Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
а
Рис. 192. Групповая ячейка сада дл я дневно
го |
пребывания |
дете й |
|||
а — схема |
взаимосвязи |
поме |
|||
щений; |
б — фрагмент |
плана |
|||
яслей-сада |
|
на |
140 мест; |
||
1 — тамбур; |
2 — |
|
раздеваль |
||
ная; |
3 — групповая; |
|
4 — туа |
||
летная; |
5—буфетная; |
6—кро |
|||
ватная |
|
|
|
|
Путь прихода д е т е й
Рис. 193. Функциональная |
схема |
взаи |
Рис. 194. Общая функциональная схема |
|||||||
мосвязи |
м е ж д у |
общими и |
администра |
детских яслей-сада |
|
|||||
тивно-хозяйственными |
помещениями |
/ — административно-хозяйственные |
помеще |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
I |
— |
вестибюль; |
3 — кабинет |
заведующего; |
ния; 2 — ясельные группы; 3 — группы |
детского |
||||
сада |
|
|||||||||
3 |
— |
медицинская |
комната; |
4 — кухня; |
5—кладо |
|
||||
вая; |
6 — |
стиральная; |
7 |
— |
сушильная-гладиль |
|
|
|||
ная; |
8 — |
бельевая; |
9 — |
комната |
персонала |
|
|
они могут заменять одна другую. Зона занятий должна находиться в той части комнаты, которая хорошо освещена естественным светом слева (рис. 195). Зона игр должна иметь хорошо освещенное место у окна или стены, противоположной зоне занятий. Хозяйственная зона (хранение посуды и раздача пищи) должна находиться в непосредственной близо сти от буфетной комнаты. Живой уголок располагается в той части ком наты, где имеется достаточный естественный свет. Не рекомендуется стены групповой заполнять росписью, так как дети быстро к ним привы
кают. Это целесообразно делать при входе и в вестибюле, чтобы |
дети |
|
легко узнавали свой вход и вестибюль. |
|
|
В районах с суровым климатом в детских садах |
устраиваются не |
|
большие бассейны (рис. 196). |
|
|
При проектировании зданий детских дошкольных учреждений повы |
||
шено требование к организации входов и выходов |
из каждой |
группы |
и наличие коротких и удобных связей с участком. Это обусловлено необ ходимостью обеспечить быструю эвакуацию детей из здания в случае пожара и иметь изоляцию отдельных групп помещений, чтобы предот вратить распространение инфекции.
В каждую ясельную группу должен быть отдельный вход. Если ясельные группы размещены на втором этаже, то допускается устройст во общего входа на две группы. Из каждой группы должно быть два эвакуационных выхода. Из групповых, расположенных на втором этаже,
одним выходом может быть несгораемая лестница с уклоном |
1:1. |
В помещениях для детей от трех до семи лет допускается |
устройство |
общего входа не более чем в три группы. |
|
Вход в административные помещения можно объединить со входом в одну из детских групп.
11—795 |
161 |
Все помещения детских учреждений должны иметь непосредствен ное естественное освещение. Коэффициент естественной освещенности (к. е. о.) в групповых, игральных-столовых, спальнях, изоляторах, ком натах для музыкальных и гимнастических занятий должен быть равен 1,5%. В приемных и раздевальных—1, а в туалетных—0,5%.
Допускается освещение вторым светом коридоров и бельевых. Ис кусственным светом допускается освещать кладовые, уборные для пер сонала, буфетные и кроватные.
