Файл: Переходы через водотоки..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчетная ширина опоры по формуле (ІХ-23)

b = 4,0 + (4,4 — 4,0)

= 4,08 м.

По рис. ІХ-3 и табл. ІХ-5 Л40=1,06. Расчетная длина опоры по формуле (ІХ-30)

Z . 0 = 1 2 ,0 + (1 2 ,5 — 1 2 , 0 ) ^ = 12,1 м.

Ц12,1

По графику (рис. ІХ-4) при — = —— = 2,96 и а = 20° находим / = 0,45.

о4,08

По формуле (ІХ-28) коэффициент косины равен

Ко=1 + 1,22 — •

1,12

0,45 = 1 + 0,933-0,45 = 1,42.

V(h008 + 0 ’7 5'

По формуле (ѴІІІ-24) определяем неразмывающую скорость для связного грунта с учетом того, что поток не несет песчаных наносов

t>o=39,6(3,34 + lg 7,0) У 0,151 +3,0=294 см/сек—2,94 м/сек.

Диаметр частиц эквивалентного грунта находим по формуле (ІХ-21):

5,95 </э = — 2,944 = 63,5 мм.

По табл. ІХ-2 гидравлическая крупность для частиц диаметром 4 мм равна (так как d3> 4 мм) w = 0,22 м/сек.

 

 

 

 

b

4,08

 

Глубину размыва определяем по формуле (ІХ-6), в которой при — =

~Z~r~

 

 

 

 

Л

7,0

=

0,583, ß0 = 0,112 и начальная

скорость для связных грунтов

ѵа =

0,5оо =

=

1,47 м/сек.

 

 

 

 

 

6,2-0,112-7,0

/

2 ,2 — 1,47

м.

 

 

ДА =

 

*1 1,06-1,42 = 3,22

 

 

/ 2,94 \0,112

\2,9 4 — 1,47

 

 

V0,22 /

Если бы поток нес песчаные наносы, например, диаметром частиц <7=0,3 мм, то неразмывающая скорость связаного грунта уменьшилась бы в е=1,4 раза [см.

2,94 формулу (ѴІІІ-24)] и была бы равна: Ц о =у^ - = ^,1 м!сек- Несмотря на то что

Оо<+, глубину размыва и в этом случае следует определять по формуле (ІХ-6).

Предварительно находим по формуле (ІХ-21)

диаметр частиц эквивалентного

грунта d3 и соответствующую

гидравлическую крупность:

 

5,97

 

мм; так как </э> 4 мм w — 0,22 м сек.

d3 = -J— 2 ,H = 16,6

 

7,0

2,1

 

Начальная скорость

 

кн = — = 1,0о м,сек.

 

ДА =

6,2-0,112-7,0

2 ,2 — 1,05 3-4

1,06-1,42 = 6,1 м.

/ 2,1

\0,П2

I

 

2,1 — 1,05

 

 

V 0 , 2 2

J

 

 

При влечении песчаных наносов необходимо определить глубину воронки размыва по формуле (ІХ-3), на которой установится динамическое равновесие наносов средним диаметром частиц d = 0,3 мм. Размывающую скорость и гидрав-


лическую крупность для частиц d=0,3 мм находим соответственно по формуле (ѴІІІ-23) и табл. ІХ-2

^ 0 = 3 ,6 ^ 7 ,0 -0 ,0 0 0 3 = 0,77 м/сек; w = 0,033 м/сек;

6 ,2 .0 ,4 2 - 7 ,°

+ м 142,2

■ 0,77

Дh :

 

4,08 1,06-1,42 ;

0,77 \о,П2

0,033

0,033/

 

 

= (3,63 +

2,48) 1,06-1,42 = 9,2 м.

Глубина размыва при динамическом равновесии песчаных наносов в воронке размыва больше глубины размыва в связном грунте при абразивном воздействии на него песчаного материала. Поэтому к расчету при влечении песчаных наносов принимаем глубину Д/г = 6,1 м.

Пример 5. Рассчитать местный размыв у струенаправляющей дамбы эллип­ тического очертания.

Исходные данные для расчета приведены ниже:

Мера стеснения X .........................................................................................

 

 

 

 

 

 

3,5

 

Глубина до размыва /гдр, м .....................................................................

 

 

 

ѵ„, м/сек .

3,0

 

Наибольшее значение средней скорости под мостом

1,8

 

Средняя скорость нестесненного потока о неСт, м /сек

...........................

 

 

0,3

 

Коэффициент откоса дамбы m

................ .............................................

 

 

 

 

2,5

 

Грунт — песок, средний диаметр d, м м ..............................................

