Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ниє дополнительных переходов, что удлиняет коммуникации и отрица­ тельно сказывается на экономической стороне проекта.

При компактной композиции с поперечным расположением зала по­

следний обстраивается с трех или двух

сторон: с

одной стороны —

фойе и вестибюль, а с другой — кружковые

помещения

и артистические,

что позволяет лучше организовать связь между ними. Наиболее часто компактные композиции применяются для клубов с сокращенным со­ ставом помещений.

Для центричної! композиции характерным является более компакт­ ный и высокий объем клубного здания, что иногда обусловливается кон­ кретными градостроительными требованиями. Центром композиции такого клубного здания является фойе, вокруг которого группируются

зрительная

и клубная

части здания.

Этот прием позволяет

компактно

разместить

все помещения, сократить

коммуникации

и своеобразно ор­

ганизовать

внутреннее

пространство.

К недостаткам

этой

композиции

должны быть отнесены затруднения в устройстве колосниковой сцены, завышение объема клубных помещений и ухудшение естественного осве­

щения в отдельных помещениях.

 

 

 

Фронтальная композиция

предусматривает

равноценные условия

для кружковых помещений и зрелищной

части

клубного здания.

Для

этого приема, так же как и для

центричного, центром композиции

явля­

ется фойе с вестибюлем, что характерно

для клубов с развитым соста­

вом кружковых помещений. При этом последние часто группируются вокруг самостоятельного холла, что значительно улучшает их планиров­ ку и придает парадный характер этой группе помещений. Недостатком этой композиции является то, что коридор кружковых помещений дол­ жен быть застроен с двух сторон комнатами завышенной площади. Серьезные трудности возникают здесь и при решении фасадов, так как различный характер крупного объема зрелищной части и мелкие ячейки кружковой части трудно привести к единству симметричного фасада.

Т-образная композиция с продольным и поперечным расположени­ ем зала имеет довольно широкое распространение. Если при продольно расположенном зале клубы имеют развитую группу кружковых помеще­ ний, то при поперечно расположенном зале клубы имеют небольшую вместимость и сокращенный состав кружковых помещений. Композиция здания рассчитана, главным образом, на восприятие его со стороны главного фасада. Как правило, боковые и задние фасады сочетают раз­ номасштабные объемы, отличающиеся по высоте и характеру архитек­ туры.

Свободная композиция характерна для клубов большой вместимо­ сти и с развитым составом помещений. Эта композиция имеет ряд функ­ циональных преимуществ: четко отделена зрительная часть от кружко­ вой, конструктивная схема отвечает внутренней функции здания. Внеш­ ний облик здания и его внутреннее пространство получают большее •единство.

Блокированная композиция появилась в последние годы и по пла­ нировке клубного здания целиком сходна со свободной композицией.

Дополнительным требованием к зданиям свободной композиции яв-


Рис. 283. Габариты клубной сцены в

зависимости

от величины

зрительного

з а л а и эксплуатационных

требований

Р а з р е з ы

п планы залов

 

ляется

возможность

его воз­

ведения

в

две-три

очереди,

так чтобы каждая часть клуб­ ного здания (зрелищная, кру­ жковая с библиотекой, спор­ тивная) могла работать авто­ номно. Вместе с тем между всеми частями клубных поме­ щений должна быть преду­ смотрена надлежащая внут­ ренняя связь. При этом ком­ позиционном приеме могут быть также учтены различные градостроительные требова­ ния, влияющие на общую объ­ емно-планировочную структу­ ру здания (рис. 282).

Наибольшим для клуба помещением является зритель­ ный зал. Его габариты (про­ лет, длина, высота) зависят от вместимости и принимаются для залов вместимостью: 800 мест—21X24X8 м; 600 мест—

18X22X7,4 ж; 400

мест — 15Х

X I 8X7,4

м; 200

мест — 9 Х

X I 5X5,3

ж.

 

Зрительный зал по распо-

.ложению мест бывает партергным, амфитеатром и ярусным.

Партерный

зал

имеет

плоскость

пола

либо

горизон­

тальной,

либо

с небольшим

(до 10%) подъемом к задней

•стене зала.

 

 

 

 

 

 

Амфитеатр

 

предопреде­

ляет

устройство

ступеней в

.плоскости

пола,

на

которых

•располагается

один ряд

мест.

