Файл: Степанов Н.И. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно,

откуда

h —

Сх"

(1>

 

 

Повышение объектов наблюдения над уровнем пола ограничено и формулу (1) следует использовать для решения обратной задачи — опре­ деления предельного удаления зрителей при заданном уровне располо­ жения нижней точки объекта наблюдения {h0).

В этом случае

хп = &

(2)

Пример. Требуется определить предельное удаление последнего ря­ да зрительских мест от экрана (х) в зале клуба с горизонтальным полом по условиям видимости его нижней грани. Исходные данные: нижняя грань экрана располагается на высоте 2,5 м от пола зрительного зала и, следовательно, на высоте 2,5—1,15=1,35 м от уровня глаз зрителей пер­

вого ряда (Л0

=1,35 м); ширина ряда d=0,9

м; условия видимости ог­

раниченные (превышение

луча

зрения С = 0 , 0 6 м), т. е. видимость рас­

четной точки

над головой

сидящих на один

ряд впереди ограниченная,

а на два ряда

впереди — беспрепятственная

(2 С = 0 , 0 6 Х 2 = 0 , 1 2 ) . Рас­

чет ведется для лучей зрения над головами сидящих через ряд:

 

X = Kid

1 > 3 5 - 1 ' 8 = 20,25 м.

 

 

0,12

 

Рис. 287. Схема предельного удаления зрителя от объекта наблюдения в залах с го­ ризонтальным полом (по Л . Б. Великовскому)


 

Если

бы было

поставлено

условие

беспрепятственной видимости,

т. е.

С=0,\2,

то

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

0 , 1 2

 

 

 

Для обеспечения беспрепятственной видимости при

наименьшем

подъеме

рядов необходимо, чтобы

нормативное превышение (С) для

всех

рядов

было

одинаковым.

 

 

 

 

 

Построение профиля пола

зала

с

таким подъемом

рядов может

быть осуществлено графическим способом. На продольный разрез зри­

тельного зала

наносится расчетная точка объекта наблюдения F, а так­

ж е положение

глаз первого ряда зрителей А, согласно правилам раз­

мещения первого ряда в зависимости от ширины экрана. Затем верти­ кальными линиями наносят границы всех рядов мест. Положение глаз зрителя каждого ряда от спинки кресла принимается на расстоянии 20—25 см. От уровня глаз зрителя первого ряда вверх по вертикали откладывают отрезок С, равный нормативному для данного сооружения (в данном случае 0,12 м), и из точки F через вершину этого отрезка про­ водят прямую линию до пересечения с границей плоскости глаз второго ряда. Повторяя описанное построение несколько раз, получим местопо­

ложение уровней

глаз зрителей всех рядов. Отложив

в каждом

ряду

по вертикали

вниз

от уровня глаз расстояние 1,15 м,

получим ряд то­

чек,

соединив

которые, получим кривую наименьшего

подъема

рядов

мест

при обеспечении условий беспрепятственной видимости.

 

 

Поскольку устройство пола по кривой технически осуществить труд­

но, кривую линию

заменяют ломаной и ступенчатой (рис. 288).

 

 

Не менее важными являются акустические качества зала, т. е. обес­

печение его оптимальными условиями

восприятия звука. На акустиче­

ские

качества

зала оказывает влияние

ряд факторов,

большинство из

которых необходимо учесть при проектировании. Основной характери­

стикой

акустики помещения является время реверберации,

т. е. время

сек),

прошедшее от первого восприятия прямого звука до

последнего

восприятия его после отражения от стен, потолка и других

поверхно­

стей (время затухания звука). Этот процесс может быть представлен в виде графика (рис. 289), где отложены по оси абсцисс время, а по оси ординат плотность звуковой энергии.

Создание оптимальных акустических условий в зале требует, чтобы звук средней силы доходил до каждого слушателя с достаточной гром­ костью, при отсутствии эха •(отзвука) и при достаточно быстром зату­ хании звука, т. е. с малой реверберацией.

