Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проектировании растительности необходимо заботиться не только о будущем парка или сада, но стремиться к тому, что­ бы парк оказался вполне законченным и целостным творением тотчас же после окончания строительных работ. Для этого ис­ пользуются временные быстрорастущие древесные породы (рис. 72), посадки крупных деревьев, создающие быстрый эф­ фект кустарники и многолетники. Если распределить эти расте­ ния по быстроте получаемого от них эффекта, то в первый год после устройства парка главный декоративный эффект дадут га­ зоны и однолетние цветы, во второй год-—газоны, многолетни­ ки и отчасти кустарники, а в четвертый и в последующие годы начинают присоединяться к садовой «симфонии» древесные по­ роды.

При наличии достаточного количества посадочного материа­ ла эффект от древесных пород может быть получен значительно раньше, благодаря загущенным посадкам, создающим опреде­ ленную массу и очерченные контуры групп. Однако такой прием требует в будущем не опаздывать с последующим прореживани­ ем таких групп.

 

При проектировании использования в парке крупных деревь­

ев

необходима увязка их

высоты

с окружающими

посадками

для

того, чтобы они не

возвышались одинокими

«гигантами»

среди другой, сравнительно низкой

растительности.

 

Весь растительный материал, который применяется как вре­ менный, должен быть тесно связан с основным планом парка. Он должен быть увязан с ним и со стороны эстетической, т. е. что­ бы его краски и формы не противоречили краскам и формам основных насаждений, и со стороны биологической, чтобы вре­ менные посадки не заглушали и не замедляли роста основных посадок.

Фактически на временные посадки, вносимые для создания быстрого эффекта, приходится создавать свой особый план, ко­ торый затем подчиняют основному.

Для проверки вертикальных соотношений различных древес­ ных и кустарниковых групп прибегают к расстановке на соот­ ветствующих местах вех, соответствующих или пропорциональ­ ных высотам будущих посадок. Ширина посадок обозначается меловыми или известковыми линиями на поверхности почвы. Этот прием предварительных наметок прекрасно помогает кор­ ректировать некоторые группировки и соотношения, возникаю­ щие в процессе проектирования, и дает возможность в любой мо­ мент проверить композиции или возникшие недоразумения не­ посредственно на строительном участке.

Для проверки впечатления от групп, составленных из раз­ личных видов, иногда пользуются методом макетирования.

Получаемое от такого «макета» впечатление позволяет более •реально представить внешний облик проектируемой группы. Каждая из проектируемых групп должна быть тщательно изу-

.168


чена в смысле получаемого от нее зрителем впечатления с раз­ личных точек зрения, в различные сезоны и в различные часы дня.

Одна из главных задач при проектировании зеленых насаж­ дений заключается в том, чтобы в саду или парке каждое время года было отмечено своими красками и флорой. Смена сезонных картин при проектировании и строительстве садов и парков до сих пор еще мало учитывается. Осенняя окраска листвы иногда еще принимается во внимание, а зимние эффекты или ранневесенние почти никогда. Необходимо стремиться, чтобы сад или

парк был красив и своеобразен во все времена

года.

Сезонность

п динамичность смены цветовых эффектов в

парке

позволяет

нам более полно и рационально использовать фонды декоратив­ ных растений садов и дикой флоры.

Сезонность и динамичность парка композиционно проявля­ ются, когда определенные части парка или сада благодаря оби­ лию цветущих растений выступают как «гвоздь сезона», а затем стушевываются и переходят на второй план. Этот прием хорошо проявляется в дендрарии Центрального республиканского бота­ нического сада АН УССР (Киев).

Концентрация иа определенных участках большого количе­ ства разнообразно цветущих растений в определенное время го­ да дает возможность оказывать иа посетителей большое эмоци­ ональное воздействие. В каждый сезон посетитель ожидает най­ ти новую композицию красочных цветов и листвы. С 20 апреля по 1 мая одета в яркий наряд «Золотая долина», где цветут не­ сколько сот кустов форзиции и фиалки. С 1 по 10 мая белыми, розовыми и пурпуровыми цветами покрывается сад декоратив­ ных яблонь, его поляны оттеняет рано цветущая и острозубчатая спирея.

С 10 по 25 мая в саду сирени цветут полторы тысячи кустов сирени и несколько сот кустов древовидного пиона. С 25 мая по 10 июня цветут дейции и вейгелии. С 10 по 25 июня цветет сад жасминов (чубушников) совместно с поздними сортами травя­ нистого пиона и многолетнего дельфиниума (белое, розовое и голубое). С 25 июня по конец августа цветет сад клематисов, гортензий и лилий. В сентябре снова выступает на передний план сад декоративных яблонь благодаря обилию и красочности своих плодов.

Этот прием целесообразно использовать в наших крупных парках, которые могут быть запроектированы как целые ансамб­ ли из отдельных садов. Таким приемом пользовались еще рим­ ляне. Их сады состояли из сочлененных звеньев, которые были соединены так, что посетитель чувствовал, что находится в од­ ном крупном парке. Этот прием может быть использован для устройства специальных весенних, летних и зимних садов.

