Файл: Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

внешкольной работы. Кроме того, пришкольная территория ис­ пользуется для отдыха во время перемен и после занятий.

Архитектурно-планировочная композиция школьного участка вместе с архитектурой школьного здания оказывает на учащихся определенное художественно-эмоциональное воздействие и при­ учает их к организованности и красоте.

Для удовлетворения требований учебного процесса и отдыха детей школьный участок должен быть не менее 1 га. В сельской местности территория пришкольного сада может доходить до 2 га. Наиболее целесообразным размером территории школьно­ го участка считается территория 1; 1,25; 1,5 га.

На территории школьного участка размещаются учебно-опыт­ ные площадки, площадки для отдыха и игр (спортивный ком­ плекс и зона отдыха), защитные насаждения и декоративные участки, зона застройки, хозяйственный двор и др. (рис. 70).

Для целесообразной организации территории полезно объе­ динить площадки и территории одного назначения в функцио­ нальные зоны. При таком объединении школьный участок под­ разделяют на функциональные зоны:

.а) застройки (здание школы и подсобные сооружения); б) рекреации и отдыха; в) учебно-опытную и спортивную

зоны; г) защитную; д) хозяйственную.

Примерная площадь перечисленных зон в м2 приведена в табл. 6.

Зона застройки. Школьное здание может быть расположено на краю участка, в центре пли в глубине его. В городских усло­ виях школьные здания располагают главным образом на краю

157

 

 

 

Т а б л и ц а S

Примерная

площадь перечисленных зон

 

 

 

 

Размеры

участков

в га

 

Зоны

1,5

1,25

1

0,75

0,5

 

 

1000

1000

1000

1000

900

Рекреаций и отдыха

2000

2000

2000

2000

1000

Учебно-опытная

4100

3200

2200

1000

600

Спортивная

5600

4000

2400

1200

1200

Хозяйственная

300

250

300

200

200

Защитная

2000

2100

2100

2100

1100

участка вдоль улицы, фасадом к улице и с небольшим отступом в глубину участка. Отступ здания от красной линии необходим.

Размещение школы в центре участка дает возможность рас­ положить зоны на участке наилучшим образом. В этом случае впереди и по бокам здания могут располагаться учебно-опытные площади, а спортивная зона займет территорию за зданием. Благодаря такому расположению, учебно-опытные участки бу­ дут хорошо изолированы от спортивной зоны. Расположение здания тесно связано со служебным въездом на территорию и проездом к хозяйственному двору.

З о н а р е к р е а ц и и и о т д ы х а . Рекреационная площадь размером 450—500 м2 должна непосредственно примыкать к зда­ нию. Она служит для школьных построений и свободного дви­ жения на переменах и после занятий. Рекреационная площадка должна быть тесно связана с местами отдыха или декоративным садом.

В

зоне

отдыха

или декоративном саду, в отличие от других

зон,

может

быть

применена более свободная

планировка.

У ч е б н о - о п ы т н а я

з о н а

является

главным компонентом

школьного

участка, и на ее организацию

должно

быть

обраще­

но особое внимание. Для учебно-опытной

зоны средней школы

предусматриваются

следующие

участки:

овощных и

полевых

культур, питомник плодово-ягодных и декоративных

растений,

плодово-ягодный

сад, коллекционный участок,

участок цветоч­

но-декоративных

растений и защищенного

грунта,

зоологическая

и географическая

площадки, а также обособленные участки на­

чальных классов, площадка для занятий

на открытом

воздухе.

У ч е б н о - о п ы т н а я

з о н а

может быть размещена

с любой

стороны школьного

здания, но не ближе 7 м от него. Плодово-

ягодный сад и питомник целесообразно размещать

ближе к ули­

це, используя его одновременно

и как защитную

полосу между

улицей и школой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветочно-декоративные растения высаживаются преимущест­ венно перед зданием школы.

Площадки зоологическую и защищенного грунта рекомен­ дуется размещать вблизи хозяйственного двора.,, географиче-

158


скую — на открытом месте. Площадки младших классов отде­ ляют от площадок старших классов.

Вокруг учебно-опытных площадок устраивается дорожка ши­ риной 1,25—1,75 м, на которой во время занятий можно разме­ стить 20 учащихся

С п о р т и в н а я з о н а включает игровые площадки для бас­ кетбола, волейбола, городков, тренировок в футбол, площадку для подвижных игр младших классов, площадку для метания, легкой атлетики и гимнастики.

Во всех случаях спортивные площадки должны находиться на некотором расстоянии от здания, особенно в том случае, ког­

да окна классных помещений выходят

на эту территорию.

