ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 214
Скачиваний: 1
|
V — |
V Q |
bM0. |
(IX-31) |
|
Ahv = 0,0177 - |
|
||
|
w |
|
|
|
При v = Vo относительная глубина |
размыва Aho |
составит |
||
|
|
|
h |
|
Ah0 |
Ah |
V — |
On b |
(IX-32) |
h |
0,0177---------°— Mo, |
|||
h |
w |
h |
|
где M0 — коэффициент формы для поперечных стенок, равный 1,46.
Совокупность опытных точек размыва при ѵ = Ѵо удовлетвори тельно описывает кривая с уравнением
Ah0 2,3
(IX-33)
h
Подставляя формулу (ІХ-33) в (ІХ-32), а также учитывая пере ходный коэффициент для натуры 0,79 и коэффициент формы 1,46, получим для случая движения наносов:
SA-h |
'Ѵ■ |
■ ѣ |
b\ K mKz, |
(1X-34) |
д/z = 1 |
+0,0207 — |
|
||
° ’5 + Тb |
w |
|
|
|
|
|
|
|
|
где Km — коэффициент, учитывающий крутизну верхового |
откоса |
у головной части траверса (см. ниже) ; К * — коэффициент, учи тывающий угол а, образуемый траверсом с направлением тече ния, определяемый по приведенным ниже данным:
а ° ................ |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
ПО |
120 |
к а , . . . |
0,82 |
0,87 0,91 |
0,96 |
1,0 |
1,04 |
1,07 |
1,10 |
|
Приме ч а ние . |
Когда |
траверс в плане повернут |
по течению, |
|||||
угол а меньше 90°, а против |
течения — больше 90°. |
|
|
При скорости потока менее неразмывающей или при отсутствии поступления наносов в воронку размыва получена формула
ДА = |
1,846 |
с7\ — гт) |
\ 0 ,7 5 |
(1Х-35) |
|
|
к тк, |
||
|
Ö . Ö + A |
Ѣ - ѵ и |
J |
|
О
где ун — начальная скорость, определяемая для несвязных грунтов по формуле (ІХ-7) с заменой b на h, а для связных грунтов — по формуле (ІХ-22).
При расчете местного размыва у траверсов А— длина проекции траверса на нормаль к направлению течения у его головной
части, м; ѵ — средняя скорость набегающего потока на вертикали против головной части траверса, м/сек\ ѵ0— неразмывающая ско рость для грунта на той же вертикали.
§ 44. РАСЧЕТ МЕСТНОГО РАЗМЫВА У СТРУЕНАПРАВЛЯЮЩИХ ДАМБ
Целостность струенаправляющих дамб является важным факто ром обеспечения нормальных условий эксплуатации мостового пе рехода. Известно, что разрушение струенаправляющих дамб приво дило к повреждениям и разрушениям моста и насыпей подходов.
Так, например, вследствие размыва верховой левобережной струенаправляющей дамбы на переходе через р. Урал у ст. Орен бург в паводок 1942 г. была размыта насыпь за устоем, а сохран ность последнего может быть объяснена прорывом насыпи на пойме, в результате чего уменьшился размыв за устоем.
Практика показывает, что наиболее уязвимым местом являются головные части дамб, где возникают местные размывы часто значи тельной глубины.
Для надежного проектирования струенаправляющих дамб не обходим правильный расчет местных размывов.
Для этого расчета Наставлением по изысканиям и проектирова нию мостовых переходов издания 1961 г. Главтранспроекта была рекомендована формула, предложенная И. А. Ярославцевым, осно ванная на представлении о том, что поток набегает на дамбу, как на мостовую опору:
2 , З о д |
t g - | - |
|
Ah = — |
- - 3(К |
(ІХ-36) |
yi + |
m2 |
|
где Ah — глубина размыва в грунте; ѵя — скорость потока у головы дамбы; а — угол направления набегающего потока у головы дамбы, принимаемый равным 90°; т — коэффициент откоса дамбы; d — диаметр частиц грунта у головы дамбы.
Указанная формула имеет следующие недостатки. Натурные наблюдения и лабораторные исследования показывают, что поток обтекает дамбу, а не набегает на нее. Современными методами расчета получить величину скорости потока у головы дамбы весьма сложно, поэтому при расчете размыва по указанной формуле при проектировании ее заменяют средней скоростью под мостом или по створу головных частей дамб; размыв у дамбы зависит от глубины потока, что в формуле не учтено. Как указано выше, структура фор мулы в отношении учета крупности частиц грунта удовлетворитель ной не является; в ней не учитывается очертание дамбы, от которо го зависит характер ее обтекания и. величина местного размыва.
