Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ

Под общей редакцией канд. техн. наук Л. С. Матвеенко

М о с к в а Издательство «Лесная промышленность»

1973

УДК 634.0.38

/ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА j

Строительство лесовозных

дорог. M а т в е е н к о Л. С , М и т ­

р о ф а н о в А. Е., И В а H К О В И Ч А. С , П о т а п о в Ю. Н., Щ е б -

л ы к и н Е. П., Ж е л е з н я к

Ф, А. «Лесная промышленность»,

1973 г. 224.

 

Книга посвящена вопросам технологии и организации строи­ тельства автомобильных дорог лесозаготовительных предприятий.

Основное внимание уделено подготовительным работам (про­ рубке просеки, корчеванию пней, удалению кустарника, мелкого леса и др.), работам по возведению земляного полотна в различ­ ных условиях и из различных грунтов, постройке дорожных одежд: гравийных, колейных желозобетотонных, из грунтов, укрепленных органическими и неорганическими вяжущими, покрытий из новых материалов. Кратко изложены вопросы строительства временных дорог.

Далее в книге освещены вопросы организации работы притрас-

совых карьеров, выбора

дробильно-сортировочных

устройств для

обеспечения

строительными

материалами.

Рассмотрены

вопросы

организации

дорожно-строительных работ, методы

контроля до­

рожного строительства,

приведены сведения об инструментах и

устройствах,

используемых

при дорожном

строительстве,

даны ос­

новные требования и правила по технике безопасности на

работах

по строительству лесовозных автомобильных дорог.

 

 

Таблиц

35, иллюстраций 96, библиография 61

название.

3152—066

M

037(01)—73

© И з д а т е л ь с т в о «Лесная промышленность», 1973 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

О с н о в н ым видом лесовозного транспорта

я в л я е т с я автомо ­

бильный, который вывозит около 80% всего

о б ъ е м а заготавли ­

ваемой древесины . Д а л ь н е й ш е е развитие и

совершенствование

автомобильный транспорт получит за счет р а с ш и р е н и я строи­

тельства магистральных дорог с усовершенствованными

типами

покрытий, повышения мощности и грузоподъемности

 

авто­

поездов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а

вывозке

хлыстов

и деревьев н а р я д у

с

легкими

и

сред­

ними

автопоездами на

б а з е автомобилей

типа

З И Л

и

М А З

предусмотрено

использование

в

более

широких

м а с ш т а б а х тя­

ж е л ы х

автопоездов на

базе

автомобилей

типа

К р А З

с

двига ­

телем

мощностью 240 и 300 л. с,

грузоподъемностью

23

и

29 т.

В д а л ь н е й ш е м

грузоподъемность

автопоездов

будет

повышена

до 45 г и более.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Д и р е к т и в а х X X I V

съезда

К П С С

по

пятилетнему

 

плану

развития народного хозяйства на 1971—1975

гг. особое

внима­

ние уделено механизации трудоемких работ, внедрению совер­ шенных м а ш и н и оборудования, улучшению состояния автомо ­ бильных дорог, строительству новых высокомеханизированных леспромхозов .

Совершенствование лесовозных дорог д о л ж н о идти по пути значительного сокращения строительства грунтовых дорог, за­ мены их дорогами с гравийным покрытием, а при наличии

каменных

м а т е р и а л о в — со

щебеночным . П р и

больших

грузо­

оборотах

гравийные

и

щебеночные

 

покрытия

целесообразно

у к р е п л я т ь

в я ж у щ и м и

м а т е р и а л а м и .

В

районах,

бедных

строи­

тельными

м а т е р и а л а м и ,

б о л ь ш а я роль

отводится

колейным по­

крытиям из железобетонных плит.

 

 

 

 

 

В связи с

н а м е ч а е м ы м

освоением

крупных

лесных массивов

в Сибири,

на

Д а л ь н е м

Востоке, севере

европейской части

С С С Р ,

концентрацией производства, обеспечивающей более производи ­ тельное использование к а п и т а л о в л о ж е н и й , и с о к р а щ е н и е м мо­

левого с п л а в а расширится строительство и

возрастет объем пе­

ревозок

по

грузосборочным

дорогам, о б с л у ж и в а ю щ и м

не­

сколько

лесозаготовительных

предприятий .