•Подъем ступеней

колеблется

-в пределах

от

15 до

30°, что

-обеспечивает хорошие

условия

видимости.

Зрительный

зал

щри

этом

может

быть

 

решен

J 6 1

t t

и и Ц

JiiUI

J

1 2 0

. . . J


Рис. 284. Габариты зала при обычном эк­ ране

а — продольный

разрез;

б — план;

углы: а > 45°;

В > 4 5 °

 

 

 

Рис. 285. Габариты зала при широком эк­ ране

а — продольный

разрез;

б — план; углы: к > 34';

Р > 5 0 ° ; V<20=

 

 

а

 

6

Рис.

286.

Горизонтальные

углы

видения

различных

экранов для зрителей,

сидящих

в первом

(1),

среднем (2) и

заднем

(3) ря­

д а х

(по Е. М.

Голдовскому);

 

 

в виде сплошного амфите­ атра или комбинированно: часть партера, часть амфи­ театра.

Клубы со зрительным залом до 800 мест хорошовписываются в прямоуголь­ ную форму, что позволяет более рационально и эконо­ мичнее решать общий план здания, конструктивные уз­ лы перекрытия, лучше удо­ влетворять требования стро­ ительной физики.

Общая площадь зала определяется количеством мест и нормой площади на одно зрительское место. Последняя принимается в пределах 0,6—0,75 м2 на од­ но место.

При этом важным яв­ ляется взаимное размеще­ ние зрителя и объекта на­ блюдения. Зрительное вос­ приятие зависит от ряда условий: от удаления зри­ теля от объекта наблюде­ ния, от угла зрения, взаим­

ного

 

расположения

мест

для зрителей и др.

 

 

Беспрепятственная

ви­

димость

позволяет

зрителю-

без

помех

наблюдать

за

объектом,

в то

время

как

ограниченная

видимость

позволяет

видеть

только

часть

объекта.

Физические

условия

видимости

для

раз­

ных

зрелищных

процессов

различны.

Объекты

наблю­

дения

(пьеса, кинокартина,

лекция

 

и др.)

имеют

раз­

личные

 

параметры

и предъ­

являют

 

различные

требова­

ния к условиям их зритель­ ного восприятия.

а — при обычном экране; б — при широком

экране


 

При постановке пьес наименьшее искажение будет в том случае, ес­

ли глаза зрителя расположены на середине роста стоящего актера.

 

 

Расположение зрительного зала по отношению к сцене строго опре­

делено. Сцена с портальным отверстием,

как

правило,

примыкает к

торцовой части зала. Габариты сцены (ширина,

глубина, высота)

зави­

сят

от

величины

зрительного

зала

и эксплуатационных

требований

(рис. 283). Ориентировочно они могут быть: для зала

на

200 мест —

9X6

м,

а по высоте — на уровне с потолком

зала (рис. 283, а); для

зала

на 400 мест — 15X9X7 м (рис. 283,6); для

зала

на 600 мест — 18Х12Х

Х 9

м

(рис. 283,

в).

 

 

 

 

 

 

 

 

В отдельных случаях для крупных клубов могут быть сцены с повы­

шенным

колосниковым пространством.

 

 

 

 

 

 

Для кино, основой которого является экран, существует свой способ

взаимного размещения кинокамеры, экрана, зрительского места.

 

 

Горизонтальная плоскость

луча

зрения

от

зрителя,

сидящего

на

крайнем месте первого ряда, к противоположному краю экрана должна образовать при обычном экране угол с плоскостью экрана не менее 45° ( и ^ 4 5 ° ; рис. 284) и при широком экране не менее 32° ( а ^ 3 2 ° ; рис.285). В случае меньшего угла получится искажение изображения, что будет мешать зрительному восприятию. По этим же соображениям в верти­ кальной плоскости угол, образованный лучом зрения от зрителя перво­ го ряда к верхней грани экрана, должен быть не менее 50° для всех эк­ ранов (6>50°). Приближение зрителей к обычному экрану не должно быть больше его 1,5 ширины, а широкому — не больше 0,6 ширины дан­

ного экрана.

(Д/э ) зависит от длины зала (Д)

 

Ширина экрана

и принимается

при широком экране

0,5 Д, а при обычном экране 0,2 Д.

