ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
Расчетная ширина опоры по формуле (ІХ-23)
b = 4,0 + (4,4 — 4,0) |
= 4,08 м. |
По рис. ІХ-3 и табл. ІХ-5 Л40=1,06. Расчетная длина опоры по формуле (ІХ-30)
Z . 0 = 1 2 ,0 + (1 2 ,5 — 1 2 , 0 ) ^ = 12,1 м.
Ц12,1
По графику (рис. ІХ-4) при — = —— = 2,96 и а = 20° находим / = 0,45.
о4,08
По формуле (ІХ-28) коэффициент косины равен
Ко=1 + 1,22 — • |
1,12 |
0,45 = 1 + 0,933-0,45 = 1,42. |
V(h008 + 0 ’7 5\з'
По формуле (ѴІІІ-24) определяем неразмывающую скорость для связного грунта с учетом того, что поток не несет песчаных наносов
t>o=39,6(3,34 + lg 7,0) У 0,151 +3,0=294 см/сек—2,94 м/сек.
Диаметр частиц эквивалентного грунта находим по формуле (ІХ-21):
5,95 </э = — 2,944 = 63,5 мм.
По табл. ІХ-2 гидравлическая крупность для частиц диаметром 4 мм равна (так как d3> 4 мм) w = 0,22 м/сек.
|
|
|
|
b |
4,08 |
|
Глубину размыва определяем по формуле (ІХ-6), в которой при — = |
~Z~r~ |
|||
|
|
|
|
Л |
7,0 |
= |
0,583, ß0 = 0,112 и начальная |
скорость для связных грунтов |
ѵа = |
0,5оо = |
|
= |
1,47 м/сек. |
|
|
|
|
|
6,2-0,112-7,0 |
/ |
2 ,2 — 1,47 |
м. |
|
|
ДА = |
|
*1 1,06-1,42 = 3,22 |
|
|
|
/ 2,94 \0,112 |
\2,9 4 — 1,47 |
|
|
V0,22 /
Если бы поток нес песчаные наносы, например, диаметром частиц <7=0,3 мм, то неразмывающая скорость связаного грунта уменьшилась бы в е=1,4 раза [см.
2,94 формулу (ѴІІІ-24)] и была бы равна: Ц о =у^ - = ^,1 м!сек- Несмотря на то что
Оо<+, глубину размыва и в этом случае следует определять по формуле (ІХ-6).
Предварительно находим по формуле (ІХ-21) |
диаметр частиц эквивалентного |
|||
грунта d3 и соответствующую |
гидравлическую крупность: |
|||
|
5,97 |
|
мм; так как </э> 4 мм w — 0,22 м сек. |
|
d3 = -J— 2 ,H = 16,6 |
||||
|
7,0 |
2,1 |
|
|
Начальная скорость |
|
|||
кн = — = 1,0о м,сек. |
|
|||
ДА = |
6,2-0,112-7,0 |
2 ,2 — 1,05 3-4 |
1,06-1,42 = 6,1 м. |
|
/ 2,1 |
\0,П2 |
I |
||
|
2,1 — 1,05 |
|
||
|
V 0 , 2 2 |
J |
|
|
При влечении песчаных наносов необходимо определить глубину воронки размыва по формуле (ІХ-3), на которой установится динамическое равновесие наносов средним диаметром частиц d = 0,3 мм. Размывающую скорость и гидрав-
лическую крупность для частиц d=0,3 мм находим соответственно по формуле (ѴІІІ-23) и табл. ІХ-2
^ 0 = 3 ,6 ^ 7 ,0 -0 ,0 0 0 3 = 0,77 м/сек; w = 0,033 м/сек;
6 ,2 .0 ,4 2 - 7 ,° |
+ м 142,2 |
■ 0,77 |
Дh : |
|
4,08 1,06-1,42 ; |
0,77 \о,П2 |
0,033 |
|
0,033/ |
|
|
= (3,63 + |
2,48) 1,06-1,42 = 9,2 м. |
Глубина размыва при динамическом равновесии песчаных наносов в воронке размыва больше глубины размыва в связном грунте при абразивном воздействии на него песчаного материала. Поэтому к расчету при влечении песчаных наносов принимаем глубину Д/г = 6,1 м.
Пример 5. Рассчитать местный размыв у струенаправляющей дамбы эллип тического очертания.