Эти дороги

будут

устраиваться

с бетонным и асфальтобетонным покрытием .

 

з


Устойчивые низкие

т е м п е р а т у р ы

в течение длительного пе­

риода в ряде районов

Советского

Союза с о з д а ю т благоприят ­

ные условия освоения лесных массивов зимними дорогами,

обеспечивающими

значительное

снижение

транспортных рас ­

ходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особое место

з а н и м а е т

строительство временных

лесовозных

дорог

(усов) . В

перспективе на

трелевке

леса

будут

приме ­

няться колесные тракторы, п о з в о л я ю щ и е увеличить

расстояние

трелевки до 1000 м, что приведет к увеличению объема

вывозки

по усу до 30—40

тыс. м3 и

более

и, как

следствие,

к

резкому

с о к р а щ е н и ю их протяженности . В связи

с

этим

ус

по

своему

значению становится веткой и строить его нужно

по

нормам

строительства

веток.

 

 

 

 

 

 

 

 

Б о л ь ш о е р а з н о о б р а з и е

конструкций

дорог, а

т а к ж е

различ ­

ные климатические

и гидрогеологические

условия

обусловли ­

вают

необходимость

дифференцированного

подхода

к

подбору

м а ш и н и выбору технологических схем

производства д о р о ж н о -

строительных

дорог

дл я

конкретных

условий

строительства .

Строительство лесовозных дорог осуществляется ка к специали ­

зированными

о р г а н и з а ц и я м и (Минтрансстроем,

М и н т я ж с т р о е м ,

С о ю з л е с с т р о е м ) ,

в ы п о л н я ю щ и м и примерно

15—20%

общего

объема строительства

дорог, та к и самими

лесозаготовитель ­

ными предприятиями .

Специализированные

организации

осу­

ществляют д о р о ж н о е

строительство

в

процессе

строительства

новых лесозаготовительных предприятий (первая очередь

ма­

гистралей и, частично,

веток) и имеют на одном объекте доста­

точный объем

и

фронт строительных

работ

(30—70

км

дорог

в год) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я п о д д е р ж а н и я

производственных

мощностей

лесозагото ­

вительные предприятия в целом по отрасли строят 75—80% до ­

рог. Объем

ж е

годового

строительства

к а ж д о г о

предприятия

сравнительно

невелик

(5—15 км)

и

ведется

в

разных

участках

лесного

массива,

что с д е р ж и в а е т

применение

высокопроизводи ­

тельных машин . П о

мере увеличения мощности лесозаготови ­

тельных

предприятий

возрастет объем дорожно - строительных

работ и р а с ш и р я т с я границы эффективного

применения

машин

большой

мощности и

высокой

производительности.

 

 

 

Решением

основных

проблем

строительства

лесовозных до­

рог (совершенствованием их конструкции, подбором

общестрои ­

тельных

и

созданием

специальных

машин,

р а з р а б о т к о й

техно­

логии строительства,

организацией

производства работ

и др.)

з а н я т ы работники научно-исследовательских,

проектно-конструк-

торских

и

учебных

институтов.

Б о л ь ш о й

в к л а д

в

практику

строительства

лесовозных

дорог

вносят

работники

 

строитель­

ных

и лесозаготовительных

предприятий .

 

 

 

 

 

 

 

Н а с т о я щ а я

книга

знакомит

работников

лесозаготовительной

промышленности

с основными

п р а в и л а м и

и

п р и е м а м и

проведе­

ния

работ

по

сооружению

земляного полотна,

устройству до-

4


р о ж н ы х

покрытий

постоянных и временных

лесовозных

дорог

с учетом

последних

 

научных

р а з р а б о т о к

и опыта

строительства.

