Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

почти не сохранилось. Наглядное представление о них дают со­ хранившиеся росписи на стенах старинных церквей и миниатю­ ры, иллюстрирующие ряд рукописных произведений того вре­ мени.

Сады занимали небольшую площадь прямоугольной формы и примыкали непосредственно к домам. Вся территория сада об­ носилась высокой каменной стеной, обвитой изнутри виногра­ дом или плющом. По бокам, а иногда крест-накрест устраива­ лись крытые аллеи и беседки, также обвитые виноградом.

Несколько позднее, когда сад вышел за пределы замка пли монастыря, появился лабиринт, т. е. участок сада с причудливым рисунком дорожек, окруженных плотной стриженой зеленью.

В центре сада устраивался небольшой бассейн или фонтан. Растения высаживались строго по сортам на маленьких квад­ ратных грядках, расположенных в линейном порядке. Наиболь­ шее внимание уделялось душистым цветам, розам, лилиям п ле­ ка р ствен ным р астепиям.

Стремление подробно изучить лекарственные и другие полез­ ные растения привело к устройству ботанических садов.

Первый ботанический сад в Европе был создан в Италии в 1309 г. Затем на протяжении XIV в. такие сады возникали в Ве­ неции, Падуе, Пизе, Болонье и других городах. В этих садах культивировались преимущественно лекарственные растения.

В V I I в. арабы покорили Испанию и основали на Пиреней­ ском полуострове могущественное государство. Чтобы использо­ вать воды таящих горных снегов для орошения, мавры возвели целую систему сложных гидротехнических сооружений. Эти гид­ ротехнические сооружения вызвали к жизни много декоративных садов.

Особенно славились калифские сады, окружавшие дворцы Алказара в Кордове. Всемирную известность приобрели сады Альгамбры — резиденции гренадских калифов. Эта цитадель, строившаяся с 1213 по 1338 г. н. э., частично сохранившаяся и до нашего времени, имела в центре два двора: «Альберкин» и «Львиный».

Двор «Альберкин» был вымощен белым мрамором, окружен мраморной колоннадой с рисунками тончайшей ажурной рабо­ ты. В середине двора помещался прямоугольный водоем 8,5 м шириной и 87 м длиной, обсаженный розами, миртами и оле­ андрами.

«Львиный» двор также был окружен колоннадой белого мра­ мора еще более тонкой работы и весь расчленен цветочными клумбами. Центр двора занимал бассейн, окруженный двенад­ цатью львами. Несколько в стороне располагался третий сад — «Патио» или «Дворик мирт», отличавшийся обилием жасминов, олеандр, роз, миртов, лимонов и апельсинов.

Одновременно с этими постройками и садами был устроен один из замечательных мавританских садов того времени —сад

15


«Генералиф». Сад «Генералиф» (по арабски «Джин-аль-ариф», что означает в переводе архитектурный сад) был летней рези­ денцией мавританских калифов.

С а ды и парки эпохи Возрождения . В конце XV в. была от­

крыта Америка и найден путь в Ост-Индию, благодаря чему зна­ чительно увеличились торговые связи Европы с другими стра­ нами. Возник новый класс — класс буржуазии. Разбогатевшая буржуазия и аристократия не жалеют денег на роскошные зда­ ния, заполняют их всевозможными произведениями искусства и создают при них роскошные сады.

Эпоха Возрождения — период появления крупнейших масте­ ров в различных областях искусства — архитектуре, живописи, скульптуре. Наибольшего расцвета искусство этого периода до­ стигло в X I V — X V I I вв. в Италии. Италия являлась тогда тор­ говым посредником между Востоком и Европой, а североиталь­ янские купцы сделались банкирами всей Европы, сосредоточив у себя значительные богатства.

Особый тип садов, созданный в эпоху Возрождения, зародил­ ся во Флоренции.

Первоначальные сады Флоренции по типу своей планировки очень близки к классическим садам Римской империи.

Одновременно в садах появляется много новых элементов, заимствованных от культуры мавров и с Востока, с которым Италия вступила в более тесную связь.

В X V I — X V I I вв. выходит целый ряд крупных сочинений, по­ священных устройству садов. По этим источникам можно су­ дить об общем типе устройства садов того времени.

Сад обычно помещался позади виллы и разрезался длинны­ ми и широкими аллеями на квадратные части, заполненные га­ зонами, виноградниками или плодовыми садами. Края аллей засаживались шпалерами роз или других цветущих растений. Цветники помещались возле самой виллы. Им отводилась боль­ шая площадь, устраивались они с изысканной роскошью. Де­ ревья и кустарники, окаймлявшие цветочные партеры, подверга­ лись фигурной стрижке, образовывали боскеты, арки, купола н другие фигуры. Сады были наполнены различными архитектур­ ными постройками и скульптурными произведениями.

На различных участках террас и партеров помещались па­ вильоны, древние храмы и памятники, беседки, крытые вино­ градные аллеи-перголы, триумфальные ворота, обелиски, гро­ мадные вазы и статуи, мраморные бассейны, каскады, фонтаны, колодцы, искусственные или природные пещеры, выложенные ра­ ковинами и кораллами, позолоченные трельяжи и птичники.

Переполнению садов элементами архитектуры и скульптуры способствовали многочисленные находки античной скульптуры, открытые при раскопках развалин старинных римских вилл.

Из всех флорентийских садов по обширности и богатству ук-

16


рашений наиболее известен сад «Боболи» при дворце

Питтн,

создание которого относится к середине XVI в.

