Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
При проектировании растительности необходимо заботиться не только о будущем парка или сада, но стремиться к тому, что бы парк оказался вполне законченным и целостным творением тотчас же после окончания строительных работ. Для этого ис пользуются временные быстрорастущие древесные породы (рис. 72), посадки крупных деревьев, создающие быстрый эф фект кустарники и многолетники. Если распределить эти расте ния по быстроте получаемого от них эффекта, то в первый год после устройства парка главный декоративный эффект дадут га зоны и однолетние цветы, во второй год-—газоны, многолетни ки и отчасти кустарники, а в четвертый и в последующие годы начинают присоединяться к садовой «симфонии» древесные по роды.
При наличии достаточного количества посадочного материа ла эффект от древесных пород может быть получен значительно раньше, благодаря загущенным посадкам, создающим опреде ленную массу и очерченные контуры групп. Однако такой прием требует в будущем не опаздывать с последующим прореживани ем таких групп.
|
При проектировании использования в парке крупных деревь |
|||
ев |
необходима увязка их |
высоты |
с окружающими |
посадками |
для |
того, чтобы они не |
возвышались одинокими |
«гигантами» |
|
среди другой, сравнительно низкой |
растительности. |
|
Весь растительный материал, который применяется как вре менный, должен быть тесно связан с основным планом парка. Он должен быть увязан с ним и со стороны эстетической, т. е. что бы его краски и формы не противоречили краскам и формам основных насаждений, и со стороны биологической, чтобы вре менные посадки не заглушали и не замедляли роста основных посадок.
Фактически на временные посадки, вносимые для создания быстрого эффекта, приходится создавать свой особый план, ко торый затем подчиняют основному.
Для проверки вертикальных соотношений различных древес ных и кустарниковых групп прибегают к расстановке на соот ветствующих местах вех, соответствующих или пропорциональ ных высотам будущих посадок. Ширина посадок обозначается меловыми или известковыми линиями на поверхности почвы. Этот прием предварительных наметок прекрасно помогает кор ректировать некоторые группировки и соотношения, возникаю щие в процессе проектирования, и дает возможность в любой мо мент проверить композиции или возникшие недоразумения не посредственно на строительном участке.
Для проверки впечатления от групп, составленных из раз личных видов, иногда пользуются методом макетирования.
Получаемое от такого «макета» впечатление позволяет более •реально представить внешний облик проектируемой группы. Каждая из проектируемых групп должна быть тщательно изу-
.168
чена в смысле получаемого от нее зрителем впечатления с раз личных точек зрения, в различные сезоны и в различные часы дня.
Одна из главных задач при проектировании зеленых насаж дений заключается в том, чтобы в саду или парке каждое время года было отмечено своими красками и флорой. Смена сезонных картин при проектировании и строительстве садов и парков до сих пор еще мало учитывается. Осенняя окраска листвы иногда еще принимается во внимание, а зимние эффекты или ранневесенние почти никогда. Необходимо стремиться, чтобы сад или
парк был красив и своеобразен во все времена |
года. |
Сезонность |
п динамичность смены цветовых эффектов в |
парке |
позволяет |
нам более полно и рационально использовать фонды декоратив ных растений садов и дикой флоры.
Сезонность и динамичность парка композиционно проявля ются, когда определенные части парка или сада благодаря оби лию цветущих растений выступают как «гвоздь сезона», а затем стушевываются и переходят на второй план. Этот прием хорошо проявляется в дендрарии Центрального республиканского бота нического сада АН УССР (Киев).
Концентрация иа определенных участках большого количе ства разнообразно цветущих растений в определенное время го да дает возможность оказывать иа посетителей большое эмоци ональное воздействие. В каждый сезон посетитель ожидает най ти новую композицию красочных цветов и листвы. С 20 апреля по 1 мая одета в яркий наряд «Золотая долина», где цветут не сколько сот кустов форзиции и фиалки. С 1 по 10 мая белыми, розовыми и пурпуровыми цветами покрывается сад декоратив ных яблонь, его поляны оттеняет рано цветущая и острозубчатая спирея.
С 10 по 25 мая в саду сирени цветут полторы тысячи кустов сирени и несколько сот кустов древовидного пиона. С 25 мая по 10 июня цветут дейции и вейгелии. С 10 по 25 июня цветет сад жасминов (чубушников) совместно с поздними сортами травя нистого пиона и многолетнего дельфиниума (белое, розовое и голубое). С 25 июня по конец августа цветет сад клематисов, гортензий и лилий. В сентябре снова выступает на передний план сад декоративных яблонь благодаря обилию и красочности своих плодов.
Этот прием целесообразно использовать в наших крупных парках, которые могут быть запроектированы как целые ансамб ли из отдельных садов. Таким приемом пользовались еще рим ляне. Их сады состояли из сочлененных звеньев, которые были соединены так, что посетитель чувствовал, что находится в од ном крупном парке. Этот прием может быть использован для устройства специальных весенних, летних и зимних садов.
