Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

V —

V Q

bM0.

(IX-31)

 

Ahv = 0,0177 -

 

 

w

 

 

При v = Vo относительная глубина

размыва Aho

составит

 

 

 

h

 

Ah0

Ah

V

On b

(IX-32)

h

0,0177---------°— Mo,

h

w

h

 

где M0 — коэффициент формы для поперечных стенок, равный 1,46.

Совокупность опытных точек размыва при ѵ = Ѵо удовлетвори­ тельно описывает кривая с уравнением

Ah0 2,3

(IX-33)

h

Подставляя формулу (ІХ-33) в (ІХ-32), а также учитывая пере­ ходный коэффициент для натуры 0,79 и коэффициент формы 1,46, получим для случая движения наносов:

SA-h

'Ѵ■

■ ѣ

b\ K mKz,

(1X-34)

д/z = 1

+0,0207 —

 

° ’5 + Тb

w

 

 

 

 

 

 

где Km — коэффициент, учитывающий крутизну верхового

откоса

у головной части траверса (см. ниже) ; К * — коэффициент, учи­ тывающий угол а, образуемый траверсом с направлением тече­ ния, определяемый по приведенным ниже данным:

а ° ................

50

60

70

80

90

100

ПО

120

к а , . . .

0,82

0,87 0,91

0,96

1,0

1,04

1,07

1,10

Приме ч а ние .

Когда

траверс в плане повернут

по течению,

угол а меньше 90°, а против

течения — больше 90°.

 

 

При скорости потока менее неразмывающей или при отсутствии поступления наносов в воронку размыва получена формула

ДА =

1,846

с7\ гт)

\ 0 ,7 5

(1Х-35)

 

 

к тк,

 

Ö . Ö + A

Ѣ - ѵ и

J

 

О

где ун — начальная скорость, определяемая для несвязных грунтов по формуле (ІХ-7) с заменой b на h, а для связных грунтов — по формуле (ІХ-22).

При расчете местного размыва у траверсов А— длина проекции траверса на нормаль к направлению течения у его головной


части, м; ѵ — средняя скорость набегающего потока на вертикали против головной части траверса, м/сек\ ѵ0— неразмывающая ско­ рость для грунта на той же вертикали.

§ 44. РАСЧЕТ МЕСТНОГО РАЗМЫВА У СТРУЕНАПРАВЛЯЮЩИХ ДАМБ

Целостность струенаправляющих дамб является важным факто­ ром обеспечения нормальных условий эксплуатации мостового пе­ рехода. Известно, что разрушение струенаправляющих дамб приво­ дило к повреждениям и разрушениям моста и насыпей подходов.

Так, например, вследствие размыва верховой левобережной струенаправляющей дамбы на переходе через р. Урал у ст. Орен­ бург в паводок 1942 г. была размыта насыпь за устоем, а сохран­ ность последнего может быть объяснена прорывом насыпи на пойме, в результате чего уменьшился размыв за устоем.

Практика показывает, что наиболее уязвимым местом являются головные части дамб, где возникают местные размывы часто значи­ тельной глубины.

Для надежного проектирования струенаправляющих дамб не­ обходим правильный расчет местных размывов.

Для этого расчета Наставлением по изысканиям и проектирова­ нию мостовых переходов издания 1961 г. Главтранспроекта была рекомендована формула, предложенная И. А. Ярославцевым, осно­ ванная на представлении о том, что поток набегает на дамбу, как на мостовую опору:

2 , З о д

t g - | -

 

Ah = —

- - 3(К

(ІХ-36)

yi +

m2

 

где Ah — глубина размыва в грунте; ѵя — скорость потока у головы дамбы; а — угол направления набегающего потока у головы дамбы, принимаемый равным 90°; т — коэффициент откоса дамбы; d — диаметр частиц грунта у головы дамбы.

Указанная формула имеет следующие недостатки. Натурные наблюдения и лабораторные исследования показывают, что поток обтекает дамбу, а не набегает на нее. Современными методами расчета получить величину скорости потока у головы дамбы весьма сложно, поэтому при расчете размыва по указанной формуле при проектировании ее заменяют средней скоростью под мостом или по створу головных частей дамб; размыв у дамбы зависит от глубины потока, что в формуле не учтено. Как указано выше, структура фор­ мулы в отношении учета крупности частиц грунта удовлетворитель­ ной не является; в ней не учитывается очертание дамбы, от которо­ го зависит характер ее обтекания и. величина местного размыва.

