Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

действующих на растение с той или иной силой и продолжитель­ ностью.

Форма, цвет и текстура отдельных органов или же целого растения — представителей одного и того же вида варьируют в значительных пределах в зависимости от воздействия условий произрастания и возраста. Кроме того, та или иная окраска, присущая отдельным частям растения, изменяется в течение ве­ гетационного периода в зависимости от фенофаз, распускания листьев, цветения, плодоношения, осенней окраски листьев, ли­ стопада и т. д. Все это свидетельствует об огромном многообра­ зии форм, текстуры и оттенков цвета живой природы.

Самый критерий декоративности отдельных видов складыва­ ется из общего впечатления о растении не изолированно, а в со­ четании с тем окружением, в котором оно должно находиться в композиции парка, сада, лесопарка, уличных посадок.

Краски городского пейзажа, цвет камня и материала здания, колорит природного пейзажа, природный фон, общий тон зелени и форма других деревьев — все это слагается в одно зрительное впечатление при оценке декоративных качеств растения данного вида для данного места.

- Контур общего силуэта растений, цвет листвы и коры ствола, узор и текстура мозаики листвы могут быть или выразительны­ ми и вносить нарядность в общую картину композиции, или про­ сто оставаться серо-зеленым, безличным пятном, лишенным привлекательности.

Оценка одного и того же дерева будет также разной в зави­ симости от того, на каком оно фоне и взято ли в соответствую­ щую раму. Да и само дерево способно изменять свой габитус почти до неузнаваемости с возрастом и под воздействием мно­ гих окружающих условий.

Приступая к выбору деревьев, кустарников, травянистых растений для определенного объекта зеленого строительства или отдельной композиции, проектировщик должен быть полностью осведомлен об ассортименте декоративных растений, вполне зи­ мостойких в данной местности.

Биологические свойства и декоративные качества растений, входящих в ассортимент данной местности, должны быть изу­ чены настолько глубоко, чтобы при проектировании автор про­ екта мог легко вызвать в своем воображении весь облик расте­ ния как в определенной возрастной стадии, так и в определен­ ном сезоне.

Выбор растений для проекта должен базироваться в основ­ ном на списках растений, имеющихся в питомниках, с отметками о возрасте отпускаемого материала, высоте и других качествах.

Именно эти

списки являются решающими при проектировании

и устройстве

зеленых насаждений.

Проект с

использованием посадочного материала, которого

невозможно достать, не имеет реальной практической ценности.

П2


В подборе ассортимента большую помощь оказывает также зна­ ние местной флоры, особенно травянистой. Из нее можно чер­ пать богатый материал как в количественном, так и в качест­ венном отношении. Поэтому ассортимент местной флоры также должен быть учтен при проектировании и внесен во вспомога­ тельный список.

Приступая к проектированию того или иного зеленого объек­ та, из общего списка растений выбирают ведущие породы и группируют их по высоте, текстуре и экологическим требова­ ниям. Затем к каждой такой группе ведущих пород подбирают сопутствующие деревья,. кустарники и травянистые растения, гармонирующие с ведущей породой по форме крон, текстуре, цвету листвы, и, наконец, выделяется группа деревьев и кустар­ ников для образования в определенных местах акцепта и фона для других древесных и травянистых растений.

Дерево является ведущим элементом в большинстве компо­ зиций, создаваемых в зеленом строительстве. Поэтому при вы­ боре их нужно быть особенно осторожным. Необходимо выби­ рать деревья, точно соответствующие размеру, территории и масштабу тех композиций, куда собираются их поместить, и та­ кое количество, чтобы в дальнейшем они не образовали непро­ ходимой чащи, что, к сожалению, встречается очень часто в на­ ших садах. Каждое дерево определенного вида в период своегополного развития достигает высоты и диаметра кроны, свойст­ венных данному виду. Поэтому при выборе дерева необходимоиметь в виду его рост, ширину кроны и не позволять никакому дереву распространяться на сферу влияния другого дерева.

Большинство видов древесных растений красиво только в мо­ лодом возрасте, а по мере возмужания они теряют свои декора­ тивные качества — таковы бпота восточная, тополь и ива. Эти виды должны применяться во временных посадках, рассчитан­ ных на короткий срок.

При проектировании и создании растительных композиций

необходимо избегать

применения

нескольких

видов

растений

в одной композиции.

Группа из

одного, двух

видов

выглядит

наиболее эффектно (закон простоты). Наилучшие результаты получаются, когда в композиции доминирует один вид, а осталь­ ные ему подчинены (закон доминирования). При выборе расте­ ний необходимо строго следить, чтобы выбранные виды расте­ ний эстетически и биологически гармонировали друг с другом и не вступали бы между собой в антагонистические отношения.

Характер садово-паркового ландшафта зависит от внешнего облика растений, входящих в состав его растительных группи­ ровок.

Участие или преобладание в растительных группировках оп­ ределенных растительных форм накладывает определенный от­ печаток на весь внешний облик ландшафта.

Впечатление, полученное нами от внешнего облика растения,

114



белая н лиственница). Глянцевые блестящие листья, особенно те, у которых обратная сторона более светлая, придают всей композиции яркость и блеск (черемуха поздняя, сирень, кизиль­ ник блестящий). Длинные и узкие листья, висящие на длинных черешках, очень подвижны и при малейшем движении ветра придают всей композиции оживление (ива, осина).