Высота этажей зданий детских яслей-садов принимается равной 3,3 м, а при проектировании детских учреждений в составе комплексной серии с жилыми домами допускается в целях унификации конструктив ных элементов снижение высоты до 2,7—2,8 м (в зависимости от высоты
этажей в жилых домах). В этом случае площадь групповых и |
играль |
||||||||
ных-столовых должна быть |
увеличена на 20% против нормируемой. |
||||||||
Т А Б Л И Ц А |
14. Т Е М П Е Р А Т У Р А И КРАТНОСТЬ О Б М Е Н А В О З Д У Х А |
В П О М Е Щ Е Н И Я Х |
|
||||||
|
Д Е Т С К И Х Я С Л Е И - С А Д О В |
|
|
|
|
|
|||
|
|
Наименование помещеннії |
Температура |
Кратность |
|||||
|
|
в |
град |
обмена |
воз |
||||
|
|
|
|
|
д у х а |
в 1 ч |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
Групповая, игральная-столовая, приемная, комната |
|
20 |
|
|
|
||||
для музыкальных |
занятий и гимнастики, изолятор . . |
|
|
1,5 |
|||||
Медицинская |
комната |
|
|
|
22 |
|
1,5 |
||
|
|
|
|
|
|
20 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
5 |
|
Туалетная ясельной |
группы |
|
|
22 |
|
2 |
|
||
Спальня-веранда, раздевальня |
|
|
18 |
|
1,5 |
||||
|
|
|
|
|
|
18 |
|
0,5 |
|
Комната |
для хранения |
чистого |
белья |
|
15 |
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
По |
расчету |
|
Система отопления и вентиляции должна |
обеспечить |
надлежащие |
|||||||
температуру и воздухообмен в отапливаемых помещениях |
(табл. |
14). |
|||||||
Конструктивные решения |
зданий детских |
яслей-садов |
могут |
быть |
как каркасные, так и бескаркасные с несущими поперечными и продоль ными стенами.
Каркасно-панельные конструкции могут применяться по трем схемам: рамной, когда сопряжение колонн с ригелями или панелями перек рытий достигается путем устройства жестких узлов, которые обеспечи вают восприятие каркасом как вертикальных, так и горизонтальных
нагрузок;
связевой, когда узлы сопряжения колонн с ригелями или панелями перекрытий недостаточно мощны;
смешанной, когда конструкция здания в одном направлении рабо тает по рамной схеме, а в другом — по связевой.
Рис. 197. Конструктивная схема двухэтажног о здани я детских яслей - сада
а — поперечный |
разрез; |
|
б—план |
||
каркаса; |
в — план |
перекрытия |
|||
первого |
этажа; |
ПВО и ИР — па |
|||
нели |
|
междуэтажных |
|
перекры |
|
тий; |
ЛП — лестничные |
|
площад |
||
ки; |
ПР — ригели |
сечением |
ЗОх |
||
Х40 |
см |
|
|
|
б
о. tr
о*
в
:
6 0
) |
6.0 |
j |
6.0 |
| 33 J |
а. |
-1 |
-1 |
|
РП- 1 ПР |
РП- 1 ПР |
|
|
err |
Е |
||
cr |
|||
Csr |
|
|
|
d. |
|
|
|
|
ПВО-27 |
щ |
' |
|
|
||
|
|
П ВО 57 |
|
і |
і |
||
|
А\ |
|
А |
|
|
! |
• |
і |
/ ; |
|
|
|
|
||
|
|
1 |
/ |
|
|
||
І |
гГ*. |
', |
; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Iе4* 1 |
|
|
|
|
|
|
|
1|Qх_ , |
|
|
|
|
|
|
|
I 1 |
|
|
|
|
|
|
,3 0 V 3 . Q L 3 . 0 L |
6 0 . |
6 0 |
, 3 . 0 . 3 0 |
ЗО, |
6.0 |
||
і |
—f |
т |
f |
-—т т і |
f |
|
|
|
|
|
42.0 |
|
|
|
|
§ 18. Школы и школы-интернаты
Интенсивное школьное строительство в нашей стране на основе его индустриализации обусловлено развертывающимся всеобщим средним образованием (рис. 198). Еще больший размах строительство школьных зданий приобретает в девятой пятилетке, в течение которой должно быть построено новых школ на 6 млн. ученических мест.
