Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
меру и масштабу тех композиций, куда собираются их помес тить.
6.Высота и ширина кроны одного дерева не должна рас пространяться на сферу влияния кроны другого дерева.
7.Точно знать сроки, когда дерево войдет в период своего полного развития.
8.Критически отбирать красивые деревья в молодости, но
быстро стареющие |
и теряющие |
свои декоративные свойства |
к старости (тополь, |
ива и биота |
восточная). |
9.Не использовать слишком много деревьев.
10.Не применять много видов в одной композиции. Группа из одного-двух видов выглядит наиболее эффектно (закон про стоты).
11.В композиции должен доминировать один вид, а осталь ные ему подчинены (закон доминирования).
12. |
Виды в композиции должны гармонировать между |
собой |
|||
и иметь сходные черты в цвете, |
форме, |
текстуре |
(закон |
гармо |
|
нии). |
|
|
|
|
|
13. |
Отведенное для растений |
место |
должно |
соответствовать |
их требованиям, а участвующие в композиции растения разных видов не должны вступать между собой в антагонистические от ношения.
Искусство группировки начинается с отбора и выбора точно го места для деревьев, устанавливающих масштаб и желаемый характер группировки. Вокруг них группируются другие сопод чиненные деревья и кустарники и травянистые растения, кото рые дополняют и улучшают эффект от основных деревьев и по могают поддерживать единство в группе по цвету, текстуре, форме. Основные деревья обычно являются самыми высокими элементами группы и размещаются на заднем плане компози ции, если композицию можно осматривать только спереди и с боков. Если же композиция обозревается со всех сторон, то основные деревья следует помещать внутри группы, около цент ра композиции.
В небольших группах применяется обычно один вид или не сколько тесно связанных с ним разновидностей.
Р А З Д Е Л Т Р Е Т И Й
П Р О Е К Т И Р О В А Н И Е З Е Л Е Н Ы Х Н А С А Ж Д Е Н И Й
1. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Задача проектирования зеленых устройств — благоустройст во и художественное оформление определенной территории с по мощью зеленых насаждений и других элементов.
В отличие от других отраслей строительства, в садово-парко вом строительстве основным материалом являются живые рас тения.
При разработке проектов зеленых насаждений необходим особый подход к формированию пространства. Приемы его про странственной организации должны опираться на накопленный опыт садово-паркового искусства, познания взаимоотношений растительности и среды, биологических свойств растений и основ
ных агрономических приемов. Процесс формирования |
|
зеленых |
||
насаждений продолжается и после составления |
проекта. |
|
||
В процессе роста деревья и кустарники |
меняют свои |
формы |
||
и размеры. Эти изменения происходят из года |
в год. |
С |
ростом |
|
деревьев увеличивается и отбрасываемая |
ими |
тень, |
благодаря |
|
чему изменяются условия роста растений, |
расположенных под |
ними или около них. Корни растений разрастаются и вступают в конкуренцию с корнями соседних деревьев и кустов. В некоторых случаях выпад деревьев в результате бури, болезни или старости может радикально изменить задуманную проектом композицию.
Даже в наиболее детально и тщательно разработанном проек те трудно предусмотреть все будущие изменения, которые могут произойти с растениями, а следовательно, и с проектируемыми пейзажами.
Мертвым материалам — камню, глине, бетону, металлу — легко придать форму, предусмотренную проектом, причем эта форма остается неизменной многие годы.
По мере роста и развития растительности все время прихо дится корректировать ландшафты данного объекта, удаляя все отрицательное и помогая развиваться всему положительному. Поэтому чрезвычайно желательно, чтобы автор работал над сво им объектом как можно дольше и после того, как основные по садки будут закончены.
Основным назначением зеленых устройств является создание наиболее благоприятной обстановки для пребывания людей на открытом воздухе, наилучших условий для развлечений, куль турно-просветительных мероприятий, отдыха, для игр и спорта.
Каждое проектируемое зеленое устройство имеет свои специ фические функции, отличающие его от других устройств. Напри-
9* |
131 |
мер, пришкольный сад имеет две основные функции: служит ме стом, где проводятся практические занятия по биологии и агро номии, и местом игр и занятий по физкультуре на открытом воз духе.
Главная функция санаторного парка — создать наиболее здо ровую обстановку для определенной категории больных. В за поведниках основная функция — изучение естественных ланд шафтов и животного мира. Основная функция посадок вдоль до рог— обеспечение безопасности движения и защита от снежных и песчаных наносов.