Исходные данные для расчета приведены ниже:
Мера стеснения X ......................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
3,5 |
|
|
Глубина до размыва /гдр, м ..................................................................... |
|
|
|
ѵ„, м/сек . |
3,0 |
|
|||
Наибольшее значение средней скорости под мостом |
1,8 |
|
|||||||
Средняя скорость нестесненного потока о неСт, м /сек |
........................... |
|
|
0,3 |
|
||||
Коэффициент откоса дамбы m |
................ ............................................. |
|
|
|
|
2,5 |
|
||
Грунт — песок, средний диаметр d, м м .............................................. |
|
|
|
|
0,5 |
|
|||
По рис. ІХ-6 находим ад = 1,70; |
по данным на стр. 263 Km =0,37. Определяем |
||||||||
постоянные величины в формуле (ІХ-42): |
|
|
|
|
|
|
|||
0,61ад (им |
Онест) йДр К т= 1,73; |
/ідр (1 — Кт) = 1,89; |
|
|
|
||||
формула (ІХ-42) получает вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
йпр —1,73/cß;( + |
1,89. |
|
|
|
(ІХ-43) |
|||
Задаваясь значениями /гдр, определяем правую часть последнего выражения |
|||||||||
(табл. ІХ-6). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На графике (рис. ІХ-10) по оси абсцисс |
|
|
|
|
|
||||
отложены значения hap, а по оси |
ординат — |
|
|
/ |
с |
|
|||
значения правой части формулы (ІХ-43), обоз |
|
|
|
||||||
наченные через АПР. Из графика видно, что для |
|
|
/ |
°р |
-1 |
||||
рассмотренного примера глубина после местно |
|
|
|
% |
|
||||
|
|
1 |
іm~l,5 |
||||||
го размыва у дамбы составляет 5,75. м. |
|
у ! |
|
||||||
Пологие откосы в |
головных частях дамб |
|
|
і |
_J___ |
||||
|
|
|
|||||||
принимают для уменьшения местного размыва. |
|
Г |
і |
1 |
! |
|
|||
Если для того же примера принять крутиз |
|
& |
1 |
і |
і |
|
|||
ну откоса дамбы 1 : 1,5, то аналогичным рас |
"ÊI ’ |
1 |
! |
|
|||||
четом получаем (рис. ІХ-10), что глубина после |
|
JÜIJ___І |
!___ |
||||||
размыва существенно увеличится |
и |
составит |
' |
' |
|
|
|
"ѵ' |
|
® м• |
|
|
может |
Рис. ІХ-10. |
График |
к примеру |
|||
„ іехнико-экономическим расчетом |
расчета местного |
размыва |
у |
||||||
оыть обоснована крутизна откоса дамбы. |
|
дамбы |
|
|
|
|
|
|
|
1,73 ß |
д |
к |
1,73 ß к |
V ж |
рд |
*Рд |
ѵ0, M i c e к |
’ |
|
3 - + 1 ,8 9 |
|
»0 |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
»0 |
|
3,0 |
1,0 |
1,0 |
0,71 |
2,44 |
|
4,33 |
|
4,5 |
1,5 |
1,55 |
0,80 |
3,35 |
|
5,24 |
|
6,0 |
2,0 |
1,95 |
0,86 |
3,92 |
|
5,81 |
|
9,0 |
3,0 |
2,50 |
0,95 |
4,55 |
|
6,44 |
Пример 6. Рассчитать местный размыв у головной части траверса.
Траверс устроен на пойме для защиты насыпи подхода от продольных тече ний. Движение наносов на пойме практически отсутствует.
Данные для расчета приведены ниже: |
|
|
|||
Длина траверса |
(проекция на нормаль к направлению тече |
|
|||
ния), |
Ь, м ...................... |
|
|
|
50,0 |
Глубина |
потока |
h, м .............................................................................. |
|
|
2,0 |
Средняя скорость набегающего потока ѵ, |
м /сек ...................... |
1,10 |
|||
Грунт, средний диаметр d, м м ...................................................... |
|
0,25 |
|||
Крутизна откоса |
траверса |
т ............................................................... |
|
2,0 |
|
Угол между траверсом и |
направлением |
течения а, град |
90 |
Глубину размыва определяем по формуле (ІХ-35); ѵн— по фор муле (ІХ-7) ;
По табл. |
ІХ-3 у —0,124; г^о = 0,53 м/сек. |
|||
Тогда он = |
0,53-0,0001250124 = |
0,17 м/сек; Кт = 0,44; / С * = 1 , 0 ; |
||
1,84-2,0 |
1,10 — 0,17 |
\0,75 |
||
ДА = |
|
-------— |
I |
0 ,4 4 = 6,82 -2,04 -0,44 = 6,12 м. |
|
|
0,53 — 0,17 |
У |
|
Г л а в а X. РАСЧЕТ УРОВНЕЙ У МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА
§ 46. ПОДПОР ПЕРЕД МОСТОМ
Условия протекания потока, включающего русло и поймы, в районе мостового перехода характеризуются изменением глубин, скоростей и направлением струй по сравнению с их бытовыми зна чениями.
