Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

меру и масштабу тех композиций, куда собираются их помес­ тить.

6.Высота и ширина кроны одного дерева не должна рас­ пространяться на сферу влияния кроны другого дерева.

7.Точно знать сроки, когда дерево войдет в период своего полного развития.

8.Критически отбирать красивые деревья в молодости, но

быстро стареющие

и теряющие

свои декоративные свойства

к старости (тополь,

ива и биота

восточная).

9.Не использовать слишком много деревьев.

10.Не применять много видов в одной композиции. Группа из одного-двух видов выглядит наиболее эффектно (закон про­ стоты).

11.В композиции должен доминировать один вид, а осталь­ ные ему подчинены (закон доминирования).

12.

Виды в композиции должны гармонировать между

собой

и иметь сходные черты в цвете,

форме,

текстуре

(закон

гармо­

нии).

 

 

 

 

 

13.

Отведенное для растений

место

должно

соответствовать

их требованиям, а участвующие в композиции растения разных видов не должны вступать между собой в антагонистические от­ ношения.

Искусство группировки начинается с отбора и выбора точно­ го места для деревьев, устанавливающих масштаб и желаемый характер группировки. Вокруг них группируются другие сопод­ чиненные деревья и кустарники и травянистые растения, кото­ рые дополняют и улучшают эффект от основных деревьев и по­ могают поддерживать единство в группе по цвету, текстуре, форме. Основные деревья обычно являются самыми высокими элементами группы и размещаются на заднем плане компози­ ции, если композицию можно осматривать только спереди и с боков. Если же композиция обозревается со всех сторон, то основные деревья следует помещать внутри группы, около цент­ ра композиции.

В небольших группах применяется обычно один вид или не­ сколько тесно связанных с ним разновидностей.


Р А З Д Е Л Т Р Е Т И Й

П Р О Е К Т И Р О В А Н И Е З Е Л Е Н Ы Х Н А С А Ж Д Е Н И Й

1. ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Задача проектирования зеленых устройств — благоустройст­ во и художественное оформление определенной территории с по­ мощью зеленых насаждений и других элементов.

В отличие от других отраслей строительства, в садово-парко­ вом строительстве основным материалом являются живые рас­ тения.

При разработке проектов зеленых насаждений необходим особый подход к формированию пространства. Приемы его про­ странственной организации должны опираться на накопленный опыт садово-паркового искусства, познания взаимоотношений растительности и среды, биологических свойств растений и основ­

ных агрономических приемов. Процесс формирования

 

зеленых

насаждений продолжается и после составления

проекта.

 

В процессе роста деревья и кустарники

меняют свои

формы

и размеры. Эти изменения происходят из года

в год.

С

ростом

деревьев увеличивается и отбрасываемая

ими

тень,

благодаря

чему изменяются условия роста растений,

расположенных под

ними или около них. Корни растений разрастаются и вступают в конкуренцию с корнями соседних деревьев и кустов. В некоторых случаях выпад деревьев в результате бури, болезни или старости может радикально изменить задуманную проектом композицию.

Даже в наиболее детально и тщательно разработанном проек­ те трудно предусмотреть все будущие изменения, которые могут произойти с растениями, а следовательно, и с проектируемыми пейзажами.

Мертвым материалам — камню, глине, бетону, металлу — легко придать форму, предусмотренную проектом, причем эта форма остается неизменной многие годы.

По мере роста и развития растительности все время прихо­ дится корректировать ландшафты данного объекта, удаляя все отрицательное и помогая развиваться всему положительному. Поэтому чрезвычайно желательно, чтобы автор работал над сво­ им объектом как можно дольше и после того, как основные по­ садки будут закончены.

Основным назначением зеленых устройств является создание наиболее благоприятной обстановки для пребывания людей на открытом воздухе, наилучших условий для развлечений, куль­ турно-просветительных мероприятий, отдыха, для игр и спорта.

Каждое проектируемое зеленое устройство имеет свои специ­ фические функции, отличающие его от других устройств. Напри-

9*

131


мер, пришкольный сад имеет две основные функции: служит ме­ стом, где проводятся практические занятия по биологии и агро­ номии, и местом игр и занятий по физкультуре на открытом воз­ духе.

Главная функция санаторного парка — создать наиболее здо­ ровую обстановку для определенной категории больных. В за­ поведниках основная функция — изучение естественных ланд­ шафтов и животного мира. Основная функция посадок вдоль до­ рог— обеспечение безопасности движения и защита от снежных и песчаных наносов.