В последние годы |
наметилась тенденция увеличения вместимости |
||
школ, что связано в какой-то степени с укрупнением жилых |
микро |
||
районов. |
|
|
|
Согласно СНиП, на 1000 жителей приходится |
160 ученических мест |
||
в общеобразовательной |
школе. Поэтому в жилых |
микрорайонах |
с насе |
лением 6 тыс. человек предусматривалась одна школа на |
960 учащихся, |
а в микрорайонах на 12 и 18 тыс. человек соответственно |
две или три |
такие школы. Это сказывалось на увеличении затрат на инженерные
рис. 200. Схемы |
2-этажные |
3 - э т а ж н ы е |
4 - э т а ж н ы е |
|
централизован |
|
|||
|
|
|||
ной |
объемно - |
|
|
|
планировочной |
|
|
|
|
композиции ук |
|
|
|
|
рупненных шко |
|
|
|
|
льных |
зданий |
|
|
|
П.
коммуникации, дороги и благоустройство, в связи с чем стали применять укрупненные школы.
В зависимости от вместимости школы радиус обслуживания ею на селения колеблется от 300 до 500 м, что является вполне приемлемым.
Общая схема размещения школ в крупном жилом районе представ лена на рис. 199.
По объемно-планировочной композиции современные школьные здания можно подразделить на централизованные, блокированные и па вильонные (рис. 200—-202).
Централизованная композиция |
школьного здания, отличающаяся |
|||
компактностью, позволяет свободно |
разместить |
его на |
затесненных |
|
участках в сложившейся застройке, в связи с чем этот тип здания |
полу |
|||
чил большое распространение в школьном строительстве. |
|
|
||
Школьное здание на 1280 учащихся, проект |
которого |
разработан |
||
ЦНИИЭП учебных зданий, является |
примером |
укрупненной |
школы |
|
централизованной композиции (рис. 203). |
|
|
|
|
Сложный организм школы с непременным |
условием |
разделения |
учащихся на возрастные потоки лучше решается в блокированном и па вильонном приемах композиции.
1-этажные |
2-этажные |
3 - э т а ж н ы е |
Рис. |
201. |
Схе |
|
|
|
мы блокирован |
||
|
|
|
ной |
объемно - |
|
|
|
|
планировочной |
||
|
|
|
композиции |
ук |
|
|
|
|
рупненных шко |
||
|
|
|
льных |
зданий |
Примером блокированной композиции может |
служить |
школьное |
||||||
здание на 32 класса (рис. 204). Положительным |
здесь |
является |
четкое |
|||||
разделение школьников на три возрастные группы. |
|
|
|
|
|
|||
Павильонная композиция, приемлемая для |
сейсмических |
районов |
||||||
и районов со сложным |
рельефом, дает возможность значительно разно |
|||||||
образить компоновку павильонов и более органично сочетать |
их с при |
|||||||
родными условиями. К недостаткам |
павильонной |
композиции |
должны |
|||||
быть отнесены: увеличение периметра ограждения зданий, |
повышение |
|||||||
расходов на устройство |
инженерных |
сетей и |
некоторое |
дублирование |
||||
отдельных помещений |
(вестибюли, санитарные узлы). |
Примером |
па |
|||||
вильонной школы на 960 учащихся |
является |
проект, |
разработанный |
|||||
Туркменгоспроектом (рис.205). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопоставление технико-экономических показателей |
по |
проектам |
||||||
некоторых школьных зданий свидетельствует, что наиболее |
экономич |
|||||||
ными в строительстве являются 3—4-этажные |
здания при централизо |
|||||||
ванной композиции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
При строительстве |
школьных зданий в 1—2 этажа |
блокированной |
||||||
и павильонной композиции стоимость одного ученического места |
выше |
|||||||
на 10—12%• Участок школы при этом увеличивается в 1,5—2 раза; |
пло |
щадь наружных стен — в 1,2—1,4 раза и затраты на отопление увеличи ваются в 1,25—1,35 раза.