Протекание потока через подмостовое сечение, которое составля ет обычно одну-две ширины русла, сопровождается искривлением струй, которое начинается выше перехода и заканчивается ниже его. Характер направления течения зависит от ряда морфологиче-
ских |
факторов, |
|
расположения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
трассы перехода относительно на |
I |
|
I |
\ |
\ |
\ |
|
\ \ |
' |
|
\ |
|||||
правления |
течения, |
размеров и |
|
|
|
|||||||||||
очертания |
регуляционных соору |
I |
|
\ |
\ |
\ |
|
|
\ |
|
\ . |
|||||
жений |
(струенаправляющих дамб |
I |
|
\ |
|
\ |
v \ \ w |
|
||||||||
и траверсов). |
|
|
регулирова |
|
' |
|
|
— -------- U-чЧ\ \V\I |
||||||||
При надлежащем |
|
|
|
|||||||||||||
нии струи под мостом параллель |
|
^ ________ |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ны между собой и нормальны оси |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
мостового перехода |
(рис. Х-1). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Водная |
поверхность при стес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
нении |
потока мостовым перехо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
дом описана впервые А. М. Фро |
|
|
/ |
' |
' |
' / |
Л 7/ / |
|||||||||
ловым на основе наблюдений за |
|
/ |
||||||||||||||
|
/ |
х |
л / |
/ |
/ |
Ѵ |
/ |
/ |
/ |
|||||||
работой мостовых |
|
переходов в |
|
|
/ |
/ |
|
/ S |
|
/ |
||||||
дельте Волги. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Перед мостом |
в |
прямолиней |
Рис. Х-1. |
Направление |
струй на |
|||||||||||
ной части потока |
на |
водной по |
мостовом |
переходе |
с односторон |
|||||||||||
верхности образуется впадина, ко |
|
|
|
|
ней поймой |
|
|
|
||||||||
торая |
объясняется |
|
более высоки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ми скоростями этой части потока сравнительно с частью потока, сливающегося под мост с поймы. Ниже мостового перехода наблю дается растекание части потока от моста.
В профиле водной поверхности вдоль прямолинейной части потока на участке, где сказывается влияние мостового перехода, различаются следующие характерные участки (рис. Х-2). Выше моста от сечения, где начинает влиять мостовой переход, наблюда ется кривая подпора, в пределах которой уровни повышаются, а ук лоны и скорости снижаются по сравнению с бытовыми. В некото ром сечении разность подпертой и бытовой глубин достигает наи большей величины и называется подпором перед мостом.
Далее вниз по течению свободная поверхность потока характе ризуется кривой спада, в пределах которой уклоны и скорости воз растают по сравнению с бытовыми, а глубины постепенно снижа ются. Непосредственно^ под мостом уровень мало отличается от бытового и глубины под мостом отличаются от бытовых на сотые или тысячные доли последних. Далее вниз по течению бытовые глу бины восстанавливаются.
lz
Рис. Х-2. Продольный профиль поверхности вдоль прямолинейной
струи:
1 — д н о р у с л а ; 2 — б ы т о в а я
в о д н а я п о в е р х н о сть ; |
3 — з о |
н а п о д п о р а; 4 — з о н а |
п они |
ж е н и я у р о в н я ; 5 — о сь м о с т о во го п е р ех о д а
Подпор представляет собой накопление потенциальной энергии, необходимой для преодоления дополнительного гидравлического сопротивления, которое создается сужением потока мостовым пе реходом и расширением потока ниже моста.
Определение подпора перед мостом является одной из задач, решаемых при проектировании мостового перехода. Подпор необ ходимо знать для назначения наинизшей отметки бровки полотна подходов к мосту и выявления подтопления угодий и населенных пунктов выше мостового перехода, для расчета общего размыва под мостом с учетом гидрографа паводка, расчета пойменных мостов в общем разливе. Подпором определяется местный размыв в голов ных частях струенаправляющих дамб.
В зависимости от стадии решаемой задачи и ее характера мож но ограничиться приближенной величиной подпора или опреде лять его с наибольшей точностью. Исследованием подпора зани мались в СССР А. М. Латышенков, О. В. Андреев, Л. Л. Лиштван, И. С. Ротенбург идр., за рубежом — И. Н. Бредли.
Для выявления наиболее приемлемой формулы для определе ния подпора перед мостом в 1965 г. провел исследование М. П. По ляков. В гидравлическом лотке он замерял подпоры при двусторон нем стеснении с одним отверстием, а также с двумя отверстиями и сопоставлял их с результатами расчетов по формулам Андреева, Латышенкова и Ротенбурга.
Результаты исследований показали, что формула Андреева дает значительно заниженный результат. Формула Латышенкова дает некоторое занижение при малых перепадах, а при средних и боль ших — хорошо согласуется с результатами экспериментов. Формула Ротенбурга дает хорошую сходимость с экспериментальными дан ными, однако при малых перепадах также дает некоторое расхож дение с ними. Поскольку точность измерения малых перепадов не велика, этим и можно объяснить расхождения между наблюденны ми и вычисленными значениям подпоров по каждой из двух указанных формул. А. М. Латышенков получил хорошее совпадение натурных данных с результатами расчета по своей формуле и фор муле И. С. Ротенбурга. Последняя формула имеет вид [114]:
2
(Х-1)
где к — коэффициент, определяемый по зависимости
(Х-2)
ум — средняя скорость течения в живом сечении стесненного потока под мостом, м/сек; Убм— средняя скорость при отсутст вии стеснения потока в части живого сечения, перекрывае-