В книге

д а н ы

л и ш ь

краткие

сведения о

новых

м а ш и н а х

 

и

их

отличительные

особенности,

необходимые

д л я

понимания

 

реко­

мендаций по л у ч ш е м у их использованию . В

связи

с

тем,

 

что

новые лесозаготовительные

предприятия

на базе

узкоколейных

ж е л е з н ы х дорог в

настоящее время

не

строятся, в книге во­

просы строительства

узкоколейных

ж е л е з н ы х

дорог не

рассмат ­

риваются .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В работе н а д книгой принимали участие с л е д у ю щ и е

авторы:

канд . техн. наук Л .

С. Матвеенко

(предисловие,

г л а в ы

I

и

I I ,

кроме р а з д е л а «Особенности сооружения земляного полотна уни­

версальным отвалом Л Д - 1 0 агрегата Л Д - 4 » ,

г л а в а

I I I ,

раздел

« Р а с с т а н о в к а

д о р о ж н ы х знаков и

ограждений»

главы

IV, V I ,

I X ) ;

канд . техн. наук А. Е. М и т р о ф а н о в

(глава

V ) ; канд . техн.

наук

А.

С. И в а н к о в и ч

(глава

IV, кроме

р а з д е л а « Р а с с т а н о в к а

д о р о ж н ы х знаков и о г р а ж д е н и й » ) ;

канд . техн. наук Ю . Н . П о ­

тапов

 

(глава

V I I ) ;

канд .

техн.

наук

Е.

П.

Щ е б л ы к и н

(глава

V I I I ) ;

инженер

Ф. А.

Ж е л е з н я к

(раздел

«Особенности

сооружения земляного

полотна

универсальным

отвалом

Л Д - 1 0

агрегата Л Д - 4

» г л а в ы

I I ) .

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Глава I

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ

РАБОТЫ

 

 

 

 

ОТВОД ЗЕМЕЛЬ ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГИ

 

 

Д о

н а ч а л а строительства необходимо оформить отвод

зе­

мельных участков под строительство дороги и

р а з м е щ а е м ы х

па

ней сооружений,

а т а к ж е

земельных

участков д л я карьеров,

резервов, временных зданий и сооружений,

предусмотренных

проектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

промышленного

и

г р а ж д а н с к о г о

строительства,

в

том

числе

ж е л е з н ы х

и автомобильных

дорог,

предоставляются

земли,

не используемые

или непригодные

д л я

сельского

хозяй­

ства, или сельскохозяйственные угодья худшего качества, не по­

крытые лесом

п л о щ а д и (при предоставлении

участков

из

з е м е л ь

гослесфонда)

или

площади,

з а н я т ы е

кустарником

и

малоцен ­

ными

н а с а ж д е н и я м и .

Участки

с

залеганием

полезных

ископае­

мых

отводятся

после

согласования с о р г а н а м и

государственного

горного надзора .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р е д п р и я т и я ,

организации

и

учреждения,

п о л у ч а ю щ и е зе­

мельные участки

д л я

постоянного

или

временного

пользования,

в о з м е щ а ю т

убытки,

причиненные

з е м л е п о л ь з о в а т е л я м

в

связи

с изъятием

земель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И з ы с к а т е л ь с к и е

работы выполняются без

и з ъ я т и я земельных

участков по р а з р е ш е н и я м советов министров автономных рес­ публик, исполкомов краевых, областных советов депутатов тру­

дящихся . Сроки

и место изыскательских

работ согласуются

с землепользователями .

 

Предприятия,

организации и у ч р е ж д е н и я

д о л ж н ы привести

участки, на которых проводились изыскательские работы, в со­ стояние, пригодное д л я использования их по назначению, в ме­ сячный срок после завершения работ (исключая период промер ­

зания

почвы) .

 

 

 

 

 

 

Отвод земель д л я строительства

а в т о м о б и л ь н ы х

дорог

вы­

полняют

в

соответствии

с главой

С Н и П П - Д . 5 — 72, которая

составлена

с

учетом

«Основ земельного

законодательства

Союза

С С Р

и

союзных

республик», а т а к ж е

«Основных

поло­

жений

по

восстановлению земель,

нарушенных

при

р а з р а б о т к е

6