Х о з я й с т в е н н а я з о н а должна

непосредственно

примы­

кать к зданию школы и его подсобным

постройкам. Она

служит

для складов, котельной и других подсобных помещений. Для подвоза различных материалов к хозяйственной зоне необ­

ходимо предусмотреть удобный

въезд п

выезд для

грузовых

машин.

 

 

 

З е л е н ы е н а с а ж д е н и я

школьного

участка

выполняют

три задачи: учебную, защитную и декоративную. В учебно-опыт­ ной зоне значительную роль играет плодовый сад. Ассортимент для сада выбирается из лучших стандартных сортов, утверж­ денных для данного района. Деревья иа участке сада распола­ гаются по квадратной или шахматной системе. При квадратном способе деревья двух параллельных рядов стоят друг против друга. При шахматном порядке деревья второго ряда приходят­ ся против середины первого ряда. Расстояния между яблонями от 6 до 9 м, между вишнями и сливами 4—5 м.

Между рядами яблонь могут располагаться кусты ягодников, но не ближе 2 м от яблонь. Планировка плодово-ягодного сада должна быть геометрически точна и ясна. Весь участок жела­ тельно заключить в зеленую раму из стриженой живой изгоро­ ди или трельяжа, по которому можно пустить культурные сорта винограда. Для осмотра сада вокруг него можно запроектиро­ вать дорожку.

З а щ и т н а я з е л е н а я з о н а располагается по периметру школьного участка. Она может состоять из двух рядов деревь­ ев, вокруг всего участка может проходить дорожка. Такая до­ рожка благодаря своей протяженности может быть использова­ на для прогулок.

Плотная высокая стена зелени должна отделять спортивную зону от других зон. Стриженой плотной живой изгородью дол жен быть выделен и хозяйственный двор. У площадок младших классов, зоологической, легкой атлетики и гимнастики в опре­ деленных местах должны быть посажены ширококронные де­ ревья, тень от которых падала бы в полуденные часы на пло­ щадку.

В зонеотдыха должны быть посажены декоративные деревья,

159



кустарники и цветы. Кроме отдыха она должна нести функцию учебного участка по дендрологии и декоративному садоводству. Декоративный участок размещается в непосредственной близо­ сти от зоны отдыха. Здесь должны быть организованы уютные тенистые места спокойного отдыха. Здание школы, если по­ зволяют условия, должно быть декорировано вьющимися расте­ ниями, а его архитектура подчеркнута посадками красиво цве­ тущих кустарников и деревьев по углам здания, вдоль окон и около входов.

Проектирование сада микрорайона. Микрорайон — это пер­ вичное звено жилого района, в котором проживают от 8 до 12 тыс. жителей. В основе планировки микрорайона лежит це­ лесообразное по условиям инсоляции размещение жилых зда­ ний н система повседневного обслуживания населения микро­ района.

В микрорайонах предусматриваются все необходимые уч­ реждения культурно-бытового, учебно-воспитательного и хозяйст­ венного обслуживания, площади и сооружения для спорта и от­ дыха, мпкрорайонный сад.

Система озеленения микрорайона состоит из

микрорайонно­

го сада, озеленения участков при жилых домах,

озеленения уча­

стков детских учреждений и школ, пешеходных дорожек и за­ щитных полос вдоль прилегающих к микрорайону улиц.

Практика показала, что наиболее эффективно в планировоч­ ном отношении размещать микрорайонный сад, спортивные устройства, школьные участки и участки детских учреждений смежно в одном комплексе.

Микрорайонный сад представляет озелененный участок внут­ ри микрорайона, используемый населением района для повсе­ дневного отдыха. Он является главным элементом в системе озеленения микрорайона. Все другие элементы озеленения долж­ ны образовать вместе с микрорайонным садом единую целост­ ную систему. Наиболее важно в этом единстве соединение в один зеленый массив зеленых насаждений микрорайонного сада, уча­ стков школ, детских учреждений и физкультурной зоны. Микро­ районный сад отличается от обычных городских садов и скверов тем, что планировка и зеленые насаждения органически слива­ ются с зелеными насаждениями жилой зоны и архитектурой ок­ ружающей застройки.

Как видно из баланса территории микрорайона, площадь микрорайонного сада исчисляется из расчета 3—3,5 м2 на жи­ теля, что составит для микрорайона в 8 000 жителей площадь 2,4—2,8 га, для микрорайона в 12 тыс. жителей — 3,6—4,2 га.

Микрорайонный сад (рис. 71) обычно размещают в центре микрорайона.

Правильное решение вопросов озеленения может быть до­ стигнуто только при условии четкого определения функциональ­ ного назначения.

