитекторам, проек­ тирующим здания для Средней Азии, научно обоснованные методы и рекомендации, позволяющие правильно оценивать и комплексно учиты­ вать воздействия лучистой энергии солнца.

Естественно, что в одной книге нет возможности исчерпать сполна содержание столь большой, многогранной темы и рассмотреть в дета­ лях все затронутые взаимосвязи, поэтому основное внимание уделено решению некоторых узловых вопросов. Проблема инсоляции в решении градостроительных задач должна послужить предметом самостоятель­ ного исследования.


Г л а в а I. ИНФЛЯЦИОННЫЙ РЕЖИМ СРЕДНЕЙ АЗИИ

§1. Фанторы, определяющие инфляционный режим

Выбор конкретных решений в архитектурном проектировании обусловливается природными условиями и, в частности, лучистой энер­ гией солнца. Поэтому для анализа взаимосвязи инсоляции и архитек­ туры необходимо знать радиационный режим и природные факторы, которыми он определяется.

Солнечная радиация, поступающая на землю, отличается значи­ тельной неравномерностью, изменяется количественно и качественно в течение суток и года. Регулярные измерения, проводимые в течение ря­ да лет,позволяют получить наиболее вероятные значения. Совокупность средних величин, характеризующих приход лучистой энергии солнца в данной местности, будем называть инфляционным режимом и подраз­

делять его на

три составляющие: тепловую

радиацию, световой

климат

и УФ климат.

 

 

 

Ингаляционный режим в Средней Азии

изучают несколько

актино-

метрических станций, которые измеряют интегральные потоки и суммы радиации. Освещенность и УФ облучение систематически измерялись только в Ташкенте. Опубликованные сведения об ннсоляционном ре­ жиме в большинстве случаев не адаптированы для практического ис­ пользования архитекторами. Отдельные элементы инсоляционного ре­ жима, знание которых необходимо при проектировании, например, при­ ход рассеянной радиации на вертикальные поверхности, вообще не изу­ чались.

Рассмотрим следующие качественные особенности и количествен­ ные показатели инсоляционного режима, состояние атмосферы, вероят­ ность и продолжительность солнечного сияния, величины и характер изменения во времени прямой, рассеянной, отраженной и суммарной радиации, приходящей на горизонтальную и различно ориентированные вертикальные поверхности (отдельно для теплового излучения, видимо-

10

го света и УФ лучей), соотношение прямой и рассеянной радиации, рас­ пределение яркости по небосводу, контрастность освещения.

Лучистая энергия солнца, проходя сквозь атмосферу, частично по­ глощается, рассеивается и достигает земной поверхности в виде прямой •радиации от солнечного диска, и рассеянной, падающей со всех сторон небосвода. Часть лучистой энергии отражается от земли, зданий, дру­ гих поверхностей и создает отраженную радиацию. Рассеянная и отра­

женная

радиация

вместе

составляют диффузию, а прямая

и диффуз­

ная — суммарную

радиацию. Эти виды радиации включают

в себя УФ,

видимые

H инфракрасные

лучи, обладающие различными физическими

и физиологическими свойствами1 . Земля, частично поглощая падающую на нее радиацию, становится источником теплового излучения. Атмо­ сфера, вследствие происходящих в ней процессов и теплообмена с зем­ лей, также излучает тепло. Суточный и годовой ход УФ, видимой и тепловой радиации, их соотношение, доли, приходящиеся на прямой и рассеянный потоки, и другие показатели инсоляционного режима опре­ деляются рядом факторов, среди которых главную роль играют харак­ тер облачности, прозрачность атмосферы, положение солнца на небос­ воде и отражательная способность земного покрова.

Для Средней Азии характерна незначительная облачность (табл. 1). Так, минимальная облачность в Ташкенте в три раза меньше соответ­

ствующего

минимума для

Тбилиси,

расположенного

на той

же геогра-

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 1

 

С е з о н н а я

и годовая

о б л а ч н о с т ь , балл

 

 

Город

 

Облачность

 

Средне­

 

 

 

 

 

 

 

 

годовая

 

зима

весна

лето

осень

 

 

Ленинград

8,1

5,8

5,6

7,6

6,7

Москва

7,7

5,8

4,9

7,1

6,4

Одесса

7,6

5,5

3,8

5,6

5,8

Тбилиси

6,0

6,0

4,0

5,2

5,7

Средняя

Азия

 

 

 

 

Нукус

5,3

4,3

1,5

2,2

3,2

Ташкент

6,0

4,9

1,4

3,0

3,7

 

1 Область спектра с длиной

волны менее 400 нм называется

ультрафиолетовой.

