Файл: Суханов И.С. Лучистая энергия солнца и архитектура (на примере Средней Азии).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
L — насыщенность |
цвета; |
|
|
|
|
|
k (В) — относительный |
одновременный |
цветовой |
контраст |
в |
функции |
|
отношения яркостей |
объекта и |
фона; |
|
|
|
|
Ii (ш)— относительный |
одновременный |
цветовой |
контраст |
в |
функции |
|
отношения телесных |
углов объекта и фона. |
|
|
При учете индуктивного влияния фона, которое выражается сум марным смещением точки белого от его колориметрического значения, эта величина вводится в формулу (71).
Анализируя с количественной стороны цветовые сочетания, приме нявшиеся в орнаментах среднеазиатской архитектуры, можно отметить некоторые интересные закономерности. Цвета, обладающие максималь ным количеством (красный, оранжевый), не применялись. Увеличение количества цвета при высокой насыщенности и значительных цветовых контрастах в определенной степени компенсировалось снижением этого параметра за счет малых угловых размеров орнаментальных элементов. Коэффициенты отражения выбирались таким образом, что количество темных цветов (синего и зеленого) составляло 450 отн. ед., а светлых (голубого и желтого)—300—350. Однако, в связи с тем, что синий и зеленый цвета располагались в полихромных композициях рядом с бе лым, а голубой и желтый рядом с черным, количества светлых и темных цветов выравнивались. Подбирая угловые размеры элементов, цветовые контрасты, коэффициенты отражения и определенные сочетания, мастера прошлого, по-видимому, интуитивно учитывали факторы цветовой адап тации и индукции. На основе художественного дарования и богатого опыта они создавали композиции, в которых отдельные пятна имели примерно равные количества цвета, и тем самым добивались исключи тельного равновесия полихромного декора.
Многоцветный декор памятников архитектуры Средней Азии, бли стающий поливной и поражающий мастерством исполнения, пользуется мировой известностью. При решении цветового убранства зданий зод чие прошлого, по всей вероятности, интуитивно учитывали закономер ности восприятия цвета при высоких яркостях. В полихромном декоре наиболее совершенных памятников использовались, как правило, всего шесть цветов со следующими коэффициентами отражения: синий —0,04, голубой—0,25, зеленый—0,10, желтый—0,25, черный—0,016 и белый — 0,65. Цвета всегда имели большую насыщенность, а поверхности, по крытые цветом, обычно делались с зеркальной фактурой. Ограничение числа цветов связано, по-видимому, не только с наличием сырья, техно логическим процессом и характером орнаментальных композиций, но и с особенностями природного освещения Средней Азии.
Зодчие Средней Азии использовали пространственно-фактурные свойства цветов, благодаря которым насыщенные цвета с гладкой фак турой, расположенные в одной плоскости, создают иллюзорную плано-
213
is |
_ |
Pi - |
p2 _ |
0,65-0,25 |
_ |
0,25-0,10 _ |
0,10-0,04 _ |
0,04—0,016 |
||
|
|
Pi |
~ |
0,65 |
— ' |
0,25 |
~ |
0,10 — |
0,04 |
~~ U , b - |
Это |
говорит о том, что цвета |
подбирались не случайно, а с таким |
||||||||
расчетом, |
чтобы |
интервалы |
между |
ними по светлоте |
были равны. При |
различных комбинациях цветов контраст между ними велик и состав ляет при наиболее характерных сочетаниях: белого с черным—0,97; бе
лого с синим, голубого |
или желтого с черным —0,94; белого |
с зеленым, |
|||
голубого или желтого |
с синим —0,84; |
голубого или |
желтого |
с зеле |
|
ным •—0,60. Столь высокие контрасты |
обеспечивают |
четкую |
видимость |
||
мельчайших деталей мозаик и росписей |
в условиях интенсивной |
инсоля |
ции, когда чувствительность зрения притупляется. Такие величины коэф
фициентов контраста соответствуют |
природным |
контрастам |
светотени |
||
(глава I , § 3). Применяя коэффициенты, близкие |
к природным, |
зодчие |
|||
Средней Азии обеспечивали поразительное единство восприятия |
релье |
||||
фа и полихромии (рис. 129). |
|
|
|
|
|
|
Большой интерес представляет для архитекторов вопрос гармонии |
||||
или |
согласования цветов. Различные |
сочетания |
цветов производят на |
||
нас |
различное впечатление. С другой |
стороны, одно и то же |
сочетание |
в различных условиях может оказывать резко отличное эмоциональное воздействие. Это говорит о том, что метод анализа цветовых сочетаний в каждом случае должен быть индивидуальным, в зависимости от ме стоположения цвета, фактуры поверхности, превалирующих условий ос вещения и т. д. Вопрос гармонии цветов разрабатывался с различных сторон: с точек зрения живописи, прикладного искусства, истории ис кусства, психологии и, наконец, физики. Вопрос же согласования цветов в архитектуре почти не затрагивался. Несмотря на различный подход, многие авторы повторяют некоторые положения, свидетельствующие о том, что в их основе лежат действительно часто наблюдаемые законо мерности [1, 74].