160


Рис. 71 Вариант планировки мпкрорайонного сада

Функциональное назначение микрорайонного сада — служить местом для повседневных прогулок, отдыха, игр проживающе­ го в данном микрорайоне населения. Вся его планировка и ком­ позиция пространства должна быть подчинена этим задачам. Лучшим местом различного вида отдыха является опушка сол­ нечной поляны и сама поляна. Поэтому основу планировки мик­ рорайонного сада составляют прогулочные маршруты, а общая композиция мпкрорайонного сада должна представлять цен­ тральную поляну в раме зеленых насаждений свободной конфи­ гурации.

Однако эта рама не должна рассматриваться как плотная изолирующая полоса зелени. К мнкрорайонному саду непосред­ ственно не примыкают транспортные магистрали и нет нужды в такой изоляции. Наоборот, с территории мпкрорайонного сада могут быть раскрыты перспективы на соседние участки жилой зоны.

Прогулочный маршрут должен быть достаточной протяжен­ ности, защищен от перегрева солнечными лучами и от холодных ветров и достаточно декоративен.

Наибольшая протяженность прогулочного маршрута полу­ чается в том случае, если он представляет замкнутый кольцевой маршрут, проходящий по границе между полосой насаждений, обрамляющих сад, и центральной открытой поляной.

Каждый отрезок этого маршрута должен быть продуман в смысле его функционального использования для отдыха, в от­ ношении чередования на нем света и тени и организации в оп­ ределенных местах тени для размещения скамей в различные часы дня. Поэтому каждый отрезок маршрута должен быть озе­ ленен в соответствии с его назначением и ориентацией. На от­ резках маршрута, имеющих меридиональное направление, в пол­ день солнечные лучи идут вдоль оси дорожки. Для образования

11—477

161

в таких местах тени необходима посадка деревьев с хорошо раз­ витыми кронами, диаметром около 6 м, как можно ближе к краю дороги. В данном случае имеет значение не столько высота де­

рева, сколько ширина кроны. Деревья

могут размещаться как

с одной, так п с двух сторон дорожки.

При размещении с одной

стороны лучше располагать их с запада, так как в этом случае затенение будет обеспечено от 14 часов до конца дня. Посадка

деревьев

вдоль прогулочного маршрута для образования тени

не требует рядового

расположения деревьев. Они могут быть

посажены

группами

или одиночно. Такое размещение деревьев

с учетом

ориентации

маршрута нарушает шаблон п

приводит

к созданию обоснованного и живописного разнообразия

посадок.

На отрезках маршрута, имеющих широтное направление, за­ тенение может быть обеспечено зелеными насаждешгями, распо­ ложенными с южной стороны.

Для более полного использования тени ширококронных де­ ревьев рекомендуется устройство двух спаренных дорожек, рас­ положенных с обеих сторон ряда деревьев, находящихся между ними. Благодаря такому сочетанию дорожки будут в течение всего дня находиться в тени либо с одной, либо с другой сторо­ ны. Если требуется быстро создать затенение некоторых отрез­ ков маршрута, то можно применить трельяжи, перголы и другие средства для образования зеленых тоннелей. При образовании тени в саду следует учитывать, что рациональный режим инсо­ ляции в условиях средней полосы (50—60° северной широты) достигается при затенении кронами деревьев в дневные часы в период вегетации около 40% территории сада.

Привлекательность прогулочного маршрута обусловливается своеобразием игры света и тени па самой дорожке, созданием на концах отдельных отрезков маршрута акцентов из оригиналь­ ных растений или предметов, возбуждающих интерес к продви­ жению по данному маршруту, раскрытие видов на соседние участки сада, и особенно в сторону главной поляны.

Кольцевой периферийный прогулочный маршрут, проходя­ щий большей частью в затененных частях сада, приспособлен главным образом для прогулок во второй половине дня в солнеч­ ную жаркую погоду. В пасмурные дни и вечерние часы затенен­ ные дороги оказываются недостаточно уютными, и поэтому дол­ жен быть выработан второй кольцевой маршрут по краю цен­ тральной поляны или по самой поляне для пасмурных дней.

Центральная поляна в микроранониом саду по своим функ­

циям отличается от полян

в других городских садах и парках.

В большинстве городских

садов и парков поляны превратились

в чисто декоративный элемент, которым можно любоваться из­ дали, но нельзя пользоваться непосредственно.

В микрорайонном саду центральная поляна должна исполь­ зоваться активно. Каждый ее уголок должен быть доступен и привлекателен. В этом отношении наиболее желательным ре-

162