 

 

 

 

0,5

 

По рис. ІХ-6 находим ад = 1,70;

по данным на стр. 263 Km =0,37. Определяем

постоянные величины в формуле (ІХ-42):

 

 

 

 

 

 

0,61ад (им

Онест) йДр К т= 1,73;

/ідр (1 — Кт) = 1,89;

 

 

 

формула (ІХ-42) получает вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

йпр —1,73/cß;( +

1,89.

 

 

 

(ІХ-43)

Задаваясь значениями /гдр, определяем правую часть последнего выражения

(табл. ІХ-6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На графике (рис. ІХ-10) по оси абсцисс

 

 

 

 

 

отложены значения hap, а по оси

ординат —

 

 

/

с

 

значения правой части формулы (ІХ-43), обоз­

 

 

 

наченные через АПР. Из графика видно, что для

 

 

/

°р

-1

рассмотренного примера глубина после местно­

 

 

 

%

 

 

 

1

іm~l,5

го размыва у дамбы составляет 5,75. м.

 

у !

 

Пологие откосы в

головных частях дамб

 

 

і

_J___

 

 

 

принимают для уменьшения местного размыва.

 

Г

і

1

!

 

Если для того же примера принять крутиз­

 

&

1

і

і

 

ну откоса дамбы 1 : 1,5, то аналогичным рас­

"ÊI

1

!

 

четом получаем (рис. ІХ-10), что глубина после

 

JÜIJ___І

!___

размыва существенно увеличится

и

составит

'

'

 

 

 

"ѵ'

® м•

 

 

может

Рис. ІХ-10.

График

к примеру

„ іехнико-экономическим расчетом

расчета местного

размыва

у

оыть обоснована крутизна откоса дамбы.

 

дамбы

 

 

 


 

 

 

 

1,73 ß

д

к

1,73 ß к

V ж

рд

*Рд

ѵ0, M i c e к

 

3 - + 1 ,8 9

»0

 

 

 

 

 

 

 

 

»0

3,0

1,0

1,0

0,71

2,44

 

4,33

4,5

1,5

1,55

0,80

3,35

 

5,24

6,0

2,0

1,95

0,86

3,92

 

5,81

9,0

3,0

2,50

0,95

4,55

 

6,44

Пример 6. Рассчитать местный размыв у головной части траверса.

Траверс устроен на пойме для защиты насыпи подхода от продольных тече­ ний. Движение наносов на пойме практически отсутствует.

Данные для расчета приведены ниже:

 

 

Длина траверса

(проекция на нормаль к направлению тече­

 

ния),

Ь, м ......................

 

 

 

50,0

Глубина

потока

h, м ..............................................................................

 

 

2,0

Средняя скорость набегающего потока ѵ,

м /сек ......................

1,10

Грунт, средний диаметр d, м м ......................................................

 

0,25

Крутизна откоса

траверса

т ...............................................................

 

2,0

Угол между траверсом и

направлением

течения а, град

90

Глубину размыва определяем по формуле (ІХ-35); ѵн— по фор­ муле (ІХ-7) ;

По табл.

ІХ-3 у 0,124; г^о = 0,53 м/сек.

Тогда он =

0,53-0,0001250124 =

0,17 м/сек; Кт = 0,44; / С * = 1 , 0 ;

1,84-2,0

1,10 — 0,17

\0,75

ДА =

 

-------—

I

0 ,4 4 = 6,82 -2,04 -0,44 = 6,12 м.

 

 

0,53 — 0,17

У

 

Г л а в а X. РАСЧЕТ УРОВНЕЙ У МОСТОВОГО ПЕРЕХОДА

§ 46. ПОДПОР ПЕРЕД МОСТОМ

Условия протекания потока, включающего русло и поймы, в районе мостового перехода характеризуются изменением глубин, скоростей и направлением струй по сравнению с их бытовыми зна­ чениями.

Протекание потока через подмостовое сечение, которое составля­ ет обычно одну-две ширины русла, сопровождается искривлением струй, которое начинается выше перехода и заканчивается ниже его. Характер направления течения зависит от ряда морфологиче-


ских

факторов,

 

расположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трассы перехода относительно на­

I

 

I

\

\

\

 

\ \

'

 

\

правления

течения,

размеров и

 

 

 

очертания

регуляционных соору­

I

 

\

\

\

 

 

\

 

\ .

жений

(струенаправляющих дамб

I

 

\

 

\

v \ \ w

 

и траверсов).

