ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
судового хода от одного берега к другому. Расположение моста на судоходной реке в пределах речного порта не должно ухудшать условий рейдовых операций.
Из изложенного видно, что найти оптимальное решение мосто вого перехода можно только в результате изучения и сравнения ряда вариантов перехода по их технико-экономическим показате лям. Эти показатели определяются по каждому варианту в преде лах расстояния между двумя пунктами, общими для сравниваемых вариантов. Лучшим вариантом мостового перехода будет вариант с наименьшей строительной стоимостью и минимальными ежегод ными эксплуатационными расходами, которые находятся в прямой зависимости от длины дороги. Отклонение трассы дороги от ее об щего направления для пересечения реки в более удобном месте может иногда значительно снизить первоначальные капиталовло жения на сооружение мостового перехода, но вызываемое при этом удлинение дороги увеличит ежегодные эксплуатационные расходы. Сравнение вариантов трассы мостового перехода производят по методике, изложенной в гл. XVI.
Принятую в техническом проекте трассу мостового перехода, размещение на нем водопропускных отверстий и прогнозируемые изменения гидрологического режима в районе перехода согласо
вывают с местными сельскохозяйственными, |
лесохозяйственными |
и другими организациями, эксплуатирующими |
водоемы и земли, |
занимаемые под сооружения мостового перехода, включая спрям ления русла, водоотводы на пойме и прочие сооружения, связан ные со строительством мостового перехода.
Нередки случаи, когда отсутствие такого согласования или формальное проведение его приводило к нарушениям условий экс плуатации водоемов и земельных угодий после сооружения мосто вого перехода и вызывало значительный материальный ущерб для заинтересованных организаций.
Г л а в а II. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
§ 4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Подготовительные работы являются начальным периодом изыс каний, в который собирают материалы предшествующих изыска ний и аэрофотосъемок, топографические карты, планы, данные о местоположении постоянных и временных реперов, марок, пунктов триангуляции и других геодезических знаков и сведения об их пла новом и высотном обосновании.
При недостаточном количестве топографических материалов или их отсутствии производят заявки на их получение в соответст вующие организации. В этот период намечают работы, необходи мые для плановой и высотной привязок проекта мостового перехо да от существующих опорных пунктов, т ....... .......... с
Впоследнее время на наиболее крупных и сложных переходах применяют аэросъемочные работы. Наряду с этими работами мо гут выполняться и аэрогидрометрические измерения.
Вподготовительный период намечается возможность и необхо димость выполнения одного из этих видов работ и производится его подготовка.
Подготовительные аэросъемочные работы предусматривают по лучение разрешения на их выполнение, организацию договора на
аренду самолета или вертолета и подготовку проекта залетов. Ис ходя из наличия топографических материалов и материалов аэро фотосъемок прошлых лет, а также от длины подходов и размеров обследуемого участка реки, устанавливают необходимость выпол* нения маршрутной или площадной аэрофотосъемки.
При оформлении договора на аренду самолета или вертолета необходимо в отдельных случаях их переоборудовать для сброса грузов с индикатором или поплавков и установки фотоаппаратуры, что также должно быть предварительно согласовано.
Для выполнения аэрогидрометрических работ должны быть за ранее подготовлены поплавки или сосуды с индикатором, потреб ность в которых определяется в зависимости от количества наме ченных к исследованию поперечных створов реки, их ширины и расстояний между промерными вертикалями по ширине створа (см. § 10).
В подготовительный период определяют потребное количество поплавков, сосудов с индикатором и устанавливают необходимое количество обслуживающего персонала.
Для составления проекта залетов по аэрофотосъемке должен быть задан район обследования или маршрут с указанием крупных ориентиров залета. Для проекта залетов по1аэрогидрометрическим работам производят заранее выбор расчетных створов, в конце ко торых разбивают базисы с высотной и плановой привязкой и за креплением на местности.
Если контурная часть топографических материалов плохая или ее нет вообще, то производят маркировку базисов, которые нужны для аэрогидрометрии. Если в дальнейшем предусматривается эхолотирование по заданному поперечному створу реки, то базйс за ранее закрепляется на местности. До начала аэросъемочных работ производят обозначение главных ориентиров залета в район наме ченных базисов. Если хороших контуров и ориентиров на топогра фической основе нет, то необходимо предусматривать проложение базиса на местности в виде теодолитно-нивелирного магистрально го хода с маркировкой опознаков. Длину этого хода устанавливают из расчета двух базисов на один маршрут залета по концам каждо го маршрута. Длину базиса принимают в зависимости от масштаба съемок.
Перед началом производства полевых работ составляют про грамму и определяют состав работ, укомплектовывают полевые под разделения личным составом, геодезическим и прочим полевым оборудованием.
