Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

судового хода от одного берега к другому. Расположение моста на судоходной реке в пределах речного порта не должно ухудшать условий рейдовых операций.

Из изложенного видно, что найти оптимальное решение мосто­ вого перехода можно только в результате изучения и сравнения ряда вариантов перехода по их технико-экономическим показате­ лям. Эти показатели определяются по каждому варианту в преде­ лах расстояния между двумя пунктами, общими для сравниваемых вариантов. Лучшим вариантом мостового перехода будет вариант с наименьшей строительной стоимостью и минимальными ежегод­ ными эксплуатационными расходами, которые находятся в прямой зависимости от длины дороги. Отклонение трассы дороги от ее об­ щего направления для пересечения реки в более удобном месте может иногда значительно снизить первоначальные капиталовло­ жения на сооружение мостового перехода, но вызываемое при этом удлинение дороги увеличит ежегодные эксплуатационные расходы. Сравнение вариантов трассы мостового перехода производят по методике, изложенной в гл. XVI.

Принятую в техническом проекте трассу мостового перехода, размещение на нем водопропускных отверстий и прогнозируемые изменения гидрологического режима в районе перехода согласо­

вывают с местными сельскохозяйственными,

лесохозяйственными

и другими организациями, эксплуатирующими

водоемы и земли,

занимаемые под сооружения мостового перехода, включая спрям­ ления русла, водоотводы на пойме и прочие сооружения, связан­ ные со строительством мостового перехода.

Нередки случаи, когда отсутствие такого согласования или формальное проведение его приводило к нарушениям условий экс­ плуатации водоемов и земельных угодий после сооружения мосто­ вого перехода и вызывало значительный материальный ущерб для заинтересованных организаций.

Г л а в а II. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

§ 4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Подготовительные работы являются начальным периодом изыс­ каний, в который собирают материалы предшествующих изыска­ ний и аэрофотосъемок, топографические карты, планы, данные о местоположении постоянных и временных реперов, марок, пунктов триангуляции и других геодезических знаков и сведения об их пла­ новом и высотном обосновании.

При недостаточном количестве топографических материалов или их отсутствии производят заявки на их получение в соответст­ вующие организации. В этот период намечают работы, необходи­ мые для плановой и высотной привязок проекта мостового перехо­ да от существующих опорных пунктов, т ....... .......... с


Впоследнее время на наиболее крупных и сложных переходах применяют аэросъемочные работы. Наряду с этими работами мо­ гут выполняться и аэрогидрометрические измерения.

Вподготовительный период намечается возможность и необхо­ димость выполнения одного из этих видов работ и производится его подготовка.

Подготовительные аэросъемочные работы предусматривают по­ лучение разрешения на их выполнение, организацию договора на

аренду самолета или вертолета и подготовку проекта залетов. Ис­ ходя из наличия топографических материалов и материалов аэро­ фотосъемок прошлых лет, а также от длины подходов и размеров обследуемого участка реки, устанавливают необходимость выпол* нения маршрутной или площадной аэрофотосъемки.

При оформлении договора на аренду самолета или вертолета необходимо в отдельных случаях их переоборудовать для сброса грузов с индикатором или поплавков и установки фотоаппаратуры, что также должно быть предварительно согласовано.

Для выполнения аэрогидрометрических работ должны быть за­ ранее подготовлены поплавки или сосуды с индикатором, потреб­ ность в которых определяется в зависимости от количества наме­ ченных к исследованию поперечных створов реки, их ширины и расстояний между промерными вертикалями по ширине створа (см. § 10).

В подготовительный период определяют потребное количество поплавков, сосудов с индикатором и устанавливают необходимое количество обслуживающего персонала.

Для составления проекта залетов по аэрофотосъемке должен быть задан район обследования или маршрут с указанием крупных ориентиров залета. Для проекта залетов по1аэрогидрометрическим работам производят заранее выбор расчетных створов, в конце ко­ торых разбивают базисы с высотной и плановой привязкой и за­ креплением на местности.

Если контурная часть топографических материалов плохая или ее нет вообще, то производят маркировку базисов, которые нужны для аэрогидрометрии. Если в дальнейшем предусматривается эхолотирование по заданному поперечному створу реки, то базйс за­ ранее закрепляется на местности. До начала аэросъемочных работ производят обозначение главных ориентиров залета в район наме­ ченных базисов. Если хороших контуров и ориентиров на топогра­ фической основе нет, то необходимо предусматривать проложение базиса на местности в виде теодолитно-нивелирного магистрально­ го хода с маркировкой опознаков. Длину этого хода устанавливают из расчета двух базисов на один маршрут залета по концам каждо­ го маршрута. Длину базиса принимают в зависимости от масштаба съемок.

Перед началом производства полевых работ составляют про­ грамму и определяют состав работ, укомплектовывают полевые под­ разделения личным составом, геодезическим и прочим полевым оборудованием.