Вследствие этих недостатков приведенная формула не дает приемлемых результатов.

Примеры расчета размывов по формуле показывают, что результат расчета отличается от натуры в несколько раз. При мел­


козернистых грунтах формула дает заниженный результат, при крупнозернистых — завышенный.

Недостатки формулы привели к необходимости уточнения мето­ да расчета местного размыва у дамб. Исследования проводили в ЦНИИСе. В процессе исследований рассматривали эллиптическую обтекаемую дамбу, рассчитываемую по методу А. М. Латышенкова

[69], и той же длины прямолинейную дамбу,

отжимающую поток.

В основу исследования были положены

следующие соображе­

ния. Чем больше стеснение потока подходами к мосту, тем больше подпор и выше наибольшая местная скорость (до размыва) у дам­ бы Ѵдр, связанная с подпором. Подпор связан со скоростью под мос­ том ѵм и скоростью нестесненного потока пНеот, т. е. v№ = f( ^М) ^нест).

Если по малости пренебречь величиной п2Нест, то можно считать, что подпор определяется квадратом скорости ѵм, а скорость у дам­ бы определяется корнем из перепада уровня, то указанная функция

должна выражаться прямой линией. С приближением им

и оНест,

т. е. с увеличением отверстия моста ѵдр^ 0 .

 

Следовательно, выражение для &др будет иметь вид;

 

Одр = <Зд(Нм Онест) ■

(І Х - 3 7 )

Элементарные расходы в зоне местного размыва у головы дам­ бы до размыва и после связаны между собой, т. е.

кндр/ідр = Одр/іцр,

(І Х - 3 8 )

где к — коэффициент пропорциональности; Одр и Лщ,— скорость и глубина у дамбы после размыва.

У головы дамбы наблюдается интенсивное вихреобразование, способствующее размыву. Поэтому размыв может продолжаться и при скоростях, меньших, чем неразмывающая Ѵо, а поэтому

^пР = ~ ,

(І Х - 3 9 )

Рд

где рд— коэффициент, учитывающий участие вихрей в размыве у дамбы.

Подставляя выражения (ІХ-37) и (ІХ-39) в (ІХ-38), получим

,

__ Крдйд(Пм

0Нест) hßp

(ІХ-40)

l î п р

= - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Вводя коэффициент Кт на глубину размыва в грунте, учитыва­ ющий уменьшение размыва с уположением откоса дамбы, получим

h n p {Л т г р

Л д р ) К т “Ь Л д р ,

откуда

h a p h a p K m “Ь ^др (1

К т ) ■


Подставляя в правую часть последней формулы вместо ftnp его выражение по (ІХ-40), получим

=

+ А„(1 - * „ ) .

(ІХ-41)

ѵ0

Коэффициент Кт определяли И. А. Ярославцев [154], В. А. Маглакидзе [77] и др. При учете коэффициента Кт по Ярославцеву по­ лучаем несколько большую величину размыва. Значения Кт, ко­ торые принимаем к расчету в зависимости от коэффициента откоса дамбы т, приведены ниже:

т ................

О

1

2,0

3,0

К т . . . .

1

0,71

0,44

0,32

Коэффициент ал и произведение «ßÄопределяли по результатам лабораторных опытов, которые проводили в лотке шириной 3,5 м с руслом шириной 30 см и глубинами на пойме 7 см, в русле — 12 см, при трех расходах воды с песками, имеющими средний диаметр частиц 0,24 и 0,7 мм.

В опытах изменяли отверстие моста и очертание дамб. До уста­ новки модели выполняли опыты в бытовых условиях, чтобы выявить распределение расходов по участкам живого сечения на переходе.

Каждый опыт выполняли на жесткой и размываемой моделях. На жесткой модели определяли коэффициент ад, на размывае­

мой — произведение кфд.

На жесткой модели определяли среднюю скорость, под мостом измеряли скорости вблизи дамбы и выбирали наибольшую, кото­ рую и принимали в качестве идр. Зная скорость нестесненного потока Унест по опытам в бытовых условиях, определяли коэффициент

X)

а д — -------55----- . Этот коэффициент, определенный при ОДНОСТОРОН­ НІЕ ^нест

ней дамбе, проверяли при двусторонних дамбах.

На размываемой модели в месте наибольшего размыва перио­ дически замеряли глубину и скорости.