 

 

Хотя сады эпохи Возрождения впервые появились во

Фло­

ренции, наиболее

полного своего развития они достигли

в

Риме

и его ближайших

окрестностях. В XVI в. вокруг Рима возникает

целый ряд знаменитых вилл, построенных величайшими масте­ рами той эпохи и частично сохранившихся до наших дней. Наи­ более известны из них вилла Медичи «Винья», дворец и сады Капраролы, вилла Фарнезе на Палатине, вилла Ланте, вилла Пия, вилла д'Эсте, вилла Мандрагоиа, вилла Фальконери, вил­ ла Альдобрандини и др.

Из всех этих вилл наибольшее влияние на историю дальней­ шего развития садово-паркового зодчества оказала архитектура и планировка виллы д'Эсте, созданной на склонах Тиволи архи­ тектором Пирро Лигорио и отличавшейся большим количеством гидротехнических устройств, архитектурных деталей и множест­ вом гротов.

Работы по созданию виллы были начаты кардиналом Бартелеми в 1540 г. В 1550 г. вилла перешла во владение кардинала Ипполита д'Эсте, откуда и получила свое название. Под строи­ тельство виллы было выбрано то самое место, где когда-то стоя­

ла знаменитая вилла римского императора Адриана.

Во время

ее строительства было найдено много погребенных

античных

произведений скульптуры, которые впоследствии служили одним из лучших украшений сада.

Сад был устроен на пяти террасах, расположенных по круто­ му склону холма п на сравнительно ровной площади у его под­ ножия. На верху холма располагался дворец. Главная терраса перед дворцом поддерживалась высокой каменной стеной, дли­ на которой равнялась ширине сада. В этой стене располагались три грота: один в середине фасада, два других по его концам. От среднего грота шли наклонные спуски к краям третьей тер­ расы с фонтаном в виде огромного цветка лилии. Такие же спус­ ки доходили до середины четвертой террасы к гроту, украшенно­ му небольшими фонтанами. От грота две красиво изогнутые лестницы спускались на пятую террасу к фонтану «Четырех дра­ конов», также расположенному перед гротом. От фонтана дра­ конов через весь сад шла широкая аллея из кипарисов. В цент­ ре сада эта аллея прерывалась круглой площадкой, окруженной кипарисами, достигающими в настоящее время колоссальных размеров, — 65 м высоты и 3 м в окружности ствола.

Другая не менее эффектная перспектива располагалась пер­ пендикулярно первой и проходила у самого подножия холма.

На одной из сторон холма находился павильон оригинальной архитектуры, из-под площадки которого падал почти отвесный каскад воды. Вода каскада, проходя некоторое пространство под

поверхностью

земли, наполняла

четыре

квадратных водоема,

и создавала

приятный контраст

с бурным

Л у м я ^ Щ ' С ' Щ ^ Д ^ н г -

2—47/

 

 

J бкйл.-!о-|0:.-:ч CC-J?*

 

 

 

э к з е м п л яр

Ч И Т А Л Ь Н О Г О Д А ПА


На середине холма имелась еще одна перспектива — «Аллея 100 фонтанов», окаймленная каменным узким водоемом с бес­ численными скульптурами, источающими воду. Аллея замыка­ лась с одной стороны великолепным фонтаном «Сивиллы», а с другой — «Площадкой древнего Рима». На всех перекрестках аллей, на их окончаниях среди зеленых боскетов располагались фонтаны.

В архитектурно-планировочном отношении итальянские сады этого времени составляли неотъемлемую часть дворца или дома п представляли собой как бы его внутренний двор.

Все внимание было обращено на отделку средней части сада, на которую выходили окна и балконы главного фасада. Это ме­

сто украшалось террасами, богато убранными каскадами,

фон­

танами, бассейнами, колодцами. Террасы отделялись

одна от

другой балюстрадами, на которых красовались статуи

и

вазы

с редкими цветами.

 

 

Как и в древнеримских виллах, растительность размещалась по прямым линиям, строго соответствовавшим очертаниям по­ строек. Вдоль усыпанных песком дорожек, обсаженных по бокам деревьями и кустарниками, в нишах, специально выстриженных в зелени, помещались мраморные статуи и другие скульптурные произведения. Прямолинейные аллеи, часто закрытые сводами зелени, вели к маленьким площадкам, установленным скульп­ турами.

Р е г у л я р н ые парки и сады Франции. Итальянская садово-

парковая архитектура XVI н X V I I вв. распространилась по всей Европе. Особенно широкое развитие она получила во Франции. Однако плоский рельеф и более суровые климатические условия Франции вызвали к жизни новые приемы планировки парков и садов и создали свою своеобразную школу парковой архи­ тектуры.

Характерное для итальянских садов террасное устройство с фонтанами и каскадами заменяется здесь устройством плоских

обширных террас,

а бьющая и падающая вода — спокойной

гладью обширных

бассейнов.

В середине X V I I в. многие парки во Франции создавал один из выдающихся паркостроителей этой эпохи Андре Ленотр (1613— 1700 гг.). С именем Ленотра связано устройство таких знамени­ тых французских парков, как Во ле Виконт (рис. 8). «Сен-Клу» (1679 г.), «Трианон» (1687 г.), «Шантиль» (1662 г.), «Марли» (1679 г.). Однако самым знаменитым творением Ленотра являет­ ся огромный Версальский парк, считающийся одним из выдаю­ щихся произведений садово-паркового искусства XVI в.

Выстроенный по прихоти короля Франции Людовика XIV, Версальский парк, благодаря своей грандиозности и строгой Co- подчиненности всех частей, является ярким отображением идеи монархического абсолютизма. Парк вместе с дворцом должен

18


Рис. 8. План парка дворца Во ле Виконт

/ — вход; 2 — дворец; 3 — партер; 4 канал

2*

19