На время реверберации оказывает влияние как форма, так и фак­ тура поверхностей в зале (стен, потолка и других плоскостей), т. е. аку­ стическая характеристика материалов для их отделки. Если материалы не обладают необходимым поглощением, то звук, многократно отража­ ясь и накладываясь, будет сильно искажаться. Чтобы усилить поглоще­ ние звука, ограждающие поверхности, чаще всего потолки, покрывают перфорированными (снабженными отверстиями) панелями из гипсово-


90см

90 см

'-1

Є

j] г

P i г

Е

22

Рис. 291. Схема образования

эха

в зрительном

зале

 

 

1 — источник;

2 — зритель;

L —

рас­

стояние от источника до зрителя

Рис. 288. Профиль и план пола в зрительном зале при беспрепятст­ венной видимости

А — превышение

луча

над

глазом,

впе­

реди сидящего,

равное

0,12

м

 

Рис. 289. Кривая нарастания и спада звуковой энергии в помеще­ нии

0.3 \5

10 60

90

12.0

150

іао

2І0 300

 

 

 

 

Объем в гыс м'

 

 

 

 

 

 

— — — в

залах

с органной музыкой

 

 

 

 

— в концертных

залах

театров

Рис. 290. Оптимальное время ре­

— в

залах

драматических

верберации

для

помещений раз­

в

залах

камерной

музыки

ного

назначения

при частоте

— — — і кинотеатрах

 

 

 

— в аудиториях

 

 

 

512 гц

(по

Н. М.

Гусеву)



Рис. 292. Схемы

возможного использования

универсального

зала

для спектакля

кино ( б ) ; елки

(в); спортивных занятий (г);

спортивных игр

(д);

выставок (е); /

место хранения

спортинвентаря; 2 место хранения мебели

 

 

локнистых или асбестоцементных плит разных типов или другого мате­

риала.

 

 

 

 

 

 

На

время реверберации

существенное

влияние оказывают объем

за­

л а и

его

форма.

 

 

 

м3

Объем

зала на одного зрителя колеблется в пределах от 4 до

6

и, как исключение, до 9,5

м3.

 

 

 

Форма

зала сама по себе не может

гарантировать требуемой

аку­

стической характеристики. Но выбор формы зала тесно связан с усло­ виями отражения и распределения звуковой волны.

Оптимальное время реверберации, зависящее от объема зала, опре­ деляется обычно для частот 128, 512 и 2048 гц, поскольку эти частоты характерны для диапазона звуков, наиболее часто встречающихся в ре­ чи и музыке. На рис. 290 приведены графики оптимального времени ре­ верберации при частоте 512 гц для помещений различного назначения.

Очень важно на продольном разрезе зала графически определить время запаздывания первых отраженных звуков по сравнению с прямым звуком (рис. 291).

При скорости распространения звука в помещении с нормальной температурой воздуха, равной 340 м/сек, путь, проходимый за интервал времени в 50 миллисекунд (величина критического интервала для речи), составляет 17 м.

Вычисленные в масштабе чертежей L и L i + L 2 сравнивают между собой. Для устранения возможности образования эха необходимо, что­

бы L-\-D

> L i + L 2 , где D — путь, проходимый

звуком за критический ин­

тервал

времени.

 

В нашем случае эта формула принимает вид

 

L + 1 7 > L , + L 2 .

 

Эхо создает помехи для слушателей, сидящих в первых рядах, и для

исполнителей. Устранение эха в помещении

достигается применением:

звукопоглощающей или звукорассеивающей отделки задней стены; скошенных участков боковых стен, прилегающих к эстраде; скошенного потолка и звукоотражающих экранов, расположенных

над сценой (эстрадой) или вблизи от нее; круто поднимающимся амфитеатром зрительских мест.

За последние годы в клубах стали применяться залы универсально­ го назначения, предназначенные для проведения самых различных куль­ турно-массовых мероприятий: спектаклей, кино, концертов, танцев, вы­ ставок, спортивных и других игр.

Габариты универсального зала определяются его назначением и вместимостью.

Большой универсальный зал имеет габариты 18X36X7 м. В нем могут проводиться спортивные соревнования и всякие культурно-массо­

вые мероприятия.

 

имеет габариты 15X30X6,5 м. Он

Средний

универсальный зал

предназначен

для соревнований

по

гимнастике,

волейболу, баскетболу,

а также для

разносторонней культурно-массовой работы.

Малый универсальный зал

имеет габариты

12X24X6 м. Основное