В состав топографо-геодезических работ по трассе основного и конкурирующих вариантов больших мостовых переходов входят уг ломерные работы, промеры линий с разбивкой пикетажа, продоль ное нивелирование для съемки поперечных профилей, морфостворов и живых сечений русла реки, плановое и высотное закрепление трассы, съемка общего ситуационного плана перехода и детальных планов в горизонталях по всем вариантам, съемка месторождений строительных материалов, резервов грунта, площадок под строи тельные конструкции и комплексы дорожно-эксплуатационной службы.
Топографо-геодезические работы на мостовых переходах связа ны с необходимостью изучения гидрологических и геологических условий реки и речной долины в районе перехода и его вариантов. Поэтому выполняют промеры глубин по главному руслу, протокам, озерам для составления плана дна русла, работы, связанные с оп ределением продольного и поперечного уклонов и передачи отметок на водомерные посты и рейки, закрепление створа мостового пере хода, съемку направления струй и судового хода, нивелировку то чек УВВ прошлых паводков и работы, связанные с обследованием существующих сооружений.
При назначении методов выполнения топографо-геодезических работ и масштабов съемок учитывают сезоны года, характеристику рельефа, ситуацию местности, гидрографические условия района перехода, наличие материалов прошлых лет, тип русловых процес
сов и сроки проведения работ. |
|
Способ производства |
топографо-геодезических работ зависит |
от требуемой точности |
данных, стадии проектно-изыскательских |
работ. Применение аэрометодов оказывается целесообразным при ситуационных съемках больших переходов. Для съемки детальных планов аэрометоды применяют на отдельных больших переходах или одновременно на ряде средних и больших переходах, пересека емых трассой.
Топографо-геодезические работы при изысканиях мостовых пе реходов выполняют в соответствии с требованиями инструктивных документов по их производству.
Независимо от размеров перехода и стадии проектирования со ставляют ситуационный план района перехода, детальный план в горизонталях и при необходимости план бассейна реки. Каждый из этих планов предназначается для решения вопросов, возникающих в процессе проектирования. Планы мостовых переходов являются документами, обосновывающими правильность положения трассы мостового перехода, расположение отверстий водопропускных со оружений, количество и местоположение вариантов перехода.
План бассейна реки предназначается для характеристики гид рологических условий формирования максимального стока при рас чете максимальных расходов воды. План бассейна составляют по топографическим картам мелкого масштаба с нанесением на них
линий водоразделов, пунктов гидрометрических наблюдений. Мас штаб планов бассейнов определяется наличием картографических материалов на больших реках от 1 : 1 000 000 и до 1 :5 000000, на средних и малых — 1 : 100 000 — 1 : 500 000.
По ситуационному плану оценивают правильность выбора трас сы перехода и его вариантов, схемы расположения регуляционных сооружений, увязки гидрометрических и морфометрических створов с трассой перехода. Ситуационный план перехода служит топогра фической основой для геоморфологического обследования района изысканий и инженерно-геологической съемки, а также для пра вильного назначения карьеров или резервов грунта для гидромеха низированного способа возведения насыпей подходов и строитель ных площадок. Масштаб ситуационного плана устанавливают в за висимости от размеров реки. На больших мостовых переходах мас штаб ситуационного плана принимают 1 : 5000— 1 : 25000.
На малых и средних реках снимают только детальный план. На особо крупных переходах масштаб ситуационных планов может быть менее 1 : 25 000. Его определяют в зависимости от наличия картографического материала и конкретных условий.
При съемке ситуационных .планов используют аэрофотосъемку, наземные съемки, различные топографические и картографические материалы.
Ситуационная съемка по направлению трассы мостового пере хода производится не менее чем на ширину разлива паводковых вод при расчетном уровне с запасом по высоте 1,0— 1,5 м, вверх по течению от оси перехода на расстояние 0,5— 1,5 ширины разлива, вниз — на 0,5— 1 ширину разлива.
Границы съемки ситуационного плана уточняют на месте, исхо дя из необходимости размещения на плане вариантов перехода, морфостворов и ситуационных характеристик, освещающих условия протекания водного потока в районе изысканий. Если расстояние между створами крайних вариантов превышает 2,5 ширины разли ва, оплошную съемку не производят. В этом случае дополнительно к ситуационному плану составляют схему вариантов с использова нием топографических карт.
Детальный план предназначается для проектирования моста, подходов, регуляционных сооружений, срезки грунта, берегоукрепи тельных и других работ. Детальный план должен подробно отра жать рельеф местности, русла и пойм, а также ситуацию в преде лах расположения проектируемых сооружений мостового перехода.
При отсутствии топографических материалов в районе изыска ний или их недостаточности, а также при сложном пересечении реч ной долины возникает необходимость съемки детального плана очертаний берегов русла для окончательной укладки трассы мосто вого перехода.
Съемку детальных планов мостовых переходов производят в масштабах 1 : 1000— 1 :2000 в зависимости от размеров реки и рас положения проектируемых сооружений. Сечения рельефа для мас штаба 1 : 1000 принимают 1,0—1,5 м, для масштаба 1 : 2000— 1 м.