Вследствие этих недостатков приведенная формула не дает приемлемых результатов.
Примеры расчета размывов по формуле показывают, что результат расчета отличается от натуры в несколько раз. При мел
козернистых грунтах формула дает заниженный результат, при крупнозернистых — завышенный.
Недостатки формулы привели к необходимости уточнения мето да расчета местного размыва у дамб. Исследования проводили в ЦНИИСе. В процессе исследований рассматривали эллиптическую обтекаемую дамбу, рассчитываемую по методу А. М. Латышенкова
[69], и той же длины прямолинейную дамбу, |
отжимающую поток. |
В основу исследования были положены |
следующие соображе |
ния. Чем больше стеснение потока подходами к мосту, тем больше подпор и выше наибольшая местная скорость (до размыва) у дам бы Ѵдр, связанная с подпором. Подпор связан со скоростью под мос том ѵм и скоростью нестесненного потока пНеот, т. е. v№ = f( ^М) ^нест).
Если по малости пренебречь величиной п2Нест, то можно считать, что подпор определяется квадратом скорости ѵм, а скорость у дам бы определяется корнем из перепада уровня, то указанная функция
должна выражаться прямой линией. С приближением им |
и оНест, |
т. е. с увеличением отверстия моста ѵдр^ 0 . |
|
Следовательно, выражение для &др будет иметь вид; |
|
Одр = <Зд(Нм Онест) ■ |
(І Х - 3 7 ) |
Элементарные расходы в зоне местного размыва у головы дам бы до размыва и после связаны между собой, т. е.
кндр/ідр = Одр/іцр, |
(І Х - 3 8 ) |
где к — коэффициент пропорциональности; Одр и Лщ,— скорость и глубина у дамбы после размыва.
У головы дамбы наблюдается интенсивное вихреобразование, способствующее размыву. Поэтому размыв может продолжаться и при скоростях, меньших, чем неразмывающая Ѵо, а поэтому
^пР = ~ , |
(І Х - 3 9 ) |
Рд
где рд— коэффициент, учитывающий участие вихрей в размыве у дамбы.
Подставляя выражения (ІХ-37) и (ІХ-39) в (ІХ-38), получим
, |
__ Крдйд(Пм |
0Нест) hßp |
(ІХ-40) |
l î п р |
= - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - |
Вводя коэффициент Кт на глубину размыва в грунте, учитыва ющий уменьшение размыва с уположением откоса дамбы, получим
h n p — {Л т г р |
Л д р ) К т “Ь Л д р , |
откуда
h a p — h a p K m “Ь ^др (1 |
К т ) ■ |
Подставляя в правую часть последней формулы вместо ftnp его выражение по (ІХ-40), получим
= |
+ А„(1 - * „ ) . |
(ІХ-41) |
ѵ0
Коэффициент Кт определяли И. А. Ярославцев [154], В. А. Маглакидзе [77] и др. При учете коэффициента Кт по Ярославцеву по лучаем несколько большую величину размыва. Значения Кт, ко торые принимаем к расчету в зависимости от коэффициента откоса дамбы т, приведены ниже:
т ................ |
О |
1 |
2,0 |
3,0 |
К т . . . . |
1 |
0,71 |
0,44 |
0,32 |
Коэффициент ал и произведение «ßÄопределяли по результатам лабораторных опытов, которые проводили в лотке шириной 3,5 м с руслом шириной 30 см и глубинами на пойме 7 см, в русле — 12 см, при трех расходах воды с песками, имеющими средний диаметр частиц 0,24 и 0,7 мм.
В опытах изменяли отверстие моста и очертание дамб. До уста новки модели выполняли опыты в бытовых условиях, чтобы выявить распределение расходов по участкам живого сечения на переходе.
Каждый опыт выполняли на жесткой и размываемой моделях. На жесткой модели определяли коэффициент ад, на размывае
мой — произведение кфд.
На жесткой модели определяли среднюю скорость, под мостом измеряли скорости вблизи дамбы и выбирали наибольшую, кото рую и принимали в качестве идр. Зная скорость нестесненного потока Унест по опытам в бытовых условиях, определяли коэффициент
X)
а д — -------55----- . Этот коэффициент, определенный при ОДНОСТОРОН НІЕ ^нест
ней дамбе, проверяли при двусторонних дамбах.
На размываемой модели в месте наибольшего размыва перио дически замеряли глубину и скорости.
Опыты на размываемой модели проводили в течение 7 ч, посколь ку к этому времени параметры haр, ипр, q оказывались близкими к стабилизации.