 

 

регулирова­

 

'

 

 

— -------- U-чЧ\ \V\I

При надлежащем

 

 

 

нии струи под мостом параллель­

 

^ ________

 

 

 

 

 

 

ны между собой и нормальны оси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мостового перехода

(рис. Х-1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Водная

поверхность при стес­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нении

потока мостовым перехо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дом описана впервые А. М. Фро­

 

 

/

'

'

' /

Л 7/ /

ловым на основе наблюдений за

 

/

 

/

х

л /

/

/

Ѵ

/

/

/

работой мостовых

 

переходов в

 

 

/

/

 

/ S

 

/

дельте Волги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед мостом

в

прямолиней­

Рис. Х-1.

Направление

струй на

ной части потока

на

водной по­

мостовом

переходе

с односторон­

верхности образуется впадина, ко­

 

 

 

 

ней поймой

 

 

 

торая

объясняется

 

более высоки­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми скоростями этой части потока сравнительно с частью потока, сливающегося под мост с поймы. Ниже мостового перехода наблю­ дается растекание части потока от моста.

В профиле водной поверхности вдоль прямолинейной части потока на участке, где сказывается влияние мостового перехода, различаются следующие характерные участки (рис. Х-2). Выше моста от сечения, где начинает влиять мостовой переход, наблюда­ ется кривая подпора, в пределах которой уровни повышаются, а ук­ лоны и скорости снижаются по сравнению с бытовыми. В некото­ ром сечении разность подпертой и бытовой глубин достигает наи­ большей величины и называется подпором перед мостом.

Далее вниз по течению свободная поверхность потока характе­ ризуется кривой спада, в пределах которой уклоны и скорости воз­ растают по сравнению с бытовыми, а глубины постепенно снижа­ ются. Непосредственно^ под мостом уровень мало отличается от бытового и глубины под мостом отличаются от бытовых на сотые или тысячные доли последних. Далее вниз по течению бытовые глу­ бины восстанавливаются.

lz

Рис. Х-2. Продольный профиль поверхности вдоль прямолинейной

струи:

1 — д н о р у с л а ; 2 — б ы т о в а я

в о д н а я п о в е р х н о сть ;

3 — з о ­

н а п о д п о р а; 4 — з о н а

п они ­

ж е н и я у р о в н я ; 5 — о сь м о с­ т о во го п е р ех о д а


Подпор представляет собой накопление потенциальной энергии, необходимой для преодоления дополнительного гидравлического сопротивления, которое создается сужением потока мостовым пе­ реходом и расширением потока ниже моста.

Определение подпора перед мостом является одной из задач, решаемых при проектировании мостового перехода. Подпор необ­ ходимо знать для назначения наинизшей отметки бровки полотна подходов к мосту и выявления подтопления угодий и населенных пунктов выше мостового перехода, для расчета общего размыва под мостом с учетом гидрографа паводка, расчета пойменных мостов в общем разливе. Подпором определяется местный размыв в голов­ ных частях струенаправляющих дамб.

В зависимости от стадии решаемой задачи и ее характера мож­ но ограничиться приближенной величиной подпора или опреде­ лять его с наибольшей точностью. Исследованием подпора зани­ мались в СССР А. М. Латышенков, О. В. Андреев, Л. Л. Лиштван, И. С. Ротенбург идр., за рубежом — И. Н. Бредли.

Для выявления наиболее приемлемой формулы для определе­ ния подпора перед мостом в 1965 г. провел исследование М. П. По­ ляков. В гидравлическом лотке он замерял подпоры при двусторон­ нем стеснении с одним отверстием, а также с двумя отверстиями и сопоставлял их с результатами расчетов по формулам Андреева, Латышенкова и Ротенбурга.

Результаты исследований показали, что формула Андреева дает значительно заниженный результат. Формула Латышенкова дает некоторое занижение при малых перепадах, а при средних и боль­ ших — хорошо согласуется с результатами экспериментов. Формула Ротенбурга дает хорошую сходимость с экспериментальными дан­ ными, однако при малых перепадах также дает некоторое расхож­ дение с ними. Поскольку точность измерения малых перепадов не­ велика, этим и можно объяснить расхождения между наблюденны­ ми и вычисленными значениям подпоров по каждой из двух указанных формул. А. М. Латышенков получил хорошее совпадение натурных данных с результатами расчета по своей формуле и фор­ муле И. С. Ротенбурга. Последняя формула имеет вид [114]:

2

(Х-1)

где к — коэффициент, определяемый по зависимости

(Х-2)

ум — средняя скорость течения в живом сечении стесненного потока под мостом, м/сек; Убм— средняя скорость при отсутст­ вии стеснения потока в части живого сечения, перекрывае-