Второе направление предполагает смену красочных эффек­ тов в одних и тех же пейзажных картинах путем создания на оп­ ределенном участке сада непрерывно цветущих растений. Такой

169



сад кажется бедным во все сезоны, так как на каждый его пе­ риод приходится мало цветущих растений. Поэтому и здесь не­ обходимо устраивать более крупные группировки одновременно цветущих растений. Примером таких картин может служить сме­ на эффектов в крупных древесных насаждениях: весной до рас­ пускания листьев — весенние эфемеры, после распускания ли­ стьев— разница в весенних оттенках листьев, летом — цветоч­ ный наряд опушечных и окаймляющих растений, осенью — рас­ краска листвы, зимой — вечнозеленые деревья и деревья с кра­ сочными стволами или плодами. Все это компонуется в пейзаж­ ных картинах так, чтобы одни породы, будучи некоторое время фоном для других, в последующий сезон сами выходили на пе­ редний план и являлись лучшим украшением картины.

Конечно, все это нельзя понимать как заполнение каждого места самыми разнохарактерными растениями. Проектируется для одного и того же места по крайней мере четыре плана: ве­ сенний, летний, осенний и зимний, а затем эти проекты как бы накладываются один на другой и возникающие противоречия устраняются.

Особенное внимание должно быть обращено на весеннюю флору, так как в это время сад и парк наиболее бедны, и скром­ ные первенцы весенних цветов встречаются с большим востор­ гом, чем в более поздний период роскошные летние цветы.

При распределении цветущих участков необходимо, чтобы участки с раннецветущими растениями располагались на сол­ нечных, теплых, защищенных от ветров местах, вблизи построек для их лучшего обозрения. Летняя флора должна размещаться вблизи тенистых мест отдыха, наконец, позднеосенняя флора, как и весенняя, — в защищенных местах вблизи зданий.

Маршрутную схему следует располагать так, чтобы она сое­ диняла воедино в определенном порядке главнейшие разделы и композиционные центры проектируемого объекта. В результа­ те продвижения по маршруту у посетителя должен сложиться полный и запоминающийся облик сада или парка.

В связи с движением по определенным маршрутам происхо­ дит постоянная смена точек, с которых рассматриваются ланд­ шафты данного сада или парка. Впечатление от одной пейзаж­ ной картины наслаивается на впечатление, производимое по­ следующими картинами, и общее впечатление от сада или пар­ ка получается как сумма последовательно воспринятых впечат­ лений от ландшафтов и пейзажных картин, расположенных по маршрутной схеме. Поэтому здесь особенно важна согласован­ ность единства их эмоционального воздействия.

Содержание и эмоциональное воздействие каждой предыду­ щей пейзажной картины должно усиливать восприятие последу­ ющей.

Иллюстрацией этого могут служить три смены ландшафтов верхней маршрутной дороги дендрария Центрального республи-

170


Рис. 73. Схема маршрута с постепенно нарастающим эмоциональным воз­ действием широкой водной глади. Перспективы открываются, как кадры киноленты

/ — кадр

— мелькание зеркала

поды через

просветы крон;

2—два

узких

просвета

на

воду;

3 — Солее широкий

вид

на воду

н часть острова;

4—непосредственное

обще ­

ние

с водой; 5 — закрытое

пространство

для

подготовки

к

восприятию последующих

картин; 6—комфортабельное

место для длительного

восприятия простора водной гла­

ди; 7 — изолированное спокойное место для осознания

предыдущих восприятий; 8— зо ­

на

наивысшего эмоционального

воздействия

канского ботанического сада АН УССР в Киеве. После краткой

входной лиственничной аллеи

с нее открывается широкий вид

на

«сад сирени», представляющий типичный садовый ландшафт

с

регулярной планировкой,

геометрически расставленными

штамбовыми и кустовыми сиренями и тщательно подобранными сортами. Затем маршрут проходит через хвойное отделение ден­ дрария.

Темная хвоя, строгость и законченность

форм

пихт, елей, туи

и можжевелы-шков кажутся особенно своеобразными и

суровы­

ми после красочного пейзажа цветущего

сада

сирени.

После

хвойного отделения маршрут вводит посетителя в березовую рощу, где на 3 га сосредоточено более 50 видов и разновидно­ стей берез. Живописная форма, светлая зелень и белизна их стволов воспринимаются особенно радостно после темных и не­ сколько суровых красок и форм хвойного отделения. На рис. 73 представлена схема маршрута с постепенно нарастающим эмо­ циональным воздействием широкой водной глади. Маршрут проходит по берегу озера. Перспективы по маршруту открыва­ ются, как кадры киноленты, вызывая у посетителя постепенно нарастающий интерес.

Дороги являются средством связи между отдельными пунк­ тами сада и одновременно служат путеводителем по саду. Они

171