Сопоставление результатов опытов на некоторое постоянное время не будет правильным, так как разные опыты к этому времени будут находиться в разной стадии размыва. Поэтому результаты опытов следует сравнить при стабилизации размыва. С этой целью зависимости глубины размыва от времени экстраполировали до стабилизации по обобщенной зависимости относительного размыва (отношения данного размыва к размыву при его стабилизации) от относительного времени (отношения данного времени ко времени осуществления половины размыва при его стабилизации) [27]. Если получение предельной глубины размыва возможно указанным пу тем, то для получения скорости в точке максимальной глубины при
эллиптических |
(о ) |
и прямоли- |
дамб (О) |
нейных |
( □) |
дамб |
|
Рис. ІХ-7. Зависимость ßÄA=f(P„) по опы там:
1 — для эллиптиче ских; 2 — прямоли нейных дамб
стабилизации размыва необходимо еще выполнить исследование. Поэтому произведение /cß„ на основании экспериментов можно по
лучить только по выражению |
(ІХ-41) |
исходя из предельной глуби |
|
ны после размыва. |
зависимость |
vKV = f (ѵм—ѵ[іеСт), кото- |
|
На рис. ІХ-5 приведена |
|||
рая для данной степени стеснения К ~ |
Q |
(Q M — расход, проходив- |
|
— |
QM
ший в бытовых условиях на участке моста) выражается, как и было предположено, прямой линией. Аналогичные прямые были получе ны и для других значений к.
Рис. ІХ-6 показывает, что зависимость ад = /(Я) получилась еди ной для односторонних и двусторонних дамб.
Из рассмотрения рис. ІХ-7 видно, что зависимости. кфд = /(Р д) ;
h
(где Рд = —— — коэффициент местного размыва у -дамбы.) по данЛдр
ным опытов несколько различны для эллиптических и. прямолиней
ных дамб.
Опыты, послужившие основанием для графика рис. ІХ-7, были выполнены при разных глубинах и грунтах, что указывает на неза висимость произведения рдк от этих факторов и подтверждает пра вильность структуры формулы (ІХ-41).
Сравнение |
значений |
|
||||
ядк$д, полученных по рас |
|
|||||
чету, с натурными данны |
|
|||||
ми произведено по 9 мос |
|
|||||
товым переходам. |
|
|
|
|||
Сравнение (рис. ІХ-8) |
|
|||||
показало, |
что |
пересчет в |
|
|||
натуру полученной экспе |
|
|||||
риментально |
величины |
|
||||
произведения |
адкфд |
до |
|
|||
стигается умножением его |
|
|||||
на коэффициент 0,61. Этот |
|
|||||
коэффициент дает величи |
Рис. ІХ-8. График сопоставления aHßÄ& |
|||||
ну указанного |
произведе |
натурных с опытными |
||||
ния с известным запасом. |
|
|||||
Малое |
значение этого |
|
||||
коэффициента |
объясняет |
|
||||
ся тем, что опытные |
зна |
|
||||
чения йд/сРд были опреде |
|
|||||
лены для условий |
стаби |
|
||||
лизации |
размыва. Мест |
|
||||
ный же размыв у голов |
|
|||||
ных частей дамб, |
распо |
|
||||
ложенных |
на |
пойме, |
вы |
|
||
зывается |
пойменным |
по |
|
|||
током, |
не несущим, |
как |
|
|||
правило, |
наносов. |
|
При |
|
||
этих условиях, как извест |
|
|||||
но, для стабилизации раз |
|
|||||
мыва |
требуется |
весьма |
|
|||
длительное время. |
|
|
|
|||
По |
значениям |
|
0,61 |
Рис. ІХ-9. График сопоставления hn |
||
яд/фд |
для |
упомянутых |
дамбы натурных с опытными |
|||
мостовых |
переходов |
по |
|
|||
выражению (ІХ-41) |
были определены глубины после размыва и со |
поставлены с натурными (рис. ІХ-9). Из графика видно, что рас считанные глубины размыва в большинстве случаев существенно не расходятся с натурными. Введением коэффициента для переноса в натуру произведения ад«фд учитывается среднее время, в течение которого формировался размыв в натуре, и тем самым отпадает необходимость расчета размыва во времени. Окончательно имеем выражение для расчета местного размыва в головной части дамбы:
haр — |
0 , 6 1 й д / с Р д ( ц м |
О н е с т } |
Va |
h№Km + h№( l - K m ) . (IX-42) |
|
|
|
Местные размывы у сооружений мостового перехода, как пока зали опыты, осуществляются за время меньшее, чем оощий размыз под мостом. Поэтому с некоторым запасом можно считать, что