Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
действующих на растение с той или иной силой и продолжитель ностью.
Форма, цвет и текстура отдельных органов или же целого растения — представителей одного и того же вида варьируют в значительных пределах в зависимости от воздействия условий произрастания и возраста. Кроме того, та или иная окраска, присущая отдельным частям растения, изменяется в течение ве гетационного периода в зависимости от фенофаз, распускания листьев, цветения, плодоношения, осенней окраски листьев, ли стопада и т. д. Все это свидетельствует об огромном многообра зии форм, текстуры и оттенков цвета живой природы.
Самый критерий декоративности отдельных видов складыва ется из общего впечатления о растении не изолированно, а в со четании с тем окружением, в котором оно должно находиться в композиции парка, сада, лесопарка, уличных посадок.
Краски городского пейзажа, цвет камня и материала здания, колорит природного пейзажа, природный фон, общий тон зелени и форма других деревьев — все это слагается в одно зрительное впечатление при оценке декоративных качеств растения данного вида для данного места.
- Контур общего силуэта растений, цвет листвы и коры ствола, узор и текстура мозаики листвы могут быть или выразительны ми и вносить нарядность в общую картину композиции, или про сто оставаться серо-зеленым, безличным пятном, лишенным привлекательности.
Оценка одного и того же дерева будет также разной в зави симости от того, на каком оно фоне и взято ли в соответствую щую раму. Да и само дерево способно изменять свой габитус почти до неузнаваемости с возрастом и под воздействием мно гих окружающих условий.
Приступая к выбору деревьев, кустарников, травянистых растений для определенного объекта зеленого строительства или отдельной композиции, проектировщик должен быть полностью осведомлен об ассортименте декоративных растений, вполне зи мостойких в данной местности.
Биологические свойства и декоративные качества растений, входящих в ассортимент данной местности, должны быть изу чены настолько глубоко, чтобы при проектировании автор про екта мог легко вызвать в своем воображении весь облик расте ния как в определенной возрастной стадии, так и в определен ном сезоне.
Выбор растений для проекта должен базироваться в основ ном на списках растений, имеющихся в питомниках, с отметками о возрасте отпускаемого материала, высоте и других качествах.
Именно эти |
списки являются решающими при проектировании |
и устройстве |
зеленых насаждений. |
Проект с |
использованием посадочного материала, которого |
невозможно достать, не имеет реальной практической ценности.
П2
В подборе ассортимента большую помощь оказывает также зна ние местной флоры, особенно травянистой. Из нее можно чер пать богатый материал как в количественном, так и в качест венном отношении. Поэтому ассортимент местной флоры также должен быть учтен при проектировании и внесен во вспомога тельный список.
Приступая к проектированию того или иного зеленого объек та, из общего списка растений выбирают ведущие породы и группируют их по высоте, текстуре и экологическим требова ниям. Затем к каждой такой группе ведущих пород подбирают сопутствующие деревья,. кустарники и травянистые растения, гармонирующие с ведущей породой по форме крон, текстуре, цвету листвы, и, наконец, выделяется группа деревьев и кустар ников для образования в определенных местах акцепта и фона для других древесных и травянистых растений.
Дерево является ведущим элементом в большинстве компо зиций, создаваемых в зеленом строительстве. Поэтому при вы боре их нужно быть особенно осторожным. Необходимо выби рать деревья, точно соответствующие размеру, территории и масштабу тех композиций, куда собираются их поместить, и та кое количество, чтобы в дальнейшем они не образовали непро ходимой чащи, что, к сожалению, встречается очень часто в на ших садах. Каждое дерево определенного вида в период своегополного развития достигает высоты и диаметра кроны, свойст венных данному виду. Поэтому при выборе дерева необходимоиметь в виду его рост, ширину кроны и не позволять никакому дереву распространяться на сферу влияния другого дерева.
Большинство видов древесных растений красиво только в мо лодом возрасте, а по мере возмужания они теряют свои декора тивные качества — таковы бпота восточная, тополь и ива. Эти виды должны применяться во временных посадках, рассчитан ных на короткий срок.
При проектировании и создании растительных композиций
необходимо избегать |
применения |
нескольких |
видов |
растений |
в одной композиции. |
Группа из |
одного, двух |
видов |
выглядит |
наиболее эффектно (закон простоты). Наилучшие результаты получаются, когда в композиции доминирует один вид, а осталь ные ему подчинены (закон доминирования). При выборе расте ний необходимо строго следить, чтобы выбранные виды расте ний эстетически и биологически гармонировали друг с другом и не вступали бы между собой в антагонистические отношения.
Характер садово-паркового ландшафта зависит от внешнего облика растений, входящих в состав его растительных группи ровок.
Участие или преобладание в растительных группировках оп ределенных растительных форм накладывает определенный от печаток на весь внешний облик ландшафта.
Впечатление, полученное нами от внешнего облика растения,
114
белая н лиственница). Глянцевые блестящие листья, особенно те, у которых обратная сторона более светлая, придают всей композиции яркость и блеск (черемуха поздняя, сирень, кизиль ник блестящий). Длинные и узкие листья, висящие на длинных черешках, очень подвижны и при малейшем движении ветра придают всей композиции оживление (ива, осина).
