ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
не тяготения к мостовому переходу, экономическая характеристика существующих путей сообщения в районе перехода, выявление ва риантов направлений новых мостовых переходов или реконструк ции существующих, получение экономических, статистических и других материалов, а также данных для расчетов эффективности капитальных вложений и сравнения вариантов.
Сбор экономических данных производят за отчетный период
ина перспективный срок.
Впроцессе изысканий должны быть получены материалы, по зволяющие разработать проект мостового перехода при наимень ших строительных и ежегодных эксплуатационных затратах, а также при выполнении других требований.
До начала полевых изыскательских работ производят подгото вительные камеральные работы, которые заключаются в сборе све дений и изучении материалов, характеризующих режим пересекае мой реки и район перехода. Такие материалы хранятся в архивах ведомств и организаций, выполнявших в прошлые годы или вы полняющих ту или иную хозяйственную деятельность на реке.
Впервую очередь, — это организации Гидрометеослужбы, за нимающиеся изучением гидрологического режима рек, озер и во дохранилищ. Необходимо собрать сведения о судоходстве и сплаве на реке, сведения о ближайших существующих и проектируемых на реке железнодорожных, автодорожных и городских мостах, а также собрать материалы ранее производившихся изысканий для проектирования этих мостов. В соответствующих организациях надо получить материалы и сведения о существующих и проекти
руемых на реке ГЭС и других гидротехнических сооружениях. При ступая к изысканиям мостового перехода, следует выяснить, какие организации, когда и для каких целей выполняли изыскательские работы на исследуемой реке, и получить материалы этих работ.
Основой изысканий мостовых переходов являются картографи
ческие материалы, предпочтительно крупномасштабные. Эти мате риалы сосредоточены в картогеофонде СССР и его республикан ских и областных управлениях. Материалы съемок прошлых лет
могут |
оказаться |
в организациях, ранее производивших работы |
||
на реке или эксплуатирующих реку. К таким |
материалам |
отно |
||
сятся, |
например, |
лоцманские карты. Съемки |
таких карт |
могли |
быть многократными; сопоставление материалов съемок за разные годы дает возможность судить о характере и интенсивности рус лового процесса на участке перехода.
Наблюдения гидрологического режима рек, озер и водохрани лищ ведут на стационарной сети водомерных постов и гидроло гических станций, находящихся в ведении республиканских, крае вых и областных управлений Гидрометеослужбы. Материалы этих наблюдений, освещающие гидрологический режим рек Союза, пуб ликуются в изданиях Управления гидрометеорологической службы и Государственного гидрологического института. Данные ежеднев ных гидрологических наблюдений на реках и озерах печатаются в гидрологических ежегодниках за период систематических наблю
дений на них начиная с 1891 г. В последнее время Гидрометео службой изданы материалы водного кадастра Советского Союза под общим названием «Ресурсы поверхностных вод СССР». Изда ние это состоит из трех серий. Первая (гидрологическая изучен ность) содержит сведения о количестве и размерах рек и озер, и их изученности. Вторая (основные гидрологические характеристи ки) содержит материалы наблюдений водпостов ГМС на реках, озерах и водохранилищах за период от начала их действия по 1962 г. включительно. Третья (ресурсы поверхностных вод) со держит научные обобщения данных о режиме рек, озер и водо хранилищ.
Издание представляет собой наиболее полную современную обработку материалов наблюдений за режимом водотоков и водо емов. В «Ресурсах поверхностных вод СССР» даны рекомендации по расчетам элементов водного режима при наличии, отсутствии или недостаточности наблюдений.
Кроме постоянных наблюдений на водпостах и гидрологиче ских станциях системы ГМС, изучение гидрологического режима рек часто производится экспедиционно. Эти работы выполняют ве домственные организации для решения задач гидротехнического, мостового и других видов строительства на реках Союза. Сюда относятся: Гидропроект Министерства строительства электростан ций СССР и его периферийные отделения, проектные институты Главтранспроекта Министерства транспортного строительства, Союзводпроекта Министерства мелиорации и водного хозяйства
СССР, Гипроводтранс Министерства речного флота РСФСР и дру гие организации. Полезную информацию можно получить также в «Указаниях по определению расчетных гидрологических характе ристик» (СН 435-72), где в приложениях приведены: физико-гео графические зоны территории СССР и. районы с расчетными весен ними половодьями и дождевыми паводками.
При изысканиях собирают данные наблюдений ближайших к переходу метеостанций, характеризующих климат района (осадки, температуру воздуха, скорость и направление ветра), необходимые для проекта организации строительных работ.