Обобщив выводы различных теорий, можно их кратко сформулиро вать следующим образом: а) лучшие сочетания дают дополнительные цвета или близкие к ним, а также цвета, расположенные рядом в цвето вом круге (12или 24-ступенном) ; б) при сочетании цветов следует брать такие же соотношения светлот, какие имеют место в спектре; в) на сыщенные цвета следует сочетать: теплые с черным, а холодные с белым.
Однако, исследуя с этих позиций полихромию в архитектуре Са марканда XIV—XV вв., являющуюся образцом высокой гармоничности и величайшим достижением мирового декоративного искусства, мы должны были бы сделать ложное заключение о том, что сочетания, применяющиеся в этой полихромии, далеко не совершенны. Во-пер
вых, в |
среднеазиатской архитектуре |
всегда сочетаются |
такие цвета, |
как сине-фиолетовый и голубой, голубой и зеленый,, |
зеленый и |
||
желтый, |
т. е. цвета, далеко не рядом |
лежащие даже в |
12-ступенном |
215
полей, образующих сочетания, но и от многих других факторов — раз меров элементов, характера границ между полями и т. д. [66]. Они под даются количественной оценке. С этих позиций изучение цветовых со четаний пока только начинается. Поэтому научное разрешение проблемы сочетания цветов в архитектуре вообще и, в частности, в архитектуре Средней Азии требует постановки серьезных специальных исследований.
Мы рассмотрели вопросы видимости и восприятия архитектурных форм и цвета в связи с условиями освещения на примере исторических памятников среднеазиатской архитектуры. На протяжении векового опыта зодчие прошлого выработали определенные приемы решения рельефа, пластики, цветовых композиций, которые в различных соору жениях подчиняются общим закономерностям. Аналогичные вопросы в современной архитектуре должны явиться предметом специального ис следования.
Л и т е р а т у р а
|
1. |
А л о к с е е в |
С. С , |
T е п л о в |
Б. |
|
Ш е в а р е в П . |
А. Цветоведение для |
архи |
|||||||||||||||
|
|
текторов, М.-Л., ГОНТИ, |
1938. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
2. |
А р о н и и |
Д. Климат |
и архитектура |
(перевод с англ.), М., |
Госстройиздат, |
1959. |
|||||||||||||||||
|
3. |
Б а л а ш о в а |
Е. |
Н„ |
Ж и т о м и р с к а я О. М., |
С е м е н о в а |
|
О. А. |
Климатиче |
|||||||||||||||
|
|
ское описание |
республик |
Средней |
Азии, |
Л., Гидрометеонздат, |
1960. |
|
|
|
||||||||||||||
|
4. |
Б а р а ш к о в |
а Е. П., |
Г а е в с к и іі |
В. Л. и |
др. Радиационный |
режим |
территории |
||||||||||||||||
|
|
СССР, Л., Гидрометеонздат, |
|
1961. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
* |
5. |
Б е л и н с к и й |
В. А. Ультрафиолетовая радиация |
солнца и неба, |
М., Изд-во |
МГУ, |
||||||||||||||||||
|
|
1968. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Б е р и д з е |
Л. Г. Учет фактора |
инсоляции |
при проектировании зданий в |
условиях |
||||||||||||||||||
|
|
Закавказья, Сб. научно-технической информации ТбилЗНИИЭП, |
1967, |
№ |
7. |
|||||||||||||||||||
|
7. |
Б о г о с л о в с к и й |
В. И. Расчетные |
теплопоступления |
в помещение |
через наруж- |
||||||||||||||||||
|
|
рые ограждения |
в летний |
период, |
Техническая |
информация |
„Проектирование |
|||||||||||||||||
|
|
отопительно-вентиляционных |
|
систем промышленных |
предприятий", Сб. 3(13), M |
|||||||||||||||||||