В состав топографо-геодезических работ по трассе основного и конкурирующих вариантов больших мостовых переходов входят уг­ ломерные работы, промеры линий с разбивкой пикетажа, продоль­ ное нивелирование для съемки поперечных профилей, морфостворов и живых сечений русла реки, плановое и высотное закрепление трассы, съемка общего ситуационного плана перехода и детальных планов в горизонталях по всем вариантам, съемка месторождений строительных материалов, резервов грунта, площадок под строи­ тельные конструкции и комплексы дорожно-эксплуатационной службы.

Топографо-геодезические работы на мостовых переходах связа­ ны с необходимостью изучения гидрологических и геологических условий реки и речной долины в районе перехода и его вариантов. Поэтому выполняют промеры глубин по главному руслу, протокам, озерам для составления плана дна русла, работы, связанные с оп­ ределением продольного и поперечного уклонов и передачи отметок на водомерные посты и рейки, закрепление створа мостового пере­ хода, съемку направления струй и судового хода, нивелировку то­ чек УВВ прошлых паводков и работы, связанные с обследованием существующих сооружений.

При назначении методов выполнения топографо-геодезических работ и масштабов съемок учитывают сезоны года, характеристику рельефа, ситуацию местности, гидрографические условия района перехода, наличие материалов прошлых лет, тип русловых процес­

сов и сроки проведения работ.

Способ производства

топографо-геодезических работ зависит

от требуемой точности

данных, стадии проектно-изыскательских

работ. Применение аэрометодов оказывается целесообразным при ситуационных съемках больших переходов. Для съемки детальных планов аэрометоды применяют на отдельных больших переходах или одновременно на ряде средних и больших переходах, пересека­ емых трассой.

Топографо-геодезические работы при изысканиях мостовых пе­ реходов выполняют в соответствии с требованиями инструктивных документов по их производству.

Независимо от размеров перехода и стадии проектирования со­ ставляют ситуационный план района перехода, детальный план в горизонталях и при необходимости план бассейна реки. Каждый из этих планов предназначается для решения вопросов, возникающих в процессе проектирования. Планы мостовых переходов являются документами, обосновывающими правильность положения трассы мостового перехода, расположение отверстий водопропускных со­ оружений, количество и местоположение вариантов перехода.

План бассейна реки предназначается для характеристики гид­ рологических условий формирования максимального стока при рас­ чете максимальных расходов воды. План бассейна составляют по топографическим картам мелкого масштаба с нанесением на них



линий водоразделов, пунктов гидрометрических наблюдений. Мас­ штаб планов бассейнов определяется наличием картографических материалов на больших реках от 1 : 1 000 000 и до 1 :5 000000, на средних и малых — 1 : 100 000 — 1 : 500 000.

По ситуационному плану оценивают правильность выбора трас­ сы перехода и его вариантов, схемы расположения регуляционных сооружений, увязки гидрометрических и морфометрических створов с трассой перехода. Ситуационный план перехода служит топогра­ фической основой для геоморфологического обследования района изысканий и инженерно-геологической съемки, а также для пра­ вильного назначения карьеров или резервов грунта для гидромеха­ низированного способа возведения насыпей подходов и строитель­ ных площадок. Масштаб ситуационного плана устанавливают в за­ висимости от размеров реки. На больших мостовых переходах мас­ штаб ситуационного плана принимают 1 : 5000— 1 : 25000.

На малых и средних реках снимают только детальный план. На особо крупных переходах масштаб ситуационных планов может быть менее 1 : 25 000. Его определяют в зависимости от наличия картографического материала и конкретных условий.

При съемке ситуационных .планов используют аэрофотосъемку, наземные съемки, различные топографические и картографические материалы.

Ситуационная съемка по направлению трассы мостового пере­ хода производится не менее чем на ширину разлива паводковых вод при расчетном уровне с запасом по высоте 1,0— 1,5 м, вверх по течению от оси перехода на расстояние 0,5— 1,5 ширины разлива, вниз — на 0,5— 1 ширину разлива.

Границы съемки ситуационного плана уточняют на месте, исхо­ дя из необходимости размещения на плане вариантов перехода, морфостворов и ситуационных характеристик, освещающих условия протекания водного потока в районе изысканий. Если расстояние между створами крайних вариантов превышает 2,5 ширины разли­ ва, оплошную съемку не производят. В этом случае дополнительно к ситуационному плану составляют схему вариантов с использова­ нием топографических карт.

Детальный план предназначается для проектирования моста, подходов, регуляционных сооружений, срезки грунта, берегоукрепи­ тельных и других работ. Детальный план должен подробно отра­ жать рельеф местности, русла и пойм, а также ситуацию в преде­ лах расположения проектируемых сооружений мостового перехода.

При отсутствии топографических материалов в районе изыска­ ний или их недостаточности, а также при сложном пересечении реч­ ной долины возникает необходимость съемки детального плана очертаний берегов русла для окончательной укладки трассы мосто­ вого перехода.

Съемку детальных планов мостовых переходов производят в масштабах 1 : 1000— 1 :2000 в зависимости от размеров реки и рас­ положения проектируемых сооружений. Сечения рельефа для мас­ штаба 1 : 1000 принимают 1,0—1,5 м, для масштаба 1 : 2000— 1 м.