Файл: Суханов И.С. Лучистая энергия солнца и архитектура (на примере Средней Азии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

L — насыщенность

цвета;

 

 

 

 

 

k (В) — относительный

одновременный

цветовой

контраст

в

функции

отношения яркостей

объекта и

фона;

 

 

 

Ii (ш)— относительный

одновременный

цветовой

контраст

в

функции

отношения телесных

углов объекта и фона.

 

 

При учете индуктивного влияния фона, которое выражается сум­ марным смещением точки белого от его колориметрического значения, эта величина вводится в формулу (71).

Анализируя с количественной стороны цветовые сочетания, приме­ нявшиеся в орнаментах среднеазиатской архитектуры, можно отметить некоторые интересные закономерности. Цвета, обладающие максималь­ ным количеством (красный, оранжевый), не применялись. Увеличение количества цвета при высокой насыщенности и значительных цветовых контрастах в определенной степени компенсировалось снижением этого параметра за счет малых угловых размеров орнаментальных элементов. Коэффициенты отражения выбирались таким образом, что количество темных цветов (синего и зеленого) составляло 450 отн. ед., а светлых (голубого и желтого)300—350. Однако, в связи с тем, что синий и зеленый цвета располагались в полихромных композициях рядом с бе­ лым, а голубой и желтый рядом с черным, количества светлых и темных цветов выравнивались. Подбирая угловые размеры элементов, цветовые контрасты, коэффициенты отражения и определенные сочетания, мастера прошлого, по-видимому, интуитивно учитывали факторы цветовой адап­ тации и индукции. На основе художественного дарования и богатого опыта они создавали композиции, в которых отдельные пятна имели примерно равные количества цвета, и тем самым добивались исключи­ тельного равновесия полихромного декора.

Многоцветный декор памятников архитектуры Средней Азии, бли­ стающий поливной и поражающий мастерством исполнения, пользуется мировой известностью. При решении цветового убранства зданий зод­ чие прошлого, по всей вероятности, интуитивно учитывали закономер­ ности восприятия цвета при высоких яркостях. В полихромном декоре наиболее совершенных памятников использовались, как правило, всего шесть цветов со следующими коэффициентами отражения: синий 0,04, голубой—0,25, зеленый—0,10, желтый—0,25, черный—0,016 и белый — 0,65. Цвета всегда имели большую насыщенность, а поверхности, по­ крытые цветом, обычно делались с зеркальной фактурой. Ограничение числа цветов связано, по-видимому, не только с наличием сырья, техно­ логическим процессом и характером орнаментальных композиций, но и с особенностями природного освещения Средней Азии.

Зодчие Средней Азии использовали пространственно-фактурные свойства цветов, благодаря которым насыщенные цвета с гладкой фак­ турой, расположенные в одной плоскости, создают иллюзорную плано-

213



is

_

Pi -

p2 _

0,65-0,25

_

0,25-0,10 _

0,10-0,04 _

0,04—0,016

 

 

Pi

~

0,65

'

0,25

~

0,10

0,04

~~ U , b -

Это

говорит о том, что цвета

подбирались не случайно, а с таким

расчетом,

чтобы

интервалы

между

ними по светлоте

были равны. При

различных комбинациях цветов контраст между ними велик и состав­ ляет при наиболее характерных сочетаниях: белого с черным—0,97; бе­

лого с синим, голубого

или желтого с черным —0,94; белого

с зеленым,

голубого или желтого

с синим —0,84;

голубого или

желтого

с зеле­

ным •—0,60. Столь высокие контрасты

обеспечивают

четкую

видимость

мельчайших деталей мозаик и росписей

в условиях интенсивной

инсоля­

ции, когда чувствительность зрения притупляется. Такие величины коэф­

фициентов контраста соответствуют

природным

контрастам

светотени

(глава I , § 3). Применяя коэффициенты, близкие

к природным,

зодчие

Средней Азии обеспечивали поразительное единство восприятия

релье­

фа и полихромии (рис. 129).

 

 

 

 

 

Большой интерес представляет для архитекторов вопрос гармонии

или

согласования цветов. Различные

сочетания

цветов производят на

нас

различное впечатление. С другой

стороны, одно и то же

сочетание

в различных условиях может оказывать резко отличное эмоциональное воздействие. Это говорит о том, что метод анализа цветовых сочетаний в каждом случае должен быть индивидуальным, в зависимости от ме­ стоположения цвета, фактуры поверхности, превалирующих условий ос­ вещения и т. д. Вопрос гармонии цветов разрабатывался с различных сторон: с точек зрения живописи, прикладного искусства, истории ис­ кусства, психологии и, наконец, физики. Вопрос же согласования цветов в архитектуре почти не затрагивался. Несмотря на различный подход, многие авторы повторяют некоторые положения, свидетельствующие о том, что в их основе лежат действительно часто наблюдаемые законо­ мерности [1, 74].