Высота экрана

при широком экране должна быть равна 0,3 Шэ и при обычном экране 0,73 Шэ. От пола и от перекрытия экран размещается на расстоянии не

менее 0,5 м. Широкий экран устанавливается

на расстоянии

не менее

1,5 от задней стены. Между ними размещают

звуковые аппараты.

Радиус кривизны широкого экрана равен

проекционному

расстоя­

нию, проведенному из центра среднего кинопроектора. Чтобы проекция была качественной, угол между оптической осью кинопроектора и пер­

пендикуляром, восставленным к центру экрана,

должен быть

не боль­

ше 6° в горизонтальном положении и не больше

+ 5 ° или —10° в верти­

кальном положении.

 

 

Если оптическая ось кинопроектора расположена ниже перпендику­

ляра,

восставленного к центру экрана, то угол

между оптической осью

и перпендикуляром

принимается положительным; если же оптическая

ось

располагается

выше перпендикуляра, то

угол считается

отрица­

тельным.

Горизонтальный угол видения различен для разных кинозалов. На рис. 286 приведены горизонтальные углы видения различных экранов для зрителей, сидящих в первом, среднем и заднем рядах. Вертикаль­ ный угол зрения на экран даже для зрителей первого ряда не должен превышать 70°.


Определив размещение первого ряда в зависимости от условия ши­ рины экрана (1,5 Шэ при обычном экране и 0,6 Шэ при широком экра­ не), можно приступить к размещению зрительских мест в зале.

Расстояние между рядами зрительских мест определяется в зависи­ мости от числа непрерывно установленных мест в ряду и схемы эвакуа­

ции

(табл. 32).

 

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А

32. Р А С С Т О Я Н И Е М Е Ж Д У

Р Я Д А М И З Р И Т Е Л Ь С К И Х МЕСТ В м

 

Количество

установленных мест в ряду

 

Ширина

прохода м е ж д у

 

 

при

эвакуации

Наименьшее расстояние

 

 

 

 

 

м е ж д у спинками сидений

 

рядами

односторонней

|

двусторонней

 

 

 

 

Д о 7

 

 

Д о 15

0,8

 

0,35

 

8—12

 

 

16—25

0,85

 

0,4

 

13—20

 

 

26—40

0,9

 

0,45

 

21—25

 

 

41—50

0,95

 

0,5

 

Для обеспечения беспрепятственной видимости объекта наблюдения-

выбирается наиболее неблагоприятная для видимости точка

С, луч зре­

ния к которой

от каждого зрителя должен беспрепятственно проходить

над

головой впереди

сидящего

человека. Эта точка называется расчет­

ной

точкой видимости.

 

 

 

 

Для кино расчетная точка

принимается в центре

нижней грани эк­

рана, для аудитории — в центре нижней грани меловой доски, для кон­ цертных выступлений и спектаклей расчетная точка принимается на

уровне планшета сцены по ее центральной оси на удалении

1—2 м от пе­

реднего края или на линии

портальной

арки. Расчетная высота

уровня;

глаз сидящего человека над полом принимается 1,15 м.

 

 

 

На

рис. 287 приведена

схема

расчета предельного

удаления

зрите­

лей от объекта наблюдения

в залах с горизонтальным

полом. Расстоя­

ние между уровнем глаз зрителя

и верхней точкой его головы

равно»

0,12 м (С). Из подобия треугольников ABD и AFE следует:

 

 

 

 

 

 

BD _ AD

 

 

 

 

 

 

 

 

EF

АЕ'

 

 

 

 

где

F—расчетная

точка видимости;

 

 

:

 

AD=d—ширина

ряда;

 

 

 

 

 

 

АЕ~хп—удаление

зрителя rt-ro ряда от объекта

наблюдения;

BD = C—превышение

луча

зрения

над уровнем

глаз

впереди си­

 

дящего

зрителя;

 

 

 

 

 

EF=h0—искомая

высота

уровня

расположения

объекта на­

 

блюдения над уровнем глаз зрителей;

 

 

 

 

qz=h'Q—высота

уровня

расположения объекта

наблюдения над

 

уровнем

глаз

зрителей

при прохождении

луча

зрения

над головой зрителя, сидящего через один ряд.