Опыты на размываемой модели проводили в течение 7 ч, посколь­ ку к этому времени параметры haр, ипр, q оказывались близкими к стабилизации.

Сопоставление результатов опытов на некоторое постоянное время не будет правильным, так как разные опыты к этому времени будут находиться в разной стадии размыва. Поэтому результаты опытов следует сравнить при стабилизации размыва. С этой целью зависимости глубины размыва от времени экстраполировали до стабилизации по обобщенной зависимости относительного размыва (отношения данного размыва к размыву при его стабилизации) от относительного времени (отношения данного времени ко времени осуществления половины размыва при его стабилизации) [27]. Если получение предельной глубины размыва возможно указанным пу­ тем, то для получения скорости в точке максимальной глубины при


эллиптических

(о )

и прямоли-

дамб (О)

нейных

( □)

дамб

 

Рис. ІХ-7. Зависимость ßÄA=f(P„) по опы­ там:

1 — для эллиптиче­ ских; 2 — прямоли­ нейных дамб

стабилизации размыва необходимо еще выполнить исследование. Поэтому произведение /cß„ на основании экспериментов можно по­

лучить только по выражению

(ІХ-41)

исходя из предельной глуби­

ны после размыва.

зависимость

vKV = f (ѵм—ѵ[іеСт), кото-

На рис. ІХ-5 приведена

рая для данной степени стеснения К ~

Q

(Q M расход, проходив-

QM

ший в бытовых условиях на участке моста) выражается, как и было предположено, прямой линией. Аналогичные прямые были получе­ ны и для других значений к.

Рис. ІХ-6 показывает, что зависимость ад = /(Я) получилась еди­ ной для односторонних и двусторонних дамб.

Из рассмотрения рис. ІХ-7 видно, что зависимости. кфд = /(Р д) ;

h

(где Рд = —— — коэффициент местного размыва у -дамбы.) по данЛдр

ным опытов несколько различны для эллиптических и. прямолиней­

ных дамб.

Опыты, послужившие основанием для графика рис. ІХ-7, были выполнены при разных глубинах и грунтах, что указывает на неза­ висимость произведения рдк от этих факторов и подтверждает пра­ вильность структуры формулы (ІХ-41).

Сравнение

значений

 

ядк$д, полученных по рас­

 

чету, с натурными данны­

 

ми произведено по 9 мос­

 

товым переходам.

 

 

 

Сравнение (рис. ІХ-8)

 

показало,

что

пересчет в

 

натуру полученной экспе­

 

риментально

величины

 

произведения

адкфд

до­

 

стигается умножением его

 

на коэффициент 0,61. Этот

 

коэффициент дает величи­

Рис. ІХ-8. График сопоставления aHßÄ&

ну указанного

произведе­

натурных с опытными

ния с известным запасом.

 

Малое

значение этого

 

коэффициента

объясняет­

 

ся тем, что опытные

зна­

 

чения йд/сРд были опреде­

 

лены для условий

стаби­

 

лизации

размыва. Мест­

 

ный же размыв у голов­

 

ных частей дамб,

распо­

 

ложенных

на

пойме,

вы­

 

зывается

пойменным

по­

 

током,

не несущим,

как

 

правило,

наносов.

 

При

 

этих условиях, как извест­

 

но, для стабилизации раз­

 

мыва

требуется

весьма

 

длительное время.

 

 

 

По

значениям

 

0,61

Рис. ІХ-9. График сопоставления hn

яд/фд

для

упомянутых

дамбы натурных с опытными

мостовых

переходов

по

 

выражению (ІХ-41)

были определены глубины после размыва и со­

поставлены с натурными (рис. ІХ-9). Из графика видно, что рас­ считанные глубины размыва в большинстве случаев существенно не расходятся с натурными. Введением коэффициента для переноса в натуру произведения ад«фд учитывается среднее время, в течение которого формировался размыв в натуре, и тем самым отпадает необходимость расчета размыва во времени. Окончательно имеем выражение для расчета местного размыва в головной части дамбы:

haр —

0 , 6 1 й д / с Р д ( ц м

О н е с т }

Va

h№Km + h№( l - K m ) . (IX-42)

 

 

Местные размывы у сооружений мостового перехода, как пока­ зали опыты, осуществляются за время меньшее, чем оощий размыз под мостом. Поэтому с некоторым запасом можно считать, что