Обобщив выводы различных теорий, можно их кратко сформулиро­ вать следующим образом: а) лучшие сочетания дают дополнительные цвета или близкие к ним, а также цвета, расположенные рядом в цвето­ вом круге (12или 24-ступенном) ; б) при сочетании цветов следует брать такие же соотношения светлот, какие имеют место в спектре; в) на­ сыщенные цвета следует сочетать: теплые с черным, а холодные с белым.

Однако, исследуя с этих позиций полихромию в архитектуре Са­ марканда XIV—XV вв., являющуюся образцом высокой гармоничности и величайшим достижением мирового декоративного искусства, мы должны были бы сделать ложное заключение о том, что сочетания, применяющиеся в этой полихромии, далеко не совершенны. Во-пер­

вых, в

среднеазиатской архитектуре

всегда сочетаются

такие цвета,

как сине-фиолетовый и голубой, голубой и зеленый,,

зеленый и

желтый,

т. е. цвета, далеко не рядом

лежащие даже в

12-ступенном

215


полей, образующих сочетания, но и от многих других факторов — раз­ меров элементов, характера границ между полями и т. д. [66]. Они под­ даются количественной оценке. С этих позиций изучение цветовых со­ четаний пока только начинается. Поэтому научное разрешение проблемы сочетания цветов в архитектуре вообще и, в частности, в архитектуре Средней Азии требует постановки серьезных специальных исследований.

Мы рассмотрели вопросы видимости и восприятия архитектурных форм и цвета в связи с условиями освещения на примере исторических памятников среднеазиатской архитектуры. На протяжении векового опыта зодчие прошлого выработали определенные приемы решения рельефа, пластики, цветовых композиций, которые в различных соору­ жениях подчиняются общим закономерностям. Аналогичные вопросы в современной архитектуре должны явиться предметом специального ис­ следования.

Л и т е р а т у р а

 

1.

А л о к с е е в

С. С ,

T е п л о в

Б.

 

Ш е в а р е в П .

А. Цветоведение для

архи­

 

 

текторов, М.-Л., ГОНТИ,

1938.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

А р о н и и

Д. Климат

и архитектура

(перевод с англ.), М.,

Госстройиздат,

1959.

 

3.

Б а л а ш о в а

Е.

Н„

Ж и т о м и р с к а я О. М.,

С е м е н о в а

 

О. А.

Климатиче­

 

 

ское описание

республик

Средней

Азии,

Л., Гидрометеонздат,

1960.

 

 

 

 

4.

Б а р а ш к о в

а Е. П.,

Г а е в с к и іі

В. Л. и

др. Радиационный

режим

территории

 

 

СССР, Л., Гидрометеонздат,

 

1961.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

5.

Б е л и н с к и й

В. А. Ультрафиолетовая радиация

солнца и неба,

М., Изд-во

МГУ,

 

 

1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Б е р и д з е

Л. Г. Учет фактора

инсоляции

при проектировании зданий в

условиях

 

 

Закавказья, Сб. научно-технической информации ТбилЗНИИЭП,

1967,

7.

 

7.

Б о г о с л о в с к и й

В. И. Расчетные

теплопоступления

в помещение

через наруж-

 

 

рые ограждения

в летний

период,

Техническая

информация

„Проектирование

 

 

отопительно-вентиляционных

 

систем промышленных

предприятий", Сб. 3(13), M

 

 

Главстройпроект,

1962.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Б о и д а р е и к о

В. В.

Расчет

естественного

бокового освещения

промышленных

 

 

зданий при инсоляции, Новосибирск, Известия вузов „Строительство и архитек­

 

 

тура", 1968, №

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

В а с и л ь е в

Б. Ф.

Натурные

 

исследования

температурно-влажностного

режима.

 

 

жилых зданий,

М.,

Госстройиздат,

1957.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

В а с и л ь е в

Б. Ф. Роль отраженной

радиации в южных районах СССР, Сб. „Ак­

 

 

тинометрия

и

атмосферная

оптика",

М.,

Гидрометеонздат,

1961.

 

 

 

 

 

11.

В е й и б е р г

В. Б. Естественное освещение

школ,

Л.,

Госстройиздат,

1951.

 

 

12.

В е т о ш к и н

С.

И.,

Г о р о м о с о в

М. С. и др. Гигиенические основы проекти­

 

 

рования

и строительства

жилищ

в

условиях

жаркого климата

Средней

Азии,

 

 

Сб. „Вопросы

коммунальной

гигиены

в условиях

жаркого

климата

Средней

 

 

Азии", М.,

Медгиз,

1954.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

В и н ь о л а. Правило

пяти ордеров

архитектуры,

 

М.,

Изд.

Всесоюзной

академии

 

 

архитектуры,

1939.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

217


14. В о р о н и н

Л. Н.

Кирпичная фактура стены.