|
|
Главстройпроект, |
1962. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
8. |
Б о и д а р е и к о |
В. В. |
Расчет |
естественного |
бокового освещения |
промышленных |
|||||||||||||||||
|
|
зданий при инсоляции, Новосибирск, Известия вузов „Строительство и архитек |
||||||||||||||||||||||
|
|
тура", 1968, № |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
9. |
В а с и л ь е в |
Б. Ф. |
Натурные |
|
исследования |
температурно-влажностного |
режима. |
||||||||||||||||
|
|
жилых зданий, |
М., |
Госстройиздат, |
1957. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
10. |
В а с и л ь е в |
Б. Ф. Роль отраженной |
радиации в южных районах СССР, Сб. „Ак |
||||||||||||||||||||
|
|
тинометрия |
и |
атмосферная |
оптика", |
М., |
Гидрометеонздат, |
1961. |
|
|
|
|
||||||||||||
|
11. |
В е й и б е р г |
В. Б. Естественное освещение |
школ, |
Л., |
Госстройиздат, |
1951. |
|
||||||||||||||||
|
12. |
В е т о ш к и н |
С. |
И., |
Г о р о м о с о в |
М. С. и др. Гигиенические основы проекти |
||||||||||||||||||
|
|
рования |
и строительства |
жилищ |
в |
условиях |
жаркого климата |
Средней |
Азии, |
|||||||||||||||
|
|
Сб. „Вопросы |
коммунальной |
гигиены |
в условиях |
жаркого |
климата |
Средней |
||||||||||||||||
|
|
Азии", М., |
Медгиз, |
1954. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
13. |
В и н ь о л а. Правило |
пяти ордеров |
архитектуры, |
|
М., |
Изд. |
Всесоюзной |
академии |
|||||||||||||||
|
|
архитектуры, |
1939. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
217
14. В о р о н и н |
Л. Н. |
Кирпичная фактура стены. |
Труды |
Среднеазиатского |
инду |
стриального |
института, „Элементы архитектуры Узбекистана", вып. IV, |
Таш |
|||
кент, 1939. |
|
|
|
|
|
15. В о р о н и н а |
В. Л. Опыт проектирования здании |
в странах |
тропического климата, |
||
М., Госстройиздат, |
1966. |
|
|
|
16.Временная инструкция по ориентации жилых зданий в условиях Узбекистана. Ташкент, Госстроп УзССР, 1963.
17.Временная инструкция по расчету инсоляции и солнцезаіднте жилых н обществен
|
ных |
зданий |
в |
условиях |
|
Узбекистана, |
Ташкент, |
Узгоспроект, 1958. |
|
|
|
||||||||||||||||
18. |
Временная |
|
инструкция по |
расчету |
инсоляции |
и |
солнцезащитс |
жилых |
здании в |
||||||||||||||||||
|
условиях Узбекистана. Госстрой УзССР, УзИНТИ, Ташкент, |
1967. |
|
|
|
||||||||||||||||||||||
19. |
Временная |
инструкция по |
расчету |
инсоляции и солнцезащпте жилых |
здании, |
школ |
|||||||||||||||||||||
|
и детских |
учреждений |
в |
условиях |
Таджикистана. Душанбе, Госстрой |
ТаджССР |
|||||||||||||||||||||
|
1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. |
Г а л а н и и |
Н. Ф. Лучистая энергия и ее гигиеническое значение, |
Л., |
Медгиз, |
1952. |
||||||||||||||||||||||
21. Г а м б у р г |
П. Ю. Расчет |
|
солнечной |
радиации |
в |
строительстве, |
М., |
Госстройиз |
|||||||||||||||||||
|
дат, |
1966. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
22. |
Г о р д о в |
А. Н. Расчет прямой |
солнечной |
радиации на различно |
ориентированные |
||||||||||||||||||||||
|
наклонные поверхности |
|
для |
широты |
42°. Материалы |
по |
агроклнм. |
раііоинр. |
|||||||||||||||||||
|
субтроп. СССР, вып. 2, |
|
1938. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
23. |
Г о р о м о с о в |