Учет особенностей геологических условий района способствует правильному выбору трассы перехода, заложения опор моста и других элементов мостового перехода. Для этого собирают и изу чают материалы геологического и гидрогеологического строения долины и русла реки, выясняют неблагоприятные физико-геологи
ческие явления |
в |
районе перехода (тектонику, оползни, |
карст |
и т. д.). |
по |
вопросам геологии сосредоточены в |
геофон |
Материалы |
дах и архивах республиканских, краевых и областных Геологиче ских управлений, а также в организациях, выполнявших геологи ческие работы при составлении проектов гидротехнических соору жений на данной реке.
Для правильного расположения створа проектируемого моста через судоходную реку и назначения судоходных пролетов в бас
сейновом управлении пути Министерства речного флота, которое обеспечивает судоходство на данной реке, получают имеющиеся лоцманские карты и судоходные атласы реки с показанием на них
судовых ходов в районе перехода.
При сборе материалов для составления проекта мостового пе рехода следует ознакомиться с проектно-изыскательскими материа лами ближайших существующих мостов и материалами наблюде ний за их работой за время эксплуатации. Такие материалы хра нят в службах пути управлений железных дорог, в дистанциях пути, в управлениях шоссейных дорог и т. и.
Мостовой переход, располагающийся в зоне водохранилища, рассчитывают на условия измененного режима реки. В организа ции, эксплуатирующей существующее или проектирующей новое водохранилище, получают материалы, характеризующие бытовой режим реки до постройки плотины и измененный после создания водохранилища.
На основе изучения и обработки собранных в подготовительный период материалов и сведений составляют общее представление о гидрологическом режиме реки, о топографических, климатических и геологических условиях района мостового перехода.
Изучение собранных материалов дает возможность наметить варианты трассы мостового перехода и ориентировочные проектные решения (длину моста, схему регуляционных сооружений), выявить необходимый объем полевых и камеральных работ по вариантам и составить программу изысканий.
Объем полевых изыскательских работ зависит от полноты и ка чества собранных материалов по району перехода. При наличии полных и надежных материалов объем полевых работ следует со кратить, ограничиваясь привязкой их к створу перехода.
Так, например, при наличии плана перехода в нужном масшта бе производят контрольные промеры русла в характерных местах (плесы, перекаты и т. д.), а также проверяют плановое положение вогнутых и выпуклых берегов, которые могли измениться вследст вие руслового процесса. Имеющиеся геологические разрезы речной долины, совпадающие со створом перехода, проверяют контроль ными скважинами. Створы многолетних гидрологических наблюде ний обычно не совпадают со створами вариантов перехода, поэто му необходимые гидрологические работы выполняют для переноса расчетных расходов и уровней воды на створ перехода.
§ 3. ВЫБОР МЕСТА ПЕРЕХОДА И НАЗНАЧЕНИЕ ЕГО ВАРИАНТОВ
Мостовой переход представляет собой часть проектируемой до роги, поэтому район перехода намечается с учетом общего направ ления ее. Однако в сложных случаях, например при переходе боль ших рек с широкими поймами или глубоких долин, а также по ус ловиям соблюдения требований судоходства, предварительно выбирают оптимальный участок реки для расположения перехода, и в таких случаях направление трассы подходов подчиняется вы-
Рис. 1-1. План мостового перехода: I и II — варианты трассы
бранному створу перехода. При этом возможно удлинение трассы дороги за пределами границ разлива реки. Как при совпадении местоположения перехода с общим направлением дороги, так и при отклонении трассы к выбранному створу перехода, по топографи ческим, гидрологическим, геологическим и другим условиям воз никает необходимость изучения ряда вариантов расположения трассы перехода в пределах возможной зоны варьирования. По планам и картам производят камеральное трассирование вариан тов перехода и отбирают наиболее конкурентоспособные для по следующего полевого трассирования.
Створ перехода надо располагать на участках долины реки с наиболее узкими поймами, расположенными на высоких отметках. Направление створа перехода выбирают нормальным к направле нию долины и русла реки и тіо возможности приближают его к прямой воздушного направления трассы. Углы поворотов трассы в пределах поймы допускают только при их технико-экономическом обосновании. На активно работающей пойме при больших углах поворота, направленных вниз по течению, образуются водные «мешки», создающие угрозу прорыва насыпи и затрудняющие слив воды с поймы в отверстие моста (рис. 1-1, вариант /).
При больших углах поворота, направленных вверх по течению реки, будут возникать интенсивные течения вдоль верховой сторо ны насыпи, что требует защиты ее от подмыва (рис. 1-1, вари ант II).
При пересечении широких пойм рекомендуется использовать для трассирования перехода попутные возвышенности на поймах
(остатки прирусловых валов), избегая пересечения глубоких бо лот, староречий и проток.
Перекрытие насыпью староречий и заболоченных ложбин на поймах может вызвать скопление воды в отсеченных насыпью вер ховых частях, поднятие уровня грунтовых вод и увеличение забо лоченности хозяйственно используемых пойменных угодий. Поэто му в проекте необходимо предусмотреть водоотвод из таких замк нутых аккумуляторов стока на поймах, пересекаемых мостовым переходом, а также рассмотреть вариант устройства моста-водо спуска с укрепленным руслом.
