Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зданиях кинотеатров и больниц независимо от их вместимости

ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35.

 

Нормалями установлено, что ширина лестничного марша

должна

быть не более 2,4 м. Если же по расчету получается ширина

марша

лестницы 3,6 м, то в данном случае необходимо запроектировать две (или более) лестницы суммарной шириной 3,6 м.

Лестничные клетки должны быть несгораемыми, т. е. закрытыми, ос­ вещаться естественным светом и иметь выход наружу. При необходи­ мости открытой лестницы разрешается ее расположение в вестибюле с конструкцией из несгораемых материалов и при условии, что лестница доводится лишь до второго этажа.

Место расположения лестниц в плане диктуется функциональными удобствами. Но при этом необходимо соблюдать требуемые нормами предельные расстояния от дверей помещений до лестницы.

Помещения между лестничными клетками должны отстоять от по­ следних на расстоянии не более 40 м.

Помещения, выходящие в тупиковый коридор, должны находиться на расстоянии от лестницы не более 25 м.

Эти требования обязательны для всех общественных зданий I и I I класса огнестойкости, кроме детских яслей-садов и больниц.

В крупных общественных зданиях с большими людскими потоками ЕМЄСТО лестниц иногда используют пандус—пологую плоскость — с укло­ ном 1:6 внутри помещений и 1:8 снаружи. Так же как и лестницы, пан­ дусы могут быть одномаршевыми, двухмаршевыми и винтовыми. Расчет

их и выбор места расположения

основываются на тех же нормах, что и

лестницы.

 

 

 

 

 

 

 

Лифты

общественных

зданий

размещаются

в закрытых шахтах

и отличаются большей, нежели

в

жилых

домах,

грузоподъемностью.

Эскалаторы — механические

лестницы,

обладающие

наибольшей

пропускной

способностью.

Лента

 

эскалатора шириной 85 см способна

пропустить

в 1 ч 4000 человек. Однако из-за дороговизны

их применя­

ют в уникальных общественных зданиях с массовыми потоками людей.

Горизонтальные коммуникации общественных зданий состоят из коридоров, холлов, кулуаров и фойе. Ширина коридоров назначается из расчета 0,6 м на 100 человек, но не менее 1,5 м для главных и не ме­ нее 1,2 м для второстепенных коридоров.

Все коммуникации должны заканчиваться выходом наружу. Выхо­ ды считаются эвакуационными, если они ведут наружу непосредственно из помещения или через коридор, вестибюль, лестничную клетку, имею­ щие наружный выход.

Каждое здание, в котором находятся более 50 человек, должно иметь не менее двух самостоятельных выходов.

Двери открываются по направлению к выходу и должны иметь вы­ соту в чистоте не менее 2 м. Внутрь могут открываться двери помеще­ ний, в которых находятся не более 15 человек.

Для общественных зданий установлена единая высота наземных этажей—3,3 м (от пола до пола), для спальных корпусов санаториев, школ-интернатов и домов отдыха — 2,7—2,8 м, а для залов обществен­

н а


а

Рис. 179. Общественные здания с мелкоячеистой структурой

а — фрагменты фасадов;

б — планы; в — разрезы

ных зданий (зрительные, спортивные, торговые, площадью более 300 ж2 ) высота определяется в связи с их размерами в плане.

Несмотря на большое разнообразие общественных зданий и соору­ жений, по своему функциональному назначению их группируют по при­ знакам объемно-планировочной структуры.

а

шііишіїїіііріііііііііііііііііііііііішіііііііііііііішішііііі:1!'1!!!!^:!!

(Рис. 180. Общественные здания с крупноячеистой структурой

•а — фрагменты фасадов;

б — планы; в — разрезы

По своей планировке общественные здания могут быть: мелкоячеистой структуры с площадью помещений 15—30 м2 (гости­

ницы, больницы, санатории; рис. 179); крупноячеистой структуры с площадью помещений 30—80 м2 (шко­

лы, детские ясли-сады, учебные корпуса высших учебных заведений, научно-исследовательские институты; рис. 180);

Рис. 181. Общественные здания с зальной структурой

о — фрагменты фасадов;

б — планы; в — разрезы

зальной структуры, когда основными помещениями являются залы (предприятия торговли и общественного питания, кинотеатры, вокзалы; рис. 181);

смешанной структуры, т. е. с мелкими и крупными ячейками и в со­ четании с зальными помещениями (административные учреждения, про­ ектные институты и конструкторские бюро, клубы, рынки и т. п.; рис. 182)..

Мелкоячеистые здания имеют в основе своей структуры одну или несколько типовых повторяющихся ячеек. План этих зданий может быть компактным или расчлененным на несколько частей.

Крупноячеистые здания имеют в основе своей структуры крупную, ячейку из почти равновеликих по площади помещений. Планы крупно­ ячеистых зданий также могут быть компактными или состоять из не­ скольких частей. Помещения их имеют естественное освещение и груп­

п е


а

Фис. 1S2. Общественные здания со смешанной структурой

•а — фрагменты фасадов;

б — планы; в — разрезы

•-пируются или посекционно (в школах), или по коридорной системе {учебные корпуса), или сосредоточенно (детские ясли-сады). Высота по­ мещений здесь унифицирована.

При наличии в крупноячеистых зданиях зальных помещений послед­ ние чаще всего выносят из общего габарита здания и размещают в при­ стройке к нему (гимнастические и актовые залы школ). На фасаде и в 'плане крупные ячейки составляют основу структуры здания и достаточ­ но четко воспринимаются зрительно.