М. С. Микроклимат |
жилищ |
и |
его |
гигиеническое |
нормирование, |
||||||||||||||||||||
|
М., Медгнз, |
1963. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
24. |
Г у с е в |
|
H . М. |
Архитектурная |
светотехника, |
М.—Л., |
Гос. архнтект. нзд-во, |
1949. |
|||||||||||||||||||
25. |
Г у с е в |
|
H. М. Естественное освещение зданий, |
М., Госстройиздат, |
1961. |
|
|||||||||||||||||||||
26. |
Г ѵ с е в |
Н. М., |
|
Т е м ч и н |
|
I I . А. Свстоклнматпческое |
районирование |
территории |
|||||||||||||||||||
|
"СССР, |
„Изв АСиА", 1962, № 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
27. |
Г у с е в |
|
Н. М., |
К л и м о в |
П. П. Строительная физика, |
М., |
Госстройиздат, 1965. |
||||||||||||||||||||
28. |
Г у с е в |
Н. М., |
К и р е е в |
Н. Н. Освещение |
промышленных |
зданий, |
М., |
Госстрой- |
|||||||||||||||||||
|
"издат, |
1968. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
£9. |
Г у с е в |
|
Н. М., |
А л е к с е е в а |
Е. П. Исследование |
ультрафиолетовой |
радиации в |
||||||||||||||||||||
|
производственных помещениях, „Промышленное |
строительство", |
1968, |
№ |
5. |
||||||||||||||||||||||
30. |
Д а н ц и г |
Н. М. |
|
Гигиенические |
основы |
профилактического |
ультрафиолетового |
||||||||||||||||||||
|
облучения |
людей, „Светотехника", |
1967 |
№ 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
31. Д а ш к е в и ч |
|
Л. Л. Методы |
расчета |
инсоляции |
при проектировании |
промышлен |
|||||||||||||||||||||
|
ных |
зданий, |
М.—Л., Госстройиздат, |
1939. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
32. |
Д у н а е в |
|
Б. А. Инсоляция |
жилых |
зданий, |
М., |
Госстройиздат, |
1962. |
|
|
|
||||||||||||||||
33. |
Е п а н е ш |
н и к о в |
М. М. Электрическое |
освещение, М.—Л., Госэиергопздат, |
1962. |
||||||||||||||||||||||
34. |
Е р ш о в |
А. В., M е р п о р т |
И. А. Влияние проветривания на микроклимат поме |
||||||||||||||||||||||||
|
щений разной высоты. Сб. научно-техн. информации Гос. Комитета Сов. Мини |
||||||||||||||||||||||||||
|
стров |
ТаджССР по координации научно-исслед. работ, 1962 |
№ |
8. |
|
|
|
||||||||||||||||||||
35. |
Е р ш о в |
А. В., |
Г о л ь д ш т е й н Г. К., |
К о р б у т |
Г. О. Роль отраженной радиа |
||||||||||||||||||||||
|
ции при застройке в условиях жаркого климата, „Строительство и архитектура |
||||||||||||||||||||||||||
|
Средней |
Азии", |
1964, № |
4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
36. |
Е р ш о в |
|
А. В., |
С о л д а |
T O B |
Е. А., |
К у з а н о в |
А. В. Летний |
температурный |
||||||||||||||||||
|
режим принудительно-вентилируемой крыши. „Строительство и архитектура |
||||||||||||||||||||||||||
|
Узбекистана", |
1965, № |
7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
37. |
Е р ш о в |
|
А. В., |
К о р б у т |
|
Г. О. Теплопропускание |
средств |
солнцезащиты, Сб. |
|||||||||||||||||||
|
научных трудов ТашЗНИИЭП, вып. 9, Ташкент, |
1967. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
38. |
Е р ш о в |
А. |
В. |
К о р б у т |
|
Г. О. О |
функциональных |
и эстетических |
|
качествах |
|||||||||||||||||
|
солнцезащитных |
устройств, |
„Строительство и |
архитектура |
Узбекистана", |
1970, |
№6.
39.Естественное освещение и инсоляция зданий, М., Госстройиздат, 1968.
218