Трассирование мостового перехода, пересекающего реку в районе водохранилища, зависит от того, выше или ниже водохра нилища проходит проектируемая дорога. Ниже плотины переход располагают за пределами сосредоточенного размыва русла в кон це рисбермы.
При совпадении направления проектируемой дороги со створом существующей или проектируемой плотины целесообразно рассмот реть вариант расположения трассы перехода по плотине. Когда переход намечают в пределах основной части водохранилища, огра ниченной нормальным подпертым уровнем воды, то в этом случае для створа перехода выбирают наиболее узкое место водохрани лища. Если общее направление дороги предопределяет расположе ние перехода в хвосте водохранилища, в зоне переменного подпо ра, где возможно образование заторов льда, устанавливают грани цы заторной зоны и переход располагают за ее пределами.
Лучшим местом для створа перехода селевого водотока будет горный транзитный участок. Узкое горное ущелье в случае вязких селей рекомендуется перекрывать одним пролетом, а в случае тур булентного селя, по возможности, большими пролетами.
При необходимости пересечения конуса выноса селевого водо тока трассу перехода располагают нормально к образующей конуса по кривой, с углом поворота, равным углу растекания потока на конусе выноса.
При этом селевые русла пересекаются примерно в одном уров не; отверстия назначают на наиболее активных руслах. Если такое пересечение конуса невозможно, то обычно назначают одно или два отверстия в наиболее пониженных местах, что сопряжено с устройством системы регуляционных сооружений, направляющих селевые потоки в эти отверстия. Поэтому на крупных активных конусах выноса сравнивают варианты пересечений их и размеще ния селепропускных отверстий.
Проектируя мостовой переход рядом с существующим, сравни вают варианты расположения створа нового моста выше и ниже существующего. При этом учитывают: конфигурацию русла и прог нозируемые размывы его вверх и вниз от существующего моста, наличие и расположение регуляционных сооружений, наличие и состояние укрепления насыпи подходов, а также условия строи тельства.
Каждый мостовой переход в той или иной мере стесняет быто вой режим реки, поэтому расположение створа перехода должно быть таким, чтобы пропуск расчетного расхода и ледохода под
мостом при нормальном движении транспортных средств по дороге были бы обеспечены с наименьшим нарушением бытового гидро логического режима реки. Для этого русло реки в месте перехода должно быть устойчивым, плесовым, по возможности прямолиней ным, а направления течений в русле и на пойме должны быть при мерно параллельными и мало изменяться с изменением уровня воды в реке. Не следует располагать створ перехода на перекатном участке реки, в местах, где образуются заторы и зажоры льда или заломы леса при молевом сплаве, а также в местах, где река де лится на рукава или имеет острова.
Во избежание отложения наносов под проектируемым мостом не рекомендуется располагать переход непосредственно ниже устья притока.
Косое расположение мостов допускают как исключение при эко номическом обосновании, так как опоры таких мостов способствуют образованию ледовых заторов, заломов сплавляемого леса и кар чей, создают косоструйность и увеличивают местный размыв.
Если осуществить нормальное пересечение русла и поймы не возможно, то створ перехода через несудоходные реки располага ют с учетом относительной мощности руслового и пойменного по токов. Если русло реки в бытовом состоянии пропускает примерно 70% расчетного расхода, то створ перехода располагают нормаль но к русловому потоку. Если же пойменный расход составляет около 70% от расчетного, то створ перехода располагают нор мально к динамической оси пойменного потока. В случае большой извилистости русла, когда переход реки располагается в пределах крутой излучины, следует рассмотреть вариант перехода со спрям лением русла реки.
От геологических условий места перехода зависят надежное заложение фундаментов опор моста, устойчивость подходов и других сооружений мостового перехода. При выборе места пере хода предпочтение следует отдавать варианту с залеганием корен ных пород на более высоких отметках. Следует избегать переходы на участках долины реки, имеющих карсты, оползневые склоны и другие неблагоприятные геологические условия.
Болота и озера на поймах могут иметь глубокое простирание илистых грунтов на дне, что необходимо учесть при составлении индивидуальных проектов пойменных насыпей.
На судоходных и сплавных реках мостовой переход располага ют на участках реки, обеспечивающих удобный и безопасный про пуск под мостом судов, плотов и караванов барж.
Трассу мостового перехода, а затем и технический проект его согласовывают с бассейновым управлением пути на судоходных реках и со сплавными организациями на реках, где производится сплав леса.
Ось проектируемого моста располагают нормально к направ лению хода судов и плотов при средних и низких уровнях воды в русле и при расчетном судоходном уровне воды. Не рекомендует ся располагать мост на участках реки, где наблюдается перевал