Визуальный эффект от текстуры растения не всегда соответ ствует действительному размеру листа. Так, например, сложные листья бундука длиной до 60—70 см, но с маленькими листоч ками и широкими промежутками между ними создают впечат ление тонкой структуры. Некоторые виды деревьев хотя и имеют тонкие листья, но так плотно прижаты друг к другу, что в целом текстура дерева кажется плотной и темной.
Текстура растений очень связана с формой и густотой вет вления. В зависимости от густоты ветвления растение может выглядеть прозрачным или грубым плотным.
Сезонные изменения цвета листвы, роста, цветения, плодоно шения вносят новые черты в текстуру растений. Это особенно относится к листопадным деревьям. Они изменяют свою тексту ру в течение всего вегетационного периода — от тонкой светлой текстуры весной до густой грубой листвы в середине лета. Зимой древесные растения обладают новыми чертами и на первый план выступает кора ствола и архитектоника построения кроны.
В зимнее время цвет листвы изменяют многие хвойные: туя, можжевельник, микробиота, а весной приобретают яркую окра ску распускающиеся листья некоторых листопадных деревьев.
Таким образом, одно и то же дерево может быть в пейзаже в гармонии или контрасте в зависимости от времени года. В этом отношении наиболее примечательны красиво цветущие деревья яблони, вишни, черешни, магнолии.
Растения грубой или тяжелой текстуры наиболее выгодно применять там, где желательно подчеркнуть и усилить опреде ленную часть устройства. Например, в таких местах, как в углах, позади растений тонкой текстуры как фон для них, или для ак центирования определенных точек. Растения грубой текстуры иллюзорно «уменьшают» расстояние, как бы приближаясь к зри телю, в то время как растения тонкой текстуры «увеличивают» расстояние. При использовании их в маленьких ограниченных участках растения крупной текстуры будут казаться очень гру быми и «уменьшат» размеры площади. Растения тонкой тексту ры наиболее пригодны для переднего плана композиции и для смягчения ее контуров. Лучше всего они выглядят в небольших интииных композициях.
В композициях растений в большинстве случаев используют растения средней текстуры. Они являются лучшим материалом для массовых посадок и для образования фона композиции.
Вбольших планах допустимо и большее разнообразие текстуры. Текстура может быть использована в композициях также
121
и для создания равновесия. В геометрических решениях при повторении растений одной и той же или схожей текстуры по обе стороны вертикальной оси создается приятное чувство рав новесия. Растения грубой текстуры могут быть использованы также и для создания скрытого пли асимметричного равновесия. Небольшая группа растений грубой текстуры может уравнове сить большой массив, составленный из тонкотекстурного мате риала. Правильное использование текстуры растений в любых композициях создает единство, согласованность, гармонию, рав новесие и акцент.
Д е к о р а т и в н ы е с в о й с т в а цветков во многом зависят от принадлежности растения к той или иной систематической группировке.
Колоски-шишки голосемянных (хвойных) деревьев не имеют такого декоративного значения, как цветки у покрытосемянных лиственных деревьев. Однако у некоторых хвойных и они вно сят существенный штрих в общий облик растения.
В богатый семенной год колоски-шишки у ели по форме и цвету напоминают плоды земляники.
Ярко-красные молодые шишечки лиственницы, сидящие на укороченных побегах среди нежной, только что распустившейся хвои, придают всему дереву весенний праздничный наряд.
Хорошим украшением хвойных деревьев, особенно елей, яв ляются также и сами шишки.
Двудольные покрытосемянные растения имеют цветки с бо лее или менее развитым околоцветником и служат главным цве точным нарядом садов и парков. У некоторых видов декоратив
ных двудольных растений |
цветки, |
хотя и |
малы по |
размерам |
и невзрачны по форме и окраске, но, благодаря обилию и ком |
||||
пактности расположения, |
придают |
облику |
растения |
характер |
яркого красочного пятна. Такое впечатление производят |
цветки |
|
и соцветия остролистого |
клена, козьей ивы, черемухи, |
таволги |
и вереска. Эти растения, |
посаженные группами, а также |
масси |
вами, создают в пейзаже красивые цветовые эффекты и значи тельно увеличивают красочность всего ландшафта.
У других видов декоративных двудольных растений цветение хотя и не обильное, но цветки их по своей форме, величине и ха рактеру окраски представляют декоративную ценность и своим рисунком вызывают у зрителя большой интерес. Таковы розы, магнолии, катальпы, древовидный пион, гибикус, вейгелы и др. Красота этих цветков открывается полностью лишь при внима тельном их рассмотрении на сравнительно близком расстоянии, при удалении же восприятие деталей затушевывается, вследст вие чего красота формы и рисунка цветков для зрителя стано вится недоступной. Желательно размещение таких растений в пейзаже на близком расстоянии от зрителя отдельными экзем плярами или небольшими рыхлыми группами, чтобы предоста вить возможность обозрения этих растений со всех сторон.
122