Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. ѴІІ-1. Русло с ленточными грядами: а — план русла; б — продольный профиль русла по линии наибольших глубин;
/ — гребень гряды; 2 — подвалье гряды; 3 — ленточные гряды в плане; 4 — возможное по­ ложение дна в подвалье гряды

Предельное содержание наносов (кг/м3) или их пре­ дельный расход (кг/сек), ко­ торые поток способен транс­ портировать при данных гидравлических характерис­ тиках, называется транспор­ тирующей способностью по­ тока. В. Н. Гончаров делит речные наносы на русловые и нерусловые. Если к данно­ му сечению потока поступа­ ет расход наносов q, мень­ ший транспортирующей спо­ собности 7т, то поток будет размывать русло; обратное отношение этих величин бу­ дет приводить к аккумуля­ ции наносов.

В естественных потоках почти всегда ц ф ц ч, что неизбежно вызывает периодические отло­

жения и размывы русла. Крупность размытых или отло­ женных потоком фракций грунта будет соответствовать крупности русловых наносов; частицы меньших размеров будут нерусловыми, поскольку их транспорт не вызывает деформации русла. Однако и такое деление условно вследствие взаимообмена между русловыми и нерусловыми наносами и участия «нерусловых» фракций в фор­ мировании пойм.

В речных руслах при скоростях течения, превышающих нераз­ мывающие, транспорт русловых наносов, как правило, осуществля­ ется в форме движущихся по дну гряд.

Частицы наносов, перемещаясь по гряде и пройдя гребень ее, попадают в водоворотную зону подвалья (рис. ѴІІ-1), где останав­ ливаются; эти частицы вновь начнут двигаться, когда гряда пере­ местится на свою длину.

Русловым процессом называются постоянно происходящие из­ менения морфологического строения русла и пойм в результате взаимодействия водного потока, транспортирующего наносы, и рус­ ла, сложенного этими наносами. Размывы и отложения являются обратимыми процессами, наряду с которыми возможны и медлен­ ные необратимые процессы эрозионного или аккумулятивного ха­ рактера, как, например, выработка продольного профиля горного потока или поднятие устьевых участков рек.

Вследствие руслового процесса плановые очертания и глубины речного русла, зафиксированные съемкой во время изысканий мос­ тового перехода, в процессе эксплуатации его оказываются иными. Эти будущие формы речного русла заставят опоры моста, струе­ направляющие дамбы и пойменные насыпи работать при пропуске расчетного паводка в условиях, иногда резко отличных от условий,



существовавших во время проектирования перехода. Поэтому в проекте необходимо дать прогноз наиболее невыгодных русловых условий, при которых будут работать сооружения мостового пере­ хода.

Теорией руслового процесса, начиная с В. М. Лохтина (1898 г.) и О. Фарга (1908 г.), занимались многие исследователи, разраба­ тывая морфологическую и гидравлическую стороны вопроса.

Однако имеющиеся гидравлические методы расчета вследствие сложной кинематической структуры речного потока с нестабильным руслом используются для расчета локальных деформаций русла у гидротехнических сооружений. Прогнозы русловых деформаций во времени на участке реки могут быть выполнены только с учетом генезиса тех русловых форм, с которыми столкнулся изыскатель при трассировании перехода; при этом гидравлические методы мо­ гут быть использованы как вспомогательный аппарат.

В Государственном гидрологическом институте (ГГИ) за по­ следние годы разработана гидролого-морфологическая теория рус­ лового процесса [63, 105], согласно которой морфологические обра­ зования, возникающие при русловом процессе, подразделяются на три вида: микроформы, мезоформы и макроформы. Первые пред­ ставляют собой мелкие гряды наносов, определяющие шерохова­ тость дна, изменения их связаны с изменением гидравлики потока и они выражают расход донных наносов. Мезоформы представляют собой крупные гряды наносов (ленточные гряды, побочни, осеред­ ки), сопоставимые с величиной русла. Эти гряды, двигаясь по рус­ лу, определяют его конфигурацию, однако при изменении гидрав­ лики потока лишь частично меняют свою форму и являются более устойчивыми морфологическими образованиями. Макроформы — это взаимодействующий устойчивый комплекс образований, вклю­ чающий, например, излучины (меандры) русла и пойму реки.

Строение, размеры и особенности деформаций макроформ опре­ деляются режимом стока воды и наносов, рельефом и геологичес­ ким строением бассейна и речной долины, а также наличием мест­ ных базисов эрозии. Встречающиеся в природе различные комбина­ ции указанных природных факторов создают различные типы руслового процесса. Если на протяжении реки природные факторы меняются, то меняется и тип руслового процесса. Участок реки, на котором сохраняется данный тип руслового процесса, называют морфологически однородным участком.

ГГИ установлено семь типов руслового процесса: ленточногря­ довый, побочневый, ограниченного меандрирования, свободного меандрирования, незавершенного меандрирования, пойменной многорукавности и русловой многорукавности (осередковый). Каждый из этих типов имеет свои особенности деформаций русла и поймы.

В Гидропроекте также разработаны теория и типизация русло­ вого процесса, во многом сходные с принятыми в ГГИ. Если в тео­ рии ГГИ русловой процесс рассматривается как взаимодействие потока и русла и последнему термину придается морфологическое значение, то в теории Гидропроекта этот процесс определяется


взаимодействием двух сред — воды и грунта, причем характер взаимодействия будет различным для несвязных и связных грун­ тов [65].