Совершенно ясно, что общая композиция, подбор и размеще ние насаждений будут иными в зоологическом парке, чем в пар ке культуры и отдыха.
Каждый отдельный сад или парк, каждая из отдельных кате горий зеленых объектов будет иметь свои особенности в зависи мости от специфических местных требовании.
Так, например, почти каждый из больших московских парков характеризуется своими особыми функциями: Центральный парк культуры и отдыха им. Горького — место празднеств, карнава лов, зрелищ и развлечений; парк «Сокольники» — место между народных и национальных выставок; Измайловский парк — ме сто свободного отдыха летом, лыжного спорта и прогулок зимой.
Первая и основная задача проектировщика — полное и под робное знакомство с основными запросами и требованиями, предъявляемыми к данному объекту зеленого устройства.
Требования эти должны лечь в основу проекта так, чтобы целевое назначение парка выразилось в его построении и внеш нем облике. Необходимые для заданных целей постройки, места отдыха, развлечений и процедур, насаждения и пейзажные кар тины размещаются в первую очередь с учетом наилучшего их ис пользования в целевом отношении. Исключение составляют слу чаи, когда зеленые насаждения должны нести ветро- и солнцеза щитные функции.
Согласно принципу экономичности, наилучшим произведени ем искусства будет то, которое при наименьших затратах средств достигнет наибольшего декоративного и экономического эффек та. Садово-парковое строительство — дорогое и трудоемкое ис кусство. Оно требует больших расходов не только при создании того или иного объекта, но и на протяжении всего периода су ществования.
Поэтому необходимо проектировать зеленые насаждения так, -чтобы их устройство и дальнейший уход за ними были как моле но дешевле.
Это можно достигнуть двумя способами: 1) наибольшей ме ханизацией строительных работ; 2) созданием таких композиций деревьев, кустарников и травянистых растений, которые бы осно вывались на свойственных им биологических закономерностях
а 32
и отвечали экологическим и демотическим требованиям расте
ний, входящих в композицию.
Современные технические возможности неизмеримо выше •строительных традиций и возможностей, существовавших столе тия назад.
Новая техника и организация производства работ требует и новых форм планировки территории, и композиции пространства. Проектирование и строительство садово-парковых пейзажных картин на уровне современной науки и техники с применением механизмов еще недостаточно разработано и только начинает внедряться в практику.
В садово-парковом искусстве должно быть создано такое направление, которое сможет полностью использовать современ ный уровень знаний и современную технику. Для использования механизмов в первую очередь требуется определенное простран ство, отделенное от другого простыми и четкими линиями.
В X V I I I |
и XIX вв., в эпоху расцвета пейзажного |
искусства, |
|
благодаря ручному труду, можно было тщательно |
обрабатывать |
||
сложные, а |
подчас и вычурные детали пейзажа, |
мелкие мысы |
|
и бухточки |
полян и опушек насаждений, всевозможные |
виды из |
вилистых тропинок, извилин, насаждений и газона, летних ков ровых клумб.
В современных проектах необходимо стремиться к крупным размерам полян и насаждений с ясно и плавно очерченными контурами. Крупные поляны позволяют механизировать работы по подготовке почвы под газон и по дальнейшему уходу за ними, стрижке, внесению удобрений, поливу. Крупные массивы более или менее однородных насаждений позволят провести внутри них регулярную расстановку деревьев, лучше механизировать копку ям и посадку деревьев.
В самых лучших ландшафтных парках, например «Тростянец», посадки в больших массивах проводились регулярно. При дальнейшем уходе часть стволов выбиралась и регулярность пе реставала быть заметной. Регулярность можно также «сбить» свободной посадкой на опушке нескольких деревьев.
Благодаря крупным формам, ландшафтные композиции бу дут удовлетворять требованиям длительного и удобного пребы вания на открытом воздухе и одновременно представлять воз можность механизировать труд садоводов.
Создание экономичных зеленых насаждений требующих небольшого ухода, должно основываться на биологических закономерностях, в особенности на экологических и ценотических.
Очень валено также, чтобы проектируемый объект не только удовлетворял поставленным целям и был экономичен, но и яв лялся произведением искусства, т. е. действовал на чувства че ловека, оказывая на них благоприятное влияние.
Для достижения этой цели необходимо, чтобы в проекте было
133