Зальные здания имеют в основе своей структуры единое большое пространство. Главным композиционным центром здесь является зал, оп­ ределяющий основу композиции плана и фасада здания (кинотеатр, спортивная арена и др.).


ких яслей-садов, обслуживающих детей в возрасте от нескольких меся­ цев до семи лет.

Вместимость детских яслей-садов доведена до 280 мест, с общим количеством групп— 12 (4 группы яслей и 8 групп детского сада). Этопозволяет обеспечить преемственность в воспитательной работе, улуч­

шить медицинское обслуживание,

сократить радиусы

обслуживания

и достигнуть

экономии при строительстве

зданий и их

эксплуатации,

в том числе

и за счет сокращения

штатов

обслуживающего персонала.

По времени пребывания в них детские ясли-сады могут быть под­ разделены на три типа:

с дневными группами, где дети проводят время с утра до вечера, а

ночуют дома;

 

 

 

 

 

 

 

 

с круглосуточными

группами

(или недельными), где дети находят­

ся шесть дней по 24 ч,

а домой

их забирают

только

на воскресенье;.

с разными группами, где одни функционируют как дневные, а дру­

гие— как

круглосуточные.

 

 

 

 

 

 

В табл. 13 показаны основные типы детских яслей-садов по общей

вместимости,

количеству групп и их соотношению.

 

 

Т А Б Л И Ц А

13.

О С Н О В Н Ы Е Т И П Ы

Д Е Т С К И Х Я С Л Е Й - С А Д О В П О О Б Щ Е Й ВМЕСТИМОСТИ,.

 

КОЛИЧЕСТВУ ГРУПП И ИХ С О О Т Н О Ш Е Н И Ю

 

 

 

 

 

 

 

Количество

 

Общее

Соотношение

м е ж д у

 

 

Количество

 

количеством

ясельных

Количество

мест

групп детского

количество

ясельных

групп

групп и групп д е т ­

 

 

 

 

 

сада

 

групп

ского сада

 

 

 

 

 

 

 

 

280

 

4 X 2 0

 

8 X 2 5

 

12

1:2

 

140

 

2 X 2 0

 

4 X 2 5

 

6

1:2

 

90

 

2 X 2 0

 

2 X 2 5

 

4

1:1

 

50

 

1 (10-4-15)

 

1X25

 

2

1:1

 

Как видно из этой таблицы, в детских яслях-садах на 280 и 140 мест принято соотношение ясельных и дошкольных групп 1:2, что отвечает потребностям населения крупных городов, где преимущественно рас­ пространены подобные типы детских учреждений.

Детские ясли-сад на 140 мест (средней вместимости) обслуживают группу жилых домов с населением 2000 человек, а ясли-сад на 280 мест (большой вместимости) две группы жилых домов (4000 жителей).

Состав помещений и площади для детских учреждений различного типа приведены в приложении 2.

По СНиП П-К.2-62 на 1000 жителей предусматривается 70—90 мест в детских дошкольных учреждениях. Из них 30—35% мест для детей до. трех лет и 65—70% мест для детей от трех до семи лет.

В жилом микрорайоне на 1000 жителей принимают 70 мест, в том числе 20 мест для детей до трех лет и 50 мест для детей от трех до се­ ми лет.


При расчете сети дет­ ских дошкольных учреж-. дений в городе добавляет­ ся 20 мест для учрежде­ ний с круглосуточными группами и специального назначения.

Радиусы обслужива­ ния для детских яслей с дневными группами при­ няты в пределах до 0,3 км, а для детских садов с дне­ вными группами — до 0,5 км. Для объединенных

 

 

 

 

 

детских яслей-садов с дне­

 

 

 

 

 

вными

 

группами

до

 

 

 

 

 

0,35

км.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемно-планировоч­

 

 

 

 

 

ная структура зданий

дет­

 

 

 

 

 

ских

дошкольных

учреж­

 

 

 

 

 

дений бывает

централизо­

 

 

 

 

ванной,

блокированной и

 

 

 

 

павильонной

(рис.

184).

 

 

 

 

 

Наиболее

 

широкое

 

 

 

 

распространение

в

нашей

 

 

 

 

 

стране

получили

здания

 

 

 

 

 

детских

дошкольных

уч­

 

 

 

 

 

реждений

с

централизо­

 

 

 

 

 

ванной

объемно-планиро­

Рис. 184. Схемы планов детских дошкольных

уч­

вочной

структурой,

явля­

ющиеся

 

наиболее

эконо­

реждений

 

 

 

мичными

в строительстве

•а — централизованная;

б — блокированная;

в — павильон­

и эксплуатации. Иллюст­

ная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рацией

такого

типа

зда­

 

 

 

 

 

ния может служить

типо­

вой

проект детских яслей-сада

из

керамзитобетонных

панелей

на

140

мест, разработанный МНИИТЭП

(рис.

185).

 

 

 

 

 

 

 

В связи с укрупнением зданий детских дошкольных учреждений бо­ лее сложной становится их объемно-планировочная структура, поэтому все чаще эти здания решаются блокированными или павильонными. Блокированный прием позволяет обеспечить лучшую изоляцию детских групповых ячеек и непосредственную связь их с игровыми площадками. Хотя этот прием менее экономичен, чем централизованный, он может быть рекомендован для строительства во I I и I I I климатических райо­ нах. В качестве примера блокированного здания может быть приведен типовой проект детских яслей-сада на 280 мест, разработанный ТДНИИЭП учебных зданий (рис. 186).

Павильонный прием может быть рекомендован для IV климатиче-