Визуальный эффект от текстуры растения не всегда соответ­ ствует действительному размеру листа. Так, например, сложные листья бундука длиной до 60—70 см, но с маленькими листоч­ ками и широкими промежутками между ними создают впечат­ ление тонкой структуры. Некоторые виды деревьев хотя и имеют тонкие листья, но так плотно прижаты друг к другу, что в целом текстура дерева кажется плотной и темной.

Текстура растений очень связана с формой и густотой вет­ вления. В зависимости от густоты ветвления растение может выглядеть прозрачным или грубым плотным.

Сезонные изменения цвета листвы, роста, цветения, плодоно­ шения вносят новые черты в текстуру растений. Это особенно относится к листопадным деревьям. Они изменяют свою тексту­ ру в течение всего вегетационного периода — от тонкой светлой текстуры весной до густой грубой листвы в середине лета. Зимой древесные растения обладают новыми чертами и на первый план выступает кора ствола и архитектоника построения кроны.

В зимнее время цвет листвы изменяют многие хвойные: туя, можжевельник, микробиота, а весной приобретают яркую окра­ ску распускающиеся листья некоторых листопадных деревьев.

Таким образом, одно и то же дерево может быть в пейзаже в гармонии или контрасте в зависимости от времени года. В этом отношении наиболее примечательны красиво цветущие деревья яблони, вишни, черешни, магнолии.

Растения грубой или тяжелой текстуры наиболее выгодно применять там, где желательно подчеркнуть и усилить опреде­ ленную часть устройства. Например, в таких местах, как в углах, позади растений тонкой текстуры как фон для них, или для ак­ центирования определенных точек. Растения грубой текстуры иллюзорно «уменьшают» расстояние, как бы приближаясь к зри­ телю, в то время как растения тонкой текстуры «увеличивают» расстояние. При использовании их в маленьких ограниченных участках растения крупной текстуры будут казаться очень гру­ быми и «уменьшат» размеры площади. Растения тонкой тексту­ ры наиболее пригодны для переднего плана композиции и для смягчения ее контуров. Лучше всего они выглядят в небольших интииных композициях.

В композициях растений в большинстве случаев используют растения средней текстуры. Они являются лучшим материалом для массовых посадок и для образования фона композиции.

Вбольших планах допустимо и большее разнообразие текстуры. Текстура может быть использована в композициях также

121


и для создания равновесия. В геометрических решениях при повторении растений одной и той же или схожей текстуры по обе стороны вертикальной оси создается приятное чувство рав­ новесия. Растения грубой текстуры могут быть использованы также и для создания скрытого пли асимметричного равновесия. Небольшая группа растений грубой текстуры может уравнове­ сить большой массив, составленный из тонкотекстурного мате­ риала. Правильное использование текстуры растений в любых композициях создает единство, согласованность, гармонию, рав­ новесие и акцент.

Д е к о р а т и в н ы е с в о й с т в а цветков во многом зависят от принадлежности растения к той или иной систематической группировке.

Колоски-шишки голосемянных (хвойных) деревьев не имеют такого декоративного значения, как цветки у покрытосемянных лиственных деревьев. Однако у некоторых хвойных и они вно­ сят существенный штрих в общий облик растения.

В богатый семенной год колоски-шишки у ели по форме и цвету напоминают плоды земляники.

Ярко-красные молодые шишечки лиственницы, сидящие на укороченных побегах среди нежной, только что распустившейся хвои, придают всему дереву весенний праздничный наряд.

Хорошим украшением хвойных деревьев, особенно елей, яв­ ляются также и сами шишки.

Двудольные покрытосемянные растения имеют цветки с бо­ лее или менее развитым околоцветником и служат главным цве­ точным нарядом садов и парков. У некоторых видов декоратив­

ных двудольных растений

цветки,

хотя и

малы по

размерам

и невзрачны по форме и окраске, но, благодаря обилию и ком­

пактности расположения,

придают

облику

растения

характер

яркого красочного пятна. Такое впечатление производят

цветки

и соцветия остролистого

клена, козьей ивы, черемухи,

таволги

и вереска. Эти растения,

посаженные группами, а также

масси­

вами, создают в пейзаже красивые цветовые эффекты и значи­ тельно увеличивают красочность всего ландшафта.

У других видов декоративных двудольных растений цветение хотя и не обильное, но цветки их по своей форме, величине и ха­ рактеру окраски представляют декоративную ценность и своим рисунком вызывают у зрителя большой интерес. Таковы розы, магнолии, катальпы, древовидный пион, гибикус, вейгелы и др. Красота этих цветков открывается полностью лишь при внима­ тельном их рассмотрении на сравнительно близком расстоянии, при удалении же восприятие деталей затушевывается, вследст­ вие чего красота формы и рисунка цветков для зрителя стано­ вится недоступной. Желательно размещение таких растений в пейзаже на близком расстоянии от зрителя отдельными экзем­ плярами или небольшими рыхлыми группами, чтобы предоста­ вить возможность обозрения этих растений со всех сторон.

122