Совершенно ясно, что общая композиция, подбор и размеще­ ние насаждений будут иными в зоологическом парке, чем в пар­ ке культуры и отдыха.

Каждый отдельный сад или парк, каждая из отдельных кате­ горий зеленых объектов будет иметь свои особенности в зависи­ мости от специфических местных требовании.

Так, например, почти каждый из больших московских парков характеризуется своими особыми функциями: Центральный парк культуры и отдыха им. Горького — место празднеств, карнава­ лов, зрелищ и развлечений; парк «Сокольники» — место между­ народных и национальных выставок; Измайловский парк — ме ­ сто свободного отдыха летом, лыжного спорта и прогулок зимой.

Первая и основная задача проектировщика — полное и под­ робное знакомство с основными запросами и требованиями, предъявляемыми к данному объекту зеленого устройства.

Требования эти должны лечь в основу проекта так, чтобы целевое назначение парка выразилось в его построении и внеш­ нем облике. Необходимые для заданных целей постройки, места отдыха, развлечений и процедур, насаждения и пейзажные кар­ тины размещаются в первую очередь с учетом наилучшего их ис­ пользования в целевом отношении. Исключение составляют слу­ чаи, когда зеленые насаждения должны нести ветро- и солнцеза­ щитные функции.

Согласно принципу экономичности, наилучшим произведени­ ем искусства будет то, которое при наименьших затратах средств достигнет наибольшего декоративного и экономического эффек­ та. Садово-парковое строительство — дорогое и трудоемкое ис­ кусство. Оно требует больших расходов не только при создании того или иного объекта, но и на протяжении всего периода су­ ществования.

Поэтому необходимо проектировать зеленые насаждения так, -чтобы их устройство и дальнейший уход за ними были как моле­ но дешевле.

Это можно достигнуть двумя способами: 1) наибольшей ме­ ханизацией строительных работ; 2) созданием таких композиций деревьев, кустарников и травянистых растений, которые бы осно­ вывались на свойственных им биологических закономерностях

а 32


и отвечали экологическим и демотическим требованиям расте­

ний, входящих в композицию.

Современные технические возможности неизмеримо выше •строительных традиций и возможностей, существовавших столе­ тия назад.

Новая техника и организация производства работ требует и новых форм планировки территории, и композиции пространства. Проектирование и строительство садово-парковых пейзажных картин на уровне современной науки и техники с применением механизмов еще недостаточно разработано и только начинает внедряться в практику.

В садово-парковом искусстве должно быть создано такое направление, которое сможет полностью использовать современ­ ный уровень знаний и современную технику. Для использования механизмов в первую очередь требуется определенное простран­ ство, отделенное от другого простыми и четкими линиями.

В X V I I I

и XIX вв., в эпоху расцвета пейзажного

искусства,

благодаря ручному труду, можно было тщательно

обрабатывать

сложные, а

подчас и вычурные детали пейзажа,

мелкие мысы

и бухточки

полян и опушек насаждений, всевозможные

виды из­

вилистых тропинок, извилин, насаждений и газона, летних ков­ ровых клумб.

В современных проектах необходимо стремиться к крупным размерам полян и насаждений с ясно и плавно очерченными контурами. Крупные поляны позволяют механизировать работы по подготовке почвы под газон и по дальнейшему уходу за ними, стрижке, внесению удобрений, поливу. Крупные массивы более или менее однородных насаждений позволят провести внутри них регулярную расстановку деревьев, лучше механизировать копку ям и посадку деревьев.

В самых лучших ландшафтных парках, например «Тростянец», посадки в больших массивах проводились регулярно. При дальнейшем уходе часть стволов выбиралась и регулярность пе­ реставала быть заметной. Регулярность можно также «сбить» свободной посадкой на опушке нескольких деревьев.

Благодаря крупным формам, ландшафтные композиции бу­ дут удовлетворять требованиям длительного и удобного пребы­ вания на открытом воздухе и одновременно представлять воз­ можность механизировать труд садоводов.

Создание экономичных зеленых насаждений требующих небольшого ухода, должно основываться на биологических закономерностях, в особенности на экологических и ценотических.

Очень валено также, чтобы проектируемый объект не только удовлетворял поставленным целям и был экономичен, но и яв­ лялся произведением искусства, т. е. действовал на чувства че­ ловека, оказывая на них благоприятное влияние.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы в проекте было

133