Труды

Среднеазиатского

инду­

стриального

института, „Элементы архитектуры Узбекистана", вып. IV,

Таш­

кент, 1939.

 

 

 

 

 

15. В о р о н и н а

В. Л. Опыт проектирования здании

в странах

тропического климата,

М., Госстройиздат,

1966.

 

 

 

16.Временная инструкция по ориентации жилых зданий в условиях Узбекистана. Ташкент, Госстроп УзССР, 1963.

17.Временная инструкция по расчету инсоляции и солнцезаіднте жилых н обществен­

 

ных

зданий

в

условиях

 

Узбекистана,

Ташкент,

Узгоспроект, 1958.

 

 

 

18.

Временная

 

инструкция по

расчету

инсоляции

и

солнцезащитс

жилых

здании в

 

условиях Узбекистана. Госстрой УзССР, УзИНТИ, Ташкент,

1967.

 

 

 

19.

Временная

инструкция по

расчету

инсоляции и солнцезащпте жилых

здании,

школ

 

и детских

учреждений

в

условиях

Таджикистана. Душанбе, Госстрой

ТаджССР

 

1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.

Г а л а н и и

Н. Ф. Лучистая энергия и ее гигиеническое значение,

Л.,

Медгиз,

1952.

21. Г а м б у р г

П. Ю. Расчет

 

солнечной

радиации

в

строительстве,

М.,

Госстройиз­

 

дат,

1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.

Г о р д о в

А. Н. Расчет прямой

солнечной

радиации на различно

ориентированные

 

наклонные поверхности

 

для

широты

42°. Материалы

по

агроклнм.

раііоинр.

 

субтроп. СССР, вып. 2,

 

1938.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.

Г о р о м о с о в

М. С. Микроклимат

жилищ

и

его

гигиеническое

нормирование,

 

М., Медгнз,

1963.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.

Г у с е в

 

H . М.

Архитектурная

светотехника,

М.—Л.,

Гос. архнтект. нзд-во,

1949.

25.

Г у с е в

 

H. М. Естественное освещение зданий,

М., Госстройиздат,

1961.

 

26.

Г ѵ с е в

Н. М.,

 

Т е м ч и н

 

I I . А. Свстоклнматпческое

районирование

территории

 

"СССР,

„Изв АСиА", 1962, № 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.

Г у с е в

 

Н. М.,

К л и м о в

П. П. Строительная физика,

М.,

Госстройиздат, 1965.

28.

Г у с е в

Н. М.,

К и р е е в

Н. Н. Освещение

промышленных

зданий,

М.,

Госстрой-

 

"издат,

1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£9.

Г у с е в

 

Н. М.,

А л е к с е е в а

Е. П. Исследование

ультрафиолетовой

радиации в

 

производственных помещениях, „Промышленное

строительство",

1968,

5.

30.

Д а н ц и г

Н. М.

 

Гигиенические

основы

профилактического

ультрафиолетового

 

облучения

людей, „Светотехника",

1967

№ 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Д а ш к е в и ч

 

Л. Л. Методы

расчета

инсоляции

при проектировании

промышлен­

 

ных

зданий,

М.—Л., Госстройиздат,

1939.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32.

Д у н а е в

 

Б. А. Инсоляция

жилых

зданий,

М.,

Госстройиздат,

1962.

 

 

 

33.

Е п а н е ш

н и к о в

М. М. Электрическое

освещение, М.—Л., Госэиергопздат,

1962.

34.

Е р ш о в

А. В., M е р п о р т

И. А. Влияние проветривания на микроклимат поме­

 

щений разной высоты. Сб. научно-техн. информации Гос. Комитета Сов. Мини­

 

стров

ТаджССР по координации научно-исслед. работ, 1962

8.

 

 

 

35.

Е р ш о в

А. В.,

Г о л ь д ш т е й н Г. К.,

К о р б у т

Г. О. Роль отраженной радиа­

 

ции при застройке в условиях жаркого климата, „Строительство и архитектура

 

Средней

Азии",

1964, №

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36.

Е р ш о в

 

А. В.,

С о л д а

T O B

Е. А.,

К у з а н о в

А. В. Летний

температурный

 

режим принудительно-вентилируемой крыши. „Строительство и архитектура

 

Узбекистана",

1965, №

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.

Е р ш о в

 

А. В.,

К о р б у т

 

Г. О. Теплопропускание

средств

солнцезащиты, Сб.

 

научных трудов ТашЗНИИЭП, вып. 9, Ташкент,

1967.

 

 

 

 

 

 

 

38.

Е р ш о в

А.

В.

К о р б у т

 

Г. О. О

функциональных

и эстетических

 

качествах

 

солнцезащитных

устройств,

„Строительство и

архитектура

Узбекистана",

1970,

6.

39.Естественное освещение и инсоляция зданий, М., Госстройиздат, 1968.

218