При изыскании и проектировании мостовых переходов удобней пользоваться разработками ГГИ, которые позволяют на основании только картографических или аэрофотосъемочных материалов (см. § 6) установить тип руслового процесса на участке мостового перехода и дать качественный прогноз будущих русловых дефор­ маций. Для количественного прогноза потребуется выполнение то­ пографических работ по съемке русла, а также получение материа­ лов русловых съемок прежних лет, которые могут быть сопоставле­ ны с материалами съемки мостового перехода.

Прогнозы русловых деформаций, основанные на гидролого-мор­ фологической теории руслового процесса, применяют при проекти­ ровании переходов через реки ЛЭП и трубопроводов [ПО]. Для мостовых переходов такие прогнозы до последнего времени не про­ изводились. Впервые этот вопрос освещен в работе [16], где на ос­ нове указанной деории были даны приближенные решения, отра­ жающие специфику проектирования мостовых переходов, заклю­ чающуюся в прогнозировании наиболее невыгодных живых сечений для расчета размыва у опор моста и плановых деформаций русла для проектирования подходов и дамб.

Если отверстие моста перекрывает русло и части пойм и оно размещено на створе перехода с учетом распределения расчетного расхода, то при прогнозировании естественных русловых деформа­ ций стеснение паводочного потока подходами не учитывают по сле­ дующим соображениям.

Руслоформирующим является паводочный расход воды, прохо­ дящий в пределах русла реки, имеющий, как правило, вероятность превышения 40—60%. Затопление пойм, достаточное для возник­ новения общего размыва подмостового русла, происходит обычно в паводки вероятности превышения р ^10% . Следовательно, в пе­ риод между редкими паводками (исчисляемый десятилетиями) рус­ ловой процесс на участке мостового перехода не будет отличаться от бытового и к моменту пропуска расчетного паводка под мостом могут сформироваться невыгодные по размыву живые сечения и плановые очертания русла, характерные для данного типа русло­ вого процесса. Поэтому в таких случаях применяют гидролого-мор­ фологическую методику прогноза естественных русловых дефор­ маций.

Сток воды и наносов в данных ландшафтных условиях вырабо­ тал речные русла, в которых существуют определенные соотноше­ ния между параметрами, определяющими форму русла, и гидрав­ лическими характеристиками потока. Для потоков, находящихся в состоянии динамического равновесия, такие соотношения, выявлен­ ные эмпирическим путем, называются гидроморфологическими за­ висимостями.

Различными исследователями предложено большое число гид­ роморфологических зависимостей [11, 54, 113], связывающих гео­


метрические характеристики русла и мезоформ наносов с крупно­ стью частиц аллювия, расходом, уклоном и скоростью течения во­ ды. К такому типу эмпирических связей относится и выведенная нами зависимость (ІѴ-8) для скорости динамического равновесия.

Гидроморфологическими зависимостями пользуются при коли­ чественной оценке русловых деформаций (см. § 30—32).

В последнее время в трудах ГГИ, посвященных исследованиям руслового процесса, находят применение статистические и вероят­ ностные методы, которые правомерно использовать при изучении сложных природных явлений, определяемых многими факторами (см. §32).

Русловой процесс нарушается после возведения гидротехничес­ ких сооружений, причем это нарушение может охватить большой участок по длине реки. Локальные нарушения руслового процесса возможны на участке мостового перехода, если последний значи­ тельно стесняет поток, ограничивает развитие излучин или если сооружения мостового перехода не обеспечивают плавного слива пойменных вод в отверстие моста (см. § 33).

Типизация руслового процесса неизбежно схематизирует это сложное явление. Могут встретиться реки с русловым процессом, отличным от установленных ГГИ типов, например текущие в ущель­ ях горные реки с безгрядовым движением наносов, а также реки со смешанным типом руслового процесса.

Поэтому приводимые ниже рекомендации для типичных случаев надо применять с учетом особенностей данной реки и прогнозиро­ вать деформации мезо- и макроформ, обращая внимание на изуче­ ние топографических съемок русла за разные годы.

§ 30. РАСЧЕТ СМЕЩЕНИЯ ЛЕНТОЧНЫХ ГРЯД И ПОБОЧНЕЙ

Ленточногрядовый тип руслового процесса опознается по сле­ дующим признакам: русло прямолинейное или слабоизвилистое, повороты его совпадают е поворотами долины, берега без следов подмыва и задернованы; дно русла песчаное, в межень просвечива­ ет цепь крупных гряд наносов, занимающих всю ширину русла, по­ ложение гряд хорошо видно на аэрофотоснимках русла; поймы, как правило, отсутствуют или небольшие, ровные, без проток и староречий.

Ленточногрядовый тип характеризуют следующие параметры (см. рис. Ѵ ІІ-1):

— шаг гряды, равный расстоянию между гребнями смежных

гряд; — — относительный шаг, равный отношению шага гряды к

Ьр

ширине русла Ьр, величина его находится в пределах 68; Дг — высота гряды, равная наибольшему превышению гребня гряды над подошвой подвалья; Дг»1,5ч-2,0 м, но может достигать и больших значений; Сг — средняя скорость перемещения ленточных гряд, зна­ чение этой скорости составляет сотни метров в год.