Второе направление предполагает смену красочных эффек тов в одних и тех же пейзажных картинах путем создания на оп ределенном участке сада непрерывно цветущих растений. Такой
169
сад кажется бедным во все сезоны, так как на каждый его пе риод приходится мало цветущих растений. Поэтому и здесь не обходимо устраивать более крупные группировки одновременно цветущих растений. Примером таких картин может служить сме на эффектов в крупных древесных насаждениях: весной до рас пускания листьев — весенние эфемеры, после распускания ли стьев— разница в весенних оттенках листьев, летом — цветоч ный наряд опушечных и окаймляющих растений, осенью — рас краска листвы, зимой — вечнозеленые деревья и деревья с кра сочными стволами или плодами. Все это компонуется в пейзаж ных картинах так, чтобы одни породы, будучи некоторое время фоном для других, в последующий сезон сами выходили на пе редний план и являлись лучшим украшением картины.
Конечно, все это нельзя понимать как заполнение каждого места самыми разнохарактерными растениями. Проектируется для одного и того же места по крайней мере четыре плана: ве сенний, летний, осенний и зимний, а затем эти проекты как бы накладываются один на другой и возникающие противоречия устраняются.
Особенное внимание должно быть обращено на весеннюю флору, так как в это время сад и парк наиболее бедны, и скром ные первенцы весенних цветов встречаются с большим востор гом, чем в более поздний период роскошные летние цветы.
При распределении цветущих участков необходимо, чтобы участки с раннецветущими растениями располагались на сол нечных, теплых, защищенных от ветров местах, вблизи построек для их лучшего обозрения. Летняя флора должна размещаться вблизи тенистых мест отдыха, наконец, позднеосенняя флора, как и весенняя, — в защищенных местах вблизи зданий.
Маршрутную схему следует располагать так, чтобы она сое диняла воедино в определенном порядке главнейшие разделы и композиционные центры проектируемого объекта. В результа те продвижения по маршруту у посетителя должен сложиться полный и запоминающийся облик сада или парка.
В связи с движением по определенным маршрутам происхо дит постоянная смена точек, с которых рассматриваются ланд шафты данного сада или парка. Впечатление от одной пейзаж ной картины наслаивается на впечатление, производимое по следующими картинами, и общее впечатление от сада или пар ка получается как сумма последовательно воспринятых впечат лений от ландшафтов и пейзажных картин, расположенных по маршрутной схеме. Поэтому здесь особенно важна согласован ность единства их эмоционального воздействия.
Содержание и эмоциональное воздействие каждой предыду щей пейзажной картины должно усиливать восприятие последу ющей.
Иллюстрацией этого могут служить три смены ландшафтов верхней маршрутной дороги дендрария Центрального республи-
170
Рис. 73. Схема маршрута с постепенно нарастающим эмоциональным воз действием широкой водной глади. Перспективы открываются, как кадры киноленты
/ — кадр |
— мелькание зеркала |
поды через |
просветы крон; |
2—два |
узких |
просвета |
||||
на |
воду; |
3 — Солее широкий |
вид |
на воду |
н часть острова; |
4—непосредственное |
обще |
|||
ние |
с водой; 5 — закрытое |
пространство |
для |
подготовки |
к |
восприятию последующих |
картин; 6—комфортабельное |
место для длительного |
восприятия простора водной гла |
ди; 7 — изолированное спокойное место для осознания |
предыдущих восприятий; 8— зо |
|
на |
наивысшего эмоционального |
воздействия |
канского ботанического сада АН УССР в Киеве. После краткой
входной лиственничной аллеи |
с нее открывается широкий вид |
|
на |
«сад сирени», представляющий типичный садовый ландшафт |
|
с |
регулярной планировкой, |
геометрически расставленными |
штамбовыми и кустовыми сиренями и тщательно подобранными сортами. Затем маршрут проходит через хвойное отделение ден дрария.
Темная хвоя, строгость и законченность |
форм |
пихт, елей, туи |
|
и можжевелы-шков кажутся особенно своеобразными и |
суровы |
||
ми после красочного пейзажа цветущего |
сада |
сирени. |
После |
хвойного отделения маршрут вводит посетителя в березовую рощу, где на 3 га сосредоточено более 50 видов и разновидно стей берез. Живописная форма, светлая зелень и белизна их стволов воспринимаются особенно радостно после темных и не сколько суровых красок и форм хвойного отделения. На рис. 73 представлена схема маршрута с постепенно нарастающим эмо циональным воздействием широкой водной глади. Маршрут проходит по берегу озера. Перспективы по маршруту открыва ются, как кадры киноленты, вызывая у посетителя постепенно нарастающий интерес.
Дороги являются средством связи между отдельными пунк тами сада и одновременно служат путеводителем по саду. Они
171