К

видимой области относится участок с длинами волн от 400 до

760 нм. Излучения

с

длиной волны, превышающей

760 нм, составляют инфракрасную область спектра.

11


фической широте. Количество ясных дней в году по общей облачности (табл. 2) в Средней Азии значительно превышает соответствующую ха­ рактеристику не только для районов севера (в 4—5 раз) и средней по-

 

 

 

 

Т а б л и ц а 2

Среднегодовое количество

ясных,

полуясных

и пасмурных

дней по

общей

н и ж н е й )

облачности, 96

 

 

Город

Ясно

 

Полуясно

Пасмурно

Москва

12,6(23,0)

46,6(16,0)

40,8 (61,0)

Тбилиси

18,0(49,0)

58,6(27,4)

23,4(23,6)

Средняя Азия

 

 

 

 

 

Ташкент

41,7 (68,2)

32,9(26,3)

21,8

(5,5)

Каган

46,4(79,0)

38,8(18,5)

14,8

(2,5)

Термез

45,5(75,0)

38,9(21,7)

15,6

(3,3)

лосы страны (в 3—4 раза), но и для таких южных районов, как За ­ кавказье в (2,5—3 раза), Южная Украина и Молдавия. Особенно не­ велико в Средней Азии количество пасмурных дней в году по нижней

Т а б л и ц а 3

П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь и в е р о я т н о с т ь солнечного сияния

Солнечное сияние

Отношение на­ Город Продолжительность, час блюдавшегося к возможному, %

 

июль

декабрь

годовая

июль

декабрь

Ленинград

280

9

1545

56

6

Тбилиси

276

94

2150

63

38

Средняя

Азия

 

 

 

 

Ташкент

395

104

2889

94

37

Ашхабад

371

114

2748

88

42

Термез

390

141

3059

94

48

12


облачности

(табл. 2). Благодаря

преобладанию ясных дней на терри­

тории Средней

Азии

наблюдаются наибольшие в СССР продолжитель­

ность

и вероятность

солнечного

сияния

(табл. 3). В районе Термеза

в сравнении с Ленинградом годовая

продолжительность солнечного

'Сияния вдвое больше, а в де­

зог

 

кабре

солнце

здесь

светит в

 

16 раз

дольше.

В

июле

дни

 

 

без солнца на большей части

 

 

территории

Средней

Азии

воз­

 

 

можны

лишь

в редкие годы.

 

 

Благодаря расположению Средней Азии в южных широ­ тах (35—45°) для нее харак­ терна сравнительно большая высота солнца (рис. 2). Так, среднегодовая полуденная вы­ сота солнца в Ташкенте на 14° больше, чем в Москве, и летом достигает 72°.

 

На

рис.

2 и в

последую­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щем

изложении

показано

сол­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нечное время. Им удобнее поль­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зоваться

 

при

 

инсоляционных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

расчетах,

так как графики при­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обретают

симметрию

относи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тельно полдня. В связи с этим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

необходимо дать

некоторые по-

 

001

 

 

 

9- tO

M

12 О <4 15 16 П 18

19

-дгнрштст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 6

7

8

мснешіи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 18 17 16 IS 14 13

И Ю 9

в t 6 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

время

дна

 

 

 

 

Продолжительность

истинных су-

Рис. 2.

Графики

координат

солнца

на

22 чис­

ток

меняется

в

течение

года.

Это

ло

каждого

месяца

для

географической ши-

вызывает

 

неудобства

и

поэтому

на

 

 

 

 

роты

Ташкента,

 

 

 

 

практике

 

пользуются

средним

сол­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нечным временем, которое течет рав­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

номерно. Оно

отличается

от истинного

времени

на различную величину в разное

время года, но не более,

чем на 16 мин. При

практических

расчетах

этой разницей

можно пренебречь. Солнечное время

изменяется

для пунктов, лежащих на разных

меридианах, на

1 мин.

на

каждые 15 мин. долготы.

Для упрощения

счета

времени

земной шар разделен меридианами, отстоящими один от другого на 15°, на 24 пояса.

При этом на краях пояса

местное

солнечное

время

отличается

от местного

времени

середины

пояса

на

30

мин. Поясное

время в

пределах

каждого

пояса

одинаково

и

равно местному

времени

среднего меридиана. Границы поясов

иногда

не

совпадают

с меридианами, а проходят по естественным рубежам местности или по администра­

тивным

границам. В этих

случаях

местное время

на

краю

пояса

отличается

больше

чем

на

полчаса

 

от

поясного времени.

Например,

на

западе

Туркмении

эта

разница

13